СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Практическая часть по русскому языку 3 класс. Школа России

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Практическая часть по русскому языку 3 класс. Школа России»

Контрольные диктанты с грамматическим заданием по русскому языку.

3 класс



Программа: «Школа России»

По плану за год – 9 р.

№4 – за полугодие

№9 – за год.


  1. Предложение.

  2. Слово в языке и речи.

  3. Состав слова

  4. --------------------- (административный)

  5. Правописание частей слова.

  6. Правописание имён существительных с шипящими на конце

  7. Имя существительное.

  8. Имя прилагательное.

  9. Глагол.

  10. -------------------- (административный).



































Диктант №1 по теме «Предложение»


Осенний лес


Ах, какими красками пылает осенний лес! Ты видел такой лес? В октябре деревья теряют свой наряд. Пёстрый ковер шуршит под ногами. Это листья надёжно укрывают всё живое от морозов. Октябрь – последний грибной месяц. Один раз я нашёл даже белый гриб. Хорош был гриб!


Задание.


1 вариант:

  1. Поставь ударение в словах первого предложения.

  2. Выпиши из текста два слова, которые обозначают признак предмета.

  3. Составь предложение из слов

На, ягоды, полянах, брусники, лесных, краснеют.

Подчеркни грамматическую основу, выпиши словосочетания.


2 вариант:

  1. Поставь ударение в словах пятого предложения.

  2. Выпиши из текста два слова, которые обозначают действие предмета.

  3. Составь предложение из слов

В, гуляет, осеннем, ветер, свободно, лесу.

Подчеркни грамматическую основу, выпиши словосочетания.



















Диктант №2 по теме «Слово в языке и речи»

Пришла зима



Ночью ударил мороз. Он сковал ледком лужи на лесных дорожках. Резкий ветер гулял по лесу. Зябко стало дубкам и берёзка. Холод загнал в норки зверьков. Мелкие пташки спрятались в гнёздышки. Там птичкам тепло. Вдруг каркнул ворон. Робкий зайчишка прижал от страха уши. Школьники стали готовить кормушки для птиц и зверей.


Задание.


1 вариант:

  1. Выпиши из текста три слова с парными звонкими и глухими согласными в корне.

  2. Подбери к словам однокоренные проверочные слова:

гла__кий, бума__ка, сколь__кий

  1. В третьем предложении подчеркни грамматическую основу, надпиши части речи.

  2. Сделай звуко-буквенный анализ слова ЛЕБЕДЬ.



2 вариант:

  1. Выпиши из текста три слова с парными звонкими и глухими согласными в корне.

  2. Подбери к словам однокоренные проверочные слова:

ска__ка, сла__кий, кру__ка

  1. В пятом предложении подчеркни грамматическую основу, надпиши части речи.

  2. Сделай звуко-буквенный анализ слова ГОЛУБЬ.














Диктант №3 по теме «Состав слова»

Зелёные огоньки


Вечером у лесной тропинки мы увидели светлячков. Они ползали и освещали

свой маленький удивительный мир. Мы решили понаблюдать за этими зелёненькими огоньками. Несколько светлячков всю ночь горели и переливались на листочках сирени. Светят в темноте маленькие жучки. А мы хотим узнать о них больше. Завтра прочитаем об этих зелёных огоньках в умной книге.


Задание.


1 вариант:

  1. Подбери и запиши четыре слова с корнем – ХОД -.

  2. Разбери по составу слова ИЗБУШКА, ЗАПИСКА.

  3. Запиши три слова с суффиксом - НИК -.

  4. Подчеркни грамматическую основу в первом предложении, надпиши части речи.


  1. вариант:

  1. Подбери и запиши четыре слова с корнем – САД -.

  2. Разбери по составу слова ДОМИКИ, ПОДЕЛКА.

  3. Запиши три слова с суффиксом - ТЕЛЬ -.

  4. Подчеркни грамматическую основу в пятом предложении, надпиши части речи.



















Диктант №5 по теме «Правописание частей слова»

Советы школьнику


В твоём учебнике много текстов. Внимательно читай их. Отвечай на вопросы. Это

поможет тебе запомнить самое главное из статьи.

Но природу нельзя изучать только по учебнику. Друзья помогут наблюдать днём за солнцем, а ночью за луной и звёздами. Труд людей объединяет. Илья Петрович объяснит работу воды и ветра.

У Татьяны много книг и журналов. Там есть объяснения и ответы на трудные вопросы. Человек – часть природы. Какое счастье - много знать!


Задание.


1 вариант:

  1. Выпиши из текста два слова с проверяемым парным согласным в корне слова, подбери проверочные слова.

  2. Подбери к данным словам по два проверочных слова:

Б__Р__ДА, З__Л__НЕТЬ, СТ__Р__НА

  1. Разбери по составу слова.

ВЕСТНИК, ВКУСНЫЙ

  1. Замени эти слова однокоренными с непроизносимым согласным в корне слова:

ХРУСТЕТЬ, СЕРДЕЧКО



2 вариант:

  1. Выпиши из текста два слова с проверяемым парным согласным в корне слова, подбери проверочные слова.

  2. Подбери к данным словам по два проверочных слова:

В__С__ЛИТЬ, М__Л__ДОЙ, Г__Л__ВА

  1. Разбери по составу слова.

ТРОСТНИК, УЖАСТНЫЙ

  1. Замени эти слова однокоренными с непроизносимым согласным в корне слова:

МЕСТО, ОПОЗДАТЬ







Диктант №6 по теме

«Существительное. Мягкий знак на конце существительных после шипящих»


На рыбалке


Полночь. Я и мой товарищ пошли удить рыбу. Тропинка к озеру вела через рожь. На берегу был готов шалаш. Мы оставили в нём весь наш багаж.

Ночь была звёздная. Стояла тишь. В чаще, на другом берегу, прокричал сыч. Его крик был похож на плач ребёнка.

Лодка мягко скользила по воде. Мы кинули удочки. Начался клёв. Нам попались ёрш, лещ и карась.


Задание

1 вариант

  1. Выписать из текста пять имён существительных с шипящими на конце, объяснить написание.

  2. Разделите слова на две группы, запишите. Вставьте мягкий знак там, где необходимо:

грач…, брош…, ключ…, мелоч…, меч…, мощ…

  1. В третьем предложении у всех существительных определить род.

  2. Поменяйте форму слова, выделите окончания:

ночи - вещи -

калачи - богачи -



2 вариант

  1. Выписать из текста пять имён существительных с шипящими на конце, объяснить написание.

  2. Разделите слова на две группы, запишите. Вставьте мягкий знак там, где необходимо:

стриж…, молодёж…, лож…, трубач…, гореч…, врач…

  1. В восьмом предложении у всех существительных определить род.

  2. Поменяйте форму слова, выделите окончания:

борщи - речи -

мыши - этажи -











Диктант №7 по теме «Существительное»


Дорога к озеру


Весь день мы шли сосновыми лесами. На сухих полянах пели кузнечики. В

воздухе пахло горячей сосновой корой и душистой земляникой. В небе над верхушками сосен висели ястребы. Мы отдыхали в тени осин и берёз. Потом пробирались через чащу на сырые места. Дышали грибным прелым запахом травы и корней. Жара для нас была мучительна. Только к закату мы вышли на берег озера.


Задание


1 вариант:

  1. Определи падеж существительных:

ОТ ПОЧКИ К ПОЧКЕ СКАТЫВАЕТСЯ КАПЛЯ.

  1. Определи род имён существительных и вставь пропущенные буквы.

ТИШ__, ЭТАЖ__, ДОЧ__, КАЛАЧ__

  1. Напиши по два существительных мужского среднего и женского рода.

  2. Разбери второе предложение по членам предложения и частям речи.


2 вариант:

  1. Определи падеж существительных:

ПО КОРЕ БОЛЬШОЙ ВЕТКИ БЕЖИТ ВОДА.

  1. Определи род имён существительных и вставь пропущенные буквы.

ШАЛАШ__, СТОРОЖ__, НОЧ__, ПОМОЩ__

  1. Напиши по два существительных мужского среднего и женского рода.

  2. Разбери пятое предложение по членам предложения и частям речи.
















Диктант №78 по теме «Прилагательное»


Весеннее утро


Как хорошо весенним утром в лесу. Вот из-за горизонта выкатилось огромное

красное солнце. Вот солнечные лучи попали в густой туман. Он заклубился розовым паром. Открылась водная гладь. На сосенке проснулась крошечная шишечка. Малютка смотрит на широкое поля за рекой. Видит стройные ели с пушистыми ветвями. Слушает радостное пение птиц. Вдыхает аромат лёгкого весеннего воздуха. Вся природа вместе с ней радуется весне.


Задание


1 вариант:


  1. Выпиши из текста три словосочетания:

прилагательное + существительное

  1. Подбери синонимы к данным словам:

СМЕЛЫЙ, ПРИЛЕЖНЫЙ

  1. Разбери последнее предложение по членам предложения и частям речи.


2 вариант:


  1. Выпиши из текста три словосочетания:

прилагательное + существительное

  1. Подбери синонимы к данным словам:

ВЫСОКИЙ, ВАЖНЫЙ

  1. Разбери четвёртое предложение по членам предложения и частям речи.













Диктант №9 по теме «Глагол»


После грозы


Грозовой ливень насытил землю водой, очисти воздух от пыли и гари. Промытое

голубое небо широко улыбнулось. Радостное солнце трепетало повсюду. Земля дышала свежим ароматом полыни и мяты. Прекрасно в такой ласковый день побегать по влажной прибрежной траве. Мы бродим по песчаному дну тёплой реки, плещемся в чистой воде и радуемся всему. А вокруг капает с деревьев, играет нежное солнышко. Поют зяблики, соловьи, дрозды. Хорошо!


Задание


1 вариант:

  1. Разбери второе предложении по членам предложения и частям речи.

  2. Определи время и число глаголов в предложениях:

Летом волки ходят сытые.

Ветер погнал тучу к мокрым лесам и полям.

Скоро в небе вспыхнут первые лучи солнца.

  1. Вставь в данное предложение подходящий глагол:

Солнце _____________ за тучу, и стало темно.


2 вариант:

  1. Разбери третье предложении по членам предложения и частям речи.

  2. Определи время и число глаголов в предложениях:

По опушкам леса ещё растут грибы.

У корней деревьев скоро проворно забегают муравьи.

Гордая старая цапля спустилась к воде.

  1. Вставь в данное предложение подходящий глагол:

В это время по дорожке ________ зверёк страшнее кошки.













Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!