СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Познавательный проект "Азбука для всех"

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Познавательный проект  «Азбука для всех» направлен на   формирование знаний и умений безопасного поведения и навыков действий в опасных ситуациях с учет  особенностей проявления  физических законов в повседневной жизни.

Просмотр содержимого документа
«Познавательный проект "Азбука для всех"»

Марченко Ольга Ивановна,

учитель физики МОУ-СОШ №3

г.Маркса Саратовской области


«Азбука для всех»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Введение


Познавательный проект «Азбука для всех» направлен на формирование знаний и умений безопасного поведения и навыков действий в опасных ситуациях с учет особенностей проявления физических законов в повседневной жизни. В ходе исследования убедиться, что применяя на практике знания физических законов, обеспечит понимание возможных причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, несчастных случаев на воде на реках и водоемах, пожаров и т.д. и поможет правильно действовать в экстремальных ситуациях.

Азбука – книга, со страницами «Безопасность дорожного движения», «Безопасность и защита детей при пожаре», «Безопасность детей на воде (по временам года)».

Очень важно, чтобы учащиеся с ранних лет осознавали, что здоровье не даётся навечно от рождения, его нужно сохранять и укреплять на протяжении всей жизни.

В методичке представлен ряд тем по физике и ОБЖ («Безопасность и защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях») для учащихся 8-9 классов, в которых возможна интеграция данных предметов.

Методические рекомендации предназначены учителям физики, ОБЖ общеобразовательных учреждений и могут быть использованы ими при организации проектно- исследовательской деятельности в школе.


  1. Страница «Безопасность дорожного движения»



    1. Тема: Механические явления.

Равноускоренное движение.

Вопрос для исследования: Почему нельзя перебегать дорогу перед близко идущей машиной?

Цель исследования: Выяснить, почему автомобиль не может остановиться мгновенно, от чего зависит тормозной путь и время торможения.

Варианты представления результатов исследования: текстовый материал.


Учебные вопросы:

  • Что вы знаете о тормозном пути автомобиля?

  • От чего зависит время торможения автотранспортных средств?

  • Зачем при торможении автомобиля водитель включает задний красный свет?

  • Для чего на шинах автомобилей делают глубокий рельефный рисунок?

  • Какое свойство красно - желтых лучей используется для сигналов опасности на всех видах транспорта?

  • Какие дополнительные требования предъявляются к движению велосипедов, мопедов, скутеров, к техническому состоянию этих транспортных средств и их оснастке?

  • Что следует понимать под общей культурой участников дорожного движения?

  1. Страница «Безопасность детей при пожаре»

2.1Тема: Тепловые явления. Физические основы горения.


Вопрос для исследования: Почему вода гасит огонь?

Цель исследования: Объяснить воздействие на поверхность горящих материалов охлаждающими огнетушащими средствами.

Варианты представления результатов исследования: презентация, буклет.

Учебные вопросы

  • Каковы основные причины пожара?

  • Классификация огнетушащих веществ, способов и приемов прекращения горения.

  • Какие простые механизмы используют при вскрытии и разборах конструкций в процессе тушения пожара? 2.2 Тема: Электрические явления.

Вопрос для исследования: Почему нагревается проводник электрическим током?

Цель исследования: Какие меры пожарной безопасности используют в быту при эксплуатации электрооборудования и электроприборов. Как защитить квартиру в многоэтажном доме от токовых перегрузок в электрической сети? Варианты представления результатов исследования: стендовый доклад, презентация.


Учебные вопросы

  • Почему запрещается включать в электросеть потребители с завышенной мощностью (самодельные обогреватели, водогрейки, «козлы»)?

  • Чем опасны нестандартные предохранители - «жучки»?

  • Сформулировать алгоритм поведения во время пожара дома и в учебном заведении.

  1. Страница «Безопасность детей на воде»

3.1Тема: Закон Архимеда. Условие плавания тел.

Вопрос для исследования: Выяснить, каковы условия плавания тел в жидкости?

Цель исследования: Объяснить, почему, человек способен находиться на поверхности воды, не боясь утонуть.

Варианты представления результатов исследования: презентация.


    1. Тема: Преломление света. Следствие из закона преломления света. Вопрос для исследования: Почему опасно купаться или нырять в незнакомом месте?

Цель исследования: Доказать, используя следствие из закона преломления света, что глубина реки кажется примерно на треть меньше, чем есть на самом деле.

Варианты представления результатов исследования: памятка, буклет.


Учебные вопросы

  • Какие способы преодоления водных преград с помощью поддерживающих средств вам знакомы?

  • Что должен знать каждый школьник о мерах безопасности при купании?

  • Как действовать при экстремальной ситуации на воде?



    1. Тема. Давление. Сила давления.

Вопрос для исследования: Почему человек на лыжах ходит по рыхлому снегу, а без лыж проваливается?

Цель исследования: Доказать, что давление человека в лыжах на рыхлый снег намного меньше, чем без лыж.

Варианты представления результатов исследования: памятка, презентация.

Учебные вопросы


  • Почему по тонкому льду люди передвигаются ползком?

  • Как действовать при проваливании под лед?

  • Как действовать, чтобы помочь утопающему?

  • Какие меры безопасности на льду необходимо соблюдать: при катании на коньках, лыжах, зимней рыбной ловли со льда.


Список используемой литературы:

  • 1.Большая электронная энциклопедия Кирилла и Мефодия 2008г.

  • 2. Перышкин А.Р. Учебник физики 8 класс, М. Просвещение 2008г.

  • 3.Енохович А.С.Справочник по физике и технике, М. Просвещение 1989г.

  • 4.Блудов М.И. Беседы по физике, М.Просвещение 1985г.

  • 5. В.П.Синичкин Внеклассная работа по физике, Саратов «Издательство «Лицей» 2002г.

  • 6.Сердинский В.Г. Экскурсии по физике, М. Просвещение 1999г.

  • 7. Основы безопасности жизнедеятельности. Учебник для образовательных учреждений 9класс. - Москва: Просвещение. 2000.

  • 8. Иванюков М.И. Основы безопасности жизнедеятельности. Тетрадь с печатной основой для учащихся 8-го класса. - Саратов: Лицей. 1999.

  • 9. Еремеев В.Е. Безопасное обращение с электричеством. Газета «Физика» Издательского дома «Первое сентября», №17/2005

  • 10. Диск «Отрытый урок» Фестиваль педагогических идей.

  • 11. Ресурсы Интернета.

Дидактические материалы

1. Безопасность дорожного движения

1.Теоретическая задача на расчет тормозного пути и время торможения.

Исходя из законов физики, доказать, что автомобиль не может остановиться мгновенно, даже если водитель нажмет на тормоза.

2.Практическая работа «Определение коэффициента трения для заснеженной и свободно от снега дороги»

Цель: определить коэффициент трения.

3. Исследовательская работа «Роль сил трения (трение покоя, скольжения и трение качения) при движении автомобиля»

Цель: выяснить, какую роль играют трение покоя, скольжения и трение качения при движении автомобиля. Сделать вывод.


  1. Безопасность детей при пожаре

    1. Практическая работа «Защита квартир в многоэтажном доме от токовых перегрузок в электрической сети»

Цель. Выяснить, как защищены квартиры в многоэтажном доме от токовых перегрузок в электрической сети.

  1. Практическая работа «Токовые перегрузки электрической сети в квартире»

Цель: выяснить, насколько может быть перегружена электрическая сеть в квартире, если включить одновременно максимальное число бытовых электрических приборов.

  1. Текст вычислительных задач. Сделать анализ полученных результатов.

Задача 1. Рассчитать количество теплоты, необходимой для превращения в пар кипятка массой 100г и сравнить с количеством теплоты, необходимой для нагревания того же количества холодной воды до 100С.

Задача 2. Сравнить объем, занимаемый 100г воды, с объемом водяного пара, образованного при испарении того же количества воды; ρ =0,598кг/м- плотность насыщенного водяного пара, при t=100⁰С (из справочника по физике)

Задание. Воспользуйтесь таблицей и объясните, почему неэффективно тушить водой горящие жидкости (масла, мазут, нефть и др.) и газы.

Жидкость

Вода

Бензин

Керосин

Мазут

Масло машинное

Нефть

Плотность, кг/м

1000

710-750

790-820

890-1000

900-920

730-940


3.Безопасность детей на воде

1. Практическая работа «Выяснение условий плавания тела в жидкости»

Цель работы: Выяснить условия плавания тел в зависимости от плотностей тела и жидкости.

Замечание.   Плавучесть человеку обеспечивает воздух, набираемый им при вдохе в легкие. При полном большом вдохе объем тела  увеличивается, средняя плотность человеческого тела становится меньше плотности воды, и он всплывает. При выдохе объем тела уменьшается (тело теряет - плавучесть) и человеку приходится создавать себе подъемную силу движением рук. Искусство плавания - это, прежде всего умение правильно дышать, координируя свои вдохи и выдохи с движениями рук и ног.

2. Практическая работа «Расчет давления, производимого на снег лыжником».

Цель исследования: Доказать, что давление человека в лыжах на рыхлый снег намного меньше, чем без лыж.












Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!