СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Практическая работа.

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

23.03.2020

Выполняем практическую работу. срок исполения до 24.03.2020

Просмотр содержимого документа
«Практическая работа.»

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 13

Тема занятия: Отражение в бухгалтерском учете результатов  инвентаризации, оформление документов.

Цель занятия: Овладеть навыками и умениями по инвентаризации дебиторской и кредиторской задолженности

Оснащение занятия: раздаточный материал.

Общее время занятия: 4 часа.


Теоретическая часть

Инвентаризация дебиторской и кредиторской задолженности.


Инвентаризация дебиторской и кредиторской задолженности (ДЗ и КЗ) — для организации процедура обязательная. Инвентаризация расчетов необходима как при составлении годовой бухгалтерской отчетности, так и для того, чтобы принять верное управленческое решение либо убедить инвестора вложиться в развитие бизнеса. Крайне важно соблюсти установленный порядок проведения инвентаризации расчетов и не забыть некоторые нюансы документального оформления ее результатов.

Инвентаризация расчетов: порядок и сроки проведения инвентаризации

По общему правилу перед составлением итоговой бухгалтерской отчетности за год организация обязана провести инвентаризацию совокупных активов и обязательств в частности расчетов с дебиторами и кредиторами.

Кроме того, инвентаризация по решению руководителя может быть проведена и в иных случаях. Таким случаем, к примеру, может стать подготовка отчетности для потенциального инвестора либо совета директоров, на котором будут решаться стратегические вопросы развития фирмы.

При этом компании важно объективно представлять, на какие объемы задолженности к получению можно рассчитывать и в какой срок, а также каковы действительные объемы кредиторки предприятия перед контрагентами. Иными словами, требуется корректно провести инвентаризацию расчетов с дебиторами и кредиторами.

Инвентаризация расчетов заключается в сверке величин, числящихся на соответствующих счетах бухгалтерского учета, оценке обоснованности их отражения, а также проверке задолженности на предмет просроченности.

Инвентаризация расчетов проводится в сроки, определенные во внутреннем документе.

Чтобы провести инвентаризацию расчетов, компания по общему правилу должна сформировать специальную инвентаризационную комиссию, функционирующую на постоянной основе. В такую комиссию могут входить сотрудники административных подразделений фирмы, бухгалтерии, а также иных департаментов (юридического, финансового и т.д.). По своему усмотрению компания вправе включить в состав комиссии сотрудников аудиторских структур (как внутренних, так и внешних).

Инвентаризация расчетов оформляется приказом руководителя, в частности, указываются основания для ее проведения, сроки, а также состав комиссии.


ВАЖНО! Если хотя бы один член комиссии не присутствует при непосредственном проведении инвентаризации, результаты такой проверки будут считаться недействительными..


После проведения сверки расчетов с дебиторами и кредиторами и выявления актуальных масштабов задолженности компания должна корректно оформить результаты инвентаризации расчетов. Для этого в приложениях к Методическим указаниям предусмотрены унифицированные формы первичных документов.

Одной из таких форм является акт инвентаризации расчетов с поставщиками, покупателями и прочими дебиторами и кредиторами. Компании целесообразно оформить результаты проверки объемов задолженности именно этим актом.

Если инвентаризация расчетов проводится перед составлением годовой отчетности, то ее результаты нужно отразить в бухгалтерской отчетности за год. Если же инвентаризация расчетов проводится по другим основаниям, то ее результаты подлежат отражению в учете и отчетности того месяца, в котором была она была завершена.

Инвентаризация дебиторской задолженности

Для того чтобы выявить действительные масштабы ДЗ организации, необходимо провести сверку расчетов по каждому должнику в разрезе отдельных договоров и оснований.

Традиционными для учета ДЗ являются счета, на которых отражаются расчеты с контрагентами (покупателями и поставщиками).

Чтобы объективно оценить ДЗ контрагентов, лучше всего провести сверку взаиморасчетов с каждым из них. Если в ходе сверки будет выявлена какая-либо неточность в учете ДЗ по отдельному основанию, организация должна скорректировать отчетность и отразить исправление ошибки в учете.


ВАЖНО! На практике бухгалтерские службы нередко забывают, что если организация регулярно подписывала акты сверки взаиморасчетов с контрагентом-должником, то такую ДЗ нельзя списать и включить в расходы по налогу на прибыль через 3 года после ее образования. Причина в том, что подписание акта сверки прерывает срок давности по ДЗ, и он начинает отсчитываться заново).


На данном этапе важно верно оценить объемы сомнительной и просроченной задолженности, а также определить, можно ли сформировать под нее резерв по сомнительным долгам и в каком размере. Каждую дебетовую сумму на указанных счетах (в разрезе конкретных оснований возникновения ДЗ) нужно анализировать на предмет ее сомнительности.

ДЗ персонала по оплате труда, а также по выданным под отчет денежным средствам также необходимо оценить и объективно выявить. Для этого проводится инвентаризация по счетам 70, 71 и 73. Обычно проверяется, имеется ли у уволенных работников ДЗ перед фирмой, какие сотрудники не отчитались по выданным авансам, а также какие еще несоответствия имели место.

Кроме того, анализируются дебетовые остатки по счетам 68, 69 на предмет выявления переплаты в бюджет по налогам и сборам и во внебюджетные фонды.

Инвентаризация кредиторской задолженности

КЗ по аналогии с ДЗ может быть корректно выявлена по результатам сверки взаиморасчетов с контрагентами-кредиторами.

 

Чтобы выявить действительные объемы задолженности перед бюджетом (по налогам), а также внебюджетными фондами (по страховым взносам), целесообразно обратиться в ФНС или в ФСС с запросом о выдаче справки о состоянии расчетов с налоговой службой, а также по страховым взносам. Кроме того, по инициативе любой из сторон может быть проведена совместная сверка расчетов.

Инвентаризация расчетов с кредиторами по оплате труда также имеет большое значение при выявлении действительных объемов ДЗ и КЗ организации, поскольку уровень КЗ по оплате труда напрямую влияет на коллектив и его работоспособность. В данном контексте счет 70 проверяется на предмет выявления случаев невыплаты заработной платы, а также причин этого.


ВАЖНО! Чтобы проверка была эффективной, организации следует провести анализ всех расчетных ведомостей, а также расходных кассовых ордеров и платежных поручений.


Поскольку нередко основную КЗ в организации составляет задолженность перед банками и иными финансовыми учреждениями, обязательна проверка кредитовых остатков по счетам 66 и 67. При этом важно правильно оценить, какие остатки представляют собой краткосрочную, а какие — долгосрочную КЗ. Выполнить задачу поможет анализ бухгалтерских регистров организации, а также полученных от банка документов (графика погашения КЗ, справок и выписок об уплате).


ВАЖНО! При анализе КЗ следует не забыть, что задолженность по каждому кредитору и каждому основанию должна быть проверена на предмет просроченности. Если окажется, что срок давности по КЗ истек либо, к примеру, кредитор был ликвидирован, такую КЗ необходимо списать в соответствии с действующим порядком.



Практическая часть


Составить тесты по следующим вопросам (количество вопросов неограниченно):


1.Порядок проведения инвентаризации дебиторской и кредиторской задолженности;

2.Порядок составления «Акта инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами» по форме ИНВ-17;

3.Порядок составления «Справки к акту инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами» по форме ИНВ-17п;

4.Технологию определения реального состояния расчетов;

5.Порядок выявления задолженности, не реальной к взысканию;

6.Порядок списания безнадежной задолженности.