Просмотр содержимого документа
«Практическая работа № 4 «Проектирование учебного занятия на основании примерной рабочей программы, УМК по предмету»»
Практическая работа № 4 «Проектирование учебного занятия на основании примерной рабочей программы, УМК по предмету»
Тема урока: Единовластие Цезаря
Тип урока: изучение нового материала
Цель: Сформировать у обучающихся компетенции, позволяющие им доказать, что смена республиканского правления на диктатуру в Риме была закономерна. причинах и предпосылках падения Римской республики
Задачи: формирование знания о Гае Юлии Цезаря: пути к власти, диктатуре.
Планируемые результаты обучения:
Коммуникативные: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы;
Личностные: формирование осознанного, уважительного отношения к истории народов мира; формирование устойчивого познавательного интереса к истории, морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора; формирование коммуникативной компетентности в процессе образовательной и учебно-исследовательской деятельности;
Предметные: формирование умения использовать историческую карту как источник информации, рассказывать об исторических событиях, раскрывать сущность понятия «диктатор»; давать оценку личности Цезаря
Метапредметные: развитие формально-логических мыслительных структур у учащихся; формирование устойчивой внутренней мотивации на достижение успеха в познавательной деятельности; развитие умения ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей, формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы, находить в тексте требуемую информацию); формировать умение работать индивидуально и в группе; целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных.
Дидактическая структура занятия | Деятельность учителя | Формы организации учебной деятельности | Содержание учебной деятельности |
Проблематизация, актуализация, мотивация | Создание проблемной ситуации Озвучивает тему и цель урока Выдвигает проблему Уточняет понимание учащимися поставленных целей урока Формулирует задание на урок | Фронтальная Групповая | Проводит параллель с ранее изученным материалом: Подумайте, как связана с темой урока карта «Гражданские войны в Риме» на с. 251 учебника Познакомьтесь с материалом «Римская армия стала наёмной» и ответьте на вопрос кого в I веке до н. э. стали брать на службу в римскую армию? Класс делится на группы по случайному выбору. 1. Обсудите в группах, почему комплектование римского войска осуществлялось за счёт людей нуждающихся, зависимых, а не свободных землевладельцев, как прежде. 2. Назовите возможные последствия этой ситуации. 3. Объясните, почему воины готовы были изменить римскому народу, республике, которые выплачивали им жалованье, в угоду щедрому полководцу. 4. Поясните, чем были опасны для Рима Красс и Помпей. |
Первичное усвоение новых знаний Этап изучения нового знания | Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания информации. Формирование представлений о причинах возвышения Цезаря; о завоеваниях Цезаря и захвате власти, причинах популярности и убийства Цезаря. Развитие навыков правильной работы с текстом Комментирует итоги работы учащихся | Фронтальная Индивидуальная | Кто же такой Цезарь? Предлагаю посмотреть небольшой видеофильм о Цезаре https://www.youtube.com/watch?v=AXTI5mr1r0k и во время просмотра составить синквейн о нем Послушаем, что у вас получилось записать (проверка синквейна) Самостоятельно прочитайте «Цезарь завоёвывает огромную страну» и ответьте на вопросы: Какую роль сыграло завоевание Галлии в возвышении Цезаря? Как отреагировали на успех Цезаря его противники? А как поступил Цезарь в этой ситуации узнаем, откров учебник на стр. 252, найдем п.3 и 4, прочитаем (вслух) - Что такое Рубикон? - Какую фразу произнес Цезарь, когда перешел Рубикон? -Какой властью стал обладать Цезарь после победы над своими врагами? Какие изменения произошли в системе управления после захвата власти Цезарем? Составьте схему, восполнив недостающие элементы (Представляют итоги работы и сравнивают с образцом) |
Этап самоконтроля | Организует взаимопроверку | Индивидуальная Фронтальная | Самостоятельно поработайте с датами: подсчитайте, сколько лет прошло от установления республики до захвата Цезарем власти в Риме. (Обмен тетрадями, взаимопроверка) Повелитель Рима ввел в сенат много своих сторонников. Но были в сенате и тайные его враги, недовольные единовластием. Эти люди решили убить диктатора. Прочитав п.5 Гибель Цезаря, обсудите в парах, назовите причины убийства Цезаря сенаторами и сделайте вывод, за что Цезарь заслужил порицание. Проанализируйте текст о поведении Брута после убийства Цезаря. Как вы считаете, почему сенаторы предали и Цезаря, и его убийцу? |
Обобщение, систематизация, применение | Систематизация и обобщение, подведение итогов урока. Анализ изученного материала | Фронтальная Групповая Индивидуальная | Предлагаю вспомнить, какие войны называют гражданскими? Обсудите в парах, почему приход к власти Цезаря, переворот Брута историки рассматривают как признаки гражданской войны. Объясните, как удалось Цезарю оказаться на вершине власти в период поздней Римской республики. В нашей речи существуют крылатые выражения «Жребий брошен!», «Перейти Рубикон», «и ты, Брут!» С какими событиями они связаны? Докажите, что смена республиканского правления на диктатуру в Риме была закономерна. |
Этап рефлексии учебной деятельности | Акцентирует внимание на конечных результатах учащихся на уроке Задает задание на дом: §52, отвечать устно на вопросы (с. 255). Задание: Как увековечено имя Цезаря после его имени и в наши дни. | Индивидуальная Фронтальная | Какие задачи мы ставили себе в начале урока? Каковы результаты нашей работы? С какими трудностями вы столкнулись? Что узнали на уроке нового? Что понравилось на уроке? Предлагаю самим поставить оценку себе, соседу по парте, участнику группы. Комментирование и выставление оценок. |
Оборудование: Учебник История Древнего мира. 5 класс. А.А. Вигасин, Г.И. Годер , мультимедийная презентация..
Лист индивидуальных достижений в изучении темы «Единовластие Цезаря»
Класс __________
Фамилия и имя ученика _________________________________________
Планируемые результаты | Самооценка | Примечание |
Достиг 2 | Достиг частично 1 | Не достиг 0 |
1.Я выполнил письменное домашнее задание по теме «Восстание Спартака» (рассказ от имени гладиатора).
2.Я знаю значение понятия «Гражданские войны в Риме»
3. Я могу самостоятельно составить логическую цепочку
4. Я могу самостоятельно сформулировать понятие «единовластие»
5. Я принимаю участие в постановке целей урока
6. Я умею работать с письменным источником
7. Я активно участвовал в работе группы над подготовкой «Выступления в народном собрании»
8. Я могу представить систему управления Римом при Цезаре графически.
9. Я могу составить синквейн на тему «Цезарь»
Итого ________________________
Отзыв учителя
Штрафные баллы
Максимальный результат: 18 баллов
Критерии выставления отметок:
От 18 – 15 – «5»
От 14 – 11 – «4»
От 10 – 7 – «3»
6 и менее – «2»