Практическая работа
Задание 1.
Вопросы для самоконтроля.
Дайте определение «музыкальному воспитанию».
Музыкальное воспитание – это формирование музыкальной культуры у человека. Музыкальное воспитание — это процесс передачи и усвоения музыкальных знаний, умений и навыков, направленных на развитие и формирование музыкальных склонностей, способностей, вкуса, идеалов, вдохновляющих личность на практическую музыкально-эстетическую деятельность. Музыкальное воспитание в общепедагогическом контексте относится к системе обязательной воспитательной работы современной общеобразовательной школы. Согласно законодательным актам многих стран об образовании, музыкальное воспитание учеников реализуется в школе на уроках музыки и входит в государственный (инвариантный) компонент содержания общего среднего образования.
Сформулируйте цель и задачи музыкального воспитания младших школьников.
Музыкальное образование — это процесс и результат усвоения музыкальных знаний, умений и навыков.
Целью музыкального воспитания младших школьников является формирование музыкальной культуры, как части духовной культуры человека. Данная цель была сформулирована в середине XX в. Д. Б. Кабалевским, создателем программы по музыке для общеобразовательной школы. Музыкальная культура школьника включает эмоционально-ценностное отношение к музыкальному искусству, развитые восприятие и интерес к музыке, сформированные знания, умения и навыки осуществления музыкально-творческой деятельности. Необходимо подготовить ребенка к эмоционально-ценностному отношению к искусству и жизни, развивать у него адекватное музыкальное восприятие, содействовать накоплению им опыта музыкально-творческой деятельности. Процесс музыкального воспитания является комплексным и предполагает решение ряда задач:
- увлечь музыкой, вызвать интерес и любовь к музыке, способность видеть и ценить ее красоту, развить чувство сопереживания музыкальным образам, т. е. развить эмоциональную отзывчивость на музыку;
- развить музыкально-образное мышление, творческое воображение, восприятие музыки, способность размышлять о ней в связи с жизнью и другими искусствами;
- развить творческие музыкальные способности, практические умения и навыки в процессе исполнения, слушания, сочинения и импровизации; организации музыкального движения;
- развивать музыкально-эстетический вкус и потребность общения с музыкой;
- формировать опыт применения музыки в быту, досуговой деятельности.
В примерных программах по музыке, разработанных в русле требований Федерального государственного образовательного стандарта указывается на реализацию цели музыкального образования через систему ключевых задач личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития школьников.
Личностное развитие школьников предполагает освоение мира в различных видах музыкально-творческой деятельности, воспитание самосознания и ценностных ориентаций, формирование эмпатии и эстетической восприимчивости. Задачи познавательного характера включают развитие художественного мышления, умения наблюдать, размышлять, анализировать свои действия и явления жизни, искусства, музыкальные картины мира. Задачи коммуникативного характера ориентированы на формирование у учащихся умений коллективного творческого сотрудничества, умений «слышать другого», умений поиска нетрадиционных решений творческих задач (Н. Г. Тагильцева). К задачам социального характера относят освоение культурных и музыкальных традиций Отечества, малой родины, семьи, приобщение к художественным ценностям разных народов мира, зарубежному опыту.
Как вы понимаете взаимосвязь задач музыкального воспитания.
Каждая конкретно поставленная задача состоит в создании условий для развития качеств личности учащихся (то есть необходимо прочувствовать это), имеющих приоритетное значение в музыкальном воспитании. Из многогранного спектра личностных качеств, проявляющихся в разнообразном опыте музыкально-творческой деятельности, необходимо рассмотреть музыкальность, креативность и эмпатийность.
Сравните задачи отечественного музыкального воспитания и музыкального воспитания за рубежом, для чего проанализируйте концептуальные установки известных педагогов-музыкантов З. Кодаи (Венгрия) и К.Орфа (Австрия):
Фундаментальные идеи музыкально-педагогической концепции 3. Кодой:
музыка должна получить в Венгрии такое же значение, какое она имела в Древней Греции, где она играла центральную роль в деле воспитания;
музыкальная неграмотность тормозит музыкальное образование;
«предохранительную прививку» против плохой музыки следует делать по возможности в раннем возрасте, так как в зрелом возрасте делать это уже поздно;
Задача школы — приобщить учащихся к серьезной музыке;
наряду с ежедневной гимнастикой ежедневное пение развивает тело и душу ребенка;
очень важно хоровое пение, способствующее развитию здорового коллективизма.
решающие музыкальные переживания человек получает в возрасте между 6 и 16 годами. В этом возрасте он особенно восприимчив и одарен:
детям следует давать лишь совершенный по форме и содержанию материал.
С помощью великих творений должны быть приобщены дети к великим творениям;
родным музыкальным языком ребенка должна стать венгерская народная музыка. Лишь тогда, когда он овладеет ею, можно обратиться к другому музыкальному материалу:
для хорового пения следует использовать и лучшие произведения зарубежной музыки;
создание системы музыкального обучения — задача государства.
Фундаментальные идеи музыкально-педагогической концепции К. Орф:
актуализация самостоятельного сочинения детьми музыки, поскольку подход «учимся, делая и творя» позволяет детям, исполняя и создавая музыку вместе, познать ее в реальном, живом действии, в процессе музицирования;
создание «ситуации творчества» в игровой деятельности, коллективность занятий;
принципы музыкального воспитания: от практики к теории; от целого к деталям; от простого к сложному; от спонтанности к заданности; от произвольного к контрольно-волевому; от центра к периферии в развитии активности рук — плечо (барабан), локоть (ксилофон), фортепиано или другой мелодический инструмент (кисть);
основные виды деятельности: движение и танец; пение и речь; театрализация; игра на музыкальных инструментах.
Задачи отечественного музыкального воспитания направлены на формирование личности и всесторонности кругозора ребенка, то есть приучить ребенка к прекрасному. Развитие эстетического вкуса.
Венгерские задачи музыкального воспитания схожи с отечественными задачами, но идет уклон на народную музыку и воспитание патриотизма (знание свой истории). Музыкальное воспитание начинается с 6-летнего возраста и прививается также как и все другие науки. Я бы сказала, что обучение идет в виде выработки привычки.
А Австрийские задачи музыкального воспитания кардинально отличаются от отечественных и венгерских, тем, что выявляет таланты у ребенка. Которые развиваются в различных областях и направлениях. Потом определяется дальнейшее развитие ребенка в данном направлении, если есть успехи и талант.
Задание 2.
В.О. Усачева и Л. В. Школяр определяют задачи музыкального воспитания следующим образом:
раскрытие школьникам природы музыкального искусства как результата деятельности человека-творца;
формирование у учащихся эмоционально-ценностного отношения к музыке и жизни;
воспитание устойчивого интереса к деятельности музыканта — человека, сочиняющего, исполняющего и слушающего музыку;
развитие музыкального восприятия как эмоционально-интеллектуального творческого процесса — основы любой формы приобщения к искусству,
овладение интонационно-образным языком музыки на основе складывающегося опыта творческой деятельности и взаимосвязей между различными видами искусства.
Сопоставьте предлагаемые выше формулировки задач музыкального воспитания с формулировками Е. Л. Критской, Г. П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной. Выявите общее и особенное:
воспитание интереса и любви к музыкальному искусству, художественного вкуса, чувства музыки как основы музыкальной грамотности;
развитие активного, прочувствованного и осознанного восприятия школьниками лучших образцов мировой музыкальной культуры прошлого и настоящего и накопление на его основе тезауруса — багажа музыкальных впечатлений, интонационно-образного словаря, первоначальных знаний о музыке, формирование опыта музицирования, хорового исполнительства, необходимых для ориентации ребенка в сложном мире музыкального искусства.
Общим является, то что и в первом и во втором варианте, предложены задачи которые направлены на воспитание интереса к музыке, отношение к творцам и формирование правильного эмоционального восприятия музыки, умение видеть прекрасное и первоначальные знания о музыке.
А особенным является то, что дети учатся чувствовать музыку, проникаться ею. И далее уже если детям все это прививается, и они хорошо это осваивают, то идет углубленное развитие музыкального образования.
Задание 3.
Напишите эссе (сочинение-размышление) на заданную тему:
«Чем является музыка для вас, и чем она должна стать для ваших учеников?»
Для меня музыка – это отдых. Музыка помогает отвлечься от всех забот и расслабится. Забыть обо всем и наслаждаться музыкой и ни о чем не думать. Тем самым я получаю некую перезагрузку, у меня обновляются мысли и идей. Музыка сем нравится совершенно разная, кто-то предпочитает классику, кто-то русские народные, а кто-то неформальную – но это все музыка и люди это слушают. Для меня очень важно уважать интересы другого человека в музыкальном выборе и всегда жду от других того же.
Поэтому я думаю, что я буду приучать детей любить музыку, чтобы они получали от нее положительные эмоции. Могли получать перезагрузку, забывать о том, что их тревожить и получить новые эмоции и силы для дальнейшей работы. И обязательно я буду объяснять им о музыкальных интересах людей и том, что необходимо проявлять уважение, и даже научится в чужой музыке видеть прекрасное. Потому как все направления в музыке на самом деле важны.