СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Практическая работа по биологии на тему: "Клетка. Разнообразие клеток в многоклеточном организме. Клеточная теория".

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выступления на заседании МО

 «Практические работы на уроках биологии»

           Тема: Клетка. Разнообразие клеток в многоклеточном организме. Клеточная теория.

Цель работы: Рассмотреть многообразие клеток растительного и животного организмов. Дать сравнительную характеристику типам тканей растений и животных.

  • для формирования умений обучающийся должен знать понятие клетка, ткань, положения клеточной теории.
  • в результате выполнения работы обучающийся должен уметь сравнивать биологические объекты – клетки растений и животных.

Объем времени, отведенный на выполнение практической работы: 40 минут.

Материально – техническое оснащение практической работы: методическое пособие к практической работе.

2 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ПО ТЕМЕ ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ

Ро­берт Гук. в 1665 г., изу­чая срез проб­ки, об­на­ружил струк­ту­ры, по­хожие по стро­ению на пче­линые со­ты, и наз­вал их ячей­ка­ми или клет­ка­ми.

Бо­тани­к Мат­ти­ас Шлей­де­н и зо­оло­г Те­одо­р Шван­н, про­ана­лизи­ровав все су­щес­тву­ющие на тот мо­мент зна­ния о кле­точ­ном стро­ении жи­вой при­роды, сфор­му­лиро­вали кле­точ­ную те­орию.

Положения клеточной теории.

  1. Клет­ка - на­имень­шая струк­турно-фун­кци­ональ­ная еди­ница жи­вого и пред­став­ля­ет со­бой от­кры­тую, са­море­гули­ру­ющу­юся, са­мовос­про­из­во­дящу­юся сис­те­му. Вне клет­ки жиз­ни нет.
  2. Все клет­ки сход­ны по сво­ему хи­мичес­ко­му сос­та­ву и име­ют об­щий план стро­ения.
  3. Клет­ка про­ис­хо­дит толь­ко от клет­ки.
  4. Мно­гок­ле­точ­ные ор­га­низ­мы пред­став­ля­ют со­бой слож­но ор­га­низо­ван­ные ин­тегри­рован­ные сис­те­мы, сос­то­ящие из вза­имо­дей­ству­ющих кле­ток.

                             

 

 

Одинаковые клетки образуют ткани.

Ткань — совокупность клеток и межклеточного вещества, объединенных общим происхождением, строением и выполняемыми функциями.

Ткани растений и животных отличаются друг от друга.

Просмотр содержимого документа
«Практическая работа по биологии на тему: "Клетка. Разнообразие клеток в многоклеточном организме. Клеточная теория".»

Выступления на заседании МО

«Практические работы на уроках биологии»

Тема: Клетка. Разнообразие клеток в многоклеточном организме. Клеточная теория.

Цель работы: Рассмотреть многообразие клеток растительного и животного организмов. Дать сравнительную характеристику типам тканей растений и животных.

  • для формирования умений обучающийся должен знать понятие клетка, ткань, положения клеточной теории.

  • в результате выполнения работы обучающийся должен уметь сравнивать биологические объекты – клетки растений и животных.

Объем времени, отведенный на выполнение практической работы: 40 минут.

Материально – техническое оснащение практической работы: методическое пособие к практической работе.

2 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ПО ТЕМЕ ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ

Ро­берт Гук. в 1665 г., изу­чая срез проб­ки, об­на­ружил струк­ту­ры, по­хожие по стро­ению на пче­линые со­ты, и наз­вал их ячей­ка­ми или клет­ка­ми.

Бо­тани­к Мат­ти­ас Шлей­де­н и зо­оло­г Те­одо­р Шван­н, про­ана­лизи­ровав все су­щес­тву­ющие на тот мо­мент зна­ния о кле­точ­ном стро­ении жи­вой при­роды, сфор­му­лиро­вали кле­точ­ную те­орию.

Положения клеточной теории.

  1. Клет­ка - на­имень­шая струк­турно-фун­кци­ональ­ная еди­ница жи­вого и пред­став­ля­ет со­бой от­кры­тую, са­море­гули­ру­ющу­юся, са­мовос­про­из­во­дящу­юся сис­те­му. Вне клет­ки жиз­ни нет.

  2. Все клет­ки сход­ны по сво­ему хи­мичес­ко­му сос­та­ву и име­ют об­щий план стро­ения.

  3. Клет­ка про­ис­хо­дит толь­ко от клет­ки.

  4. Мно­гок­ле­точ­ные ор­га­низ­мы пред­став­ля­ют со­бой слож­но ор­га­низо­ван­ные ин­тегри­рован­ные сис­те­мы, сос­то­ящие из вза­имо­дей­ству­ющих кле­ток.



Одинаковые клетки образуют ткани.

Ткань — совокупность клеток и межклеточного вещества, объединенных общим происхождением, строением и выполняемыми функциями.

Ткани растений и животных отличаются друг от друга.

ТКАНИ РАСТЕНИЙ

1 Покровная ткань.

З ащитную функцию выполняет покровная ткань. Она защищает снаружи все органы растения от высыхания, повреждений, перегрева. В кожице листьев и побегов клетки покровной ткани плотно сомкнуты между собой, они имеют прозрачную клеточную стенку, чтобы пропускать свет. В корнях и стеблях покровная ткань может опробковевать, превращаясь в пробку.

2 Проводящая ткань

Благодаря проводящей ткани вещества могут перемещаться по растению. Вещества перемещаются в водных растворах, которые текут по клеткам проводящих тканей. У высших растений проводящая ткань состоит из сосудов, трахеид и ситовидных трубок. В проводящих тканях есть поры и отверстия, которые обеспечивают передвижение веществ между клетками.

Проводящая ткань представляет собой разветвленную сеть, соединяющую все органы растений. Таким образом, все части растения объединены в единую систему.

3 .Механическая ткань

Механическая ткань позволяет растениям переносить различные нагрузки, например, ветер. Клетки механической ткани имеют очень прочные клеточные стенки.

4. Образовательная ткань.

К летки образовательной ткани делятся в течение всей жизни растения. Клетки образовательной ткани лежат плотно друг к другу, делясь, они образуют новые клетки и тем самым обеспечивают рост растения не только в длину, но и толщину. Кроме того, клетки образовательной ткани растений способны преобразовываться в клетки других тканей.

5 Основная ткань.

За создание и накопление веществ отвечает основная ткань. Именно в этой ткани находится хлорофилл, благодаря которому из неорганических веществ синтезируется органическое. Основная ткань преимущественно находится в листьях растений.

Ткани животных.

6 Эпителиальная ткань (эпителий)

Образует слой клеток, из которых состоят покровы тела и слизистые оболочки всех внутренних органов и полостей организма и некоторые железы. Через эпителиальную ткань происходит обмен веществ между организмом и окружающей средой. В эпителиальной ткани клетки очень близко прилегают друг к другу, межклеточного вещества мало.



7 Соединительная ткань.

Особенность соединительной ткани – это сильное развитие межклеточного вещества.

Основными функциями соединительной ткани являются питательная и опорная. К соединительной ткани относятся кровь, лимфа, хрящевая, костная, жировая ткани. Кровь и лимфа состоят из жидкого межклеточного вещества и плавающих в нем клеток крови. Эти ткани обеспечивают связь между органами, перенося различные газы и вещества. Волокнистая и соединительная ткань состоит из клеток, связанных друг с другом межклеточным веществом в виде волокон.

Волокна могут лежать плотно и рыхло. Волокнистая соединительная ткань имеется во всех органах. На рыхлую соединительную ткань похожа и жировая ткань. Она богата клетками, которые наполнены жиром.

8 Мышечная ткань.

Эта ткань образована мышечными волокнами. В их цитоплазме находятся тончайшие нити, способные к сокращению. Выделяют гладкую и поперечнополосатую мышечную ткань.

9 Нервная ткань

С труктурной единицей нервной ткани является нервная клетка – нейрон.

Нейрон состоит из тела и отростков. Тело нейрона может быть различной формы – овальной, звездчатой, многоугольной. Нейрон имеет одно ядро, располагающееся, как правило, в центре клетки.

Большинство нейронов имеют короткие, толстые, сильно ветвящиеся вблизи тела отростки и длинные (до 1,5 м), и тонкие, и ветвящиеся только на самом конце отростки. Длинные отростки нервных клеток образуют нервные волокна. Основными свойствами нейрона является способность возбуждаться и способность проводить это возбуждение по нервным волокнам.







3 АЛГОРИТМ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАДАНИЯ

  1. Изучить теоретический материал по теме практической работы.

  2. Ответить на контрольные вопросы.

  3. Записать в тетради – дату, тему занятия, цель практической работы.

  4. Выполнить задания для самостоятельного решения.

  5. Сделать вывод по работе.

  6. Сдать отчет на проверку преподавателю.


ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО РЕШЕНИЯ

1. Используя материалы теоретической части, заполните таблицу.

Тип ткани

Особенности строения

Значение

Рисунок






2. Найдите соответствие между тканями растений и животных, исходя из выполняемых функций.

4 КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

  1. Понятие клетки.

  2. Формулировка определения ткани.

  3. Основные положения клеточной теории.

  4. Клетки этой ткани способны преобразовываться в клетки других тканей.

  5. Органические вещества синтезируются из неорганических в основной ткани благодаря наличию этого вещества.

  6. Структурная единица нервной ткани.

  7. Клетки этой ткани обеспечивают связь между органами.