СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Практическая работа "Типы речи. Определение текста с точки зрения его типа."

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Практическая работа "Типы речи. Определение текста с точки зрения его типа."»

Практическая работа по теме «Тип речи»

Задание 1. Докажите по плану(смотри ниже), что данный текст относится к типу речи повествование.

 Наполнив карманы и бумажник, Бугров спрятал бланки в стол и, выпив полграфина воды, выскочил на улицу.

— Извозчик! — крикнул он диким голосом.

Ночью, в половине двенадцатого, он подкатил к подъезду гостиницы «Париж». С шумом вошёл он вверх по лестнице и постучался в номер, в котором жил Грохольский. Его впустили. Грохольский укладывал свои вещи в чемоданы. Лиза сидела за столом и примеряла браслеты. Оба они испугались, когда вошёл к ним Бугров.

Доказательство текста - повествования:

  1. Есть событие, участники события.

  2. Глаголы сменяют ход события, показывают действия участников.

  3. Завершение события.

Задание 2. Докажите по плану(смотри ниже), что данный текст относится к типу речи описание.

Небо было ясное, чистое, нежно-голубого цвета. Легкие белые облака, освещенны, с одной стороны розовым блеском, лениво плыли в прозрачной тишине. Восток алел и пламенел, отливая в иных местах перламутром и серебром. Из-за горизонта, точно гигантские растопыренные пальцы, тянулись вверх по небу золотые полосы от лучей еще не взошедшего солнца.

Доказательство текста - описания:

  1. Называется предмет описания.

  2. Выделяются признаки предмета

  3. Дается авторская оценка, вывод, заключение

Задание 3. Докажите по плану(смотри ниже), что данный текст относится к типу речи рассуждение.

Стремление к равновесию — один из главных зако­нов развития окружающего нас мира. Нарушение хотя бы одного звена в цепи вызывает ответную реакцию всех связанных воедино компонентов. Рост народона­селения в бассейнах рек, увеличение посевных площа­дей приводят к росту водопотребления, сокращению реч­ного стока, что ведет к понижению уровня моря, что в свою очередь вызывает повышение солености морской воды, осолонение нерестилищ, следовательно, сокраще­ние уловов рыбы и т. д. Связи эти многозначны, имеют множество побочных сцеплений.

Доказательство текста -рассуждения

  1. тезис (высказывается основная мысль, экспозиция);

  2. аргументы – примеры, факты доказательства.

  3. вывод.

Задание 4. В 5-7 предложениях опишите картину, строго соблюдая части текста-описания (смотри задание 2)

(На данной картине представлена композиция…; На переднем плане…; На заднем плане…; Глядя на эту композицию, мне видится(представляется) следующая история…; Эта картина …)


Задание 5. Составьте текст-рассуждение, выдвигая свои аргументы к следующему тезису.

Тезис: Когда человек начинает осознавать свою причастность к решению важных жизненных проблем, он начинает взрослеть.

Ваши аргументы, примеры:

Вывод:


Задание 6. Определите тип и стиль речи текстов.

Текст 1. Берёза – лиственное дерево с белым стволом, тонкими ветвями и пышной кроной. У березы мелкие листья, а весной распускаются серёжки. Весной у берёзы листья светло-зелёные, потом они темнеют, а осенью становятся жёлтыми или красными. Берёза растёт в лесу, а также в поле. Она не боится холода, поэтому произрастает не только в тёплых краях, но и в Сибири. 

Текст 2. На склоне небольшого пригорка, у самой дороги, одиноко стояла молоденькая берёза. У неё была нежная и светлая атласная кожица. Берёза по-детски радостно взмахивала ветвями, точно восторженно приветствуя солнце. Играя, ветер весело пересчитывал на ней звонкое червонное золото листвы. Казалось, что от неё, как от сказочного светильника, струился тихий свет. Было что-то задорное, даже дерзкое в её одиночестве среди неприглядного осеннего поля.

Текст 3. Человек должен следить за чистотой всех водоёмов.

Чистая вода нужна для питья. В воде, загрязнённой сточными водами фабрик и жилищ, гибнут растения и животные. Большой вред водоёмам приносит загрязнение нефтяными продуктами. От них погибают рыбы и другие животные, которые служат им кормом. Нефть смачивает оперение водоплавающих птиц. Оно теряет воздух, и птицы погибают от охлаждения тела. 
Закон об охране природы запрещает спускать в водоёмы вредные отбросы и сточные воды.

Текст 4. Что значит уметь читать? Понимать, как из букв складываются слова? Этого мало. Уметь читать – это уметь понимать смысл текста. Чтобы стать хорошим читателем, нужно следовать правилам чтения.

Самое общее правило: осмысливайте слова, предложения, абзацы в контексте, то есть не по отдельности, а вместе с другими, особенно соседними, словами, предложениями, абзацами.
Например, вы читаете текст по истории, а в нём есть незнакомое для вас слово. Контекст помогает выяснить значение слова.

В тексте не действует правило арифметики, и общий смысл текста не равен смыслу отдельных фраз, он всегда богаче.

Текст 5. Давно жил в этом доме сотник. У сотника была дочка, ясная панночка. Сотникова жена давно умерла.

Привёз он молодую жену в новый дом. Хороша была молодая жена, только так страшно взглянула на свою падчерицу, что та вскрикнула. 

Настала ночь. Заперлась бедная панночка в своей светлице и стала плакать. Глядит: страшная чёрная кошка крадётся к ней. Шерсть на кошке горит, железные когти стучат по полу. В испуге вскочила девушка на лавку – кошка за нею. Перепрыгнула на лежанку – кошка и туда. И вдруг бросилась к панночке на шею и душит её. С криком оторвала бедная девушка кошку от себя и бросила на пол. Схватила отцовскую саблю и бряк по полу – лапа с железными когтями отскочила, и кошка с визгом пропала в темном углу.

Целый день не выходила из опочивальни молодая жена, потом вышла с перевязанной рукой. Угадала бедная панночка, что мачеха её – ведьма.














Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!