СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Практические работы для 9 класса

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данные инструкции можно использовать для практических работ в 9 классе при проведении химического практикума.

Просмотр содержимого документа
«Практические работы для 9 класса»

Практическая работа № 1

Осуществление цепочки химических превращений.


Цель: изучить на практике генетические ряды металлов.

Оборудование: спиртовка, штатив с пробирками, держатель для пробирок, набор реактивов.

Порядок выполнения работы

ОПЫТ № 1 Изучение генетического ряда магния.

Проведите реакции, в которых осуществляются предложенные ниже химические превращения, выбрав необходимые реактивы.

MgO → MgCI2 Mg(OH)2 → MgSO4

Запишите уравнения реакций в молекулярном, полном ионном и сокращенном ионном виде. Определите тип реакции. Какие признаки химической реакции вы наблюдали?

Заполните таблицу

Опыт

Исходные

вещества

Условия

реакции

Признаки

реакции

Уравнения реакции . Вывод







ОПЫТ № 2 Изучение генетического ряда меди.

Проведите реакции, в которых осуществляются предложенные ниже химические превращения, выбрав необходимые реактивы.

CuSO4 → Cu(OH)2 → CuO

CuCI2

Запишите уравнения реакций в молекулярном, полном ионном и сокращенном ионном виде. Определите тип реакции. Какие признаки химической реакции вы наблюдали?

Заполните таблицу

Опыт

Исходные

вещества

Условия

реакции

Признаки

реакции

Уравнения реакции. Вывод






Выполните задание.

Выберите формулы оксида, соли, основания и определите степени окисления химического элемента в каждом веществе.


Сделайте выводы о проделанной работе.

Практическая работа № 2

Получение и свойства соединений металлов.

Цель: изучить на практике способы получения и свойства соединений металлов.

Оборудование: спиртовка, штатив с пробирками, держатель для пробирок, набор реактивов.

Порядок выполнения работы

ОПЫТ № 1 Докажите, что карбонат натрия взаимодействует с кислотами.

Запишите уравнения реакций в молекулярном, полном ионном и сокращенном ионном виде. Определите тип реакции. Какие признаки химической реакции вы наблюдали? Заполните таблицу

Опыт

Исходные

вещества

Условия

реакции

Признаки

реакции

Уравнения реакции . Вывод







ОПЫТ № 2 Получение сульфата бария.

Получите сульфат бария из имеющихся реактивов.

Запишите уравнения реакций в молекулярном, полном ионном и сокращенном ионном виде. Определите тип реакции. Какие признаки химической реакции вы наблюдали? Заполните таблицу

Опыт

Исходные

вещества

Условия

реакции

Признаки

реакции

Уравнения реакции. Вывод







ОПЫТ № 3 Получение гидроксида железа(III).

Получите гидроксид железа(III) и докажите, что он вступает в реакцию с кислотами.

Запишите уравнения реакций в молекулярном, полном ионном и сокращенном ионном виде. Определите тип реакции. Какие признаки химической реакции вы наблюдали? Заполните таблицу

Опыт

Исходные

вещества

Условия

реакции

Признаки

реакции

Уравнения реакции. Вывод







Сделайте выводы о проделанной работе.




Практическая работа № 3

Экспериментальные задачи по распознаванию и получению веществ.

Цель: изучить на практике способы получения веществ и научиться распознавать вещества.

Оборудование: спиртовка, штатив с пробирками, держатель для пробирок, набор реактивов.

Порядок выполнения работы

ОПЫТ № 1 Проведение реакции нейтрализации.

Выберите реактивы для реакции нейтрализации.. Опытным путем проведите реакцию нейтрализации.

Запишите уравнения реакций в молекулярном, полном ионном и сокращенном ионном виде. Определите тип реакции. Какие признаки химической реакции вы наблюдали? Заполните таблицу

Опыт

Исходные

вещества

Условия

реакции

Признаки

реакции

Уравнения реакции . Вывод







ОПЫТ № 2 Проведите реакции, подтверждающие качественный состав сульфата алюминия.

Для этого экспериментально докажите, что в состав сульфата алюминия входят ионы AI3+ и SO4 2- .↓

Запишите уравнения реакций в молекулярном, полном ионном и сокращенном ионном виде. Определите тип реакции. Какие признаки химической реакции вы наблюдали? Заполните таблицу

Опыт

Исходные

вещества

Условия

реакции

Признаки

реакции

Уравнения реакции. Вывод







ОПЫТ № 3 Получение гидроксида цинка.

Получите гидроксид цинка и докажите, что он вступает в реакцию с кислотами.

Запишите уравнения реакций в молекулярном, полном ионном и сокращенном ионном виде. Определите тип реакции. Какие признаки химической реакции вы наблюдали? Заполните таблицу

Опыт

Исходные

вещества

Условия

реакции

Признаки

реакции

Уравнения реакции. Вывод






Сделайте выводы о проделанной работе.

Практическая работа № 4

Экспериментальные задачи по теме «Подгруппа кислорода».

Цель: научиться распознавать вещества, проводить качественную реакцию на сульфат-ион, определять качественный состав веществ.

Оборудование: спиртовка, штатив с пробирками, держатель для пробирок, набор реактивов.

Порядок выполнения работы

ОПЫТ № 1 Определение качественного состава вещества.

Проведите реакции, подтверждающие качественный состав серной кислоты. Запишите уравнения реакций в молекулярном, полном ионном и сокращенном ионном виде. Определите тип реакции. Какие признаки химической реакции вы наблюдали? Заполните таблицу

Опыт

Исходные

вещества

Условия

реакции

Признаки

реакции

Уравнения реакции . Вывод







ОПЫТ № 2 Определение сульфат-ионов..

Определите, содержит ли поваренная соль примесь сульфатов.

Запишите уравнения реакций в молекулярном, полном ионном и сокращенном ионном виде. Определите тип реакции. Какие признаки химической реакции вы наблюдали? Заполните таблицу

Опыт

Исходные

вещества

Условия

реакции

Признаки

реакции

Уравнения реакции. Вывод







ОПЫТ № 3 Типичные реакции кислот.

Докажите, что серная кислота взаимодействует с основными оксидами, гидроксидами и солями.

Запишите уравнения реакций в молекулярном, полном ионном и сокращенном ионном виде. Определите тип реакции. Какие признаки химической реакции вы наблюдали? Заполните таблицу

Опыт

Исходные

вещества

Условия

реакции

Признаки

реакции

Уравнения реакции. Вывод







Сделайте выводы о проделанной работе.




Практическая работа № 5

Экспериментальные задачи по теме «Подгруппа азота и углерода».

Цель: научиться распознавать вещества, проводить качественную реакцию на карбонат-ион, определять качественный состав веществ.

Оборудование: спиртовка, штатив с пробирками, держатель для пробирок, набор реактивов.

Порядок выполнения работы

ОПЫТ № 1 Определение качественного состава вещества.

Проведите реакции, подтверждающие качественный состав сульфата аммония. Запишите уравнения реакций в молекулярном, полном ионном и сокращенном ионном виде. Определите тип реакции. Какие признаки химической реакции вы наблюдали? Заполните таблицу

Опыт

Исходные

вещества

Условия

реакции

Признаки

реакции

Уравнения реакции . Вывод







ОПЫТ № 2 Экспериментальные задачи.

Проведите реакции, которые выражаются сокращенными ионными уравнениями: H+ + OH- = H2O

2H+ + CO32- = H2O + CO2

NH4+ + OH- = NH3 + H2O

Запишите уравнения реакций в молекулярном, полном ионном и сокращенном ионном виде. Определите тип реакции. Какие признаки химической реакции вы наблюдали? Заполните таблицу

Опыт

Исходные

вещества

Условия

реакции

Признаки

реакции

Уравнения реакции. Вывод







Сделайте выводы о проделанной работе.









Практическая работа №6

Получение, собирание и распознавание газов

Оборудование:2 пробирки,1 большая пробирка,спиртовка,2 химических стакана, лучинка, держатель, спички.

Реактивы: цинк ,соляная кислота, пероксид водорода, оксид марганца (IV),мел, хлорид аммония, гидроксид натрия, вода, фенолфталеиновая бумажка.

Опыт №1 Получение, собирание и распознавание водорода.

Получение. В пробирку поместите две гранулы цинка и прилейте в нее 1-2 мл соляной кислоты. Что наблюдаете? Запишите уравнение реакции, укажите тип реакции.

Собирание. Накройте пробирку пробиркой большего размера. Почему водород собирали в перевернутую пробирку?

Распознавание. Через несколько минут поднимите большую пробирку вверх и, не переворачивая ее, поднесите к пламени спиртовки. Что наблюдаете? Запишите уравнение горения водорода, укажите тип реакции. Что можно сказать о чистоте собранного вами водорода? Отчет о проделанной работе оформите в таблицу.

Опыт №2 Получение, собирание и распознавание кислорода.

Получение и собирание. Соберите прибор, как показано на рисунке 114 учебника. В пробирку насыпьте перманганат калия у отверстия пробирки положите кусочек ваты. Закройте пробирку газоотводной пробкой с газоотводной трубкой. Укрепите пробирку в лапке штатива так, чтобы конец газоотводной трубки доходил почти до дна сосуда, в котором будет собираться кислород. Нагрейте пробирку с перманганатом калия.

Распознавание. Подготовьте тлеющую лучинку. Опустите ее в стакан с кислородом. Что наблюдаете? Запишите уравнение реакции, укажите тип реакции. Отчет о проделанной работе оформите в таблицу.

Опыт №3 Получение, собирание и распознавание углекислого газа.

Получение и собирание. В химический стакан поместите несколько кусочков мела и прилейте 5-7 мл раствора соляной кислоты. Что наблюдаете? Запишите уравнение реакции в молекулярном и ионном виде, укажите тип реакции.

Распознавание. Через несколько минут внесите в стакан горящую лучинку. Что наблюдаете? Объясните данное явление. Отчет о работе оформите в таблицу.

Опыт №4 Получение, собирание и распознавание аммиака.

Получение и собирание В пробирку поместите 1-2 г хлорида аммония, а затем добавьте 1-2 мл раствора гидроксида натрия. Закрепите пробирку в держателе и осторожно нагрейте. Что наблюдаете? Запишите уравнение реакции в молекулярном и ионном виде, укажите тип реакции.

Распознавание.Поднесите к отверстию пробирки влажную фенолфталеиновую бумажку. Что наблюдаете? Осторожно понюхайте выделяющейся газ. Что ощущаете? Отчет о проделанной работе оформите в таблицу.

Название

опыта

Исходные

вещества

Условия

реакции

Признаки

реакции

Уравнения реакции и

выводы






Сделайте общий вывод по практической работе.