Тема. Природные зоны Земли. Практическая работа по теме «Составление сравнительной характеристики двух природных зон Земли»
Цели урока: изучить размещение природных комплексов по поверхности Земли; объяснить смену природных зон на Земле; способствовать развитию у обучающихся исследовательской деятельности; воспитывать любознательность, стремление к самостоятельному получению знаний, любви к окружающему миру.
Оборудование: карта природных зон Земли, карта полушарий, тетрадь для практических работ, презентация «Природные зоны Земли».
Учебник: География. 7 класс: учеб. общеобразоват. Организаций /(А.И. Алексеев, В.В. Николина, Е.К. Липкина) – 3-е изд. – М: Просвещение, 2016. 256 с.: ил., карт. - (Полярная звезда).
Планируемые результаты
Предметные: обучающиеся научатся характеризовать природные зоны Земли по плану.
Личностные: обучающиеся научатся устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом, умению уважительно относиться к мнению одноклассников.
Метапредметные: ученики продолжат учиться:
регулятивные УУД: определять и формулировать цель на уроке; оценивать правильность выполнения действия; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; высказывать своё предположение
коммуникативные УУД: сотрудничеству с учителем и одноклассниками в поиске информации; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в классе и следовать им;
познавательные УУД: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель урока; ориентироваться в системе знаний: отличать новое от уже известного; умению вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация опорных знаний
- Чем объясняется разнообразие почв на Земле?
- Назовите климатические пояса?
- Какие природные зоны есть в северном полушарии?
- Приведите примеры приспособления растений или животных к условиям проживания в разных природных зонах?
III. Постановка темы и задач урока
Ребята, а что такое природная зона? Есть пространства на Земле, которые получают от Солнца примерно одинаковое количество тепла и света, а с осадками- влаги. В этих местах одинаковые природные условия и живут приспособившиеся к ним одинаковые растения и животные.
IV. Изучение нового материала. Демонстрация слайдов
1) Природные зоны – природные комплексы, занимающие большие площади, характеризующиеся господством одного зонального типа ландшафта. Формируются преимущественно под влиянием климата – особенностей распределения тепла и влаги, их соотношения. Каждой природной зоне присущ свой тип почв, растительности и животного мира.
Широтная зональность – смена природных зон на равнинах от экватора к полюсам. Соотношение тепла и влаги влияет на смену природных зон.
Внешний облик природной зоны определяется типом растительного покрова. Но характер растительности зависит от климатических условий – теплового режима, увлажнения, освещенности.
В горах природные зоны изменяются с высотой – высотная поясность. Высотная поясность обусловлена изменением климата с поднятием вверх. Набор высотных поясов в горах зависит от географического положения самих гор и их высоты. Чем выше горы и чем ближе они к экватору, тем больше у них высотных поясов.
Климатические пояса Природные зоны
- экваториальный - влажные экваториальные леса
- субэкваториальный - саванны
- тропический - пустыни
- субтропический - жестколистные вечнозеленые леса
- умеренный - тайга, смешанные леса, широколиственные леса
- субарктический - тундра, лесотундра
- арктический - арктическая пустыня
2) Работа с рисунком 55 на странице 78, рис 56.
Природная зона – обширная территория с разнообразным рельефом, на который формировался определенный климат. В зависимости от климата в природной зоне произрастают определенные типы растений и обитают разные животные.
V. Выполнение практической работы
Составление сравнительной характеристики двух природных зон Земли
Цель (для учеников): научиться составлять описание природных зон на основе тематических карт атласа.
Оборудование: карты атласа, дополнительный материал.
Ход работы (оформление работы в тетради для практических работ)
Используя тематические карты атласа, учебник, составить характеристику природных зон, раскрывая взаимосвязи между компонентами природы (климатом, почвами, растительным и животным миром). Результаты работы оформить в виде таблицы.
План характеристики | Природная зона | Природная зона |
Географическое положение | | |
Климат (пояс, средние температуры, осадки) | | |
Растительный мир (флора) | | |
Животный мир (фауна) | | |
Почвы | | |
Хозяйственная деятельность человека | | |
Экологические проблемы | | |
Сделайте вывод
VI. Домашнее задание. Повторить параграф 20 стр. 76 – 79.
VII. Рефлексия
- Что нового узнали на уроке?
- Где материал урока можно применить в повседневной жизни?