УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА
«МЕТОДИКА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ»
РАЗДЕЛ 3. СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДИКА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ
ИНСТРУКЦИЯ
ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ № 1
«РАЗРАБОТКА ПЛАНА-КОНСПЕКТА ЗАНЯТИЯ ПО ОБУЧЕНИЮ СТРОЕВЫМ УПРАЖНЕНИЯМ ДЕТЕЙ»
Составитель: Михневич Татьяна Антоновна, преподаватель методики физического воспитания и развития детей
Обсуждена и одобрена на заседании цикловой комиссии общепрофессиональных дисциплин Протокол №______
от ___________________________
2022
Практическая работа №1
Тема работы: «Разработка плана-конспекта занятия по обучению строевым упражнениям детей»
РАЗДЕЛ 1 «ЦЕЛЬ И РЕЗУЛЬТАТ ОБУЧЕНИЯ»
ЦЕЛЬ ОБУЧЕНИЯ | РЕЗУЛЬТАТ ОБУЧЕНИЯ |
II УРОВЕНЬ ПОНИМАНИЯ |
Научиться сравнивать содержание требований учебной программы дошкольного образования по обучению строевым упражнениям. | Учащийся анализирует требования учебной программы дошкольного образования по обучению строевым упражнениям |
III УРОВЕНЬ ПРИМЕНЕНИЯ |
Сформировать умение разрабатывать план-конспект занятия по обучению строевым упражнениям детей, выполнять графическое задание | Разрабатывает план-конспект занятия по обучению строевым упражнениям детей, выполняет графическое задание |
РАЗДЕЛ 2. «ОСНАЩЕНИЕ РАБОТЫ»
1 .Учебная программа дошкольного образования. Минск, издательство: Национальный институт образования, «Аверсэв», 2019 - 480 с.
2.Памятка по разработке плана–конспекта занятия по обучению строевым упражнениям (Приложение 1)
РАЗДЕЛ 3. «ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ»
Строй - это удобное и целесообразное размещение занимающихся на спортивной площадке, в зале или в другом месте. В строевых упражнениях различают:
- построения в колонну, шеренгу, в круг, врассыпную;
- перестроения из колонны по одному в колонну по два, три, четыре; из колонны в круг или несколько кругов; из одной шеренги в две или несколько и т.п.;
- повороты на месте и в движении налево, направо, кругом;
- размыкания и смыкания;
- передвижения строем.
Строевые упражнения - средство разностороннего развития детей дошкольного возраста. Для удобства использования строевых упражнений в спортивном зале устанавливаются условные точки [5, с.50].
Построение в колонну. Колонна - размещение друг за другом в затылок на расстоянии вытянутой руки (одного шага). Построение в колонну осуществляется вдоль длинной стороны спортивной площадки, начиная от верхнего правого угла. Воспитатель становится лицом к детям в голове колонны, на один шаг справа от направляющего.
В младшей группе дети строятся в колонну в любом порядке на дорожке из клеенки или картона около расположенных в ряд кубиков, вдоль лежащей на полу веревки, между двумя начерченными линиями, вдоль одной линии. Малыши получают игровое задание: «Станьте на узкий мостик» и т.п. форму задания придают упражнениям предметы.
В целом, при обучении видам строевых упражнений в младшей группе широко используют игровые приемы, зрительные ориентиры (вначале объемные, затем плоскостные), распоряжения, поощрения и похвала детей. Команды в работе с детьми младшего возраста не используются.
Дети средней группы должны знать название строя (колонна), уметь строиться по росту. Для быстрого и качественного построения целесообразно использовать естественные ориентиры - архитектурные детали помещения, предметы убранства групповой комнаты, стационарную разметку спортивного зала, игровое оборудование и растение и растения на игровом участке и др. Ориентирами могут быть и сами дети - направляющий, средний, замыкающий. Значимость самого маленького по росту ребенка надо подчеркнуть тем, что после него никто не должен становиться [3]. Детей учат строиться в разных местах площадки и зала. Команды в работе с детьми не используются.
Дети старшей группы должны уметь строиться быстро, четко, знать, как стоять в строю, как равняться, как проверять свое положение в строю, понимать смысл и значение команд и распоряжений. Словом, объем и содержание требований к детям старшего дошкольного возраста значительно возрастает. Однако нельзя забывать об особенностях возраста, игнорировать специфику дошкольного обучения категорично требовать от дошколят выполнения всех традиционных для строя действий. Даже команда как прием обучения, требующий одновременных и четких действий, не должна быть лишена игровых оттенков, особенно на первом этапе. Обучающие действия и уровень требований к детям при обучении строевым упражнениям надо переносить, а другие похожие упражнения в построении. [3]. Во всех возрастных группах для закрепления навыка строевых упражнений широко используют подвижные игры («Поезд», «Пойдем гулять», «За высоким и низким», «Найди себе пару» и др.)
РАЗДЕЛ 4 «ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ»
1. Изучите содержание образовательной области «Физическая культура» учебной программы дошкольного образования по обучению строевым упражнениям детей разных возрастных групп.
2.Выполните сравнительный анализ задач по обучению строевым упражнениям детей в разных возрастных группах.
3. Заполните таблицу № 1 «Обучение строевым упражнениям детей». Оформите вывод
Таблица 1
№ п/п | Возрастная группа | СТРОЕВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ | |
Построения | Перестроения | Повороты | Смыкания размыкания | Передвижение строем |
1. | Младший дошкольный возраст (2-3) | | | | | |
2. | Младший дошкольный возраст (3-4) | | | | | |
3. | Средний дошкольный возраст (4-5) | | | | | |
4. | Старший дошкольный возраст (5-6) | | | | | |
4. Разработайте план-конспект занятия по обучению строевым упражнениям, руководствуясь памяткой (Приложение 1)
Приложение 1
Памятка по разработке плана-конспекта занятия
по обучению детей строевым упражнениям
Определите задачи по обучению строевым упражнениям детей (возрастную группу определяет педагог): оздоровительные, образовательные, воспитательные задачи с учетом требований учебной программы дошкольного образования.
Составьте конспект занятия по обучению строевым упражнениям по определенной форме: заголовок, общие сведения о занятии (дата, время проведения, место проведения, количество детей); задачи занятия (наметить оздоровительные типа занятия (обучающий), образовательные, воспитательные задачи). Образовательную задачу следует записывать так: «Формировать умение строиться в шеренгу с помощью ориентиров» и т.д.
Укажите перечень физкультурного инвентаря (Например, кубики или матрешки по количеству детей при обучении построению в шеренгу)
Продумайте методику обучения строевым упражнениям детей, рациональный способ организации детей.
Выполните графическую разметку расположения детей и педагога при обучении строевым упражнениям.
Оформите запись на листе в следующей последовательности:
План-конспект занятия по обучению строевым упражнениям
Возрастная адресованность: младший дошкольный возраст
Тема: Построение в круг
Место проведения: физкультурный зал
Количество детей: 20 человек
Задачи занятия: оздоровительные; образовательные; воспитательные.
Оборудование и материал: кубики пластмассовые размером 5*5 см (по количеству детей) и др.
Таблица 2
№ п/п | Содержание | Дозировка | Темп | Организационно-методические указания |
| | | | |
В графе «Содержание» указать название упражнения («Построение в шеренгу».
В графе «Дозировка» указывается количество повторений упражнений или время, отводимое на выполнение данного упражнения [5].
В графе «Темп» указывается темп выполнения упражнений (медленный, быстрый, умеренный).
В графе «Организационно-методические указания» способы организации детей, размещение детей и педагога, расположение физкультурного инвентаря (в виде графического изображения), даются рекомендации к методике проведения строевых упражнений [5].
7 . Составьте перечень подвижных игр, которые могут быть использованы для закрепления приобретенных навыков строевых упражнений (Таблица 3).
Перейдите по ссылке в интернете https://nsportal.ru/detskiy-sad/fizkultura/2014/09/18/kartoteka-podvizhnykh-igr-300-igr
Таблица 3
Спортивное упражнение | Тематика подвижных игр |
Младший дошкольный возраст | Средний дошкольный возраст | Старший дошкольный возраст |
Шеренга | | | |
Колонна | | | |
Круг | | | |
Построение в пары | | | |
РАЗДЕЛ 5 «ФОРМА ОТЧЕТА О РАБОТЕ»
Сделайте заключение и выводы о результатах работы, степени реализации целей обучения в рамках выполнения практической работы №1.
Практическая работа № 1________________________________
Номер учебной группы _________________________________
Фамилия, инициалы обучающегося _______________________
Дата выполнения работы ________________________________
Тема работы: __________________________________________
Цель работы: __________________________________________
Задание: ______________________________________________
Оснащение работы: _____________________________________
Результаты выполнения работы: ___________________________
РАЗДЕЛ 6 «КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ»
Дайте определение понятию «строевые упражнения». Укажите виды строевых упражнений, доступные детям дошкольного возраста.
Раскройте методику обучения построению в колонну в разных возрастных группах. Проследите усложнение.
Раскройте методику обучения построению в пары в разных возрастных группах. Проследите усложнение.
Раскройте методику обучения построению врассыпную в разных возрастных группах. Проследите усложнение.
Раскройте методику обучения построению в шеренгу в разных возрастных группах. Проследите усложнение.
Раскройте методику обучения построению в круг в разных возрастных группах. Проследите усложнение.
Укажите технику и раскройте методику обучения перестроению из одной колонны в несколько, одной шеренги в две, из одного круга в несколько.
РАЗДЕЛ 7 «РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА»
Учебная программа дошкольного образования. Минск, издательство: Национальный институт образования, «Аверсэв», 2019 - 480 с.
Степаненкова, Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка: Учебн. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений.- М.: Издательский центр «Академия», 2001.-368 с.(42-51).
Шебеко, В.Н. и др. Методика физического воспитания в дошкольных учреждениях: Учеб.для учащихся пед. колледжей и училищ/В. Н. Шебеко, В.А. Шишкина, Н.Н. Ермак. - Минск, Унiверсiтэцкае, 1998.- 184с
Шебеко, В.Н. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста: учеб.пособие / В.Н. Шебеко. 3-изд., испр.- Минск: Вышэйшая школа, 2015.- 287 с.: ил.
Хухлаева, Д.В. Методика физического воспитания в дошкольных учреждениях: Учеб.для учащихся по спец. № 2010 «Воспитание в дошкольных учреждениях». - М.: Просвещение,1984. - 208с., ил.
Власенко, Н.Э.300 подвижных игр для дошкольников: практическое пособие / Н.Э. Власенко.– М.: Айрис-пресс, 2011. – 160 с.
.
300 подвижных игр для дошкольников: практическое пособие / Н.