СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Практическая работа № 7.

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

1. Адаптируйте предложенный ниже текст статьи Аркадия Александровича Тишкова (член-корреспондента РАН, доктора географических наук, заместителя директора и заведующего лаборатории биогнографии института географии РАН) - "Географические открытия XX века" для обучающихся 5 класса.

Просмотр содержимого документа
«Практическая работа № 7.»

Практическая работа № 7

1. Адаптируйте предложенный ниже текст статьи для обучающихся 5 класса.


Географические открытия ХХ века

Авторы статьи: Аркадий Тишков (Аркадий Александрович Тишков — член-корреспондент РАН, доктор географических наук, заместитель директора и заведующий лабораторией биогеографии Института географии РАН.), Долорес Асоян (Долорес Самвеловна Асоян — кандидат географических наук, ведущий научный сотрудник лаборатории картографии Института географии РАН). «Природа» № 2, 2020.


Что же такое географическое открытие? Известный советский и российский историк географии В.И. Магидович считал, что это все, что «вносит существенный вклад в создание физической картины Земли», а именно: первое доказанное посещение, выявление пространственной связи (сухопутной или морской) между известными ранее элементами земной поверхности, обнаружение географических объектов на суше и на дне океанов и морей с помощью специальных приборов при дистанционном зондировании и т.д. В науке открытием считается достижение в процессе познания. В географии же открытие приобретает и вполне конкретное материальное выражение: его чаще всего можно нанести на карту, измерить, определить набор качеств. За счет географических открытий выстраивается целостное представление об устройстве Земли.

Открытия в географии возможны не только на местности или, как говорят, «в поле». Опыт развития геологии, геоморфологии, океанологии и гляциологии в последние десятилетия показал, что географические открытия «за письменным столом» — не расхожий журналистский оборот, а вполне сложившаяся практика. Например, по аэрокосмическим снимкам исследователям удалось обнаружить на земной поверхности кольцевые структуры, а при изучении моренных комплексов — установить последовательность плейстоценовых оледенений. Определяющая роль вертикальных и горизонтальных тектонических движений в формировании земной коры, ее молодой возраст (мезозой — кайнозой) на дне океана, роль глубинных разломов — все эти знания появлялись благодаря изучению фундаментальных закономерностей, анализу полевых данных, пространственному синтезу, в том числе картографии и ГИС-технологиям.

Очень много географических открытий в последние десятилетия было сделано в связи с изучением происхождения Северного Ледовитого океана и Антарктиды. Большинство открытий ХХ в. так или иначе связаны с полярными и приполярными регионами, глубоководными участками океанического дна и подледными территориями. А среди методов исследований многие ученые ставят на первое место дистанционное зондирование. Возросла роль космических аппаратов, мощных ледоколов, приборов для изучения морского дна и т.д.

ХХ в. — уникальное время в познании многообразия окружающего мира — Земли и околоземного пространства.



Географические открытия в ХХ в.

Масштаб 1:150 000 000

Составители — Д.С. Асоян, А.А. Тишков, Т.А. Новичкова


Условные обозначения: 1 — хребты, нагорья, плато, ледники (а — региональные, б — локальные) на континентах, 2 — зоны линеаментов, 3 — центры происхождения культурных растений по Н.И. Вавилову, 4 — центры срединно-океанических хребтов (а) и Антарктическое циркумполярное течение (б), 5 — возвышенности и плато в океане, 6 — глубоководные желоба, 7 — разломы, 8 — банки, 9 — границы архипелагов, подводных возвышенностей и плато. Цифрами на карте показаны объекты, открытые в ХХ в. (1–19 — на континентах, 20–37 — в океане): 1 — Канадский Арктический архипелаг, 2 — Северная Земля, 3 — ледники гор Бырранга, 4 — хребет Черского, 5 — Корякское нагорье, 6 — ледники Полярного Урала, 7 — хребет Кодар, 8 — Алданское нагорье (Чульманское плато), 9 — Долина гейзеров на Камчатке, 10 — исток р. Амазонки (р. Апуримак), 11 — зоны линеаментов в Северной Африке (А-А — Бахадор-Бахария, Б-Б — Леврие-Зоруг, В-В — Гир-Джадо), 12 — исток Нила (р. Белый Нил), 13–19 — центры происхождения культурных растений (13 — Южноазиатский, 14 — Восточноазиатский, 15а — Переднеазиатский, 15б — Среднеазиатский; 16 — Среднеземноморский, 17 — Абиссинский, 18 — Южномексиканский и Центральноамериканский, 19 — Андийский), 20 — плато Брокен, 21 — желоб Обь, 22 — плато Кергелен, 23 — банки Обь и Лена, 24 — Южно-Сандвичев желоб, 25 — Оркнейский желоб, 26 — морфоструктурный комплекс Маккуори с желобами Маккуори и др., 27 — возвышенность Шатского, 28 — разлом Шатского, 29 — Императорский разлом, 30 — Алеутский желоб, 31 — Курило-Камчатский желоб, 32 — Марианская впадина, 33 — Филиппинский желоб, 34 — желоб Кермадек-Тонго, 35 — Перуанско-Чилийский желоб, 36 — Центральноамериканский желоб, 37 — желоб Пуэрто-Рико.








2. На основе текста, предложенного в п. 1, составьте два учебных задания для обучающихся основной школы.

Заполните характеристику (см. таблицу ниже) для каждого составленного задания.



Задание №1. Определяющая роль вертикальных и горизонтальных тектонических движений в формировании земной коры, ее молодой возраст (мезозой — кайнозой) на дне океана, роль глубинных разломов. Благодаря чему появились все эти знания. Выберите правильный ответ.

А. Фундаментальных закономерностей,

Б. Анализу полевых данных,

В. Полевые исследования,

Г. Пространственному синтезу, в том числе картографии и ГИС-технологиям.

Ответ: А,Б,Г

Характеристика учебного задания № 1

Тип задания

Множественный выбор (выбор нескольких ответов из предложенного списка без указания их количества)

Максимальный балл

1 балл

Ответ, критерии оценивания

1 балл при верном выборе ответа

0 баллов при всех других случаях



Особенности использования

Урок развивающего контроля (этап контроля знаний и умений) или обобщение и систематизация знаний и умений выполнять учебные действия (этапы формирования знаний и умений). Форма урока - урок-исследование



Формируемые результаты

Личностные результаты

Проявление интереса к изучению географии. Определение значения науки в современном мире.

Метапредметные результаты

Познавательные действия

Работа с информацией: самостоятельно выбирать способ решения географической задачи

Коммуникативные действия

Общение: публично представлять результат выполненного исследования, выражать свою точку зрения по географическим аспектам различных вопросов в устных и письменных текстах

Регулятивные действия

Самоорганизация: самостоятельно составлять алгоритм географических задач и выбирать способ их решения с учетом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений

Предметные результаты

Различать виды достижения знаний в географическое изучение Земли.

Освоение содержания


Класс(-ы), тема

5 класс: Методы изучения географической науки.

7 класс: Источники географических знаний.

















Задание №2. Какими цифрами на карте "Географические открытия XX века" отмечены:

А) исток р. Индигирка

Б) Северная Земля

В) п-ов Камчатка

Ответ: 2,3,5



Характеристика учебного задания № 2

Тип задания

Множественный выбор (выбор нескольких ответов из предложенного списка без указания их количества)

Максимальный балл

3 балл

Ответ, критерии оценивания

По 1 баллу при верном выборе ответа за каждый географический объект

0 баллов при всех других случаях





Особенности использования

Урок развивающего контроля (этап контроля знаний и умений) или обобщение и систематизация знаний и умений выполнять учебные действия (этапы формирования знаний и умений). Форма урока - урок-путешествие





Формируемые результаты

Личностные результаты

Проявление интереса к познанию природы России

Метапредметные результаты

Познавательные действия

Работа с информацией: самостоятельно выбирать способ решения географической задачи; устанавливать существенный признак классификации географических объектов

Коммуникативные действия

Общение: публично представлять результат выполненного исследования, выражать свою точку зрения по географическим аспектам различных вопросов в устных и письменных текстах

Регулятивные действия

Самоорганизация: составлять план действий, корректировать предложенный алгоритм с учетом получения новых знаний об изучаемом объекте.

Самоконтроль: владеть способами самоконтроля и рефлексии

Предметные результаты

Сопоставлять карты, с целью определения географического положения географических объектов

Освоение содержания


Класс(-ы), тема

5 класс: Географическая карта

9 класс: Природа Азиатской части России