СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Практическая работа

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная практическая работа предназначена для учащихся 7х классов. Тема "Алгоритмы".

Просмотр содержимого документа
«Практическая работа»

Практическая работа №1

Работа с учебным исполнителем алгоритмов.

Задание:

  1. Прочитать текст «Алгоритм и его свойства», в таблице №1 «Алгоритм и его свойства» проверьте правильное заполнение таблицы. Запишите в тетрадь верные ответы.

  2. Дан алгоритм открытия двери. Запишите в тетрадь правильный порядок действий.

  3. Определите правильный порядок действий в алгоритме кипячения воды в чайнике, чтобы предотвратить несчастный случай.

  4. Вам необходимо прочесть задание №5 «Инструкции» и записать в тетрадь те инструкции, которые удовлетворяют требованиям к алгоритмам.

Порядок выполнения:

Задание №1.  Алгоритм и его свойства

Понятие алгоритма - фундаментальное понятие. Слово "алгоритм" происходит от имени выдающегося математика средневекового Востока Мухаммеда аль-Хорезми. Им были предложены приёмы выполнения арифметических вычислений с многозначными числами. Позже в Европе эти приёмы назвали алгоритмами от "algoritрmi" - латинского написания имени аль-Хорезми. В наше время понятие алгоритма понимается шире, не ограничиваясь только арифметическими вычислениями.

Термин "алгоритм" стал достаточно распространённым не только в информатике, но и в быту. Под алгоритмом понимают описание какой-либо последовательности действий для достижения заданной цели. В этом смысле, например, алгоритмами можно назвать инструкцию по использованию кухонного комбайна, кулинарный рецепт, правила перехода улицы и пр.

Для использования понятия алгоритма в информатике требуется более точное определение, чем данное выше. Алгоритмом называется организованная последовательность действий допустимая для некоторых исполнителей. Исполнителем может быть человек, группа людей, робот, станок, компьютер, язык программирования и т.д. Одно из принципиальных обстоятельств состоит в том, что исполнитель не вникает в смысл того, что он делает, но получает необходимый результат. В таком случае говорят, что исполнитель действует формально, т.е. отвлекается от содержания поставленной задачи и только строго выполняет некоторые правила, инструкции.

Это - важная особенность алгоритмов. Наличие алгоритма формализует процесс решения задачи, исключает рассуждение исполнителя. Использование алгоритма даёт возможность решать задачу формально, механически исполняя команды алгоритма в указанной последовательности. Целесообразность предусматриваемых алгоритмом действий обеспечивается точным анализом со стороны того, кто составляет этот алгоритм.

Алгоритм представляет собой последовательность команд (ещё говорят - инструкций, директив), определяющих действия исполнителя (субъекта или управляемого объекта). Всякий алгоритм составляется в расчёте на конкретного исполнителя с учётом его возможностей. Для того, чтобы алгоритм был выполним, нельзя включать в него команды, которые исполнитель не в состоянии выполнить. Нельзя повару поручать работу токаря, какая бы подробная инструкция ему не давалась. У каждого исполнителя имеется свой перечень команд, которые он может исполнить. Такой перечень называется системой команд исполнителя (СКИ). Процесс решения задачи должен быть разбит на последовательность отдельных шагов, быть дискретным. Любая команда выполняется только после выполнения предыдущей команды. Необходимо, чтобы каждая команда алгоритма точно определяла однозначное действие исполнителя, а также алгоритм, составленный для конкретного исполнителя, должен включать только те команды, которые входят в его СКИ, т.е. понятны исполнителю. Алгоритм не должен быть рассчитан на принятие каких-либо самостоятельных решений исполнителем, не предусмотренных составителем алгоритма. Исполнение алгоритма сводится к конечному числу действий, которые приводят к конкретному результату. Свойство массовости для алгоритмов не является обязательным: с помощью одного и того же алгоритма можно решать однотипные задачи и делать это неоднократно. Алгоритм должен быть составлен так, чтобы исполнитель мог его выполнить не задумываясь, автоматически, формально. Значим также строгий порядок действий: важно то, как организован алгоритм. Эти общие характеристики называют свойствами алгоритма.

Задание №2. «Алгоритм и его свойства».

Вопрос / Ответ (Найди вопрос и ответ к нему)

Что такое алгоритм?

Система команд исполнителя

Кто (что) может быть исполнителем алгоритма?

Свойство алгоритма, определенное исполнителем

Что такое СКИ?

Инструкция

Алгоритм состоит из конкретных действий, следующих в определенном порядке:

Это его общие характеристики

Свойства алгоритма

Это свойство последовательности алгоритма

Результативность

В алгоритме не должно быть ошибок

Определенность (детерминированность)

На каждом шаге алгоритма у исполнителя должно быть достаточно информации, чтобы его выполнить

Конечность алгоритма

Понятность

Массовость алгоритма

С помощью одного и того же алгоритма можно решать однотипные задачи

Исполнителем может быть человек, компьютер, станок, робот, язык программирования

Исполнение алгоритма приводит к конечному результату

На каждом шаге алгоритма у исполнителя должно быть достаточно информации, чтобы его выполнить



Задание №3. Алгоритм открытия двери

  1. Подойти к двери

  2. Открыть дверь

  3. Повернуть ключ по часовой стрелке 2 раза

  4. Вытащить ключ

  5. Вставить ключ в замочную скважину

Задание №4. Алгоритм кипячения воды

  • Налить в чайник воду

  • Открыть кран газовой горелки

  • Поставить чайник на плиту

  • Ждать, пока вода не закипит

  • Поднести спичку к горелке

  • Зажечь спичку

  • Выключить газ

Задание №4. Инструкции.

1. Инструкция по лепке дракона.

  • Изучить образ дракона по имеющейся картинке.

  • Вылепить голову.

  • Вылепить туловище.

  • Вылепить хвост.

  • Вылепить четыре ноги.

  • Сравнивая с картинкой, уточнить детали каждой вылепленной части дракона.

2. Инструкция по варке манной каши

Молоко вскипятить добавить соль, сахар, засыпать тонкой струйкой, непрерывно помешивая манную крупу, довести до кипения, прокипятить минут 5-7, добавить масло и дать остыть.

3. Инструкция приготовления коржиков

  • Разогреть духовку до 220 градусов.

  • Просеять 225 гр муки в миску и размешать с 40 гр масла.

  • Добавить в муку 1/2 стакана сахара, взять нож и рубить им тесто, добавляя 150 мл молока небольшими порциями.

  • Замесить тесто.

  • С помощью круглой формы вырезать несколько булочек и положить их на противень, смазанный маслом.

  • После того, как вы вырезали столько булочек, сколько возможно, раскатайте тесто еще раз.

  • Выпекать в духовке 12-15 минут.

4. Инструкция нахождения большего из двух данных чисел. 1. Из числа А вычесть число В. 2. Если получилось отрицательное значение, то сообщить, что число В больше. 3. Если получилось положительное значение, то сообщить, что число А больше 5. Инструкция приготовления бутерброда. Отрезать ломтик хлеба Намазать его маслом Отрезать кусок колбасы или сыра. Наложить отрезанный кусок на ломоть хлеба 6. Инструкция покраски забора. Покрасить первую доску. Переместиться к следующей доске. Перейти к действию 1.

Практическая работа №2

Построение линейных алгоритмов

1. Постройте линейный алгоритм «Соберись в школу»

2. Постройте линейный алгоритм «Посади дерево»

3. Опишите назначения элементов блок-схемы

а) б)

в) г)

4. Составить блок-схему алгоритма сложения двух чисел А и В. Результат сложения записать в виде переменной С.

5. 6. Составить блок-схему алгоритма вычисления значения выражения (а+b)-c(a-2b)