Практическая работа № 1
Осуществление цепочки химических превращений.
Цель: изучить на практике генетические ряды металлов.
Оборудование: спиртовка, штатив с пробирками, держатель для пробирок, набор реактивов.
Порядок выполнения работы
ОПЫТ № 1 Изучение генетического ряда магния.
Проведите реакции, в которых осуществляются предложенные ниже химические превращения, выбрав необходимые реактивы.
MgO → MgCI2 → Mg(OH)2 → MgSO4
Запишите уравнения реакций в молекулярном, полном ионном и сокращенном ионном виде. Определите тип реакции. Какие признаки химической реакции вы наблюдали?
Заполните таблицу
Опыт | Исходные вещества | Условия реакции | Признаки реакции | Уравнения реакции . Вывод |
| | | | |
ОПЫТ № 2 Изучение генетического ряда меди.
Проведите реакции, в которых осуществляются предложенные ниже химические превращения, выбрав необходимые реактивы.
CuSO4 → Cu(OH)2 → CuO
↓
CuCI2
Запишите уравнения реакций в молекулярном, полном ионном и сокращенном ионном виде. Определите тип реакции. Какие признаки химической реакции вы наблюдали?
Заполните таблицу
Опыт | Исходные вещества | Условия реакции | Признаки реакции | Уравнения реакции. Вывод |
| | | | |
Выполните задание.
Выберите формулы оксида, соли, основания и определите степени окисления химического элемента в каждом веществе.
Сделайте выводы о проделанной работе.
Практическая работа № 2
Получение и свойства соединений металлов.
Цель: изучить на практике способы получения и свойства соединений металлов.
Оборудование: спиртовка, штатив с пробирками, держатель для пробирок, набор реактивов.
Порядок выполнения работы
ОПЫТ № 1 Докажите, что карбонат натрия взаимодействует с кислотами.
Запишите уравнения реакций в молекулярном, полном ионном и сокращенном ионном виде. Определите тип реакции. Какие признаки химической реакции вы наблюдали? Заполните таблицу
Опыт | Исходные вещества | Условия реакции | Признаки реакции | Уравнения реакции . Вывод |
| | | | |
ОПЫТ № 2 Получение сульфата бария.
Получите сульфат бария из имеющихся реактивов.
Запишите уравнения реакций в молекулярном, полном ионном и сокращенном ионном виде. Определите тип реакции. Какие признаки химической реакции вы наблюдали? Заполните таблицу
Опыт | Исходные вещества | Условия реакции | Признаки реакции | Уравнения реакции. Вывод |
| | | | |
ОПЫТ № 3 Получение гидроксида железа(III).
Получите гидроксид железа(III) и докажите, что он вступает в реакцию с кислотами.
Запишите уравнения реакций в молекулярном, полном ионном и сокращенном ионном виде. Определите тип реакции. Какие признаки химической реакции вы наблюдали? Заполните таблицу
Опыт | Исходные вещества | Условия реакции | Признаки реакции | Уравнения реакции. Вывод |
| | | | |
Сделайте выводы о проделанной работе.
Практическая работа № 3
Экспериментальные задачи по распознаванию и получению веществ.
Цель: изучить на практике способы получения веществ и научиться распознавать вещества.
Оборудование: спиртовка, штатив с пробирками, держатель для пробирок, набор реактивов.
Порядок выполнения работы
ОПЫТ № 1 Проведение реакции нейтрализации.
Выберите реактивы для реакции нейтрализации.. Опытным путем проведите реакцию нейтрализации.
Запишите уравнения реакций в молекулярном, полном ионном и сокращенном ионном виде. Определите тип реакции. Какие признаки химической реакции вы наблюдали? Заполните таблицу
Опыт | Исходные вещества | Условия реакции | Признаки реакции | Уравнения реакции . Вывод |
| | | | |
ОПЫТ № 2 Проведите реакции, подтверждающие качественный состав сульфата алюминия.
Для этого экспериментально докажите, что в состав сульфата алюминия входят ионы AI3+ и SO4 2- .↓
Запишите уравнения реакций в молекулярном, полном ионном и сокращенном ионном виде. Определите тип реакции. Какие признаки химической реакции вы наблюдали? Заполните таблицу
Опыт | Исходные вещества | Условия реакции | Признаки реакции | Уравнения реакции. Вывод |
| | | | |
ОПЫТ № 3 Получение гидроксида цинка.
Получите гидроксид цинка и докажите, что он вступает в реакцию с кислотами.
Запишите уравнения реакций в молекулярном, полном ионном и сокращенном ионном виде. Определите тип реакции. Какие признаки химической реакции вы наблюдали? Заполните таблицу
Опыт | Исходные вещества | Условия реакции | Признаки реакции | Уравнения реакции. Вывод |
| | | | |
Сделайте выводы о проделанной работе.
Практическая работа № 4
Экспериментальные задачи по теме «Подгруппа кислорода».
Цель: научиться распознавать вещества, проводить качественную реакцию на сульфат-ион, определять качественный состав веществ.
Оборудование: спиртовка, штатив с пробирками, держатель для пробирок, набор реактивов.
Порядок выполнения работы
ОПЫТ № 1 Определение качественного состава вещества.
Проведите реакции, подтверждающие качественный состав серной кислоты. Запишите уравнения реакций в молекулярном, полном ионном и сокращенном ионном виде. Определите тип реакции. Какие признаки химической реакции вы наблюдали? Заполните таблицу
Опыт | Исходные вещества | Условия реакции | Признаки реакции | Уравнения реакции . Вывод |
| | | | |
ОПЫТ № 2 Определение сульфат-ионов..
Определите, содержит ли поваренная соль примесь сульфатов.
Запишите уравнения реакций в молекулярном, полном ионном и сокращенном ионном виде. Определите тип реакции. Какие признаки химической реакции вы наблюдали? Заполните таблицу
Опыт | Исходные вещества | Условия реакции | Признаки реакции | Уравнения реакции. Вывод |
| | | | |
ОПЫТ № 3 Типичные реакции кислот.
Докажите, что серная кислота взаимодействует с основными оксидами, гидроксидами и солями.
Запишите уравнения реакций в молекулярном, полном ионном и сокращенном ионном виде. Определите тип реакции. Какие признаки химической реакции вы наблюдали? Заполните таблицу
Опыт | Исходные вещества | Условия реакции | Признаки реакции | Уравнения реакции. Вывод |
| | | | |
Сделайте выводы о проделанной работе.
Практическая работа № 5
Экспериментальные задачи по теме «Подгруппа азота и углерода».
Цель: научиться распознавать вещества, проводить качественную реакцию на карбонат-ион, определять качественный состав веществ.
Оборудование: спиртовка, штатив с пробирками, держатель для пробирок, набор реактивов.
Порядок выполнения работы
ОПЫТ № 1 Определение качественного состава вещества.
Проведите реакции, подтверждающие качественный состав сульфата аммония. Запишите уравнения реакций в молекулярном, полном ионном и сокращенном ионном виде. Определите тип реакции. Какие признаки химической реакции вы наблюдали? Заполните таблицу
Опыт | Исходные вещества | Условия реакции | Признаки реакции | Уравнения реакции . Вывод |
| | | | |
ОПЫТ № 2 Экспериментальные задачи.
Проведите реакции, которые выражаются сокращенными ионными уравнениями: H+ + OH- = H2O
2H+ + CO32- = H2O + CO2
NH4+ + OH- = NH3 + H2O
Запишите уравнения реакций в молекулярном, полном ионном и сокращенном ионном виде. Определите тип реакции. Какие признаки химической реакции вы наблюдали? Заполните таблицу
Опыт | Исходные вещества | Условия реакции | Признаки реакции | Уравнения реакции. Вывод |
| | | | |
Сделайте выводы о проделанной работе.
Практическая работа №6
Получение, собирание и распознавание газов
Оборудование:2 пробирки,1 большая пробирка,спиртовка,2 химических стакана, лучинка, держатель, спички.
Реактивы: цинк ,соляная кислота, пероксид водорода, оксид марганца (IV),мел, хлорид аммония, гидроксид натрия, вода, фенолфталеиновая бумажка.
Опыт №1 Получение, собирание и распознавание водорода.
Получение. В пробирку поместите две гранулы цинка и прилейте в нее 1-2 мл соляной кислоты. Что наблюдаете? Запишите уравнение реакции, укажите тип реакции.
Собирание. Накройте пробирку пробиркой большего размера. Почему водород собирали в перевернутую пробирку?
Распознавание. Через несколько минут поднимите большую пробирку вверх и, не переворачивая ее, поднесите к пламени спиртовки. Что наблюдаете? Запишите уравнение горения водорода, укажите тип реакции. Что можно сказать о чистоте собранного вами водорода? Отчет о проделанной работе оформите в таблицу.
Опыт №2 Получение, собирание и распознавание кислорода.
Получение и собирание. Соберите прибор, как показано на рисунке 114 учебника. В пробирку насыпьте перманганат калия у отверстия пробирки положите кусочек ваты. Закройте пробирку газоотводной пробкой с газоотводной трубкой. Укрепите пробирку в лапке штатива так, чтобы конец газоотводной трубки доходил почти до дна сосуда, в котором будет собираться кислород. Нагрейте пробирку с перманганатом калия.
Распознавание. Подготовьте тлеющую лучинку. Опустите ее в стакан с кислородом. Что наблюдаете? Запишите уравнение реакции, укажите тип реакции. Отчет о проделанной работе оформите в таблицу.
Опыт №3 Получение, собирание и распознавание углекислого газа.
Получение и собирание. В химический стакан поместите несколько кусочков мела и прилейте 5-7 мл раствора соляной кислоты. Что наблюдаете? Запишите уравнение реакции в молекулярном и ионном виде, укажите тип реакции.
Распознавание. Через несколько минут внесите в стакан горящую лучинку. Что наблюдаете? Объясните данное явление. Отчет о работе оформите в таблицу.
Опыт №4 Получение, собирание и распознавание аммиака.
Получение и собирание В пробирку поместите 1-2 г хлорида аммония, а затем добавьте 1-2 мл раствора гидроксида натрия. Закрепите пробирку в держателе и осторожно нагрейте. Что наблюдаете? Запишите уравнение реакции в молекулярном и ионном виде, укажите тип реакции.
Распознавание.Поднесите к отверстию пробирки влажную фенолфталеиновую бумажку. Что наблюдаете? Осторожно понюхайте выделяющейся газ. Что ощущаете? Отчет о проделанной работе оформите в таблицу.
Название опыта | Исходные вещества | Условия реакции | Признаки реакции | Уравнения реакции и выводы |
| | | | |
Сделайте общий вывод по практической работе.