СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Практическая работа №4 по теме "Глагол"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Даны 10 заданий по теме "Глагол".

Просмотр содержимого документа
«Практическая работа №4 по теме "Глагол"»

Практическая работа №4

Разработка учебных заданий по русскому языку в 5 классе по теме «Глагол» для формирования предметных, метапредметных и личностных результатов освоения образовательной программы.

Задание

Личностные результаты

Метапредметные результаты

Предметные

1.

Перепишите текст, вставьте пропущенные буквы, определите наклонение глаголов

1. В гостях в…ди (...)  себя культурно, сдержанно. 2. Воспитанный гость об…зательно спросит  (...), куда ему сесть. 3.Мальчики сначала усаживают  (...)  девочек.4.Было бы (.. .)  неприлично вых…дить из-за ст…ла во время еды. 5.Сиди  (...)  за ст…лом спокойно.6 Не ра…махивай ( ....) руками. 7.Хороший гость, уходя, обязательно побл…годарит ( ....)  хозяев за г…степриимство и радушный прием.

Какая тема объединяет данные предложения? Чему они нас учат? Каким советом вы хотели бы дополнить правила поведения.

Духовно-нравственное воспитание:

ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; готовность оценивать своё поведение и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм

Базовые исследовательские действия:

составлять алгоритм действий и использовать его для решения учебных задач

Работа с информацией:

Применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации с учетом предложенной учебной задаче.

Распознавать наклонение глагола.

Распознавать изученные орфограммы; проводить орфографический анализ слов; применять знания по орфографии в практике правописания.

2.


Выразительно прочитайте стихотворение.

Выпиши предложения с  однородными сказуемыми, разбери их.  Какой частью речи выражено сказуемое? Выпишите словосочетания глагол +существительное.

Задремали звёзды золотые,

Задрожало зеркало затона,

Брезжит свет на заводи речные

И румянит сетку небосклона.

Улыбнулись сонные берёзки,

Растрепали шёлковые косы.

Шелестят зелёные серёжки,

И горят серебряные росы…(С. Есенин)


Какую картину рисует нам поэт? Какими средствами выразительности поэт создает образ природы? Приходилось ли вам наблюдать красоту родной природы ранним утром

Ценностное отношение к родному слову; окружающей живой природе,

понимание ценности отечественного искусства.

Базовые логические действия:

выявлять и характеризовать существенные признаки языковых единиц, языковых явлений и процессов;

самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи при работе с разными типами текстов, разными единицами

языка, сравнивая варианты решения и выбирая оптимальный

вариант с учётом самостоятельно выделенных критериев.

Базовые исследовательские действия:

формировать гипотезу об истинности собственных суждений

и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение.

Находить в тексте средства художественной выразительности.

Распознавать изученные орфограммы.

Распознавать единицы синтаксиса (словосочетание и предложение)

Различать простые предложения с однородными членами и сложные.

3.

Прочитайте тект выразительно!

Сыплет черёмуха снегом,

Зелень в цвету и росе.

В поле, склоняясь к побегам,

Ходят грачи в полосе.

                    (С. Есенин)

Обрати внимание на то, как надо употреблять глаголы СЫПАТЬ и ДРЕМАТЬ в настоящем и будущем  времени.

Сыпать – сыплю, сыплешь, сыплет, сыплем, сыплете, сыплют.

Рассыпать – рассыплю, рассыплешь, рассыплет,       рассыплете,  рассыплем, рассыплют.

Дремать - дремлю', дре'млешь,  дре'млют.

Щипать – щиплет, щиплют, щиплем.

Напиши предложения, правильно употребив глаголы в скобках.

   Мороз (щипать)  щёки. (Сыпать) спелые орехи мне орешник в кузовок. Придёт зима, (рассыпать) серебро по земле и деревьям. (Дремать) лес: ни звука.

Почему так важно правильно писать произносить данные формы.

Понимание природы как части себя, проявление чувства любви к окружающей среде.

Ценностное отношение к родному слову; окружающей живой природе.

 

 

Базовые логические действия: выявлять и характеризовать существенные признаки языковых единиц.

Базовые исследовательские действия:

Формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию.

Регулятивные:

научиться выполнять учебную задачу.

Коммуникативные:

развивать умение работать с информацией.

Различать глагольные формы, употребляя их грамматически правильно

4.

К данным устойчивым сочетаниям подбери близкий по значению глагол и напиши его в неопределённой форме. Продолжите данный ряд, используя фразеологический словарь.

Гладить по головке —...,  повесить голову —..., зарубить на носу —. .., дать по шапке —..., бить баклуши —... , класть зубы на полку —....

Какие фразеологизмы говорят об отрицательных качествах или действиях человека? Каким человеком нужно быть, чтоб такая оценка не звучала в наш адрес?

Ценностное отношение к разным видам искусства, традициям и

творчеству своего народа

Базовые исследовательские действия: формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение; составлять алгоритм действий и использовать его для решения учебных задач.

Уметь составлять предложения, дающие представление о лексическом значении фразеологизмов.

Уметь работать с дополнительными источниками информации

5.

Сила слова.

   В  слове великая сила. Она может соединять людей,  служить добру и любви, звать на подвиг, вдохновлять на труд. Поэт В. Шефнер  так писал о слове:

Словом можно убить, словом можно спасти.

Словом можно полки за собой повести.

Словом можно продать, и предать, и купить,

Слово можно в разящий свинец перелить.

Но слова всем словам в языке у нас есть:

Слава, Родина, Верность, Свобода, Честь.

Повторять их не смею на каждом шагу, -

Как знамёна в чехле, их в душе берегу.

 Что помогает нам определить тему стихотворения? Какие слова выделяет поэт и почему? Какими словами вы продолжите этот ряд? Как вы понимаете слово разящий? Подберите к нему синонимы. Выпишите из текста глаголы в неопределённой форме в два столбика:  

    что делать?     что сделать? С какой целью мы это делаем?

Проявление интереса к познанию русского языка,

осознание важности русского языка как средства коммуникации и самовыражения.

Ценностное отношение к родному слову.

 


Базовые логические действия: самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи

при работе с текстом, разными единицами языка, сравнивая варианты решения и выбирая оптимальный

вариант с учётом самостоятельно выделенных критериев.

Работа с информацией:

выбирать, анализировать, интерпретировать, обобщать и систематизировать информацию, представленную в тексте


Уметь выделять тему текста, формулировать ее.

Уметь находить в тексте средства художественной выразительности.

Уметь различать инфинитив, вид глагола


6.

Вставить пропущенные буквы, объяснить выбор гласной в окончании.

Быва…т осенние ночи, когда безветрие сто…т над черным лесистым краем, и только

колотушка сторожа донос…тся с деревенской околицы. Сегодня как раз такая ночь.

Фонарь освеща…т колодец, старый клен, куст настурции на пожелтевшей клумбе.

Мы смотр…м на клен и вид..м , как осторожно и медленно отделяя..тся от

ветки красный лист, вздрагива..т, на одно мгновение останавлива..тся в воздухе и

косо пада..т к моим ногам, шелест..т и кача..тся.

Впервые мы так ясно слыш..м шелест падающего листа - неясный звук, похожий

на детский шепот.

Ночь стоит над притихшей землей.

Часто осенью мы пристально след..м за опадающими листьями, лов…м ту

незаметную долю секунды, когда лист отделяя…тся от ветки и начина..т падать на землю.

( По К. Паустовскому)

Подумайте о значении слова ВЗДРАГИВАТЬ. Подберите синонимы. Когда мы испытываем такое состояние? Можно ли заменить данный в тексте глагол синонимом? Почему?

Понимание природы как части себя, проявление чувства любви к окружающей среде.

Ценностное отношение к родному слову; окружающей живой природе.

понимание эмоционального воздействия искусства.


Базовые логические действия:

выявлять причинно-следственные связи при изучении языковых процессов

Базовые исследовательские действия:

составлять алгоритм действий и использовать его для решения учебных задач

Работа с информацией: применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации с учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев

Уметь определять спряжение глагола, уметь спрягать глаголы, определять выбор орфограмм.

7.

Спиши, вставляя в безударные окончания глаголов –е или –и; укажи спряжения глаголов.

Труд человека корм..т, а лень порт..т. Человек от лени1 боле..т, а от труда здоровее..т. Скаж..шь – не ворот..шь, напиш..шь – не сотрёшь., отруб..шь – не пристав..шь. Словами, что листьями2 стел..шь, а стеблем в глаза кол..шь. Днём раньше посе..шь – неделей раньше пожнёшь. Хмурыми осенними2 днями не только не вид..шь, но и не чувству..шь солнца. Что3 было, то видим, что буд..т, то увид..м3.

Чему учат нас данные пословицы? Объясни их смысл, иллюстрируя примерами.

Проявление интереса к познанию русского языка,

осознание важности русского языка как средства коммуникации и самовыражения.

Ценностное отношение к родному слову.


Базовые логические действия:

выявлять причинно-следственные связи при изучении языковых процессов

Базовые исследовательские действия:

составлять алгоритм действий и использовать его для решения учебных задач

Работа с информацией: применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации с учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев

Уметь определять спряжение глагола, уметь спрягать глаголы, определять выбор орфограмм.

8.

Вставьте пропущенные буквы. Объясните правописание личных окончаний глаголов.

На краю горизонта тян. Тся серебряная цепь снеговых вершин. (М. Лермонтов) 2) Заунывный ветер гон. Т стаю туч на край небес, ель надломленная стон. Т, глухо шепч. Т темный лес. (Н. Некрасов) 3) Сторож не спеша отбивал часы: удар. Т раз и ждет, пока звук не раста. Т в голубом воздухе. 4) Грозно смотр. Т из-под туч сумрачные горы. (А. Майков) 5) На темно-сером небе кое-где мига. Т звезды; влажный ветерок изредка набега. Т легкой волной; слыш. Тся сдержанный, неясный шепот ночи. (И. Тургенев).


Понимание природы как часть себя, проявление чувства любви к окружающей среде.

Ценностное отношение к родному слову; окружающей живой природе.

понимание эмоционального воздействия искусства.


Базовые логические действия:

выявлять причинно-следственные связи при изучении языковых процессов

Базовые исследовательские действия:

составлять алгоритм действий и использовать его для решения учебных задач

Работа с информацией: применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации с учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев

Уметь определять спряжение глагола, уметь спрягать глаголы, определять выбор орфограмм.

9.

Прочитайте текст. Назовите фразеологизмы. Сколько их здесь?

Замените фразеологизмы свободными словосочетаниями и запишите получившийся текст.

Домашнее задание сделал? Или опять два часа на телефоне висел? Долго будешь дурака валять? Хватит баклуши бить и морочить мне голову, принимайся за работу – не выводи меня из терпения! Ох, правильно говорят, что детей надо держать в ежовых рукавицах. Что-что? Ты мне зубы не заговаривай, быстро за уроки – одна нога здесь, другая там.

Расскажите, когда возникает ситуация, использованная в тексте. Почему использовано такое количество фразеологизмов?

Духовно-нравственное воспитание:

ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; готовность оценивать своё поведение и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм

понимание эмоционального воздействия слова; осознание важности художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения

Базовые логические действия:

выявлять причинно-следственные связи при изучении языковых процессов

Базовые исследовательские действия:

составлять алгоритм действий и использовать его для решения учебных задач

Работа с информацией: применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации с учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев

Редактировать тексты с опорой на знание норм современного русского литературного языка

10

Вставьте слова, подходящие по смыслу, графически обозначая орфограмму. Распространите или продолжите текст (по желанию).

Зима _________________ своим волшебным покрывалом и преобразила все вокруг. Хочется лететь, не ________________ земли, над этим великолепием Легкое _______________ свежего ветерка бодрит. Мороз чуть _______________ реки, но она бежит упрямо вперед. _______________ к ветке – тебя окатит серебристый снежный дождь. Взбодришься и несешься на лыжах с пригорка по __________________ .

Слова для справок:

К..снулась, к..саясь, к..сательной, прик..сновение, к..снулся, прик..снешься

Понимание природы как часть себя, проявление чувства любви к окружающей среде.

Ценностное отношение к родному слову; окружающей живой природе.

понимание эмоционального воздействия искусства.


Базовые логические действия: самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи

при работе с текстом, разными единицами языка, сравнивая варианты решения и выбирая оптимальный

вариант с учётом самостоятельно выделенных критериев.

Работа с информацией:

выбирать, анализировать, интерпретировать, обобщать и систематизировать информацию, представленную в тексте

Редактировать тексты с опорой на знание норм современного русского литературного языка