СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 23.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Практическая работа № 3

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дано краткое изложение теоретических вопросов по теме "Построение гипсовой модели куба с применением законов композиции и перспективы" и описан порядок выполнения практической работы № 3. ...

Просмотр содержимого документа
«Практическая работа № 3»

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 3

ПОСТРОЕНИЕ ГИПСОВОЙ МОДЕЛИ КУБА с применением законов композиции и перспективы

Цель: освоить приемы построения куба в перспективе с разных точек зрения; построить куб в перспективе под случайным углом зрения.

Задания:

  1. Повторите законы линейной перспективы.

  2. Освойте приемы визирования.

  3. Постройте гипсовую модель куба в пространстве с использованием законов линейной перспективы.

Требования к оформлению: рисунок выполняется в карандаше на листе формата А3, лист можно располагать вертикально или горизонтально.


краткое изложение теоретических вопросов

Куб является одним из самых простых геометрических тел. Чувство перспективы квадрата и куба должно быть развито особенно хорошо, так как они являются модулями площади и объема (пространства), с которыми соотносятся другие плоские и объемные геометрические формы.

Чтобы лучше понять геометрическую форму куба, его пространственную конструктивную схему (структуру), рассмотрим каркас куба. Это дает возможность ясно представить объемно-пространственную характеристику его формы, позволяет видеть его конструктивные узлы – точки, невидимые на обычных телах. Изображение каркаса куба производится с учетом его пропорции, по законам перспективы.

Итак, каркас куба состоит из шести взаимно перпендикулярных плоскостей квадрата и двенадцати ребер так, что два квадрата являются горизонтальными плоскостями – дно и крышка – и называются нижним и верхним основаниями соответственно, а четыре вертикальных квадрата примыкают к ним и соединяют их, образуя стены.

Перспективное изображение куба строится на основе перспективных изображений квадратов его образующих.

Перспективное изображение куба

У куба, расположенного фронтально на уровне горизонта, видна только передняя грань. Ребра фронтальных граней параллельны, но изменяются по величине. Ребра передней грани кажутся больше ребер задней грани, поэтому горизонтальные ребра боковых граней кажутся непараллельными и сокращенными при удалении с одной точкой схода. Если куб, расположенный фронтально, поставить выше или ниже линии горизонта, то ребра, уходящие в глубину, соответственно опустятся или поднимутся, сходясь на линии горизонта в одной точке (рис. 3.1, а).

а б

Рисунок 3.1 – Виды перспективы: а – фронтальная; б – угловая.

У куба, расположенного под углом к наблюдателю на уровне горизонта, видны две боковые грани. Горизонтальные ребра этого куба имеют две точки схода. Если поставить куб выше или ниже линии горизонта, то, кроме боковых граней будет видна нижняя или верхняя грань, а точки схода горизонтальные ребер не изменят своего положения (рис. 3.1, б). Как правило, точки схода находятся достаточно далеко друг от друга и не попадают в плоскость листа (рис. 3.2).

Рисунок 3. 2 – Положение точек схода относительно границ листа в общем случае

ТС – точка схода, ЛГ – линия горизонта

Для правильной передачи на рисунке пропорций и формы предмета важны не действительные размеры объекта и его частей, а видимые, перспективно-измененные их соотношения.

Перспективный рисунок куба может быть сравнительно легко построен и проверен различными способами: сравниванием и визированием.

При определении пропорций натуры приемом визирования рисующий использует размер какого-либо предмета как единицу измерения любых других размеров натуры:

1 . Руку с карандашом вытягивают в направлении изображаемого предмета, например, куба, при этом карандаш занимает перпендикулярное положение к направлению луча зрения (рис. 3.3). Расстояние между глазом и карандашом не должно изменяться, для этого руку необходимо полностью выпрямить. В противном случае невозможно будет добиться точности сравнения размеров.

Рисунок 3.3 - Прием визирования

2. Зрительно совместив конец карандаша, с крайней верхней точкой изображаемого предмета, вертикальный размер которого выбран за основу измерения, нужно передвинуть большой палец на карандаше до зрительного совмещения края пальца с нижним краем этого предмета. Карандаш в данном случае выполняет функцию измерительного инструмента (рис. 3.4, а).

3. Не меняя положения пальцев и держа карандаш в вытянутой руке, поворачивают его горизонтально. В этом положении зрительно совмещают край большого пальца с правым краем предмета и зрительно отмечают, напротив какой точки находится конец карандаша (рис. 3.4, б). Другими словами, на длине предмета мы откладываем размер его высоты. Затем передвигают этот условный размер еще влево так, чтобы край большого пальца зрительно совпадал на предмете с той точкой, которая только что отмечалась концом карандаша (рис. 3.4, в). Таким образом, мы определяем, во сколько раз один из габаритов предмета больше другого.

Далее так же определяются соотношения ширины каждой грани с высотой ближнего вертикального ребра куба.

Рисунок 3.4 – Последовательность визирования: а – высота куба принимается за единицу измерения, б, в – визуальное совмещение высоты куба с его шириной, установление соотношения величин


4. Для правильного определения углов наклона видимых ребер основания куба применяют следующий прием визирования: держа карандаш горизонтально (параллельно полу) и перпендикулярно взгляду на вытянутой руке, нужно совместить линию самого карандаша с вершиной переднего нижнего угла основания предмета и определить на глаз угол наклона предмета в перспективе. Зрительно зафиксировав этот угол, нужно провести на своем рисунке соответствующую вспомогательную горизонтальную линию (рис. 3.5). Сравнивая величину наклона (угла) правой и левой сторон модели, уточните рисунок. При необходимости дополнительного уточнения следует повторить проверку.


а б

Рисунок 3.5 – Определение визированием перспективного наклона горизонтальных ребер куба: а – проверка углов относительно горизонтали; б- неверно построенные в перспективе наклоны ребер куба искажают его форму



Порядок выполнения работы

Прежде чем приступить к работе по построению перспективы гипсовой модели куба, необходимо подготовить рабочее место. Затем следует выбрать точку зрения на натуру. Лучшим расстоянием до модели куба от рисующего будет тройной размер высоты рисуемого предмета. Натура должна быть расположена ниже уровня глаз рисующих (ниже линии горизонта) и поставлена под случайным углом зрения к рисующим.

1. Композиционное решение рисунка.

Начните рисунок с нанесения на бумагу общих габаритов куба легкими горизонтальными и вертикальными штрихами. На этом этапе очертания куба можно нарисовать обобщающим пятном-многоугольником.

Изображение не должно быть больше натуральной величины. Расстояние по бокам изображения зависит от направления падающей тени, так как теневые участки входят в общую компоновку на листе бумаги, поэтому со стороны падающей тени следует оставить расстояние больше, чем с противоположной. Снизу оставляют расстояние больше, чем сверху.



2. Построение переднего вертикального ребра.

Методом визирования определите соотношение частей, на которые переднее вертикальное ребро делит общую габаритную ширину куба и постройте линию, определяющую положение переднего вертикального ребра. На этой линии отметьте высоту ребра.

3. Построение видимых ребер нижнего основания куба.

Для верной передачи перспективы горизонтальных линий (в нашем примере – ребер нижнего основания куба) пользуются приемом визирования, описанном в пункте 4. Необходимо помнить, что у более широко раскрытой грани куба угол наклона удаляющихся в глубину ребер меньше, чем у грани, сильнее сокращенной в перспективе, а значит, – менее раскрытой.



4. Построение невидимых ребер нижнего основания куба.

Для построения невидимых ребер основания куба необходимо вспомнить основное правило линейной перспективы: все горизонтальные ребра, идущие в одном направлении, должны на рисунке сходиться (при их продолжении) в одной и той же точке схода, лежащей на линии горизонта. С учетом этого правила постройте невидимые ребра нижнего основания куба.



5. Построение вертикальных ребер куба.

Из вершин основания поднимаем вертикали и обозначаем высоту вертикальных ребер на втором и третьем планах. При этом необходимо помнить, что вертикальные ребра, расположенные в плоскости картины параллельны между собой и перпендикулярны к линии горизонта, поэтому их рисуют без линий перспективных сокращений, но по мере удаления в глубину их высота уменьшается.

6. Построение верхнего основания куба.

Для завершения построения верхнего основания куба соединяют полученные точки четырьмя линиями. Изображая верхнюю грань куба, важно показать, что она в перспективе сокращается больше, чем нижняя, так как находится ближе к горизонту.


7. Проверка правильности построения куба в перспективе.

Для контроля правильности перспективных сокращений необходимо линии, уходящих в глубину ребер, продолжить в пределах листа и проследить степень их сближения в перспективе.



  1. Проецирование падающей тени от куба.

Размеры падающей тени зависят от расположения источника света и его расстояния до плоскости, на которой стоит предмет (предметной плоскости).

Д ля построения падающей тени из источника света до предметной плоскости опускают перпендикуляр ОО', где О - источник света, О' - проекция источника света. Затем проводят лучи из источника света (О) через вершины ребер (А, В, С, D) и из проекции источника света (О') и через проекции вершин ребер (А', В', С', D'). На пересечении лучей получают точки (А'', В'', С'', D''), ограничивающие площадь падающей тени.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя
Поделитесь с друзьями
ВКонтактеОдноклассникиTwitterМой МирLiveJournalGoogle PlusЯндекс