СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 26.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Практическая работа №1. «выявление влияния статической и динамической работы на утомление мышц»

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №1. «ВЫЯВЛЕНИЕ ВЛИЯНИЯ СТАТИЧЕСКОЙ И ДИНАМИЧЕСКОЙ РАБОТЫ НА УТОМЛЕНИЕ МЫШЦ»

Просмотр содержимого документа
«Практическая работа №1. «выявление влияния статической и динамической работы на утомление мышц»»

Урок 18. Биология 8-А класс дата_____


8-Б класс дата_____


ТЕМА: ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №1. «ВЫЯВЛЕНИЕ ВЛИЯНИЯ СТАТИЧЕСКОЙ И ДИНАМИЧЕСКОЙ РАБОТЫ НА УТОМЛЕНИЕ МЫШЦ»

Цель: сформировать  у  учащихся  представление  о  механизме  сокращения  мышц, разных  вариантах  этого  процесса у  разных  типов мышечных  тканей, влияния статистической и динамической работы на утомление мышц. Сформировать  понятия  сила  мышц и  утомление.

УУД:

Предметные: Называть структурные компоненты мышц, виды мышц. Описывать особенности работы мышечной системы. Объяснять механизм регуляции деятельности мышц, необходимость динамических нагрузок, используя самонаблюдения. Обосновывать роль соблюдения правил гигиены физического труда. Выполнять практическую работу. Проводить самонаблюдения. Фиксировать результаты наблюдений, делать выводы. Развивать умения наблюдать и фиксировать результаты наблюдений.

Метапредметные: Умение выдвигать гипотезу, давать определения понятиям, классифицировать объекты, делать выводы и заключения, участвовать в совместной деятельности (работа в паре, малых группах), выделять главные и существенные признаки понятий, составлять описание объектов, осуществлять поиск и отбор информации, выявлять причинно-следственные связи, вступать в диалог с учителем, преобразовывать информацию из одной формы в другую. Умение выполнять учебное задание в соответствии с целью.

Личностные: Формирование основ научно-атеистического мировоззрения, развитии человека, на примере согласованной работы мышц-сгибателей и разгибателей, понятия о единстве противоположностей в природе

Оборудование: Компьютер, мультимедийный проектор. Раздаточный материал, грузы массой 1, 3 и 5 кг.

Тип урока: Комбинированный урок, с элементами исследовательской деятельности.


Ход урока

    1. Организационный этап

Взаимное приветствие. Подготовка учащихся к работе на уроке, определение цели и задачи урока.

    1. Проверка домашнего задания

  1. Мозговой штурм

      1. Назовите виды мышечной ткани.

      2. Перечислите функции мышц. (защита, движении)

      3. Что такое актин, миозин? (белки мышц)

      4. Что такое статистическая и динамическая работа мышц

      5. Утомление мышц

III. Актуализация знаний

Ребята каким образом работают наши мышцы? Что заставляет их работать. (рефлекс, т.е. нервные импульсы).

Когда маленький ребенок учится ходит , он шатается, падает, балансирует руками. Чем объясняется такая неточность движений? ( Ходьба , сложный процесс, при котором необходимо согласование работы множества мышц.)

Мышцы могут уставать? От чего зависит работа мышц и утомление?

IV Целеполагание:. Как вы считаете, о чём мы на уроке будем говорить?

Что вы можете узнать по этой теме?

V Изучение нового материала

ФИЗМИНУТКА

  1. Выполнение практической части урока

Практическую работу учащиеся выполняют по 2 группам


Практическая работа № 1

Утомление при статической и динамической работе


Цель: дать знания о динамической и статической работе мышц; выявить причины наступления утомления.


Оборудование: Груз массой 1, 3, 5 кг., секундомер или часы с секундной стрелкой.


Ход работы:


Работа, связанная с перемещением тела или груза в пространстве, назы­вается динамической (управление токарным станком, пилка дров и т.д.) – при ней сокращение мышц чередуются с их расслаблением; а работа, связанная с удержанием определенной позы или груза, — статической – мышца находится в непрерывном сокращении. При любой динамической работе часть мышц всегда функционирует в статической режиме. Мышцы лишь исполнительные органы, само движение, включающее как статические, так и динамические элементы, определяется деятельностью нервной системы.

1. Динамическая работа. Работа проводится в группах. Испытуемый последовательно, после нескольких перерывов (3-5мин.), сгибает руку с грузами разной массы (в одном ритме). Экспериментаторы (2-3 человека) фиксирует время начала эксперимента и время начала утомления (когда выполнения упражнения в заданном ритме невозможно). В момент наступления утомления упражнение прекращается. 1 человек фиксирует число движений при разных нагрузках.

Результаты следует зафиксировать в таблице, произведя необходимые расчеты. Считается среднее арифметическое время.


Нагрузка ( кг)

m - масса груза

Путь руки

(м) S

Число движений

Т

Начало утомления

(секунды)

Работа

(кгм)

А

1

0,5




1,5

0,5





А=Т×S×m;


2. Статическая работа. Работа проводится в группах. Берет груз массой 1 кг, отводит ее на вытянутую руку в сторону горизонтально вдоль доски и меловой чертой отмечают уровень, на котором находится рука с грузом. Он держит до тех пор, пока рука не начнет опускаться от напряжения ( вначале рука неподвижна, затем она начинает опускаться ниже отметки, после чего рывком возвращается в исходное положение: отклонение от нормы вызывает рефлексы, восстанавливающие норму; затем уставшая мышца начинает дрожать, и , наконец, рука опускается – это время засекают по секундомеру). Начало и окончание опыта фиксируются экспериментатором. Опыт повторяется после непродолжительного отдыха (3-5 мин.) с грузом массой 1,5 кг. Считают число возвращение руки в исходное положение.

Результаты следует зафиксировать в таблице, произведя необходимые расчеты.


Нагрузка ( кг)

m - масса груза

Путь руки

(м) S

Число движений

Т

Начало утомления

(секунды)

Работа

(кгм)

А

1

0,5




1,5

0,5





А=Т×S×m;


3. Сравнить результаты динамической и статической работы.


Нагрузка ( кг)

m - масса груза

Работа динамическая

(кгм)

А

Работа статическая

(кгм)

А

1



1,5




4. Вывод:

Ответить на вопросы

А) От чего зависит величина производимой человеком работы?

(От нагрузки на мышцы и темпа их сокращений).

Б) При каких условиях обеспечивается наибольшая производительность работы и наименьшее утомление?

(При средней нагрузке на мышцы и среднем темпе их сокращений – так называемый закон среднего ритма.).

В) В каждой семье всегда бывает необходимость что–нибудь починить, сбить, подстрогать, подкрасить, убрать комнату, вымыть пол, постирать белье, произвести необходимые работы в саду, на огороде и т.д. . Ученые – физиологи называю такую работу «активным отдыхом». Очень часто школьники уклоняются от этой работы, считая, что они учатся и никакими другими делами заниматься недолжны. Объясните, в чем заключается «ошибка» школьников?

( Работоспособность и общее состояние здоровья человека зависят от чередования умственного и физического труда т.е. одни нервные центры работают, а другие отдыхают).

Г) Объясните, почему мышечная деятельность оказывает влияние на весь организм в целом, на общее состояние и самочувствие человека?

(Работа мышц зависит от правильного функционирования всех систем организма. Мышечная работа требует затрат энергии, которую организм должен из чего то выработать и доставить к месту использования – мышцам).


VI Этап применения знаний. Решение познавательных задач

  1. Два человека поспорили, как лучше нести груз: переменно правой и левой рукой без отдыха или нести его в правой руке, потом отдыхать и снова нести в той же руке.

Ответьте, - когда скорее восстановилось рабочее состояние правой руки, при отдыхе или при работе левой рукой? Какое значение для мышечной системы имеет активный отдых?

Вывод. Быстрее восстанавливается работоспособность правой руки при работе левой рукой. Активный отдых быстрее  снимает утомление мышц, которые принимали  участие в работе.

  1. Какая работа легче: статическая, связанная с удержанием груза, или динамическая – по перемещению груза той же массы?

  2. Почему при ручной стирке белья спина устаёт больше, чем руки.

Мышцы спины функционируют в статическом режиме, то есть способствуют сохранению одной и той же позы длительное время. При статическом усилии мышцы находятся в состоянии напряжения. При одновременном сокращении многих мышечных волокон работа не может быть очень продолжительной – мышцы устают. Руки совершают динамическую работу. Мышцы сокращаются поочерёдно.

VII Рефлексия

Предлагаю вам назвать три момента, которые вас получились хорошо в процессе урока, и предложить одно действие, которое улучшит вашу работу на следующем уроке

VIII Домашнее задание: Повторить параграф 19, записи в тетради


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя