Разработка учебных заданий по русскому языку в 5 классе по теме «Глагол» для формирования предметных, метапредметных и личностных результатов освоения образовательной программы.
№ | Задание | Личностные результаты | Метапредметные результаты | Предметные |
1. | Перепишите текст, вставьте пропущенные буквы, определите наклонение глаголов 1. В гостях в…ди (...) себя культурно, сдержанно. 2. Воспитанный гость об…зательно спросит (...), куда ему сесть. 3.Мальчики сначала усаживают (...) девочек.4.Было бы (.. .) неприлично вых…дить из-за ст…ла во время еды. 5.Сиди (...) за ст…лом спокойно.6 Не ра…махивай ( ....) руками. 7.Хороший гость, уходя, обязательно побл…годарит ( ....) хозяев за г…степриимство и радушный прием. Какая тема объединяет данные предложения? Чему они нас учат? Каким советом вы хотели бы дополнить правила поведения. | Духовно-нравственное воспитание: ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; готовность оценивать своё поведение и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм | Базовые исследовательские действия: составлять алгоритм действий и использовать его для решения учебных задач Работа с информацией: Применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации с учетом предложенной учебной задаче. | Распознавать наклонение глагола. Распознавать изученные орфограммы; проводить орфографический анализ слов; применять знания по орфографии в практике правописания. |
2. | Выразительно прочитайте стихотворение. Выпиши предложения с однородными сказуемыми, разбери их. Какой частью речи выражено сказуемое? Выпишите словосочетания глагол +существительное. Задремали звёзды золотые, Задрожало зеркало затона, Брезжит свет на заводи речные И румянит сетку небосклона. Улыбнулись сонные берёзки, Растрепали шёлковые косы. Шелестят зелёные серёжки, И горят серебряные росы…(С. Есенин) Какую картину рисует нам поэт? Какими средствами выразительности поэт создает образ природы? Приходилось ли вам наблюдать красоту родной природы ранним утром | Ценностное отношение к родному слову; окружающей живой природе, понимание ценности отечественного искусства. | Базовые логические действия: выявлять и характеризовать существенные признаки языковых единиц, языковых явлений и процессов; самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи при работе с разными типами текстов, разными единицами языка, сравнивая варианты решения и выбирая оптимальный вариант с учётом самостоятельно выделенных критериев. Базовые исследовательские действия: формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение. | Находить в тексте средства художественной выразительности. Распознавать изученные орфограммы. Распознавать единицы синтаксиса (словосочетание и предложение) Различать простые предложения с однородными членами и сложные. |
3. | Прочитайте тект выразительно! Сыплет черёмуха снегом, Зелень в цвету и росе. В поле, склоняясь к побегам, Ходят грачи в полосе. (С. Есенин) Обрати внимание на то, как надо употреблять глаголы СЫПАТЬ и ДРЕМАТЬ в настоящем и будущем времени. Сыпать – сыплю, сыплешь, сыплет, сыплем, сыплете, сыплют. Рассыпать – рассыплю, рассыплешь, рассыплет, рассыплете, рассыплем, рассыплют. Дремать - дремлю', дре'млешь, дре'млют. Щипать – щиплет, щиплют, щиплем. Напиши предложения, правильно употребив глаголы в скобках. Мороз (щипать) щёки. (Сыпать) спелые орехи мне орешник в кузовок. Придёт зима, (рассыпать) серебро по земле и деревьям. (Дремать) лес: ни звука. Почему так важно правильно писать произносить данные формы. | Понимание природы как части себя, проявление чувства любви к окружающей среде. Ценностное отношение к родному слову; окружающей живой природе. | Базовые логические действия: выявлять и характеризовать существенные признаки языковых единиц. Базовые исследовательские действия: Формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию. Регулятивные: научиться выполнять учебную задачу. Коммуникативные: развивать умение работать с информацией. | Различать глагольные формы, употребляя их грамматически правильно |
4. | К данным устойчивым сочетаниям подбери близкий по значению глагол и напиши его в неопределённой форме. Продолжите данный ряд, используя фразеологический словарь. Гладить по головке —..., повесить голову —..., зарубить на носу —. .., дать по шапке —..., бить баклуши —... , класть зубы на полку —.... Какие фразеологизмы говорят об отрицательных качествах или действиях человека? Каким человеком нужно быть, чтоб такая оценка не звучала в наш адрес? | Ценностное отношение к разным видам искусства, традициям и творчеству своего народа | Базовые исследовательские действия: формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение; составлять алгоритм действий и использовать его для решения учебных задач. | Уметь составлять предложения, дающие представление о лексическом значении фразеологизмов. Уметь работать с дополнительными источниками информации |
5. | Сила слова. В слове великая сила. Она может соединять людей, служить добру и любви, звать на подвиг, вдохновлять на труд. Поэт В. Шефнер так писал о слове: Словом можно убить, словом можно спасти. Словом можно полки за собой повести. Словом можно продать, и предать, и купить, Слово можно в разящий свинец перелить. Но слова всем словам в языке у нас есть: Слава, Родина, Верность, Свобода, Честь. Повторять их не смею на каждом шагу, - Как знамёна в чехле, их в душе берегу. Что помогает нам определить тему стихотворения? Какие слова выделяет поэт и почему? Какими словами вы продолжите этот ряд? Как вы понимаете слово разящий? Подберите к нему синонимы. Выпишите из текста глаголы в неопределённой форме в два столбика: что делать? что сделать? С какой целью мы это делаем? | Проявление интереса к познанию русского языка, осознание важности русского языка как средства коммуникации и самовыражения. Ценностное отношение к родному слову. | Базовые логические действия: самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи при работе с текстом, разными единицами языка, сравнивая варианты решения и выбирая оптимальный вариант с учётом самостоятельно выделенных критериев. Работа с информацией: выбирать, анализировать, интерпретировать, обобщать и систематизировать информацию, представленную в тексте | Уметь выделять тему текста, формулировать ее. Уметь находить в тексте средства художественной выразительности. Уметь различать инфинитив, вид глагола |
6. | Вставить пропущенные буквы, объяснить выбор гласной в окончании. Быва…т осенние ночи, когда безветрие сто…т над черным лесистым краем, и только колотушка сторожа донос…тся с деревенской околицы. Сегодня как раз такая ночь. Фонарь освеща…т колодец, старый клен, куст настурции на пожелтевшей клумбе. Мы смотр…м на клен и вид..м , как осторожно и медленно отделяя..тся от ветки красный лист, вздрагива..т, на одно мгновение останавлива..тся в воздухе и косо пада..т к моим ногам, шелест..т и кача..тся. Впервые мы так ясно слыш..м шелест падающего листа - неясный звук, похожий на детский шепот. Ночь стоит над притихшей землей. Часто осенью мы пристально след..м за опадающими листьями, лов…м ту незаметную долю секунды, когда лист отделяя…тся от ветки и начина..т падать на землю. ( По К. Паустовскому) Подумайте о значении слова ВЗДРАГИВАТЬ. Подберите синонимы. Когда мы испытываем такое состояние? Можно ли заменить данный в тексте глагол синонимом? Почему? | Понимание природы как части себя, проявление чувства любви к окружающей среде. Ценностное отношение к родному слову; окружающей живой природе. понимание эмоционального воздействия искусства. | Базовые логические действия: выявлять причинно-следственные связи при изучении языковых процессов Базовые исследовательские действия: составлять алгоритм действий и использовать его для решения учебных задач Работа с информацией: применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации с учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев | Уметь определять спряжение глагола, уметь спрягать глаголы, определять выбор орфограмм. |
7. | Спиши, вставляя в безударные окончания глаголов –е или –и; укажи спряжения глаголов. Труд человека корм..т, а лень порт..т. Человек от лени1 боле..т, а от труда здоровее..т. Скаж..шь – не ворот..шь, напиш..шь – не сотрёшь., отруб..шь – не пристав..шь. Словами, что листьями2 стел..шь, а стеблем в глаза кол..шь. Днём раньше посе..шь – неделей раньше пожнёшь. Хмурыми осенними2 днями не только не вид..шь, но и не чувству..шь солнца. Что3 было, то видим, что буд..т, то увид..м3. Чему учат нас данные пословицы? Объясни их смысл, иллюстрируя примерами. | Проявление интереса к познанию русского языка, осознание важности русского языка как средства коммуникации и самовыражения. Ценностное отношение к родному слову. | Базовые логические действия: выявлять причинно-следственные связи при изучении языковых процессов Базовые исследовательские действия: составлять алгоритм действий и использовать его для решения учебных задач Работа с информацией: применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации с учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев | Уметь определять спряжение глагола, уметь спрягать глаголы, определять выбор орфограмм. |
8. | Вставьте пропущенные буквы. Объясните правописание личных окончаний глаголов. На краю горизонта тян. Тся серебряная цепь снеговых вершин. (М. Лермонтов) 2) Заунывный ветер гон. Т стаю туч на край небес, ель надломленная стон. Т, глухо шепч. Т темный лес. (Н. Некрасов) 3) Сторож не спеша отбивал часы: удар. Т раз и ждет, пока звук не раста. Т в голубом воздухе. 4) Грозно смотр. Т из-под туч сумрачные горы. (А. Майков) 5) На темно-сером небе кое-где мига. Т звезды; влажный ветерок изредка набега. Т легкой волной; слыш. Тся сдержанный, неясный шепот ночи. (И. Тургенев). | Понимание природы как часть себя, проявление чувства любви к окружающей среде. Ценностное отношение к родному слову; окружающей живой природе. понимание эмоционального воздействия искусства. | Базовые логические действия: выявлять причинно-следственные связи при изучении языковых процессов Базовые исследовательские действия: составлять алгоритм действий и использовать его для решения учебных задач Работа с информацией: применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации с учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев | Уметь определять спряжение глагола, уметь спрягать глаголы, определять выбор орфограмм. |
9. | Прочитайте текст. Назовите фразеологизмы. Сколько их здесь? Замените фразеологизмы свободными словосочетаниями и запишите получившийся текст. Домашнее задание сделал? Или опять два часа на телефоне висел? Долго будешь дурака валять? Хватит баклуши бить и морочить мне голову, принимайся за работу – не выводи меня из терпения! Ох, правильно говорят, что детей надо держать в ежовых рукавицах. Что-что? Ты мне зубы не заговаривай, быстро за уроки – одна нога здесь, другая там. Расскажите, когда возникает ситуация, использованная в тексте. Почему использовано такое количество фразеологизмов? | Духовно-нравственное воспитание: ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; готовность оценивать своё поведение и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм понимание эмоционального воздействия слова; осознание важности художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения | Базовые логические действия: выявлять причинно-следственные связи при изучении языковых процессов Базовые исследовательские действия: составлять алгоритм действий и использовать его для решения учебных задач Работа с информацией: применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации с учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев | Редактировать тексты с опорой на знание норм современного русского литературного языка |
10 | Вставьте слова, подходящие по смыслу, графически обозначая орфограмму. Распространите или продолжите текст (по желанию). Зима _________________ своим волшебным покрывалом и преобразила все вокруг. Хочется лететь, не ________________ земли, над этим великолепием Легкое _______________ свежего ветерка бодрит. Мороз чуть _______________ реки, но она бежит упрямо вперед. _______________ к ветке – тебя окатит серебристый снежный дождь. Взбодришься и несешься на лыжах с пригорка по __________________ . Слова для справок: К..снулась, к..саясь, к..сательной, прик..сновение, к..снулся, прик..снешься | Понимание природы как часть себя, проявление чувства любви к окружающей среде. Ценностное отношение к родному слову; окружающей живой природе. понимание эмоционального воздействия искусства. | Базовые логические действия: самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи при работе с текстом, разными единицами языка, сравнивая варианты решения и выбирая оптимальный вариант с учётом самостоятельно выделенных критериев. Работа с информацией: выбирать, анализировать, интерпретировать, обобщать и систематизировать информацию, представленную в тексте | Редактировать тексты с опорой на знание норм современного русского литературного языка |