СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 22.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Практическая работа № 1

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дано краткое изложение теоретических вопросов по теме "Общие сведения о рисунке и композиции" и описан порядок выполнения практической работы № 1.

Просмотр содержимого документа
«Практическая работа № 1»

ТЕМА 1. Общие сведения о рисунке И КОМПОЗИЦИИ

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 1

ВЫПОЛНЕНИЕ ТОНАЛЬНОЙ ШКАЛЫ РАЗЛИЧНЫМИ ГРАФИЧЕСКИМИ СРЕДСТВАМИ. УПРАЖНЕНИЯ на развитие начальных навыков в технике рисунка

Цель: научиться правильно держать карандаш, выполнять штрихи и линии различного направления, создавать ровные по тону и однородные по фактуре тональные пятна и плавные тональные переходы, выполнить рисунок тональной шкалы.

Задания:

  1. Повторите основные понятия темы.

  2. Выполните упражнения:

  • заполните плоскость квадрата прямыми линиями различного направления (горизонтальными, вертикальными, наклонными);

  • заполните плоскость круга дугообразными линиями различной плотности.

  1. Выполните рисунок тональной шкалы, используя различные графические средства выражения (точку, линию, пятно).

Требования к оформлению: рисунок и упражнения выполняются в карандаше на листе формата А4, лист рекомендуется располагать вертикально.


краткое изложение теоретических вопросов

Основными графическими средствами выражения являются точка, линия, штрих, пятно, фактура.

Точка – минимальный графический элемент, полученный от соприкосновения графического материала с поверхностью листа. Художественная выразительность точки зависит от размера (большая или малая); конфигурации (правильная или неправильная фигура, сложная или простая); тона (графической проработки пятна, светлота или темнота которого соответствует ахроматической шкале) и расположения на композиционной плоскости.

Линия – изображение, полученное в результате длинной траектории движения точки на плоскости листа. Художественная выразительность линии зависит от пластической конфигурации (прямая, ломаная, волнистая, радиальная), направленности (вертикальная, горизонтальная, наклонная), размера и протяженности (тонкая – широкая, длинная - короткая); и тонального соответствия ахроматической шкале (светлая – темная).

Штрих - изображение, полученное в результате короткой траектории движения точки на плоскости листа. Характер штриха определяется графическим инструментом: твердый или мягкий карандаш, маркер, уголь, перо. Комбинация штрихов используется для моделировки объема, передачи светотени, создания фактурного пятна - плотные или разреженные ряды штрихов, параллельные или пересекающиеся, дугообразные и т.д.

Пятно – изображение на плоскости листа, полученное плотно расположенными точечно-линейными структурами. Пятно может быть «мягким», не имеющим контура или плоской фигурой с замкнутой линией контура, ограничивающей часть пространства на плоскости листа. Художественная выразительность пятна зависит от конфигурации (правильная или неправильная форма, простая или сложная), размера (большая или малая форма), и тональной проработки в соответствии с ахроматической шкалой.

Характер пятна можно изменять при помощи фактуры, которая создается в результате комбинирования точек, линий и штрихов.

А хроматическая шкала представляет собой набор выкрасок (образцов) бесцветных тонов различной светлоты - от белого до черного через ряд серых оттенков. Ахроматическая шкала содержит определенное число ступеней (7-11), в равной степени отличающихся одна от другой по светлоте.

ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ

Овладение мастерством рисунка начинается с упражнений, развивающих глаз и руку. Эти упражнения на первый взгляд кажутся простыми, но выполнение их представляет немалую сложность. Все упражнения выполняются «на глаз» и «от руки». Пользоваться линейкой, циркулем и другими инструментами категорически запрещается, т.к. это тормозит развитие глазомера.

  1. Заполнение плоскости квадрата прямыми линиями различного направления (рис. 1.1).

Посередине верхней части листа нарисуйте квадрат со стороной 10 - 12 см. Осевыми линиями разделите квадрат на четыре равные части. Верхнюю левую часть квадрата заполните прямыми горизонтальными линиями. Их следует выполнять слева направо, затем в обратном направлении. Расстояние между линиями должно быть одинаковым (1 - 2 мм). Аналогичным образом заполните верхнюю правую часть квадрата прямыми вертикальными линиями, левую нижнюю – прямыми наклонными линиями в одну сторону, а правую нижнюю – прямыми наклонными линиями в другую сторону.

Рисунок 1.1 - Заполнение плоскости квадрата прямыми линиями различного направления

  1. Заполнение плоскости круга дугообразными линиями различной плотности (рис. 1.2).

Посередине нижней части листа бумаги нарисуйте круг диаметром 10 - 12 см. Осевыми линиями разделите круг на четыре равные части. Каждую четверть заполните дугообразными линиями параллельными дуге круга, увеличивая в каждой четверти расстояние между линиями на 2 мм.

Рисунок 1.2 - Заполнение плоскости круга дугообразными линиями различной плотности


  1. Выполнение рисунка тональной шкалы.

Для создания тональной шкалы на новом листе постройте три ряда, состоящих из 5 - 7 квадратов со стороной 30 мм. Ряды должны располагаться посередине листа на одинаковом расстоянии друг от друга.

Тональная шкала создается путем последовательного наслаивания друг на друга слоев линий, штрихов или точек.

В первом ряду выполните тональную шкалу, используя линейную графику (рис. 1.3). Для этого сначала проложите первый слой линий в удобном для руки направлении - как правило, оно лежит в диапазоне между 30 и 60 градусов. Каждый последующий слой прокладывают, отступив на один квадрат, изменяя направление линии на противоположное, горизонтальное и вертикальное. С пятого квадрата возвращаются к первоначальному направлению линии. Подобные действия повторяют до тех пор, пока не будет достигнут нужный тон.


Рисунок 1.3 - Тональная шкала, выполненная линейной графикой


Во втором ряду выполните тональную шкалу используя точечную графику (рис. 1.4). Плотность точек в каждом последующем квадрате необходимо увеличивать. Размер и конфигурация точек могут быть различными.


Рисунок 1.4 - Тональная шкала, выполненная точечной графикой


В третьем ряду выполните тональную шкалу с фактурной поверхностью при помощи комбинирования точек, линий и штрихов (рис. 1.5).

Рисунок 1.5 - Тональная шкала с фактурной поверхностью




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя