СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Практическая работа по теме «Искусственные экосистемы» 9 класс

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Практическая работа предназначена для учащихся 9 классов, она представляет собой комплексную работу с элементами актуализации базовых знаний, тестированием , поиском информации и рефлексии- закрепления пройденного материала и является основой комбинированного урока.

Просмотр содержимого документа
«Практическая работа по теме «Искусственные экосистемы» 9 класс»

Практическая работа по теме «Искусственные экосистемы» 9 класс


  1. В приведённом перечне найдите и выпишите отдельно названия:

А. Продуцентов-

Б. Консументов-

В. Редуцентов-


Папоротник, муравей, белый гриб, хемосинтезирующая бактерия, стрекоза, дождевой червь, гнилостная бактерия, цианобактерия, лев, мухомор, кактус, человек.


  1. Составьте пищевую цепь, в которую могут входить следующие организмы:

человек, одноклеточная водоросль, дафния, судак, пескарь.


  1. Среди приведённых утверждений выберите правильные:


А. Источником энергии для редуцентов является окисление неорганических веществ.

Б. Численность консументов обычно меньше численности продуцентов.

В. Самой высокопродуктивной экосистемой является Мировой океан.

Г. Самыми малопродуктивными экосистемами являются пустыни.

Д.Высокопродуктивные экосистемы являются самовоспроизводящими, а низкопродуктивные - нет.

Е. Экосистемы с малым видовым разнообразием неустойчивы.

Ж. Существование пищевых сетей является условием устойчивости экосистемы.

З. Механизмом саморегуляции экосистем является дрейф генов.

И. Агроценоз - одна из самых устойчивых экосистем, потому что в нём снижено действие естественного отбора.


  1. Заполните таблицу, используя приведённый ниже список


Искусственные экосистемы

Естественные экосистемы

 

 

 

 


Тайга, пруд, озеро, альпийский луг, пшеничное поле, парк, коралловый остров.

  1. Как называется естественный биоценоз?

  2. Как называется искусственный биоценоз?


  1. Сравните экосистему луга и поля. Заполните таблицу:

Параметры для сравнения

Экосистема

Луг

Поле

Вид экосистемы

Компоненты


Видовое разнообразие


Пищевые цепи


Источник энергии

Продуктивность.

Саморегуляция

Устойчивость

Круговорот веществ

 

 



Сравнительная характеристика биогеоценозов и агроценозов.


Сравниваемая категория

биогеоценоз

агроценоз

Направление действия отбора

Действует естественный отбор, выбраковывающий нежизнеспособные особи и сохраняющий приспособления к условиям среды, т. е. отбор, формирует устойчивую экосистему

Действие естественного отбора ослаблено человеком; преимущественно осуществляется искусственный отбор в направлении сохранения организмов с максимальной продуктивностью

Круговорот основных питательных элементов

Все элементы, потреблённые растениями, животными и др. организмами, возвращаются в почву, т. е. круговорот осуществляется полностью.

Часть питательных элементов выносится из круговорота с массой выращенных и собранных в качестве урожая организмов, т. е. круговорот не осуществляется

Видовое разнообразие и устойчивость

Отличаются, как правило, большим видовым разнообразием организмов, находящихся в сложных взаимосвязях друг с другом, обеспечивающих устойчивость

Количество видов часто ограничено одним, двумя; взаимосвязи организмов не могут обеспечить устойчивость.

Способность к саморегуляции, самоподдержанию и сменяемости

Саморегулирующиеся, постоянно возобновляющиеся, способные к направленной сменяемости одного сообщества другим (сукцессия).

Регулируются и контролируются человеком через изменение природных факторов (орошение), борьбу с сорняками и вредителями, смену сортов, повышение продуктивности.

Продуктивность (количество биомассы, создаваемой на единицу площади)

Биомасса экосистем суши

превышает продуктивность экосистем Мирового океана в 3 раза; основная продукция биомассы потребляется консументами.

Занимая 10%площади суши, производят ежегодно 2,5 млрд. т сельскохозяйственной продукции; отличаются значительно большей продуктивностью, чем биогеоценозы

Закрепление материала:

1. Запишите цепи питания в агроценозах. Почему цепи питания в агроценозе небольшие? Какие условия следует соблюдать при создании агроценозов?

Почему на планете не могут преобладать агроценозы? К чему это может привести?

Выберите из приведённых положений, что относится к агроценозу, а что к биогеоценозу:

  • состоят из большого числа видов;

  • способны к саморегуляции;

  • неспособны к саморегуляции;

  • состоят из небольшого числа видов;

  • все поглощенные растениями элементы питания со временем возвращаются в почву;

  • значительная часть элементов питания изымается из почвы, для возмещения потерь необходимо постоянно вносить удобрения;

  • единственным источником энергии является солнечный свет;

  • основной движущей силой эволюции является искусственный отбор;

  • основной движущей силой эволюции является естественный отбор;

  • процветание, сохранение и высокая продуктивность связаны с деятельностью человека.

2. Подумайте над тем, для чего используют севооборот в агроценозе


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!