ТЕМА 1. Общие сведения о рисунке И КОМПОЗИЦИИ
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 1
ВЫПОЛНЕНИЕ ТОНАЛЬНОЙ ШКАЛЫ РАЗЛИЧНЫМИ ГРАФИЧЕСКИМИ СРЕДСТВАМИ. УПРАЖНЕНИЯ на развитие начальных навыков в технике рисунка
Цель: научиться правильно держать карандаш, выполнять штрихи и линии различного направления, создавать ровные по тону и однородные по фактуре тональные пятна и плавные тональные переходы, выполнить рисунок тональной шкалы.
Задания:
-
Повторите основные понятия темы.
-
Выполните упражнения:
-
заполните плоскость квадрата прямыми линиями различного направления (горизонтальными, вертикальными, наклонными);
-
заполните плоскость круга дугообразными линиями различной плотности.
-
Выполните рисунок тональной шкалы, используя различные графические средства выражения (точку, линию, пятно).
Требования к оформлению: рисунок и упражнения выполняются в карандаше на листе формата А4, лист рекомендуется располагать вертикально.
краткое изложение теоретических вопросов
Основными графическими средствами выражения являются точка, линия, штрих, пятно, фактура.
Точка – минимальный графический элемент, полученный от соприкосновения графического материала с поверхностью листа. Художественная выразительность точки зависит от размера (большая или малая); конфигурации (правильная или неправильная фигура, сложная или простая); тона (графической проработки пятна, светлота или темнота которого соответствует ахроматической шкале) и расположения на композиционной плоскости.
Линия – изображение, полученное в результате длинной траектории движения точки на плоскости листа. Художественная выразительность линии зависит от пластической конфигурации (прямая, ломаная, волнистая, радиальная), направленности (вертикальная, горизонтальная, наклонная), размера и протяженности (тонкая – широкая, длинная - короткая); и тонального соответствия ахроматической шкале (светлая – темная).
Штрих - изображение, полученное в результате короткой траектории движения точки на плоскости листа. Характер штриха определяется графическим инструментом: твердый или мягкий карандаш, маркер, уголь, перо. Комбинация штрихов используется для моделировки объема, передачи светотени, создания фактурного пятна - плотные или разреженные ряды штрихов, параллельные или пересекающиеся, дугообразные и т.д.
Пятно – изображение на плоскости листа, полученное плотно расположенными точечно-линейными структурами. Пятно может быть «мягким», не имеющим контура или плоской фигурой с замкнутой линией контура, ограничивающей часть пространства на плоскости листа. Художественная выразительность пятна зависит от конфигурации (правильная или неправильная форма, простая или сложная), размера (большая или малая форма), и тональной проработки в соответствии с ахроматической шкалой.
Характер пятна можно изменять при помощи фактуры, которая создается в результате комбинирования точек, линий и штрихов.
А
хроматическая шкала представляет собой набор выкрасок (образцов) бесцветных тонов различной светлоты - от белого до черного через ряд серых оттенков. Ахроматическая шкала содержит определенное число ступеней (7-11), в равной степени отличающихся одна от другой по светлоте.
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ
Овладение мастерством рисунка начинается с упражнений, развивающих глаз и руку. Эти упражнения на первый взгляд кажутся простыми, но выполнение их представляет немалую сложность. Все упражнения выполняются «на глаз» и «от руки». Пользоваться линейкой, циркулем и другими инструментами категорически запрещается, т.к. это тормозит развитие глазомера.
-
Заполнение плоскости квадрата прямыми линиями различного направления (рис. 1.1).
Посередине верхней части листа нарисуйте квадрат со стороной 10 - 12 см. Осевыми линиями разделите квадрат на четыре равные части. Верхнюю левую часть квадрата заполните прямыми горизонтальными линиями. Их следует выполнять слева направо, затем в обратном направлении. Расстояние между линиями должно быть одинаковым (1 - 2 мм). Аналогичным образом заполните верхнюю правую часть квадрата прямыми вертикальными линиями, левую нижнюю – прямыми наклонными линиями в одну сторону, а правую нижнюю – прямыми наклонными линиями в другую сторону.
Рисунок 1.1 - Заполнение плоскости квадрата прямыми линиями различного направления
-
Заполнение плоскости круга дугообразными линиями различной плотности (рис. 1.2).
Посередине нижней части листа бумаги нарисуйте круг диаметром 10 - 12 см. Осевыми линиями разделите круг на четыре равные части. Каждую четверть заполните дугообразными линиями параллельными дуге круга, увеличивая в каждой четверти расстояние между линиями на 2 мм.
Рисунок 1.2 - Заполнение плоскости круга дугообразными линиями различной плотности
-
Выполнение рисунка тональной шкалы.
Для создания тональной шкалы на новом листе постройте три ряда, состоящих из 5 - 7 квадратов со стороной 30 мм. Ряды должны располагаться посередине листа на одинаковом расстоянии друг от друга.
Тональная шкала создается путем последовательного наслаивания друг на друга слоев линий, штрихов или точек.
В первом ряду выполните тональную шкалу, используя линейную графику (рис. 1.3). Для этого сначала проложите первый слой линий в удобном для руки направлении - как правило, оно лежит в диапазоне между 30 и 60 градусов. Каждый последующий слой прокладывают, отступив на один квадрат, изменяя направление линии на противоположное, горизонтальное и вертикальное. С пятого квадрата возвращаются к первоначальному направлению линии. Подобные действия повторяют до тех пор, пока не будет достигнут нужный тон.
Рисунок 1.3 - Тональная шкала, выполненная линейной графикой
Во втором ряду выполните тональную шкалу используя точечную графику (рис. 1.4). Плотность точек в каждом последующем квадрате необходимо увеличивать. Размер и конфигурация точек могут быть различными.
Рисунок 1.4 - Тональная шкала, выполненная точечной графикой
В третьем ряду выполните тональную шкалу с фактурной поверхностью при помощи комбинирования точек, линий и штрихов (рис. 1.5).
Рисунок 1.5 - Тональная шкала с фактурной поверхностью