Практическая работа № 6
Тема: Ошибки в формообразовании и использовании в тексте форм слова.
Цель работы: 1. Закрепить знания по основным морфологическим нормам современного русского языка.
2. Научить студентов чётко выделять из вариативных морфологических норм только литературные варианты.
3. Проработать наиболее трудные случаи нарушения в формообразовании и использовании различных частей речи.
Ход работы:
1. Повторить теоретическую часть по лекциям и учебникам.
2. Использовать словари В. И. Даля и С.И. Ожегова.
3. Выполнить практические задания.
Задание №1. Дайте название каждой группе существительных, определяющее, какое окончание они имеют в форме именительного падежа множественного числа.
А. Адрес, веер, директор, доктор, катер, купол, мастер, обшлаг, отпуск, сторож, паспорт, профессор.
Б. Бухгалтер, возраст, выговор, выпуск, герб, госпиталь, диспетчер, договор, инженер, контейнер, крем, лектор, маклер, месяц, офицер, очередь, полис, почерк, прибыль, слог, столяр, токарь, торт, фронт, шофер.
В. Ворох, гроздь, дядя, шурин, инспектор, инструктор, крейсер, плинтус, прожектор, пудель, свитер, сектор, слесарь, тополь, трактор, трюфель, флигель, цех, штабель, штемпель, шторм, якорь.
Задание № 2. Исправьте ошибки в образовании степеней сравнения прилагательных.
1. Пуловеры и шарфы связаны из самой тончайшей шерсти. 2. Самое наибольшее количество пуделей и сеттеров было представлено на выставке более передового клуба кинологов. 3. Эти 50 кг из поступившей в магазин партии грейпфрутов отобраны как наиболее лучшие. 4. Эверест — самая высочайшая точка планеты, а Марианская впадина — самое глубочайшее место.
Сосиски показались ему более вкуснее, чем пельмени. 6. Как лее деловой менеджер, Эпштейн добился выгодного сбыта свеклы в самый наикороткий срок. 7. Наиболее коричневый из этих свитеров кажется мне самым красивейшим.
Задание №3. Прочитайте юмористический текст В. Чудодеева. Какова роль в нем глагольных форм? Дополните текст словами других частей речи. Что при этом изменится?
Очнулась. Взглянула. Обомлела — проспала! Вскочила — стала будить. Буркнул. Растолкала, подняла. Кинулась разогревать, накрывать, накручиваться. Позвала. Молчит. Заглянула — храпит. Вскочила, помчалась.
Задание №4. Найдите и исправьте ошибки, связанные с употреблением причастных форм.
Профессору очень понравилась статуя, выставлявшаяся на конкурс. 2. Бани — это наша петербургская традиция, сложившаяся столетиями. 3. Стихи Пушкина легко читаемые. 4. Земля — дом миллионов людей, живущих до нас. 5. Мы будем вести борьбу с организованными преступниками в правоохранительных органах. 6. Много сил отнимает работа, проведенная и планируемая учащимися школы (из газеты). 7. Нужно беречь это богатство, так тщательно собирающееся, хранившееся для нас и переданное нам нашими предками.