СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Практические работы по географии.

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обучение географии требует проведения большого количества практических работ и упражнений. Значительная часть их предусматривается программой.

Цель этих работ - помочь учащимся применить теоретические знания на практике, более глубоко осмыслить изученный материал, прочнее его усвоить, а также способствовать формированию практических умений и навыков.

Просмотр содержимого документа
«Практические работы по географии.»





Практические работы на уроках географии.

Обучение географии требует проведения большого количества практических работ и упражнений. Значительная часть их предусматривается программой.

Цель этих работ - помочь учащимся применить теоретические знания на практике, более глубоко осмыслить изученный материал, прочнее его усвоить, а также способствовать формированию практических умений и навыков.

Практической работе обычно предшествует изучение теоретического материала и демонстрация учителем приемов ее выполнения. Так, проведению практической работы по составлению плана местности при изучении начального курса географии предшествует ряд уроков, на которых учащиеся узнают, что такое план, как он составляется, видят образец составленного плана, проводят повторные действия по образцу, выполненному учителем, т.е. выполняют тренировочную работу с целью выработки определенных умений.

Лишь потом проводится практическая работа по составлению плана местности. При ее выполнении детям приходится самостоятельно пользоваться теоретическими знаниями и применять приемы работы, усвоенные на уроках.

Круг практических работ при изучении географии весьма обширен, и характер их разнообразен. К ним можно отнести: а) ориентирование на местности; б) различные виды измерений на местности (определение высоты форм поверхности, измерение ширины и глубины реки и пр.); в) проведение наблюдений за погодой и сезонными явлениями в природе, обработка материалов наблюдений; г) съемка плана пути или участка; д) работа с различными видами карт; е) разнообразные работы со статистическими показателями и др.

Приемы проведения практических работ с учащимися довольно разнообразны в зависимости от места этой работы в учебном процессе и цели, которую ставит учитель при ее проведении.

Это могут быть работы для закрепления полученных знаний, например практические работы по контурной карте, когда учащиеся размещают на ней изучаемые объекты- надписывают крупнейшие реки, обозначают высочайшие горы и величайшие равнины, наносят границы государств и др.

Практические работы могут иметь целью применение полученных теоретических знаний на практике (например, определение высоты холма при изучении форм поверхности, проведение различных наблюдений за погодой и их обработка).



Практические работы в некоторых случаях могут предшествовать изучению теоретического материала и подводить к нему учащихся. Так, практическая работа по чтению и сопоставлению карт может подвести учащихся к теоретическим выводам о зависимости климата от широты места, особенностей строения рельефа, степени удаленности от океанов.

Таким образом, практические работы проводятся при изучении географии с различной целью, но общим для них является то, что перед каждой работой учитель тщательно инструктирует учащихся, демонстрирует приемы и порядок работы, указывает ,каким материалом следует пользоваться, следит за процессом выполнения работы, не допуская отступлений в процессе выполнения от указанных требований. Практическая работа на определенном этапе обучения при наличии соответствующих умений и навыков может включать и значительные элементы самостоятельности учащихся. Например, при наличии прочных умений и навыков сравнительного чтения различных карт, знания плана географической характеристики территории, понимания взаимосвязей географических явлений практическая работа по составлению характеристики страны может выполняться как самостоятельная. Целью такой работы может быть не только закрепление и применение знаний, но и получение новых знаний. Следовательно, при определенных условиях практическая работа может стать самостоятельной работой для учащихся.

Степень самостоятельности учащихся при выполнении различных заданий зависит от того, на каком этапе обучения практическая работа проводится, а также от цели и характера работы. Включая в процесс обучения самостоятельное выполнение практических работ, учителю следует помнить и о том, чтобы освоение каждого нового вида самостоятельной работы было подготовлено предшествующими занятиями, предусмотреть нарастание трудностей заданий и необходимость проявления учащимися все большей самостоятельности.

Например, на начальном этапе при проведении наблюдений за погодой учитель тщательно инструктирует ребят, показывает им порядок пользования приборами, учит, как записывать и обрабатывать результаты наблюдений. Но затем по мере овладения навыками учитель предоставляет учащимся возможность самим проводить и фиксировать их результаты, а также проводить обработку материалов, самостоятельно проводить наблюдения и фиксировать их результаты наблюдений с проводимыми, строить графики и диаграммы, и на основании этого самостоятельно делать выводы об особенностях погоды за определенный период времени ( месяц, сезон ).


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!