СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

МР по ПР МДК.01.08 Теория и методика музыкального воспитания с практикумом

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методические рекомендации по организации и проведению практических работ для специальности 44.02.03 Педагогика дополнительного образования с дополнительной подготовкой в области музыкальной деятельности

Просмотр содержимого документа
«МР по ПР МДК.01.08 Теория и методика музыкального воспитания с практикумом»

Управление образования и науки липецкой области

Государственное областное бюджетное профессиональное

образовательное учреждение

«Усманский многопрофильный колледж»













Методические рекомендации по организации и проведению практических работ


по МДК. 01.08 Теория и методика музыкального воспитания с практикумом

ПМ.01 Преподавание по программам начального общего образования

Программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ)

по специальности: 44.02.02 Преподавание в начальных классах


по программе углубленной подготовки











Усмань 2017



Методические указания по организации и проведению практических работ по учебной дисциплине МДК. 01.08 Теория и методика музыкального воспитания с практикумом ПМ.01 Преподавание по программам начального общего образования по специальности среднего профессионального образования (далее СПО) 44.02.02 Преподавание в начальных классах.





Разработчики: ГОБПОУ «Усманский многопрофильный колледж»





Разработчик: Смольянинов О. А., преподаватель музыки









Одобрено на заседании цикловой комиссии ________________________

(дата)



Председатель цикловой комиссии _________ ____________________

(роспись) (инициалы, фамилия)







Утверждаю

Заместитель директора

по учебно-методической работе ____________ ______________________

(роспись) (инициалы, фамилия)

Введение

Практические занятия, как вид учебных занятий, направлены на экспериментальное подтверждение теоретических положений и формирование учебных и профессиональных практических умений и составляют важную часть теоретической и профессиональной практической подготовки.

В процессе практического занятия обучающиеся выполняют одно или несколько практических заданий в соответствии с изучаемым содержанием учебного материала.

Содержание практических занятий по МДК.01.08 Теория и методика музыкального воспитания с практикумом должно охватывать весь круг профессиональных умений, на подготовку к которым ориентирована данная дисциплина, а в совокупности охватывать всю профессиональную деятельность, к которой готовится специалист.

При разработке содержания практических занятий следует учитывать, что наряду с формированием умений и навыков в процессе практических занятий обобщаются, систематизируются, углубляются и конкретизируются теоретические знания, вырабатывается способность и готовность использовать теоретические знания на практике, развиваются интеллектуальные умения.

Выполнение обучающимися практических занятий проводится с целью:

  • формирования практических умений в соответствии с требованиями к уровню подготовки обучающихся, установленными ФГОС и рабочей программой МДК.01.08 Теория и методика музыкального воспитания с практикумом по конкретным разделам и темам дисциплины;

  • обобщения, систематизации, углубления, закрепления полученных теоретических знаний;

  • совершенствования умений применять полученные знания на практике, реализации единства интеллектуальной и практической деятельности;

  • развития интеллектуальных умений у будущих специалистов: аналитических, проектировочных, конструктивных и др.;

  • выработки таких профессионально значимых качеств, как самостоятельность, ответственность, точность, творческая инициатива при решении поставленных задач при освоении общих и профессиональных компетенций.

Соответственно в процессе освоения МДК.01.08 Теория и методика музыкального воспитания с практикумом обучающиеся должны овладеть:

умения:

- находить и использовать методическую литературу и др. источники информации, необходимой для подготовки к урокам;

- петь, играть на детских музыкальных инструментах;

- определять цели и задачи урока музыки, планировать его с учетом особенностей учебного предмета, возраста, класса, отдельных обучающихся и в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами;

- планировать и проводить работу с одаренными детьми в соответствии с их индивидуальными особенностями;

- планировать и проводить коррекционно-развивающую работу с обучающимися, имеющими трудности в обучении;

- использовать технические средства обучения (ТСО) в образовательном процессе.

знания:

- требования образовательного стандарта начального общего образования и примерные программы начального общего образования;

- элементы музыкальной грамоты и музыкальный репертуар по программе начального общего образования;

- воспитательные возможности урока в начальной школе;

- особенности одаренных детей младшего школьного возраста и детей с проблемами в развитии и трудностями в обучении;

- основные виды ТСО и их применение в образовательном процессе;

- требования к содержанию и уровню подготовки младших школьников;

-виды учебной документации, требования к ее ведению и оформлению.

Вышеперечисленные умения и знания направлены на формирование следующих профессиональных и общих компетенций студентов:

Профессиональные компетенции:

ПК 1.1.Определять цели и задачи, планировать уроки.

ПК 1.2.Проводить уроки.

ПК 1.3.Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты обучения.

ПК 1.4. Анализировать уроки.

ПК 1.5. Вести документацию, обеспечивающую обучение по программам начального общего образования.

ПК 4.1.Выбирать учебно-методический комплект, разрабатывать учебно-методические материалы (рабочие программы, учебно-тематические планы) на основе образовательного стандарта и примерных программ с учетом вида образовательного учреждения, особенностей класса и отдельных обучающихся.

ПК 4.2.Создавать в кабинете предметно - развивающую среду

ПК 4.3. Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области начального общего образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов.

ПК 4.4.Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений.

ПК 4.5. Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального образования.

Общие компетенции:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами.

ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность обучающихся, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий.

Данные методические указания по организации и проведению практических работ составлены в соответствии с содержанием рабочей программы МДК.01.08 Теория и методика музыкального воспитания с практикумом специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах по программе углубленной подготовки.

МДК.01.08 Теория и методика музыкального воспитания с практикумом изучается в течение одного семестра. Общий объем времени, отведенный на выполнение практической работы по МДК.01.08 Теория и методика музыкального воспитания с практикумом, составляет в соответствии с учебным планом и рабочей программой– 20 часов.

Методические указания призваны помочь студентам правильно организовать работу и рационально использовать свое время при овладении содержанием МДК.01.08 Теория и методика музыкального воспитания с практикумом, закреплении теоретических знаний и умений.



















































Распределение часов на выполнение практической работы студентов по разделам и темам МДК.01.08 Теория и методика музыкального воспитания с практикумом

Наименование раздела, темы

Количество часов на ВСР

Раздел 1. Теория и методика музыкального воспитания с практикумом.

20

Тема 1.1. Теория музыки

6

Тема 1.2. Содержание музыкального воспитания в начальной школе.

4

Тема 1.3. Музыкальное воспитание во внеурочное время.

4

Тема 1.4. Обучение игре на музыкальном инструменте.

6



Перечень рекомендуемой литературы

Основные источники:

1. Алиев Ю. Б. Настольная книга школьного учителя – музыканта. М.. 2010.

2. Безбородова Л.А., Алиев Ю.Б. Методика преподавания музыки в общеобразовательном учреждении – Н., 2012.

3. Дмитриева Л.Г. Черноиваненко Н.М. методика музыкального воспитания в школе -М., 2010.

4. Осеннева М.С., Безбородова Л.А. Методика музыкального воспитания младших школьников. – М., 2011.

Дополнительные источники:

1. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании: Учебник для студентов средних и высших учебных заведений / Е. А.Медведева, И. Ю.Левченко, Л. Н.Комиссарова, Т. А.Добровольская. – М., 2011.

2. Арчажникова Л. Г. Профессия – учитель музыки: Книга для учителя. – М., 2013..

3. Бондаревская Е.В. 100 понятий личностно-ориентированного воспитания. Глоссарий: Учебное пособие. – Ростов н/Д., 2010.

4. Горелик И.Ф., Степанов Е.Н. Педагогический анализ личностно ориентированного урока. Завуч, 2011.

5. Горелик И.Ф., Степанов Е.Н. Характерные черты личностно ориентированного урока. Завуч, №6, 2011.

6. Ерофеева Н.Ю. Анализ урока и профессиональной деятельности учителя. Завуч, №1, 2015.

7. Завуч. Научно-практический журнал. № 7, 2009.

8. Муравьев Е, Богоявленская А. Директор идет на урок. Сельская школа, 2014, №1, с.24-31.

9. План психологического анализа сформированности умений учебного сотрудничества. Экспресс-опыт. 2010-1, с.60-61.

Электронные ресурсы:

1. http://www.world-art.ru/painting/ – классическая музыка (раздел «Записи»).











Раздел 1.

Теория и методика музыкального воспитания с практикумом

Тема 1.1.

Теория музыки

(6 часов)

Практическая работа №1

Название практической работы: Упражнения:

1. в нотной записи;

2.определение длительности нот, пауз;

3.определение размеров в мелодии (на нотных примерах);

4.исполнение мажорной и минорной гаммы с названием звуков.

Учебная цель: Иметь представление о базовых компонентах музыкальной грамоты как основе музыкального искусства.

Учебные задачи:

1. Иметь понятия о базовых компонентах музыкальной грамоты: ноты, октавы, длительности нот, паузы, размеры, гаммы, интервалы.

2. Знать строение мажорной и минорной гаммы.

Образовательные результаты, заявленные во ФГОС третьего поколения:

Студент должен

уметь: использовать различные средства, методы и формы организации учебной деятельности, обучающихся на уроках по всем учебным предметам, строить их с учетом особенностей учебного предмета, возраста и уровня подготовленности обучающихся;

знать: элементы музыкальной грамоты и музыкальной репертуар по программе начального общего образования.

Задачи практической работы:

1. Распознавать нотные знаки, длительности, паузы, размеры на клавиатуре и в нотной записи.

2. Уметь строить мажорную и минорную гаммы.

3. Научиться использовать знание элементов музыкальной грамоты в практической деятельности.

4. Определять теоретические составляющие в прослушиваемых и исполняемых музыкальных произведениях.

Обеспеченность занятия (средства обучения):

1. Учебно-методическая литература:

_- Способин, И.П. [Текст]: Элементарная теория музыки. Учеб. для уч - ся муз шк. и училищ/ И.П. Способин, – М.: Кифара, 2011. – 297 с.

- Мазель, Л.К. Строение музыкальных произведений [Текст]: уч. пособ. – 2 – е изд. доп. и перераб. / Л.М. Мазель. – М.: Музыка, 2011. – 259 с

- Алиев, Ю. В. Настольная книга учителя-музыканта [Текст]: учебн. пособие для студ. пед. вузов / Ю. В. Алиев. - М.: ВЛАДОС, 2010. – 294

2. Технические средства обучения: фортепиано

3. Рабочая тетрадь нотная.

Краткие теоретические и учебно-методические материалы по теме практической работы

Слово "звук" определяет два понятия: первое - звук как физическое явление; второе - звук как ощущение.

1) При вибрации какого-либо упругого тела, например, струны, в окружающем его воздухе возникают колебания давления, которые распространяются в пространстве, благодаря упругим свойствам воздуха.

Эти колебания называются звуковыми волнами. Они распространяются от источника звука по всем направлениям (то есть, каждая отдельная волна представляет собой быстро расширяющуюся сферу повышенного или пониженного давления).

2) Звуковые волны улавливаются слуховым органом и вызывают в нем раздражение, которое передается по нервной системе в головной мозг, создавая ощущение звука.

Физический характер музыкального звука определяется несколькими свойствами; в их число входят: ВЫСОТА, ГРОМКОСТЬ, ТЕМБР и ДЛИТЕЛЬНОСТЬ ЗВУКА.

Высота звука определяется частотой колебаний вибрирующего тела. Чем чаще колебания, тем выше звук, и наоборот.

Громкость звука определяется энергией колебательных движений, то есть амплитудой колебаний. Чем шире амплитуда колебаний, тем громче звук, и наоборот:

Тембром называется качественная сторона звука, его окраска.

Длительность звука - продолжительность колебаний источника звука. Если звучит упругое тело, предоставленное собственной инерции (например, струна), то длительность звучания пропорциональна амплитуде колебаний в начале звучания.

Нотным письмом называется исторически установившаяся система записи звуков особыми знаками – нотами (нота, латинское слово, в переводе означает знак).

Нотный знак представляет собой кружок - пустой или затушеванный.

Для обозначения различных длительностей звуков к кружкам прибавляются вертикальные палочки, которые называются "штилями", "хвосты" и "ребра" - прямые линии для связывания коротких длительностей в группы.

Для определения высоты звука ноты размещаются на нотном стане (нотоносце).

состоящем из пяти параллельных линий, представляющих вместе одну нотную строку. Счет линиям ведется снизу.

Длительности звуков и их обозначения нотами:

Целая нота - незаштрихованный кружочек (овал), половинная - то же самое, но добавлен штиль, четвертная - как и половинная, но овал уже заштрихован, восьмая - как предыдущая, с добавлением хвостика или ребра (если ноты сгруппированы), шестнадцатая - та же восьмая, но ее хвостик (или ребро) изображается сдвоенным. Далее, по тому же принципу, пишутся более мелкие длительности: тридцатьвторые, шестьдесятчетвертые.

Ключ ставится в начале нотного стана так, чтобы линия, от которой ведется отсчет в этом ключе, пересекала ключ в его узловой точке.

Ключ закрепляет за нотой, стоящей на этой линии, совершенно точную высоту (частоту звука и его название), от которой можно получить высоты и названия всех остальных звуков на нотном стане. Скрипичный (ключ Соль). Басовый (ключ Фа).

Знаки альтерации

Повышение и понижение основных нот называется альтерацией. Знаков альтерации пять: диез, дубль-диез, бемоль, дубль-бемоль и бекар.

Дополнительные знаки к нотам, увеличивающие длительность звуков.

а) Точка, увеличивающая данную длительность на ее половину; она ставится справа у головки ноты:

б) Две точки, увеличивающие данную длительность на половину и еще на четверть ее основной длительности.

в) Лига, дугообразная линия, связывающая стоящие рядом нотные длительности одинаковой высоты.

г) Фермата, знак, обозначающий неопределенно сильное увеличение длительности.

ПАУЗЫ

Перерыв в звучании называется паузой. Продолжительность пауз измеряется такими же длительностями, как и ноты.

Строение мажорной и минорной гаммы. Тон, полутон.

Вопросы для закрепления теоретического материала к практическому занятию:

1. Назовите свойства музыкального звука.

2. Что обозначает длительность музыкального звука?

3. Что означает пауза?

4. Как строится мажорная и минорная гамма? В чем различие?

Задания для практического занятия:

Задача №1. На нотном стане написать ноты, заданные преподавателем в карточке индивидуального задания.

Задача №2. Определить длительности нот и пауз в примере, данном в карточке индивидуального задания.

Задача №3. Определить размер в мелодии (на нотных примерах);

Задача №4. Написать на нотоносце мажорную и минорную гаммы от звука, данного в карточке индивидуального задания.

Составление проекта документа

Проект документа составляется в письменном виде в свободной форме.

Форма контроля выполнения практических работ:

Оценивание контрольной работы по теме «Элементы музыкальной грамоты»

Критерии оценки деятельности:

1. Грамотно выполнены все 4 задания контрольной работы – 5 баллов.

2. В 4 – х выполненных заданиях имеются незначительные ошибки – 4 балла.

3. Не выполнено одно задание, в других есть незначительные ошибки – 3 балла.

4. Не выполнены два задания, в двух других есть ошибки – 2 балла.

5. Выполнено одно задание, в остальных есть ошибки – 1 балл.

Тема 1.2.

Содержание музыкального воспитания в начальной школе

(4 часа)

Практическая работа №2

Название практической работы: Определение цели и задач уроков музыки в представленных образцах уроков разного типа по содержанию.

Учебная цель:

Формулировать цели и задач уроков музыки в представленных материалах.

Образовательные результаты, заявленные во ФГОС третьего поколения:

Студент должен

уметь:

  • определять цели и задачи урока, планировать его с учетом особенностей учебного предмета, возраста, класса, отдельных обучающихся и в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами;

  • анализировать уроки для установления соответствия содержания, методов и средств, постановленным целям и задачам;

знать:

- требования образовательного стандарта начального общего образования и примерные программы начального общего образования;

- логику анализа уроков;

- источники информации педагогического опыта по музыкальному воспитанию.

Задачи практической работы:

  1. Анализировать уроки в представленных образцах уроков для определения цели и задач.

  2. Определить цели и задачи урока в соответствии с содержанием урока.

Обеспеченность занятия (средства обучения):

  1. Учебно-методическая литература:

- Абдуллин, Э.Б. Теория и методика преподавания музыки [Текст] / Э.Б. Абдуллин // Музыкальное образование: методическая подготовка учителя музыки. - М.,2011г. – 345с.

- Дмитриева, Л.Г., Методика музыкального воспитания в школе [Текст] / учебник, Л.Г. Дмитриева, Н.М. Черноиваненко. - М.: Академия, 2010. -268с.

- Критская, Е.Д. Музыка 1 - 4 класс: учебн. для общеобр. учреждений [Текст] /. Е.Д.

Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина, - 11 –е издание. – М.: Просвещение, 2010. – 126 с.

- Усачева, В. О. Примерная программа «Музыкальное искусство». [Текст]/ В.О.Усачёва, Л. В. Школяр, В. А. Школяр. М.: «Вентана-Граф», 2009 г. – 53 с.

  1. Технические средства обучения: компьютер.

  2. Рабочая тетрадь.

  3. Образцы документов: План – конспект урока по музыке 1 – 4 классы.

Краткие теоретические и учебно-методические материалы по теме практической работы

Урок музыки – основная форма организации учебно-воспитательного процесса, завершенный в смысловом, временном и организационном отношении определенный этап работы по музыкальному воспитанию и обучению школьников в целостном образовательном процессе.

Цель уроков музыки - «ввести учащихся в мир большого музыкального искусства, научить их любить и понимать музыку во всем богатстве ее форм и жанров, иначе говоря, воспитать в учащихся музыкальную культуру как неотъемлемую часть всей их духовной культуры». Педагогические технологии, реализуемые в программе, способствуют раскрытию творческого потенциала каждого учащегося, формированию его мировоззренческой, гражданской позиции, ценностных ориентаций, интеграции личности ребенка в национальную и мировую культуру.

Задачи музыкального образования:

  1. формировать эмоционально-ценностное отношение учащихся к музыкальному искусству на основе лучших образцов народного и профессионального музыкального творчества, аккумулирующих духовные ценности человечества;

  2. развивать музыкально-образное мышление школьников адекватно природе музыки – искусства «интонируемого смысла», в процессе постижения музыкальных произведений разных жанров, форм, стилей;

  3. формировать опыт музыкально-творческой деятельности учащихся как выражение отношения к окружающему миру с позиции триединства композитора-исполнителя-слушателя.

  4. формировать у школьников потребность в музыкально-досуговой деятельности, обогащающей личность ребенка и способствующей сохранению, и развитию традиций отечественной музыкальной культуры.

Вопросы для закрепления теоретического материала к практическому занятию:

    1. Какова цель предмета «Музыка»?

    2. Назовите основные задачи уроков музыки.

    3. Назовите различия в определении цели и основных задач традиционных и новых программ.

Задания для практического занятия:

Задача № 1. Проанализируйте и структурно систематизируйте представленные образцы конспектов уроков.

Задача № 2. Определите цели и задачи урока в соответствии с содержанием урока.

Задача № 3. Обоснуйте соответствие цели и задач урока содержанию.

Задача №4. Изложите результаты своей работы в письменном варианте.

Составление проекта документа

Проект документа составляется в письменном виде в свободной форме.

Форма контроля выполнения практических работ:

Оценивание письменной практической работы.

Критерии оценки деятельности:

  1. В практической работе грамотно выполнены все 4 задачи – 5 баллов;

  2. Все 4 задачи выполнены с допуском незначительных неточностей – 4 балла;

  3. Из 4 – х задач не выполнена 2 – я или 3 – я задача – 3 балла.

  4. Все 4 задачи выполнены с допуском значительных ошибок – 2 балла.

  5. Из 4 – х задач не выполнены 2 – я и 3 – я задачи – 1 балл.

Тема 1.3.

Музыкальное воспитание во внеурочное время.

(4 часа)

Практическая работа №3

Название практической работы: Подготовить вокальную импровизацию песни и провести разучивание песни с группой (песня – по выбору)

Учебная цель: Учиться создавать вокальные импровизации и проводить разучивание песни, используя методы и приемы вокально – хоровой работы

Образовательные результаты, заявленные во ФГОС третьего поколения:

Студент должен

уметь:

- использовать различные средства, методы и формы организации учебной деятельности, обучающихся на уроках по всем учебным предметам, строить их с учетом особенностей учебного предмета, возраста и уровня подготовленности обучающихся;

- петь, играть на детских музыкальных инструментах.

знать:

- элементы музыкальной грамоты и музыкальной репертуар по программе начального общего образования.

Задачи практической работы:

  1. Развивать умение создавать вокальную импровизацию знакомой песни.

  2. Использовать сформированные умения вокально – хоровой работы для разучивания песни.

Обеспеченность занятия (средства обучения):

  1. Учебно-методическая литература:

- Осеннева, М.С. Методы музыкального воспитания младших школьников. [Текст]/ методическое пособие, М.С. Осеннева, И.А.Безбородова. - М.: Академия, 2011. -368с.

- Теория и методика музыкального образования детей [Текст] // сост. Л.В. Школяр, М.С.Красильникова, Е.Д. Критская, В.О. Усачева, В.В. Медушевский, В.А. Школяр. - М.: Флинта - Наука, 2014г. -285с.

- Практические занятия по методике преподавания музыки - http://www.orenipk.ru/kp/distant_vk/docs/2_2_1/metod_muzika.html

- Развитие творческой личности на уроках музыки - http://maks-sokolov.narod.ru/razvitie_lichosti_rebenka.htm Технические средства обучения: компьютер.

2. Рабочая тетрадь.

Краткие теоретические и учебно-методические материалы по теме практической работы

Импровизация, как указано в словаре, - это особый вид художественного творчества, при котором произведение создается непосредственно в процессе исполнения. Импровизация - первичный и самый древний вид творчества. Она присутствует в повседневной жизни человека, искусстве, игровом спорте, политике. В музыкальном и литературном искусствах - сочинение непосредственно в процессе исполнения. Характерным признаком импровизации является совпадение во времени моментов создания и воспроизведения творческого замысла. Это сложно и привлекательно, и потому не случайно во все времена в импровизации видели высшее проявление творческих способностей музыкантов, художников, танцоров, поэтов, актеров, ораторов, спортсменов.

1) Свободное, не скованное предписаниями творчество. Положенное в основу профессионализма особого типа, оно распространяется на множество восточных музыкальных традиций, европейское экспромтное музицирование (например, в музыке романтизма), а также на фри-джаз.

2) Бесписьменное творчество. В этом значении импровизация распространяется на музыку великих импровизирующих композиторов Европы (Баxa, Моцарта, Бетховена и ряда других), у которых становится важным предкомпозиционным этапом письменного сочинения. Бесписьменность, кроме того, характеризует фольклорную импровизацию.

3) Создание оригинальной мелодической линии на заданную гармоническую последовательность. Этот принцип реализуется в разного рода вариационных циклах европейской музыки, а также в традиционном джазе. Очевидно, что все три значения расположены как бы в разных смысловых плоскостях (имеющих много точек и линий пересечения), но они-то и задают импровизационное пространство, в котором располагаются самые разные импровизационные факты.

Для использования на уроках музыки рекомендуются следующие виды импровизаций:

1.речевые импровизации, связанные с развитием у детей чувства жанровой принадлежности стиха, ощущения его музыкальности, передачи эмоционально-образного характера и настроения ("песенные" стихи рекомендуется исполнять нараспев, "танцевальные" - с характерными для танца движениями рук, ног, корпуса, подчеркивая речевыми интонациями акценты, "маршевые" - с соответствующими этому жанру призывными интонациями, изображая шаги на воображаемых барабанах или "маршируя" пальцами по столу); пластические импровизации, нацеленные на создание пластических образов под программную музыку в развитии (образы моря, непогоду, рассвета; образы танцоров под разную жанровую музыку, образы персонажей);

2.инструментальные импровизации позволяют детям пробовать играть на различных музыкальных инструментах: ударных для свободного ритмического сопровождения к пьесам, звуковых (флейты, лиры, металлофоны и др.) - подбор подголосков, аккомпанемента к исполняемым произведениям; изобразительные импровизации, целью которых является создание произведений изобразительного творчества под музыку: пейзажи, эскизы костюмов для действующих лиц балетов и опер, оформление программ и афиш, цветовая абстракция, раскрывающая разные состояния природы и души человека; 3. вокальные импровизации, способствующие развитию вокально-слуховых способностей. Подразумевают озвучивание имен, задание "вопрос - ответ", знакомство, звукоподражание, завершение мелодии, сочинение с опорой на определенную интонацию и характерных коротких песенок. 

Вопросы для закрепления теоретического материала к практическому занятию:

  1. Что такое импровизация?

  2. Какие виды импровизаций Вы знаете?

  3. Чем отличаются речевые импровизации от вокальных?

  4. Назовите приемы вокальной импровизации.

Задания для практического занятия:

Задача №1. Создайте вокальную импровизацию.

Задача №2. Исполните созданную импровизацию.

Задача №3. Разучите созданную импровизацию с группой.

Форма контроля выполнения практических работ:

Оценивание практической работы по разучиванию созданной вокальной импровизации.

Критерии оценки деятельности

  1. В практической работе грамотно выполнены все 3 задачи – 5 баллов;

  2. Все 3 задачи выполнены с допуском незначительных неточностей – 4 балла;

  3. Из 3 – х задач грамотно выполнена 1 – я и 2 – я задача – 3 балла.

  4. Из 3 – х задач не выполнена 3 – я – 2 балла.

  5. Из 3 – х задач выполнена 1 – я задача – 1 балл.



Тема 1.4.

Содержание музыкального воспитания в начальной школе

(6 часов)

Практическая работа №4

Название практической работы: Овладение приемами игры на детских музыкальных инструментах.

Учебная цель: Научиться некоторым приемам игры на детских музыкальных инструментах.

Образовательные результаты, заявленные во ФГОС третьего поколения:

Студент должен

уметь:

  • использовать различные средства, методы и формы организации учебной деятельности, обучающихся на уроках по всем учебным предметам, строить их с учетом особенностей учебного предмета, возраста и уровня подготовленности обучающихся;

  • петь, играть на детских музыкальных инструментах.

знать:

- элементы музыкальной грамоты и музыкальной репертуар по программе начального общего образования.

Задачи практической работы:

  1. Познакомиться с детскими музыкальными инструментами

  2. Овладеть приемами игры на детских шумовых музыкальных инструментах.

  3. Овладеть некоторыми приемами игры на металлофоне.

Обеспеченность занятия (средства обучения):

  1. Учебно-методическая литература:

- Осеннева, М.С. Методы музыкального воспитания младших школьников. [Текст]/ методическое пособие, М.С. Осеннева, И.А.Безбородова. - М.: Академия, 2011. -368с.

- Теория и методика музыкального образования детей [Текст] // сост. Л.В. Школяр, М.С.Красильникова, Е.Д. Критская, В.О. Усачева, В.В. Медушевский, В.А. Школяр. - М.: Флинта - Наука, 2014г. -285с.

- Практические занятия по методике преподавания музыки - http://www.orenipk.ru/kp/distant_vk/docs/2_2_1/metod_muzika.html

  1. Технические средства обучения: компьютер, клавишный синтезатор.

  2. Рабочая тетрадь.

  3. Образцы документов: Программы по музыке 1 – 4 классы

Краткие теоретические и учебно-методические материалы по теме практической работы

В зависимости от способа звукоизвлечения и характера звучания детские музыкальные игрушки и музыкальные инструменты можно сгруппировать в определенные виды.

Беззвучные:

Эти игрушки лишь изображают музыкальные инструменты, например, пианино с немой клавиатурой, балалайки с неиграющими струнами, баянчики с мехами и т. д. Несмотря на отсутствие звучания, их внешний вид привлекателен и способствует созданию игровой ситуации.

Звучащие:

1. Игрушки-инструменты со звуком неопределенной высоты: погремушки, бубны, барабаны, кастаньеты, треугольники.

2. Игрушки-инструменты, издающие звук только одной высоты, с помощью которого можно воспроизводить различные ритмы, — свирели, дудки, рожки.

3. Игрушки с фиксированной мелодией: органчики, музыкальные шкатулки, музыкальные ящики; во время игры на них действия детей носят только механический характер.

Игрушки-инструменты с диатоническим или хроматическим звукорядом: металлофоны, пианино, рояли, кларнеты, флейты, саксофоны, баяны, гармоники, губные гармоники, колокольчики, цитры, домры, балалайки и др. Эти инструменты значительно отличаются от предыдущих. Играя на них, особенно на тех, которые имеют хроматический звукоряд, можно воспроизводить разнообразные мелодии.

Существует определенная классификация всех музыкальных инструментов:

Струнные — цитры, домры, балалайки и другие инструменты типа народных. Звук на них возникает, когда ребенок касается струн пальцами или медиатором (тонкая пластинка из пластмассы).

Духовые — флейты, саксофоны, кларнеты, триолы, «мелодии». Звук возникает при вдувании воздуха в трубку. инструмента, а иногда и при вдыхании его из трубки.

Клавишно-язычковые — баяны, аккордеоны, гармоники. Звук возникает, когда нажимают клавишу.

Ударно-клавишные — игрушечные рояли, пианино. Звук вызывает удар молоточка по металлическим пластинкам, который возникает, когда нажимают клавишу.

Ударные — бубны, кастаньеты, треугольники, тарелки, барабаны, металлофоны, ксилофоны. Звук возникает при ударе рукой или палочками по звучащему телу инструмента.

Немаловажным фактором успешного музицирования на музыкальных инструментах является знание приемов игры.

  • Барабан: поставьте на столик или подставку, палочки возьмите в обе руки (зажмите между вторым и первым пальцами), затем ударьте ими по мембране.

  • Треугольник: возьмите в левую руку за ремешок, поднимите на уровень груди; палочку возьмите в правую руку; удары производятся или по основанию инструмента, или по боковым стенкам снаружи. Возможны быстрые удары изнутри по боковым сторонам инструмента (эффект тремоло).

  • Колокольчик: возьмите в правую руку, поднимите на уровень груди и покачивайте из стороны в сторону.

  • Бубен: возьмите в правую руку, поднимите на уровень груди и встряхивайте или возьмите в левую руку, поднимите вертикально (боком к играющему) и правой рукой ударяйте по мембране.

Вопросы для закрепления теоретического материала к практическому занятию:

  1. Назовите виды детских музыкальных инструментов.

  2. Каким образом возникает звук на духовых музыкальных инструментах?

  3. Перечислите струнные детские музыкальные инструменты.

  4. Какие инструменты относятся к клавишно-язычковым музыкальным инструментам?

Задания для практического занятия:

Задача №1. Изучить детские музыкальные инструменты.

Задача №2. Овладеть приемами игры на детских шумовых музыкальных инструментах и на металлофоне.

Задача №3. Исполнить свою партию в предложенном музыкальном произведении на шумовом инструменте.

Задача №4. Исполнить знакомую мелодию на металлофоне.

Форма контроля выполнения практических работ:

Оценивание практической работы по овладению приемами игры на детских шумовых музыкальных инструментах.

Критерии оценки деятельности

  1. В практической работе успешно выполнены все 4 задачи – 5 баллов;

  2. Все 4 задачи выполнены с допуском незначительных неточностей – 4 балла;

  3. Из 4 – х задач не выполнена 4 – я задача, в 3 – ей допущены ошибки – 3 балла.

  4. При выполнении всех задач допущены значительные ошибки – 2 балла.

  5. Из 4 – х задач не выполнены 3 – я, 4 – я и во 2 - ой задаче допущены ошибки – 1 балл.

21