СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Практическая работа №2 «Решение задач на моногибридное скрещивание, анализирующее скрещивание, неполное доминирование»

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка практического занятия. «Решение задач на моногибридное скрещивание, анализирующее скрещивание, неполное доминирование»

Просмотр содержимого документа
«Практическая работа №2 «Решение задач на моногибридное скрещивание, анализирующее скрещивание, неполное доминирование»»

Практическое занятие №2

«Решение задач на моногибридное скрещивание, анализирующее скрещивание, неполное доминирование»



Учебная цель: научиться решать задачи на различные виды моногибридного скрещивания.


Краткие теоретические и учебно-методические материалы по теме практического занятия.

Одним из основных методов генетики является скрещивание, или гиб­ридизация. Гибридологический метод - скрещивание (гибридизация) орга­низмов, отличающихся друг от друга по одному или нескольким признакам. Потомки от таких скрещиваний называются гибридами.

В зависимости от числа признаков, по которым различаются между собой родители, различают разные виды скрещивания.

Моногибридное скрещивание - скрещивание, при котором родители различаются только по одному признаку.

Для записи результатов скрещиваний используются следующие обще­принятые обозначения: Р - родители (от лат. parental - родитель); F - потомст­во (от лат. Filial-потомство): F1 - гибриды первого поколения - прямые по­томки родителей Р; F2 - гибриды второго поколения - потомки от скрещива­ния между собой гибридов F1 и т. д.

Гибридологический метод был разработан австрийским естествоиспы­тателем Г. Менделем. Он использовал самоопыляющиеся растения гороха садового. Мендель провел скрещивание чистых линий (гомозиготных осо­бей), отличающихся друг от друга по одному, двум и более признакам. Им были получены гибриды первого, второго и т.д. поколений. Полученные данные Мендель обработал математически. Полученные результаты были сформулированы в виде законов наследственности.

Первый закон Менделя - закон единообразия гибридов первого поколе­ния (закон доминирования): при скрещивании чистых линий у всех гибридов первого поколения проявляется один признак (доминантный).

Второй закон Менделя - закон расщепления признаков: гибриды перво­го поколения при их скрещивании расщепляются в определенном числовом соотношении по фенотипу 3:1, по генотипу 1:2:1.

Расщепление - явление, при котором скрещивание гетерозиготных осо­бей приводит к образованию потомства, часть которого несет доминантный признак, а часть рецессивный.

Анализирующее скрещивание позволяет установить гомозиготен или ге­терозиготен организм по доминантному гену. Для этого скрещивают особь, генотип которой следует определить, с особью, гомозиготной по рецессив­ному гену.

Различают случай неполного доминирования, когда доминантный ген не полностью подавляет рецессивный, и оба они проявляются в фенотипе.

Советы и правила для решения задач.

  1. В самом начале решения задачи условие следует записать на черновик:
    пример: A – жёлт.
         а – зелён.

  2. Так же следует выписать все генотипы и фенотипы упомянутых особей на черновик – так легче ориентироваться в задаче:

  3. .Если при скрещивании двух одинаковых по фенотипу особей в потомстве произошло расщепление, то эти особи гетерозиготные.

  4. Если в результате скрещивания особей, отличающихся по фенотипу по одной паре признаков, получается потомство, у которого наблюдается расщепление по этой же паре признаков, то одна из родительских особей была гетерозиготой, а другая – гомозигота по рецессивному признаку.


Алгоритм составления схемы моногибридного скрещивания.

Действие

Пример

Внимательно читаем условие задачи

Известно, что у кур простой (листовидный) гребень (a) рецессивен по отношению к розовидному (A).Кур с листовидным гребнем скрестили с гетерозиготным петухом, имеющим розовидный гребень. Определите процент кур с листовидным гребнем среди гибридов первого поколения.

Условия задачи записывают в виде схемы скрещивания родителей. Для этого надо по описанию составить генотипы родителей:

В нашей задаче самка имеет листовидный гребень (рецессивный гомозиготный признак) итого у курицы у нас получается аа, а петух – гетерозигота, т.е. его надо записать как Аа.

Далее записываем скрещивание, используя знаки женской ( ) и мужской ( ) особи. Скрещивание обозначают знаком умножения (х). На первом месте принято ставить женский пол. Родительские особи обозначают буквой «Р»(от parents).

Получаем:


Р    aa    X    Aa


Так же на первых порах, удобно под каждым родителем записать варианты гамет.



Р    aa   X   Aa   

↓     

g:  а          А        а

(Гетерозиготные особи дают два типа гамет, гомозиготные 1 тип)

Гибриды обозначаются буквой «F» с цифровым индексом, обозначающий порядковый номер гибридного поколения.

Подписываем под генотипом фенотип - «Ph»

Р    aa   X   Aa  

    ↓   
g:  а             А        а
F1: Aa, aa

Ph: розовидный : листовой= 1:1

Выясняем соотношение гибридов первого поколения, и записываем ответ.

В данной задаче гибриды соотносятся как 1:1, следовательно, процент кур с листовидным гребнем среди гибридов первого поколения будет составлять 50%. Ответ: 50%


Примеры решения задач.

1.У крупного рогатого скота комолостъ (отсутствие рогов) домини­рует над рогатостью. Какое потомство можно ожидать от скрещивания комолого быка с рогатыми коровами, если известно, что в прошлом одна из этих коров принесла от этого же быка ро­гатого теленка?

Дано:

объект: КРС

А- комолость

а - рогатость

Р    aa   X   Aa   

↓     

g:  а          А        а

F1: Aa, aa

Ph: комолость : рогатость= 1:1= 50% : 50 %

F1-?

Ph-?

Ответ: комолость - 50%, рогатость – 50%.


2.У человека ген полидактилии (многопалости) доминирует над нор­мальным строением кисти. У жены кисть нормальная, муж гетеро­зиготен по гену полидактилии. Определите вероятность рождения в этой семье многопалого ребенка.

Дано:

объект: человек

А- полидактилия

а - нормальная кисть Ph-полидактилия

Р    aa   X   Aa   

↓     

g:  а          А        а

F1: Aa, aa

Ph: полидактилия : норма= 1:1= 50% : 50 %

F1-?


Ответ: 50%.


Выполнение работы


Задание для фронтальной работы

Задача № 1.

Какие гаметы образуют организмы со следующими генотипами: Аа; АА; аа.

Задача № 2.

У человека ген прямых волос преобладает над геном кучерявых волос. Могут ли родиться дети с кучерявыми волосами, если:

а) мать имеет прямые волосы и является гомозиготной по этому при­знаку, а отец - кучерявые;

б) мать имеет прямые волосы и является гетерозиготной по этому при­знаку, а отец - кучерявые;

в) мать и отец имеют прямые волосы, а их отцы имели кучерявые воло­сы.

Задача № 3.

У гороха ген, обуславливающий пурпурную окраску цветков является доминантным, а белую - рецессивным. Растения с белой окраской цветов скрестили с растениями, имеющими пурпурную окраску.

а) Все цветки у гибридов I поколения оказались пурпурными. Опреде­лите генотип родителей.

б) 53 цветка гибридов первого поколения оказались пурпурными, а 51 — белыми. Определите генотип родителей.

Задача № 4.

У ночной красавицы красная окраска венчика доминирует над белой, но гетерозиготные особи имеют венчик, окрашенный в розовый цвет. Какие потомки могут появиться при скрещивании цветков с розовой и красной ок­раской?

Задания для индивидуальной работы

Вариант 1

1.Какие гаметы образуют организмы со следующими генотипами: Вв, ВВ, вв.

2.У человека наличие веснушек является доминантным признаком.

а) Какова вероятность появления ребенка без веснушек, если отец и мать их имеют, но отец гомозиготен, а мать гетерозиготна по этому признаку.

б) Отец не имеет веснушек, а мать с веснушками и гетерозиготна по этому признаку.

3. У вихрастой и гладкошерстной морских свинок в потомстве появились только вихрастые детеныши. Каковы генотипы родителей и потомков.

4. У крупного рогатого скота черная окраска шерсти является доминантным признаком, а красная рецессивным. У гомозиготного черного быка и красной коровы все телята оказались пестрыми. Какой случай наследования имеет место? Какая окраска будет наблюдаться у гибридов второго поколения?


Задания для индивидуальной работы

Вариант 2

1. Какие гаметы образуют организмы со следующими генотипами: СС, сс, Сс.

2. У человека карие глаза является доминантным признаком, а голубые - ре­цессивным.

а) Какова вероятность рождения голубоглазых детей у голубоглазой женщи­ны и гетерозиготного кареглазого мужчины.

б)У кареглазых мужчины и женщины, если они гетерозиготны по этому при­знаку.

3.У вихрастой и гладкошерстной морских свинок в потомстве появились 6 гладкошерстных и 6 вихрастых детенышей. Вихрастость – доминантный признак. Каковы генотипы родителей и потомков.

4.У ночной красавицы красная окраска венчика доминирует над белой, но гетерозиготные особи окрашены в розовый цвет. Какие потомки могут поя­виться

а) при скрещивании двух цветков с розовой окраской венчиков,

б) при скрещивании цветков с розовой и белой окраской венчиков


Порядок выполнения отчёта по практическому занятию

  1. В тетради напишите номер, название и учебную цель занятия.

  2. Выполните задания для фронтальной работы вместе с преподавателем.

  3. Решите задачи для индивидуальной работы.

  4. Сформулируйте вывод по работе. Отразите, насколько успешно Вы справились с учебными задачами практического занятия



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!