Марченко Ольга Ивановна,
учитель физики МОУ-СОШ №3
г.Маркса Саратовской области
«Азбука для всех»
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Введение
Познавательный проект «Азбука для всех» направлен на формирование знаний и умений безопасного поведения и навыков действий в опасных ситуациях с учет особенностей проявления физических законов в повседневной жизни. В ходе исследования убедиться, что применяя на практике знания физических законов, обеспечит понимание возможных причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, несчастных случаев на воде на реках и водоемах, пожаров и т.д. и поможет правильно действовать в экстремальных ситуациях.
Азбука – книга, со страницами «Безопасность дорожного движения», «Безопасность и защита детей при пожаре», «Безопасность детей на воде (по временам года)».
Очень важно, чтобы учащиеся с ранних лет осознавали, что здоровье не даётся навечно от рождения, его нужно сохранять и укреплять на протяжении всей жизни.
В методичке представлен ряд тем по физике и ОБЖ («Безопасность и защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях») для учащихся 8-9 классов, в которых возможна интеграция данных предметов.
Методические рекомендации предназначены учителям физики, ОБЖ общеобразовательных учреждений и могут быть использованы ими при организации проектно- исследовательской деятельности в школе.
Страница «Безопасность дорожного движения»
Тема: Механические явления.
Равноускоренное движение.
Вопрос для исследования: Почему нельзя перебегать дорогу перед близко идущей машиной?
Цель исследования: Выяснить, почему автомобиль не может остановиться мгновенно, от чего зависит тормозной путь и время торможения.
Варианты представления результатов исследования: текстовый материал.
Учебные вопросы:
Что вы знаете о тормозном пути автомобиля?
От чего зависит время торможения автотранспортных средств?
Зачем при торможении автомобиля водитель включает задний красный свет?
Для чего на шинах автомобилей делают глубокий рельефный рисунок?
Какое свойство красно - желтых лучей используется для сигналов опасности на всех видах транспорта?
Какие дополнительные требования предъявляются к движению велосипедов, мопедов, скутеров, к техническому состоянию этих транспортных средств и их оснастке?
Что следует понимать под общей культурой участников дорожного движения?
Страница «Безопасность детей при пожаре»
2.1Тема: Тепловые явления. Физические основы горения.
Вопрос для исследования: Почему вода гасит огонь?
Цель исследования: Объяснить воздействие на поверхность горящих материалов охлаждающими огнетушащими средствами.
Варианты представления результатов исследования: презентация, буклет.
Учебные вопросы
Классификация огнетушащих веществ, способов и приемов прекращения горения.
Какие простые механизмы используют при вскрытии и разборах конструкций в процессе тушения пожара? 2.2 Тема: Электрические явления.
Вопрос для исследования: Почему нагревается проводник электрическим током?
Цель исследования: Какие меры пожарной безопасности используют в быту при эксплуатации электрооборудования и электроприборов. Как защитить квартиру в многоэтажном доме от токовых перегрузок в электрической сети? Варианты представления результатов исследования: стендовый доклад, презентация.
Учебные вопросы
Почему запрещается включать в электросеть потребители с завышенной мощностью (самодельные обогреватели, водогрейки, «козлы»)?
Чем опасны нестандартные предохранители - «жучки»?
Сформулировать алгоритм поведения во время пожара дома и в учебном заведении.
Страница «Безопасность детей на воде»
3.1Тема: Закон Архимеда. Условие плавания тел.
Вопрос для исследования: Выяснить, каковы условия плавания тел в жидкости?
Цель исследования: Объяснить, почему, человек способен находиться на поверхности воды, не боясь утонуть.
Варианты представления результатов исследования: презентация.
Тема: Преломление света. Следствие из закона преломления света. Вопрос для исследования: Почему опасно купаться или нырять в незнакомом месте?
Цель исследования: Доказать, используя следствие из закона преломления света, что глубина реки кажется примерно на треть меньше, чем есть на самом деле.
Варианты представления результатов исследования: памятка, буклет.
Учебные вопросы
Тема. Давление. Сила давления.
Вопрос для исследования: Почему человек на лыжах ходит по рыхлому снегу, а без лыж проваливается?
Цель исследования: Доказать, что давление человека в лыжах на рыхлый снег намного меньше, чем без лыж.
Варианты представления результатов исследования: памятка, презентация.
Учебные вопросы
Почему по тонкому льду люди передвигаются ползком?
Как действовать при проваливании под лед?
Как действовать, чтобы помочь утопающему?
Какие меры безопасности на льду необходимо соблюдать: при катании на коньках, лыжах, зимней рыбной ловли со льда.
Список используемой литературы:
1.Большая электронная энциклопедия Кирилла и Мефодия 2008г.
2. Перышкин А.Р. Учебник физики 8 класс, М. Просвещение 2008г.
3.Енохович А.С.Справочник по физике и технике, М. Просвещение 1989г.
4.Блудов М.И. Беседы по физике, М.Просвещение 1985г.
5. В.П.Синичкин Внеклассная работа по физике, Саратов «Издательство «Лицей» 2002г.
6.Сердинский В.Г. Экскурсии по физике, М. Просвещение 1999г.
7. Основы безопасности жизнедеятельности. Учебник для образовательных учреждений 9класс. - Москва: Просвещение. 2000.
8. Иванюков М.И. Основы безопасности жизнедеятельности. Тетрадь с печатной основой для учащихся 8-го класса. - Саратов: Лицей. 1999.
9. Еремеев В.Е. Безопасное обращение с электричеством. Газета «Физика» Издательского дома «Первое сентября», №17/2005
10. Диск «Отрытый урок» Фестиваль педагогических идей.
11. Ресурсы Интернета.
Дидактические материалы
1. Безопасность дорожного движения
1.Теоретическая задача на расчет тормозного пути и время торможения.
Исходя из законов физики, доказать, что автомобиль не может остановиться мгновенно, даже если водитель нажмет на тормоза.
2.Практическая работа «Определение коэффициента трения
для заснеженной и свободно от снега дороги»
Цель: определить коэффициент трения.
3. Исследовательская работа «Роль сил трения (трение покоя, скольжения и трение качения) при движении автомобиля»
Цель: выяснить, какую роль играют трение покоя, скольжения и трение качения при движении автомобиля. Сделать вывод.
Безопасность детей при пожаре
Практическая работа «Защита квартир в многоэтажном доме от токовых перегрузок в электрической сети»
Цель. Выяснить, как защищены квартиры в многоэтажном доме от токовых перегрузок в электрической сети.
Практическая работа «Токовые перегрузки электрической сети в квартире»
Цель: выяснить, насколько может быть перегружена электрическая сеть в квартире, если включить одновременно максимальное число бытовых электрических приборов.
Текст вычислительных задач. Сделать анализ полученных результатов.
Задача 1. Рассчитать количество теплоты, необходимой для превращения в пар кипятка массой 100г и сравнить с количеством теплоты, необходимой для нагревания того же количества холодной воды до 100
С.
Задача 2. Сравнить объем, занимаемый 100г воды, с объемом водяного пара, образованного при испарении того же количества воды; ρ
=0,598кг/м
- плотность насыщенного водяного пара, при t=100⁰С (из справочника по физике)
Задание. Воспользуйтесь таблицей и объясните, почему неэффективно тушить водой горящие жидкости (масла, мазут, нефть и др.) и газы.
Жидкость | Вода | Бензин | Керосин | Мазут | Масло машинное | Нефть |
Плотность, кг/м![](https://fsd.multiurok.ru/html/2017/09/11/s_59b6922b97ead/686280_4.png) | 1000 | 710-750 | 790-820 | 890-1000 | 900-920 | 730-940 |
3.Безопасность детей на воде
1. Практическая работа «Выяснение условий плавания тела в жидкости»
Цель работы: Выяснить условия плавания тел в зависимости от плотностей тела и жидкости.
Замечание. Плавучесть человеку обеспечивает воздух, набираемый им при вдохе в легкие. При полном большом вдохе объем тела увеличивается, средняя плотность человеческого тела становится меньше плотности воды, и он всплывает. При выдохе объем тела уменьшается (тело теряет - плавучесть) и человеку приходится создавать себе подъемную силу движением рук. Искусство плавания - это, прежде всего умение правильно дышать, координируя свои вдохи и выдохи с движениями рук и ног.
2. Практическая работа «Расчет давления, производимого на снег лыжником».
Цель исследования: Доказать, что давление человека в лыжах на рыхлый снег намного меньше, чем без лыж.