СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Практическая работа 9 класс Решение экспериментальных задач по теме "Подгруппа кислорода".

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

С данной работы начинается химический практикум№2 по теме "Свойства неметаллов и их соединений".Учащиеся выполняют экспериментальные задачи, подтверждающие качественный состав серной кислоты и ее свойства.

Просмотр содержимого документа
«Практическая работа 9 класс Решение экспериментальных задач по теме "Подгруппа кислорода".»

Практическая работа

«Экспериментальные задачи по теме «Подгруппа кислорода»»

Цель: 

проверить знания учащихся полученные при изучении темы «Подгруппа кислорода» и закрепить их практически с помощью опытов;

продолжить формировать умения и навыки работать с лабораторным оборудованием и реактивами соблюдая технику безопасности

Оборудование: штатив для пробирок,  пробирки, набор реактивов: серная кислота, гидроксид калия, хлорид бария, хлорид железа(3),цинк, магний; индикаторы-метилоранжевый, лакмус.

Ход занятия

 I. Организационный момент.

На предыдущем уроке разбиралось выполнение задач, которые будут проделываться на практической работе. Это задачи № 1 и 4 учебника О. С. Габриеляна Химия 9 кл.: для общеобразовательных учреждений. Москва, Дрофа, 2013 г. на с.259. Объяснялось выполнение работы.

Дано задание: подготовиться к практической работе (продумать цель, вещества и их формулы, ход выполнения работы уравнения и выводы).

На уроке в тетради записываем число, практическая работа, название работы, цель, оборудование.

Цель для всей работы определяем вместе с учащимися и учителем. Она такова: практически решить задачи по теме «Подгруппа кислорода», соблюдая технику безопасности и оформить работу.

На столе находится оборудование для практической работы.

Теоретические сведения

Элементы подгруппы кислорода(кислород, сера, селен, теллур, полоний).

Халькогены -рождающие руды., горные породы (в виде- оксидов, сульфидов, сульфатов).

Значение , применение серной кислоты и ее солей.(сообщения учащихся)

II. Выполнение работы.

Задача 1(Опыт№1). Провести реакции, подтверждающие качественный состав серной кислоты.(Определение ионов водорода и сульфат-ионов в растворе серной кислоты.). Написать уравнения соответствующих реакций в молекулярном и ионном виде.

Задача 2.(Опыт№2).Взаимодействие цинка и магния с серной кислотой. В пробирку поместите 1-2 гранулы цинка и прилейте в нее серную кислоту. Что наблюдаете? Напишите уравнение окислительно-восстановительной реакции.

Демонстрационный опыт. Взаимодействие магния с серной кислотой. От чего зависит скорость взаимодействия металлов с кислотой?

Задача 3.(Опыт №3) Даны вещества: FeCl3; KOH; H2SO4 используя их получите в две стадии сульфат железа (III) (Fe2(SO4)3). Запишите уравнения соответствующих реакций в молекулярном и ионном виде.

Рассказывается ход работы и затем учащиеся выполняют ее в парах.


Примеры практико-ориентированных расчетных задач по теме.

1.Для подкормки плодово-ягодных культур используют сульфат цинка, получаемый при взаимодействии цинковой стружки с разбавленной серной кислотой. Какую массу 5%-ного раствора серной кислоты необходимо взять для растворения 1 кг цинка? Какая масса сульфата цинка будет получена при этом?


2. Медный купорос – фунгицид, предназначенный для опрыскивания плодово-ягодных, декоративных деревьев и кустарников от парши и других болезней, а также для дезинфекции ран у плодовых, восполнения дефицита меди в почве, для борьбы с насекомыми - вредителями. К примеру, для некорневой подкормки вегетирующих растений доза составляет 1-2 г медного купороса на 10 л воды.

  • Рассчитайте массовую долю безводного сульфата меди (II) в полученном растворе.

3. При рентгеноскопии врач получает снимок того или иного органа. Однако, на рентгеновском снимке четко отображаются только достаточно плотные образования (например, кости, суставы), а также органы, содержащие большое количество воздуха (например, легкие). Перечисленные органы обладают так называемой естественной контрастностью. Другие органы, такие как желудок и кишечник, кровеносные сосуды, выводящая система почек, можно увидеть на рентгеновском снимке только после их искусственного контрастирования, т.е. при введении в них специальных контрастных веществ, четко видимых на рентгеновских снимках. К примеру, в качестве контрастного вещества при рентгенологическом исследовании желудка и двенадцатиперстной кишки используют взвесь сульфата бария, которую готовят из расчета 100 г порошка на 80 мл воды.

В лаборатории имеется 300 г 40%-ной серной кислоты. Как изменится концентрация кислоты при добавлении 100 г воды? В какой последовательности необходимо проводить работу?




III. Закрепление.

По окончании работы учащиеся оформляют отчет о проделанной работе, можно заполнить таблицу.


Цель опыта

Формула и название вещества

Что делали, наблюдали, уравнения реакции

Выводы

1.Доказать, что H2SOсостоит из H+и сульфат-ионов

H2SO– серная кислота, лакмус,  BaCl2 – хлорид бария,

Раствор H2SO4, находящийся в пробирке, делим на 2 части, т.е. отливаем в другую пробирку. В одну пробирку добавляем лакмус (или метилоранжевый), раствор стал красным, значит среда кислая. Кислая среда определяется наличием ионов H+.

Во вторую пробирку приливаем раствор BaCl2, выпадает белый осадок, значит там присутствуют сульфат-ионы.

H2SO+ BaCl→ BaSO4 + 2HCl 

                                               белый

2 H+ SО42- + Ba 2+ + 2Cl→ BaSO4↓ + 2H+ + 2Cl-

Ba2+ + SO4 2- → BaSO4

H2SOсостоит из ионов H+, т.к. при действии лакмуса или метилоранжевого, раствор красный, это говорит о наличии H+; и из сульфат-ионов, т.к. BaCl2 является качественным реактивом на сульфат-ионы.

2. Взаимодействие цинка и магния с серной кислотой

H2SO– серная кислота,

Zn,Mg

В пробирку поместите 1-2 гранулы цинка и прилили в нее серную кислоту. Наблюдаем выделение газа.

Zn + H2SO4= ZnSO4 + H2

Zn-восстановитель H-окислитель

В пробирку поместите измельченные гранулы магния и прилили в нее серную кислоту. Наблюдаем бурное выделение газа.

При взаимодействии цинка и магния с серной кислотой выделяется водород. Взаимодействие с магнием протекает более энергично, т.к. магний более активный металл, чем цинк.

3. Даны вещества: FeCl3; KOH; H2SO4 используя их получите в две стадии сульфат железа (III) (Fe2(SO4)3).

FeCl3; KOH; H2SO4

1 стадия. Из хлорида железа получаем гидроксид железа. FeCl3 + 3KOH = Fe(OH)3 + 3KCl

Fe3+ + 3OH- = Fe(OH)3 осадок бурого цвета

2 стадия. Из гидроксида железа получаем сульфат железа. 2Fe(OH)3 + 3H2SO4 = Fe2(SO4)3 + H2O

2Fe(OH)3 + 6H+ = 2Fe3+ + 6H2O

Сульфат железа получили в две стадии, при взаимодействии хлорида железа (III) с гидроксидом калия, растворение гидроксида железа серной кислотой.


IV. Рефлексия.

Работа может быть оценена с учетом подготовки к практической работе, выполнения опытов и оформления.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!