Тема урока: Практическая работа № 3
«Решение экспериментальных задач по распознаванию и получению веществ»
Урок закрепления знаний, формирования умения и навыков.
Цели урока: уметь доказывать опытным путем состав изученных веществ, проводить реакции между веществами в растворе, получать новые вещества из имеющихся реактивов; записывать уравнения реакций в молекулярном, ионном; проводить наблюдения; делать выводы;
Вид урока: практическая работа.
Формы организации: групповая
Методы и приемы:
- практический (по источникам передачи знаний);
- формирования умения и навыков (по дидактическим задачам);
- исследовательский (по характеру познавательной деятельности).
Оборудование и реактивы:
Пробирки, штатив для пробирок,.
Твёрдые вещества : карбоната калия, хлорида бария,
Растворы: гидроксида натрия, серной кислоты.
Структура урока:
1.Организационный этап (1-2 минуты)
Приветствие, определение отсутствующих, проверка готовности учащихся к уроку, проверка подготовленности кабинета к проведению практической работы, организация внимания.
2.Этап проверки домашнего задания (5-6 минут)
На дом учащимся было задано: изучить практическую работу в учебнике, записать уравнения соответствующих реакции.
3. Этап повторения техники безопасности при выполнении химического эксперимента (4-5 минут).
4. Этап распределения заданий по вариантам и степени сложности.
Этап выполнения практической работы и оформления отчета.
5. Этап подведения итогов урока (рефлексия).
6. Этап информирования учащихся о домашнем задании. Краткий инструктаж по выполнению домашнего задания.
.
Ход урока
I. Организационный момент. Подготовка к проведению практической работы.
(1-2 мин)
-
Приветствие. Учитель проверяет готовность обучающихся к уроку
-
Организация внимания, постановка цели урока
II . (5-6мин) Беседа о ходе проведения работы:
Какие трудности у вас возникли при подготовке заданий практической работы?
Какие реакции называют качественными?
Какие качественные реактивы вы знаете для определения катионов и анионов?
III . (5мин) Инструктаж по технике безопасности при работе с кислотами, щелочами, солями, лабораторной посудой, нагревательными приборами.
IV . Распределения заданий по вариантам и степени сложности.
Проведение практической работы. (15 – 20 мин)
Выполняем все действия, описанные в учебнике. Учащиеся должны распознать выданные вещества, при этом, им неизвестно в какой последовательности они расположены.
1 вариант
В трех выданных пробирках находятся твердые белые вещества: NaOH. К2С03, ВаС12. Для распознавания данных соединений растворим их в воде. После этого добавим во все 3 пробирки раствор серной кислоты. По результатам визуальных наблюдений сделаем вывод о соединениях, находящихся в пробирках:
а) 2NaOH + H2S04 = Na2S04 + 2H20
2Na+ + 20Н- + 2Н+ + S042- = 2Na+ + S042- + 2H20
OH- + H+ = H20
Нет видимых изменений, но если потрогать пробирку руками, можно почувствовать тепло, т. к. реакции нейтрализации являются экзотермическими, протекают со значительным выделением тепла. В чистую пробирку поместить снова это вещество и по каплям добавить индикатор фенолфталеин, раствор станет малиновым цветом, значит здесь щелочь.
б) К2С03 + 2H2S04 = K2S04 + Н20 + С02
2К+ + С032- + 2Н+ + S042- = 2К+ + S042- + Н20 + С02
С032- + 2Н+ = Н20 + С02
В данном случае, наблюдаем выделение углекислого газа.
в) ВаС12 + H2S04 = 2HC1 + BaS04↓
Ва2+ + 2С1- + 2Н+ + 2S042- = 2Н+ + 2СL- + BaS04↓
Ва2+ + 2S042 -= BaS04↓
Наблюдаем выделение белого осадка.
2 вариант
В трех выданных пробирках находятся твердые белые вещества: Na2SO4. СаС03, KС1. Для распознавания данных соединений растворим их в воде. В одной пробирке в воде не растворится твёрдое вещество, значит это карбонат кальция. После этого добавим в чистую пробирку исследуемое вещество и по каплям добавим реактивы , показывающие качественный анализ на анионы этих солей, для этого используем : HCL, BaCL2 . По результатам визуальных наблюдений сделаем вывод о соединениях, находящихся в пробирках.
1) В одну из них добавим раствор хлорида бария и если там находятся сульфат-анионов, то выпадет белый осадок сульфат бария:
Na2S04 + BаС12 = 2NaCL + BaSO4 ↓ 2Na+ + S042- + Bа2+ + 2СL = BaS04↓ + 2Na+ + 2СL-
Bа2+ + S042- = BаS04 ↓
2) В другую пробирку прильем раствор соляной кислоты, если выделится газ, значит это карбонат кальция:
СаСO3 + 2HCL = CaCL2 + H2O+CO2 Са2+ + СO3 2- + 2H+ +2CL- = Ca2+ + 2CL- + 2H2O + CO2
СO3 2- + 2Н+ = Н20 + С02
3)В оставшейся пробирке методом исключения мы обнаруживаем хлорид калия или можно добавить к неизвестному веществу нитрат серебра, при этом выпадет белый творожистый осадок- хлорид серебра.
KС1 + AgN03 = KN03 + AgCl↓ K+ + СL- + Ag+ + N03- = K+ + N03- + AgCl ↓
CI- + Ag+ = AgCl↓
Наблюдаем выделение белого творожистого осадка.
Ш. Оформление практической работы. ( 10 мин)
(После проведения работы, сделайте вывод, запишите все результаты в тетрадь, уберите рабочее место.)
IV. Рефлексия (2 мин)
Какие трудности вы испытывали при выполнении практической работы?
Какие реакции вам понравилось проводить больше всего?
Благодарю всех за урок, желаю всем успехов!
Список литературы:
1. О.С.Габриелян. Учебник. Химия 9 класс
2. Н.Н.Гара, М.В.Зуева Школьный практикум. Химия. 9 класс.-М.: Дрофа, 199,-