Учитель географии МБОУ СОШ № 1 имени Романа Кулакова
Дегтярева Л.В.
6 класс
Практическая работа на местности
(работа по группам)
Тема: Составление характеристики природного комплекса поймы реки Подкумок.
Цель работы:
1. Дать обучающимся навыки наблюдений за отдельными компонентами природы и умения их описывать; усвоить понятия «компоненты природы» и «природный комплекс».
Ход работы:
Задания для групп
Группа №1
Характеристика изучаемого участка территории:
А) Определение географического положения.
1.Запишите дату исследования (число, месяц, год ).
2. Административное положение: область, район, окрестности населенного пункта.
3.Географическое положение: равнина, возвышенность и пр.
4.Рельеф : например, всхолмленная равнина с разветвленной системой оврагов.
5.Климат: Характер и степень увлажнения. Например: атмосферные осадки преимущественно в летне - осенний период, 500 – 600 мм.
6.Определить характер водоснабжения территории.
Он разделяется на :
а) верховой – увлажнение территории в летнее время только за счет атмосферных осадков, просачивающихся в почву;
б) низовое застойное – воды атмосферных осадков и грунтовые воды задерживаются близко к поверхности и долго стекают;
в) низовое проточное – увлажнение подвижными грунтовыми водами, стекающими в близко расположенное русло водостока.
г) поемное увлажнение – складывается весной в долинах рек и низинах, имеющих сток; а летом так складывается верховое или низовое.
д) конденсационное – за счет конденсации атмосферной влаги на поверхности растений , может быть параллельно с другими видами увлажнений.
7.Определите характер увлажнения, оно может быть недостаточным, средним, избыточным.
Б) Составление плана местности.
Определить основные стороны горизонта и направления на окружающие объекты (холм, дерево, столб, опушка леса).
Измерить расстояние до объектов в парах шагов.
Нанести на планшет направление движения и пройденное расстояние в масштабе 1:1000.
Определить азимут движения к объекту.
Полученные результаты занести в таблицу.
Наблюдаемый объект | Расположение объекта по отношению к месту наблюдения | Азимут движения к объекту | Расстояние до объекта |
Мост | | | |
Дорога | | | |
Склон холма | | | |
Родник | | | |
Нанести на планшет все имеющиеся на изучаемой местности географические объекты с помощью условных знаков.
Группа №2
2. Изучение климатических показателей с использованием приборов.
Составление климатической характеристики.
Вспомните народные приметы, предсказывающие погоду.
Используя основные приемы наблюдения за погодой, определите с помощью приборов:
а) температуру воздуха в 9.00 и 13. 00 (термометр);
б) атмосферное давление (барометр);
в) направление ветра (анемометр и компас);
г) облачность (ясно, пасмурно, переменная облачность)
д) осадки.
Полученные результаты занесите в таблицу.
Время наблюдения | А.Д. | температура | ветер | облачность | осадки |
9.00 | | | | | |
13.00 | | | | | |
Сделайте вывод о существующей зависимости между климатическими условиями и характером растительного мира на изучаемой территории.
Группа №3
3. Составление характеристики реки Подкумок по плану.
Общая характеристика вод местности:
а) с наиболее удобной точки осмотреть местность;
б) определить, в какой стороне относительно вас расположен водоем с помощью компаса;
в) изобразить на чертеже водоем с помощью условных знаков;
г) определить, насколько местность обеспечена водами (избыток, недостаток, очень мало);
д) указать на каких формах рельефа расположен водоем.
2. Изучение реки Подкумок:
а) происхождение названия;
б) направление течения реки с помощью компаса и природных ориентиров;
в) по топографической карте атласа Ставропольского края (ФГУП «Северо -Кавказское аэрогеодезическое предприятие») установите исток и устье реки;
г) определите характер и извилистость русла, размыв берегов, отложений водой пород и образование отмелей. Сделайте вывод о зависимости направления и характере течения реки от рельефа.
д) определите свойства речной воды (температура, цвет, запах, мутность);
е) определите особенности прибрежной растительности и влияние водного характера питания на рост и развитие растительных сообществ;
ж) использование вод реки местными жителями.
4. Определение антропогенного влияния деятельности человека на природный комплекс реки Подкумок:
А). Как используется человеком.
Б). На сколько правильно, бережно относится человек к природному
комплексу.
В). Что надо сделать, чтобы улучшить природные условия и сохранить
природный комплекс реки Подкумок.