Практическое занятие №22
по теме «Гармонические колебания»
Цель: закрепить навыки решения задач по теме «Гармонические колебания»
По завершению практического занятия студент должен уметь: решать задачи по данной теме.
Продолжительность: 1 аудиторный час (45 мин)
Необходимые принадлежности
-
Рабочая тетрадь с теоретическим материалом.
Задание
-
Тело совершает гармонические колебания по закону х=0,2sin(4πt). Определите амплитуду и циклическую частоту колебаний.
-
При измерении пульса человека было зафиксировано 75 пульсаций крови за 1 мин. Определите период и частоту сокращения сердечной мышцы.
-
№ 411, 412
-
№ 419, 420, 427
Контрольные вопросы
-
Какие колебания называют свободными и вынужденными? Приведите примеры.
-
Какие колебания называют гармоническими?
-
Перечислите основные характеристики колебательного движения.
Литература
1. Рымкевич А.П. Физика. Задачник. 10-11кл., Дрофа М. 2016
Практическое занятие №23
по теме «Гармонические электромагнитные колебания. Переменный электрический ток»
Цель: закрепить навыки решения задач по теме «Гармонические электромагнитные колебания. Переменный электрический ток»
По завершению практического занятия студент должен уметь: решать задачи по данной теме.
Продолжительность: 2 аудиторных часа (90 мин)
Необходимые принадлежности
-
Рабочая тетрадь с теоретическим материалом.
Задание
-
Колебания напряжения на конденсаторе в цепи переменного тока описываются уравнением u=50cos(100πt), где все величины выражены в единицах СИ. Чему равна циклическая частота и амплитуда колебаний напряжения? Определите частоту и период колебаний напряжения.
-
Чему равен период колебаний в колебательном контуре, состоящем из конденсатора емкостью 4мкФ и катушки индуктивности 1 Гн?
-
№ 955, 956, 957, 967
-
№ 982, 983
Контрольные вопросы
-
Чем вынужденные электромагнитные колебания отличаются от свободных?
-
Почему свободные электромагнитные колебания со временем затухают?
-
При каком условии наблюдается резонанс в электрических цепях?
-
Какие изменения амплитуды тока происходят при резонансе?
-
Приведите примеры полезного использования резонанса в электрических цепях?
Литература
1. Рымкевич А.П. Физика. Задачник. 10-11кл., Дрофа М. 2016
Практическое занятие №24
по теме «Механические волны»
Цель: закрепить навыки решения задач по теме «Механические волны»
По завершению практического занятия студент должен уметь: решать задачи по данной теме.
Продолжительность: 1 аудиторный час (45 мин)
Необходимые принадлежности
-
Рабочая тетрадь с теоретическим материалом.
Задание
-
Волна с периодом колебаний 0,5с распространяется со скоростью 24м/с. Определите длину этой волны.
-
В океане длина волны равна 250 м, а период колебаний в ней 20с. С какой скоростью распространяется волна?
-
№438, 439, 443
Контрольные вопросы
-
Дайте определение механической волны. Каковы условия ее возникновения?
-
Какие виды механических волн вы знаете?
-
В какой среде звук не может распространяться?
-
Какие изменения отмечает человек в звуке при увеличении амплитуды колебаний в звуковой волне?
Литература
-
Рымкевич А.П. Физика. Задачник. 10-11кл., Дрофа М. 2016
Практическое занятие №22
по теме «Электромагнитные колебания. Переменный электрический ток»
Цель: закрепить навыки решения задач по теме «Электромагнитные колебания. Переменный электрический ток»
По завершению практического занятия студент должен уметь:решать задачи по данной теме.
Продолжительность: 3 аудиторных часа (1час 35мин)
Необходимые принадлежности
-
Рабочая тетрадь с теоретическим материалом.
Задание
-
Колебания напряжения на конденсаторе в цепи переменного тока описываются уравнением u=50cos(100πt), где все величины выражены в единицах СИ. Чему равна циклическая частота и амплитуда колебаний напряжения? Определите частоту и период колебаний напряжения.
-
Чему равен период колебаний в колебательном контуре, состоящем из конденсатора емкостью 4мкФ и катушки индуктивности 1 Гн?
-
Частота свободных колебаний в колебательном контуре 1,55кГц, индуктивность катушки равна 12мГн. Определите электроемкость конденсатора.
Колебательный контур состоит из катушки и конденсатора емкостью 200пФ. Какова индуктивность катушки, если в контуре возникают электромагнитные колебания с частотой 0,4МГц?
-
Найдите амплитуду ЭДС, наводимой в рамке, вращающейся в магнитном поле, если частота вращения составляет 50 об/с, площадь рамки 100 см2 и магнитная индукция 0,2 Тл.
-
№ 955, 956, 957, 967,
-
№ 982, 983
Контрольные вопросы
-
Что называют электромагнитными колебаниями?
-
Что представляет собой колебательный контур?
Литература
-
Рымкевич А.П. Физика. Задачник. 10-11кл., Дрофа М. 2016
Практическое занятие №25
по теме «Электромагнитные волны»
Цель: закрепить навыки решения задач по теме «Электромагнитные волны»
По завершению практического занятия студент должен уметь: решать задачи по данной теме.
Продолжительность: 1 аудиторный час (45 мин)
Необходимые принадлежности
-
Рабочая тетрадь с теоретическим материалом.
Задание
-
Радиостанция работает на частоте 60 МГц. Найдите длину электромагнитных волн, излучаемых антенной радиостанции.
-
На какую длину волны нужно настроить радиоприемник, чтобы слушать радиостанцию «Наше радио», которая вещает на частоте 101,7 МГц?
-
Колебательный контур радиоприемника содержит конденсатор, емкость которого 10 нФ. Какой должна быть индуктивность контура, чтобы обеспечить прием волны длиной 300 м?
-
№ 997, 998, 1000, 1003
Контрольные вопросы
-
Назовите ученого, который теоретически предсказал существование электромагнитных волн.
-
Какой ученый экспериментально обнаружил электромагнитные волны?
-
Начертите схему простейшего радиоприемника.
Литература
-
Рымкевич А.П. Физика. Задачник. 10-11кл., Дрофа М. 2016
Практическое занятие №26
по теме «Трансформатор. Передача электроэнергии»
Цель: познакомить студентов с производством, передачей и потреблением электроэнергии; закрепить навыки решения задач по данной теме.
По завершению практического занятия студент должен уметь: решать задачи по данной теме; знать как осуществляется передача энергии.
Продолжительность: 2 аудиторных часа (90 мин)
Необходимые принадлежности
-
Рабочая тетрадь с теоретическим материалом.
Задание
-
Рассказать производство, передача и использование электроэнергии.
-
№ 988
-
Первичная обмотка трансформатора имеет 600 витков. Сколько витков во вторичной обмотке, если трансформатор предназначен для повышения напряжения со 120 до 350 В?
-
Мощность трансформатора 132 Вт. Первичная обмотка содержит 60 витков, и на нее подано напряжение 12 В. Сколько витков у вторичной обмотки, если в ней протекает ток, действующее значение которого равно 0,6 А?
-
Трансформатор понижает напряжение с 240 до 120 В. Определите число витков во вторичной катушке трансформатора, если первичная катушка содержит 80 витков.
-
Напряжение на концах первичной обмотки трансформатора 110 В, сила тока в ней 0,1 А. Напряжение на концах вторичной обмотки 220 В, сила тока в ней 0,04 А. Чему равен КПД трансформатора?
-
КПД трансформатора 95%. Напряжение на концах первичной обмотки 220 В, на концах вторичной 110 В. Сила тока во вторичной обмотке 9,5 А. Какова сила тока в первичной обмотке трансформатора?
Контрольные вопросы
-
Где используется электрическая энергия?
-
Где в промышленных масштабах получают электрическую энергию и как ее доставляют потребителю?
-
Какие бывают электростанции?
-
На чем основано действие трансформатора?
Литература
-
Рымкевич А.П. Физика. Задачник. 10-11кл., Дрофа М. 2016
Практическое занятие №27
по теме «Законы отражения и преломления света. Полное отражение света»
Цель: закрепить навыки решения задач по теме «Законы отражения и преломления света. Полное отражение света»
По завершению практического занятия студент должен уметь: решать задачи по данной теме
Продолжительность: 2 аудиторных часа (90 мин)
Необходимые принадлежности
-
Рабочая тетрадь с теоретическим материалом.
Задание
-
При переходе луча света из одной среды в другую угол падения равен 300, а угол преломления 600. Определите относительный показатель преломления.
-
Угол падения луча на границу воздух-стекло равен 300. Скорость света в стекле 2*108м/с. Определите угол преломления. Скорость света в вакууме 3*108 м/с.
-
Определите, на какой угол отклоняется световой луч от своего первоначального направления при переходе из воздуха в воду, если угол падения 760.
-
Здание, освещенное солнечными лучами, отбрасывает тень длиной 36 м. Вертикальный шест высотой 2,5 м отбрасывает тень длиной 3 м. Найдите высоту здания.
-
№ 1035, 1036, 1038, 1040, 1056
-
Начертите ход лучей в треугольной призме.
Контрольные вопросы
-
Каков физический смысл показателя преломления?
-
Чем отличается относительный показатель преломления от абсолютного?
-
Чему равен предельный угол полного отражения на границе алмаз-воздух?
-
Приведите примеры наблюдения полного отражения.
Литература
-
Рымкевич А.П. Физика. Задачник. 10-11кл., Дрофа М. 2016
Практическое занятие №28
по теме «Линзы»
Цель: закрепить навыки решения задач по теме «Линзы. Формула тонкой линзы»
По завершению практического занятия студент должен уметь: решать задачи по данной теме
Продолжительность: 2 аудиторных часа (90 мин)
Необходимые принадлежности
-
Рабочая тетрадь с теоретическим материалом.
Задание
-
В каких единицах измеряется оптическая сила линзы и фокусное расстояние?
-
Определите оптическую силу линзы, фокусное расстояние которой 50 см, 20 см.
-
Найти оптическую силу и фокусное расстояние линзы, если изображение предмета помещенного в 24 см от линзы получается на расстоянии 0,4 м от нее. Найти увеличение.
-
На каком расстоянии от линзы с фокусным расстоянием 0,4 м надо поместить предмет , чтобы получить изображение на расстоянии 2 м от линзы?
-
Оптическая сила линзы равна 5 дптр. Предмет поместили на расстоянии 0,6 м от линзы. Где получится изображение этого предмета?
-
Предмет находится на расстоянии 10 см от линзы, а экран, на котором получено изображение предмета, удален от линзы на расстоянии 40 см. Определите фокусное расстояние линзы.
-
№ 1064, 1066, 1073, 1074
Контрольные вопросы
-
Что такое линза?
-
Что называется главным фокусом линзы?
-
Записать формулу линзы.
-
Какие лучи удобно использовать для построения изображения в линзе?
-
Что называется увеличением линзы?
Литература
Рымкевич А.П. Физика. Задачник. 10-11кл., Дрофа М. 2016
Практическое занятие №29
по теме «Интерференция и дифракция света»
Цель: пронаблюдать явление интерференции и дифракции, закрепить навыки решения задач по теме «Дифракционная решетка»
По завершению практического занятия студент должен уметь: решать задачи по данной теме
Продолжительность: 1 аудиторный час (45 мин)
Необходимые принадлежности
-
Рабочая тетрадь с теоретическим материалом.
-
Мыльная вода
-
Компакт-диск
-
Цветные карандаши
Задание
-
Благодаря какому оптическому явлению после дождя можно наблюдать радугу?
-
Какое оптическое явление объясняет радужную окраску мыльных пузырей, появление цветных радужных пятен на поверхности воды, покрытой тонкой бензиновой пленкой? Зарисуйте.
-
Рассмотрите внимательно под разными углами поверхность компакт-диска. Что вы наблюдаете? Зарисуйте.
-
Кто из ученых открыл явление дисперсии?
-
При помощи дифракционной решетки с периодом 0,02 мм получено первое дифракционное изображение на расстоянии 3,6 см от центрального и на расстоянии 1,8 м от решетки. Найти длину световой волны.
-
Определите период решетки, если спектр первого порядка для зеленой линии с длиной волны 5,4*10-7 м наблюдается под углом 190.
-
№ 1100
Контрольные вопросы
-
Перечислите волновые свойства света.
-
Что такое дисперсия света?
-
В чем состоит явление интерференции света?
-
Что вы увидите, посмотрев на электрическую лампочку сквозь птичье перо?
-
На каком явлении основано устройство прибора –дифракционной решетки?
-
Какое явление доказывает, что свет – это поперечная электромагнитная волна?
Литература
-
Рымкевич А.П. Физика. Задачник. 10-11кл., Дрофа М. 2016
Практическое занятие №30
по теме «Применение фотоэффекта»
Цель: на основе имеющихся знаний выяснить применение фотоэффекта.
По завершению практического занятия студент должен знать: применение фотоэффекта.
Продолжительность: 1 аудиторный час (45 мин)
Необходимые принадлежности
-
Рабочая тетрадь с теоретическим материалом.
Задание
-
Охарактеризовать вакуумные и полупроводниковые фотоэлементы.
-
Устройство солнечных батарей.
Контрольные вопросы
-
Что такое фотоэффект?
-
В чем заключались опыты А.Г. Столетова?
Литература
1.Мякишев Г. Я.
Физика. 11 класс: учеб. для общеобразоват. организаций: базовый уровень / Г.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев, В.М. Чаругин; под ред. Н.А. Парфентьевой.- 4-е изд.- М.: Просвещение, 2017.-432с.
Практическое занятие №31
по теме «Фотоэффект. Уравнение Эйнштейна для фотоэффекта»
Цель: закрепить навыки решения задач по данной теме
По завершению практического занятия студент должен уметь: решать задачи по данной теме
Продолжительность: 2 аудиторных часа (90 мин)
Необходимые принадлежности
-
Рабочая тетрадь с теоретическим материалом.
Задание
-
Определите длину волны света, которым освещается поверхность металла, если фотоэлектроны имеют кинетическую энергию 4,5*10-20Дж, а работа выхода электрона из металла равна 7,6*10-19Дж.
-
Какова красная граница фотоэффекта, если работа выхода электрона из металла 3,3*10-19 Дж?
-
Для некоторого металла красной границей фотоэффекта является свет с частотой 4,3*1014 Гц. Определите кинетическую энергию, которую приобретут электроны под действием излучения с длиной волны 1,9*10-7м.
-
№ 1135-1144
Контрольные вопросы
-
Как называется минимальное количество энергии, которое может излучать и поглощать система?
-
Кто впервые вводит в науку понятие «квант энергии»?
-
Что такое фотоэффект?
-
Перечислите законы фотоэффекта.
Литература
-
Рымкевич А.П. Физика. Задачник. 10-11кл., Дрофа М. 2016
Практическое занятие №31
по теме «Фотоны»
Цель: закрепить навыки решения задач по данной теме
По завершению практического занятия студент должен уметь: решать задачи по данной теме
Продолжительность: 2 аудиторных часа (90 мин)
Необходимые принадлежности
-
Рабочая тетрадь с теоретическим материалом.
Задание
-
Какой энергией обладает свет с частотой 5,1*1014Гц?
-
Определите импульс фотона, обладающего энергией 4,2*10-19 Дж.
-
Определите длину волны излучения, если импульс фотона 10-27 кг*м/с
-
№ 1148, 1149, 1152, 1153
Контрольные вопросы
-
Как определить энергию, массу и импульс фотона?
-
Что понимается под словами корпускулярно-волновой дуализм?
Литература
-
Рымкевич А.П. Физика. Задачник. 10-11кл., Дрофа М. 2016
Практическое занятие №32
по теме «Энергия связи атомного ядра»
Цель: закрепить навыки решения задач по данной теме
По завершению практического занятия студент должен уметь: решать задачи по данной теме
Продолжительность: 2 аудиторных часа (90 мин)
Необходимые принадлежности
-
Рабочая тетрадь с теоретическим материалом.
Задание
-
№ 1196-1199
-
№ 1204, 1205
-
№ 1208
Контрольные вопросы
-
Назовите частицы, входящие в состав ядра атомов.
-
Что можно узнать по порядковому номеру химического элемента в Периодической системе Д.И. Менделеева?
Литература
-
Рымкевич А.П. Физика. Задачник. 10-11кл., Дрофа М. 2016
Практическое занятие №33
по теме «Ядерные реакции»
Цель: закрепить навыки решения задач по данной теме
По завершению практического занятия студент должен уметь: решать задачи по данной теме
Продолжительность: 3 аудиторных часа (1,35 мин)
Необходимые принадлежности
-
Рабочая тетрадь с теоретическим материалом.
Задание
-
№ 1210-1213
-
№1215, 1218, 1219
-
№ 1220, 1221,1223, 1230
-
№ 1235
Контрольные вопросы
-
Какие частицы вызывают деление ядер урана?
-
Какие ядерные реакции используют на атомных электростанциях?
-
В чем заключаются достоинства и недостатки АЭС?
-
Где и когда был построен первый ядерный реактор?
Литература
-
Рымкевич А.П. Физика. Задачник. 10-11кл., Дрофа М. 2016