Строение организма человека
Цели урока: сформировать знания об уровнях организации организма человека и плане его строения, топографии внутренних органов, системах органов и полостях тела.
Тип урока: изучение нового материала.
Методы обучения: информационно-рецептивный, проблемного изложения материала, частично поисковый.
Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, фронтальная, дифференцированно-групповая.
Средства обучения: учебник, компьютер, мультимедиапроектор, ЦОР, торс человека, рисунки с изображением внутренних органов, текст, описывающий их функции, схема организма человека как единой целостной системы, видео «Трехмерная анатомическая модель человека».
Предметные результаты обучения: называть и показывать на иллюстрации внутренние органы человека; выявлять связи между структурой и функциями органов.
Метапредметные результаты обучения:
-
познавательные: ориентироваться в текстах, выделять основную и второстепенную информацию; применять для получения новых знаний модели, муляжи, анатомические атласы, таблицы, схемы;
-
регулятивные: ставить цель и планировать пути ее достижения; уметь контролировать и оценивать результаты деятельности, вносить коррективы в их достижение;
-
коммуникативные: полно и точно выражать свои мысли, аргументировать собственную точку зрения, вступать в диалог и дискуссию; эффективно работать в группе при решении учебной задачи.
Личностный результат обучения: понимать важность изучения строения собственного тела для сохранения здоровья.
Ход урока
I. Проверка домашнего задания
1. Что такое антропология?
2. Что такое антропогенез?
3. Расскажите о происхождении человека. Почему обезьян нельзя считать нашими предками?
4. Расскажите о стадиях антропогенеза (представители, время, особенности развития человека).
II. Изучение нового материала
Учащиеся выполняют самостоятельное задание:
Самостоятельная работа:
Уровни организации:
Далее учитель рассказывает об атомно-молекулярном уровне. Учащиеся записывают следующее:
Атомно-молекулярный:
-
Химические элементы: углерод, водород, кислород, азот, сера, натрий, кальций и др.
-
Молекулы: вода с солями, белки, жиры (липиды), углеводы, нуклеиновые кислоты.
Затем учитель рассказывает о клеточном уровне. Учащиеся записывают следующее:
Клеточный:
Клетки похожи на животные (нет вакуоли, есть ядро).
Далее учитель рассказывает о тканевом уровне. Учащиеся фиксируют информацию в виде таблицы:
Тканевый:
Группы
Особенности строения
Функции
Эпителиальные
Тесно прилегающие клетки, мало межклеточного вещества, хорошо восстанавливаются
Защитная, всасывающая
Соединительные
Много жидкого или плотного межклеточного вещества
Механическая (опорная), защитная, транспортная
Мышечные
Меняют размеры (сокращаются)
А) поперечно полосатые (очень длинные)
Б) гладкие (очень короткие)
В) сердечные
Двигательная, опорная
Нервные
Два типа клеток: 1) нейроны (похожи на звезду) и 2) глиальные.
Нервные соединены синапсами, глиальные снабжают пищей и защищают нервные
Передача электрических сигналов
Затем учитель рассказывает об органном уровне. Учащиеся записывают следующее:
Органный:
Далее учащиеся выполняют задание:
Самостоятельная работа:
Системный:
Затем учитель рассказывает об организменном уровне организации. Учащиеся фиксируют информацию:
Организменный:
II. Рефлексия
Учащиеся делают вывод урока, отвечая на вопрос: Что вы узнали сегодня на уроке?
Просмотр содержимого документа
«Практическая работа по биологии на тему: "Клетка. Разнообразие клеток в многоклеточном организме. Клеточная теория".»
Эволюция
Выдвинул предположение
о существовании в организме человека механизмов регуляции процессов жизнедеятельности.
Клод Бернар
(1813 – 1878 гг. )
Для обеспечения постоянства внутренней среды организма необходима координация всех происходящих в нём жизненных процессов.
Нервно-гуморальная регуляция —– регуляция процессов жизнедеятельности, которая обеспечивается нервной и гуморальной системами.
Нервная система
Вегетативный отдел
Соматический отдел
регулирует работу скелетных мышц
регулирует деятельность внутренних органов
Рефлекторная регуляция —– регуляция процессов жизнедеятельности нервной системы
на основе рефлекса.
ЦЕНТРАЛЬНОЕ ЗВЕНО
исполнительный нейрон
чувствительный нейрон
исполнительный орган
рецептор
РАЗДРАЖИТЕЛЬ
вставочные нейроны
Любой рефлекс в живом организме протекает
с участием трёх видов нейронов.
Рефлекс –— ответная реакция организма на раздражение рецепторов с участием центральной нервной системы.
Все быстрые реакции, например сокращение скелетных
мышц, обеспечиваются нервным путём.
Скорость проведения нервного импульса
в чувствительных нейронах достигает 120 м/с.
Рефлексы объединяются в сложные рефлекторные системы .
Рефлексы объединяются в сложные рефлекторные системы .
Нервная регуляция осуществляется с помощью
электрических импульсов, идущих по нервным клеткам.
Гуморальная регуляция –— регуляция, которая осуществляется с помощью биологически активных веществ, гормонов.
гипофиз
щитовидная железа
надпочечники
мужские половые железы
женские половые железы
поджелудочная железа
Железы внутренней секреции (эндокринные)
Гуморальная регуляция контролирует процессы, которые протекают
в организме медленно.
Гуморальная регуляция процессов жизнедеятельности осуществляется с помощью гормонов.
Нервная и гуморальная регуляции обеспечивают идеальную работу всех процессов жизнедеятельности.