СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 25.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Практическая работа "Запятая в сложных предложениях"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Практические упражнения направлены на обобщение и систематизацию материала о сложносочинённых и сложноподчиненных предложениях. Помогут студентам совершенствовать свои пунктуационные навыки в сложных предложениях.

Просмотр содержимого документа
«Практическая работа "Запятая в сложных предложениях"»

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 5


Тема: Запятая в с сложных предложениях.

Цель:

- обобщить и систематизировать материал о сложносочинённых и сложноподчиненных предложениях; совершенствовать пунктуационные навыки в сложных предложениях;         - совершенствовать навыки грамотного письма

- развивать логическое и критическое мышление, умение улавливать причинно-

следственные связи, систематизировать, обобщать.

Задачи:

1.Учиться использовать теоретический материал при выполнении практических заданий.

2. Отрабатывать навыки правильного написания

3. Способствовать развитию логического мышления (умению сравнивать и анализировать единицы речи).

Средства обучения: ММК, учебная и дополнительная литература, лекция

Ход работы:

  1. Работа с учебником и материалом лекции.


2. Задание 1. Спишите сложноподчиненные предложения, вставив необходимый по смыслу простой союз или союзное слово. Расставьте знаки препинания.


1) Известно__в первый период своего творческого пути Пушкин был любим соотечественниками. 2) В высшей степени важно__дети приучались еще с юных лет работать. 3) Чувство гуманности оскорбляется__люди не уважают в других человеческого достоинства... 4) Напрасно Афанасий Иванович шутил и хотел узнать__она так загрустила. 5) И лица их были такие измученные__эти люди несли на себе непомерную тяжесть.


3. Тестирование. Тест на тему «Сложносочинённое предложение»

1. Какое утверждение является неверным?
1) Сложносочинённые предложения – это такие предложения, в которых простые связываются сочинительными союзами.
2) В сложносочинённых предложениях с союзом и указывается на чередование явлений.
3) Если простые предложения соединены союзами и, да (в значении и), ни – ни, тоже, также, в них перечисляются явления, которые происходят одновременно, или явления, которые следуют одно за другим.
4) В сложносочинённых предложениях с союзами а, но, да (в значении но) одно явление противопоставлено другому.

2. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Вечером на веранде мы стали разбирать книги (1) среди (2) которых были любимые мною произведения Дюма, Грина, Скотта (3) а также (4) труды по философии и искусству.

1) 1, 2, 3
2) 1, 2, 3, 4
3) 1, 3
4) 2, 3

 3. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Ровно в третий день после моего рождения (1) в который мне минуло десять лет (2) и в который я получил такие чудесные подарки, в семь часов утра, Карл Иванович разбудил меня (3) ударив над самой моей головой хлопушкой.

1) 1
2) 1, 2
3) 1, 2, 3
4) 1, 3


4. Определите тип предложения.
Ветер лизнул огромные серые валуны, раскиданные древним ураганом и за столетия неподвижности обросшие переплетением сцепившихся кустов.
1) простое предложение с обособленными однородными членами
2) сложносочинённое предложение
3) сложноподчинённое предложение
4) бессоюзное сложное предложение

5. Определите тип предложения.
Небо совсем выцвело от зноя, пыльные листья на полях чуть съёжились и пожелтели по краям.
1) простое предложение с однородными членами
2) сложносочинённое предложение
3) сложноподчинённое предложение
4) бессоюзное сложное предложение

6. Определите тип предложения.
В комнаты ворвался упоительный свежий ветер, который принёс запах сырой травы и мокрых елей.
1) простое предложение с однородными членами
2) сложносочинённое предложение
3) сложноподчинённое предложение
4) бессоюзное сложное предложение

7. Как надо продолжить предложение, чтобы оно получилось сложносочинённым?
Цветут липы…
1) и привлекают своим запахом пчёл.
2) и кругом пахнет липовым мёдом.
3) распространяя вокруг удивительный запах.
4) тесным полукругом окружающие дом.

8. Как надо продолжить предложение, чтобы оно получилось сложносочинённым?
Поднялся сильный ветер…
1) и сорвал с деревьев последние листья.
2) и захотелось поскорее укрыться от него куда-нибудь в тёплый дом.
3) разнося по дорожкам сада упавшие листья.
4) от которого захотелось поскорее куда-нибудь укрыться.

9. Как надо продолжить предложение, чтобы оно получилось сложносочинённым?
Внезапно набежали тучи…
1) и вылили на землю обильный дождь.
2) вскоре закрывшие солнце.
3) и стало темно.
4) не предвещавшие хорошей погоды.

10. Какие отношения выражаются с помощью союза и в данном сложносочинённом предложении?
Золотилась и краснела листва в подмосковных лесах, и над убегающей вдаль извилистой речушкой медленно плыла голубая дымка, и свежий ветер был напоён острыми запахами увядающих трав.
1) последовательность явлений
2) чередование явлений
3) противопоставление явлений
4) одновременность явлений

11. Какие отношения выражаются с помощью союза и в данном сложносочинённом предложении?
И вот уже косые дожди сбивают последнюю листву с деревьев, и вот уже среди рыжей листвы под ногой хрустнет первая тонкая льдинка, и вот однажды утром первый иней посеребрит голые макушки камней.
1) последовательность явлений
2) чередование явлений
3) противопоставление явлений
4) одновременность явлений

12. В каком варианте ответа указаны сложносочинённые предложения? (Знаки препинания не расставлены.)
А. Кругом по-прежнему сонное царство только кое-где поблизости стрекочут кузнечики.
Б. Я был когда-то ротным запевалой да и теперь я изредка пою.
В. Солнце греет по-прежнему однако трава кое-где уже почернела.
Г. Над долиной где мы ехали сгустились тучи.

1) А, Б        2) Б, В         3) В, Г         4) А, Г

13. В каком варианте ответа указаны сложносочинённые предложения? (Знаки препинания не расставлены.)
А. В саду было тихо только иногда где-то ворочалась какая-то птица.
Б. Обоз тронулся с места когда село солнце.
В. Страшно выли провода на столбах да грохотали вывески.
Г. В течение долгого времени дни стоят невыносимо жаркие однако в небольшой рощице  веет живительной свежестью.

1) А, Б         2) Б, В         3) В, Г        4) Б, Г

14. В каком варианте ответа указаны сложносочинённые предложения? (Знаки препинания не расставлены.)
А. На дворе стоял первый день нового года да и он уж клонился к закату.
Б. Мы подождали пока с парома выгрузили машины.
В. Монолитная стена на фоне осеннего леса производила удручающее однако сильное впечатление.
Г. Молодой месяц низко висел над лесом и нежный свет его блестел в дождевых каплях.
1) А, В         2) Б, Г         3) Б, В        4) А, Г

15. В каком случае даны союзы, которые могут связывать части сложносочиненного предложения?
1) что, если, когда
2) зато, однако
3) потому что, в связи с тем что, оттого что
4) как, хотя

16. В каком случае части сложносочиненного предложения связаны соединительным союзом?
1) Митя спал с незавешенными окнами, и сад и луна всю ночь смотрели в них.
2) С утра был туман, но к завтраку погода разгулялась.
3) То за соседним кустом начнет кричать коростель, то с пушечным выстрелом ударит пудовая рыба.
4) Ни о чем не хочется думать, или бродят мысли и воспоминания, смутные, неясные, как сон.

17. В каком случае части сложносочиненного предложения связаны разделительным союзом?
1) Блестело море, все в ярком свете, и грозно волны о камень бились.
2) Лишь сердце стучит, да песня звучит, да тихо рокочет струна.
3) Ни калина не растет между ними, ни трава не зеленеет.
4) Ты либо слушай, либо пускай другие слушают.

18. В каком случае части сложносочиненного предложения связаны противительным союзом?
1) Корень учения горек, зато плоды его сладки.
2) Не то птица летит, не то дождь шумит.
3) Лицо ее было бледно, слегка раскрытые губы тоже побледнели.
4) Этот художник талантлив, и тем не менее картины его тебя не трогают.


Сделайте вывод.



Литература:

  1. Введенская Л. А., Черкасова М. Н. Русский язык и культура речи: учебное пособие (Среднее профессиональное образование). – Ростов-на-Дону: Феникс, 2017.

  2. Сборник диктантов по русскому языку: 10-11 класс/ сост. В.В. Ежов.- – Ростов-на-Дону: Феникс, 2015.

1. 2)
2. 3)
3. 4)
4. 1)
5. 4)
6. 3)
7. 2)
8. 2)
9. 3)
10. 4)
11. 1)
12. 2)
13. 3)
14. 4)
15. 2)
16. 1)
17. 4)
18. 1)

 















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя