СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Практические работы по химии для спо и нпо

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка содержит материалы к практическим работам по химии для СПО

Просмотр содержимого документа
«Практические работы по химии для спо и нпо»

Практическая работа №1


Приготовление раствора с заданной концентрацией


Цель работы: научиться готовить раствор с заданной молярной концентрацией, проверить на практике действенность теоретических знаний о способах выражения концентрации веществ в растворе.

Оборудование и реактивы: весы с разновесами, химический стакан, коническая колба, мерные колбы разного объема, воронка, стеклянная палочка с резиновым наконечником, мерный цилиндр, шпатель (ложечка), промывалка, пипетка, кристаллическая соль, дистиллированная вода.

Повторите!

  • Способы выражения концентрации растворов.

  • Классификация растворов (насыщенные, ненасыщенные, концентрированные, разбавленные растворы).

  • Правила взвешивания.

  • Правила обращения с мерной посудой.

  • Правила растворения.

  • Последовательность действий при приготовлении растворов.

Правила техники безопасности:

  1. Не выполняйте опыты, не ознакомившись с общими правилами техники безопасности в кабинете химии.

  2. Используйте только чистую посуду.

  3. При случайном повреждении посуды сообщите преподавателю, осколки не убирайте самостоятельно.

  4. Рассыпанные твердые вещества не собирайте руками.

  5. При растворении твердых веществ в воде, пользуйтесь стеклянной палочкой.

  6. Закончив эксперимент, приведите рабочее место в порядок.


Алгоритм приготовления раствора заданной массовой долей:

1. Взвесить на весах сухое вещество требуемой массы;

2. Перенести навеску в колбу;

3. Отмерить цилиндром необходимый объем дистиллированной воды и прилить ее в колбу с веществом;

4. Перемешать содержимое колбы стеклянной палочкой с резиновым наконечником.

Рис. а

Рис. а


Алгоритм приготовления определенного объема раствора с заданной молярной концентрацией:

  1. Получите у преподавателя задание.

  2. Рассчитайте массу хлорида натрия. Согласно проведенным вычислениям отвесьте на весах соль требующейся массы. Для этого на левую чашку весов поставьте сухой чистый химический стакан (или бюкс) и уравновесьте весы с помощью дроби, затем возьмите необходимую навеску соли.

  3. Для расчетов используйте формулы: C=n\V , n=CV, m=nM , m=CVM .

  4. Взвесить на весах рассчитанную навеску.

  5. Перенести навеску соли в мерную колбу.

  6. Прилить в колбу немного воды и перемешать стеклянной палочкой до полного растворения соли.

  7. Налить в мерную колбу воды до метки.

Внимание! Когда вся соль растворится, долейте воду из промывалки до метки.

Чтобы не перелить воду, последние капли воды добавляйте пипеткой.

Закройте мерную колбу пробкой и несколько раз переверните ее вверх дном, придерживая пробку пальцем. После каждого переворачивания открывайте колбу (рис.б).

Напишите на стенке колбы формулу соли и ее молярную концентрацию и сдайте приготовленный раствор преподавателю.



Рис. б







Вариант №1

Опыт№1 «Приготовление раствора, содержащего определенную массовую долю растворенного вещества».

Приготовьте 40 гр. водного раствора поваренной соли с массовой долей соли 5%.

Опыт № 2 «Приготовление раствора с заданной молярной концентрацией».

Приготовить 100 мл двумолярного раствора поваренной соли.



Вариант №2

Опыт№1 «Приготовление раствора, содержащего определенную массовую долю растворенного вещества».

Приготовьте 25 гр. водного раствора поваренной соли с массовой долей соли 4%.

Опыт № 2 «Приготовление раствора с заданной молярной концентрацией».

Приготовить 80 мл двумолярного раствора поваренной соли.

8.Оформите отчет о работе. В отчете приведите расчеты, опишите последовательность ваших действий и сделайте рисунки с поясняющими надписями.



Отчет о проделанной работе оформите в виде таблицы:



Номер и содержание задачи

Что делали?

Расчеты

Выводы

Опыт№1





Опыт №2







Дополнительные задания:

    1. Приготовить 1 литр раствора хлорида натрия с молярной концентрацией 0,155 М.

    2. Приготовить 0, 5 л раствора соляной кислоты с молярной концентрацией 0,10 М из раствора с массовой долей соляной кислоты 20% (p=1,1г\см3).

Помните: m=pV

Общий вывод:

Научились ли Вы готовить растворы определенного объема с заданной массовой долей и

с заданной молярной концентрацией?



Практическая работа №2

Получение, собирание и распознавание газов

Цель работы: Совершенствовать умения выполнять химический эксперимент по получению, собиранию и распознаванию газов.

Оборудование и реактивы: штатив с пробирками, пробка с газоотводной трубкой; спиртовка, спички, лучинка, мрамор, соляная кислота, раствор фиолетового лакмуса, соль хлорид аммония, гидроксид натрия, раствор фенолфталеина, перманганат калия, кусочек ватки, цинк, вода, кристаллизатор, смесь этилового спирта и серной кислоты(1:3), раствор бромной воды, подкисленный раствор перманганата калия, речной песок, пробирка с пробкой и газоотводной трубкой, штатив.

Инструктаж по технике безопасности.

1. Какое воздействие на кожу человека и ткань оказывают кислоты?      

2. Какое воздействие на кожу человека и ткань оказывают щелочи?      

3. Как необходимо обращаться с кислотами и щелочами?      

4. Каким образом нужно обращаться со спиртовкой?

5. Как нужно обращаться со стеклянной посудой при сборе газообразных веществ?

   Внимание!   Напоминаю, что обращаться со стеклянной посудой нужно очень осторожно, чтобы не раздавить или разбить её. Сколы при разрушении стеклянной посуды очень острые и могут вызвать очень глубокие порезы.

Ход работы:

  1. Вариант

Получение СО2 и растворение его в воде (опыт проводится с индикатором)

Выполнение опыта:

  1. Соберите прибор для получения углекислого газа и проверьте его на герметичность.

  2. Поместите в пробирку несколько кусочков мрамора и прилейте столько соляной кислоты, чтобы она закрыла весь мрамор.

  3. Пробирку быстро закройте пробкой с газоотводной трубкой.

  4. Конец газоотводной трубки поместите в пробирку с 2-3 мл дистиллированной воды, подкрашенной раствором фиолетового лакмуса. Пропускайте углекислый газ в течение 2-3 минут. Что наблюдаете?

  5. Сделайте рисунки, запишите свои наблюдения и дайте им объяснение. Составьте уравнение реакции в молекулярном и ионном виде.

  6. Приготовьте тлеющую лучину. Внесите тлеющую лучину в пробирку.

  7. В пробирку налейте 2 мл раствора известковой воды. Используя чистую стеклянную трубку, осторожно продувайте через неё выдыхаемый воздух. Что наблюдаете?



Задания:

  1. Запишите уравнение реакции получения углекислого газа в лабораторных условиях.

  2. Опишите способ собирания углекислого газа.

  3. Опишите физические свойства углекислого газа, наблюдаемые при проведении опыта.

  4. Опишите не менее двух способов распознавания углекислого газа.

  5. Напишите уравнения реакций, происходящих при пропускании углекислого газа через известковую воду в молекулярном и ионном видах.

  6. Сделайте вывод, ответив на вопросы:

Почему изменилась окраска индикатора?

Что происходит при пропускании оксида углерода(IV) через дистиллированную воду и через известковую воду?

Каков характер оксида углерода(IV)?

Что происходит с тлеющей лучинкой при внесении ее в пробирку с углекислым газом?





Рис1. Получение углекислого газа в лаборатории.



Вывод:





  1. Вариант

Получение, собирание и распознавание водорода

Выполнение опыта:

1.     В пробирку поместить две гранулы цинка.

2.     Прилить 2 мл раствора соляной кислоты. Что наблюдаете? Запишите уравнение реакции с точки зрения окислительно-восстановительного процесса.

3.     Накрыть пробирку-реактор пробиркой большего диаметра.

4.     Через 1 – 2 минуты поднимите большую пробирку и, не переворачивая, поднесите её к пламени спиртовки. Что наблюдаете? 5.     Что можно сказать о чистоте собранного водорода?

6.     Почему водород собирают в перевернутую пробирку?



Задания

  1. Запишите уравнение реакции получения водорода в лабораторных условиях.

  2. Опишите способ собирания водорода.

  3. Опишите физические свойства водорода, наблюдаемые при проведении опыта.

  4. Опишите способ распознавания водорода.



Рис 2. Получение водорода в лаборатории и способы его собирания.

Вывод:





  1. Вариант

Получение, собирание и распознавание кислорода

Выполнение опыта:

1.  Для опыта понадобится пробирка с газоотводной трубкой. В пробирку насыпаем кристаллический перманганат калия. Рис.3,4.  

2.   Подготовьте тлеющую лучину (подожгите ее и, когда она загорится, взмахами руки погасите).

3.   Внесите тлеющую лучину в пробирку. Что наблюдаете?



Задания

  1. Запишите уравнение реакции получения кислорода в лабораторных условиях.

  2. Опишите способы собирания кислорода.

  3. Опишите физические свойства кислорода, наблюдаемые при проведении опыта.

  4. Опишите способ распознавания кислорода.





Рис3. Получение кислорода в лаборатории из перманганата калия.





Рис 4. Собирание кислорода методом вытеснения воды и воздуха.



Вывод:



  1. Вариант

Получение, собирание и распознавание аммиака

Выполнение опыта:

1.В пробирку прилейте 1-2 мл хлорида аммония.

2.Прилейте 1 – 2 мл щелочи.

3.Закрепите пробирку в держателе и осторожно нагрейте в пламени спиртовки. Что наблюдаете?

4. Поднесите к отверстию пробирки влажную красную лакмусовую бумажку. Что наблюдаете?

5.Осторожно понюхайте выделяющийся газ. Что ощущаете?



Задания:

  1. Запишите уравнение реакции получения аммиака в лабораторных условиях:

А) из гидроксида кальция и хлорида аммония;

Б) из гидроксида натрия и сульфата аммония.

  1. Опишите способ собирания аммиака.

  2. Опишите физические свойства аммиака, наблюдаемые при проведении опыта.

  3. Опишите не менее двух способов распознавания аммиака.





Рис 5. Получение и собирание аммиака в лаборатории.



Вывод:



  1. Вариант

Получение этилена и опыты с ним

Выполнение опыта:



Соберите прибор, как показано на рисунке 6, проверьте его на герметичность. Налейте выданную смесь в широкую пробирку - 5 мл выданной вам смеси этилового спирта и серной кислоты (1:3), поместите в смесь немного прокаленного речного песка или пемзы, чтобы избежать толчков жидкости из пробирки во время нагревания при кипении, закройте пробирку пробкой с газоотводной трубкой и укрепите в штативе, как показано на рисунке 6. Нагрейте смесь Осторожно! Когда начнется реакция, пропускайте газ в пробирку с 2-3 мл бромной воды, опустив газоотводную трубку до дна пробирки. Какие изменения происходят с бромной водой?

Пропускаем этилен в пробирку с таким же количеством подкисленного раствора перманганата калия. Что наблюдаем?

Вынув газоотводную трубку из раствора и повернув ее отверстием кверху, подожгите выделившийся газ. Светящимся или несветящимся пламенем горит этилен? Потушите горелку. Выделение этилена постепенно прекратиться.



Задания:

Объясните наблюдаемые явления, составьте уравнение реакций.





Рис 6.



Вывод:



  1. Общий вывод: В общем выводе нужно ответить на вопрос: Какие газы и как получили? Каким способом собрали и как распознали полученные газы?



  1. По окончании работы наведите порядок на рабочем месте.





Практическая работа № 3

Решение экспериментальных задач по неорганической химии

Цель работы: Совершенствовать умения выполнять химический эксперимент; научиться применять теоретические знания процессов гидролиза, теории электролитической диссоциации, знания основных свойств основных классов неорганических соединений и генетической связи между ними для экспериментального решения задач.

Оборудование и реактивы: Штатив с пробирками, пробка с газоотводной трубкой; спиртовка, спички, держатель для пробирок; воронка, фильтр, стакан, коническая (или плоскодонная) колба, химические вещества: мрамор, растворы серной, азотной и соляной кислот, растворы гидроксидов натрия, калия, кальция, растворы карбоната натрия и калия, хлорида и сульфата меди(II), хлорида и сульфата железа(III), хлорида калия, хлорида кальция, хлорида и нитрата бария, нитрата натрия, нитрата серебра, растворы индикаторов фенолфталеина, метилоранжа, лакмуса, простые вещества цинк, медь, алюминий, хлорид алюминия.

Правила техники безопасности при выполнении химического эксперимента

  • Многие вещества при попадании на кожу могут вызвать ожоги. Никогда не берите вещества руками.

  • Некоторые вещества имеют неприятный запах, а их пары могут вызвать отравление. Не подносите близко к лицу открытую склянку.

  • В химической лаборатории не пробуют на вкус даже известные вещества, они могут содержать примеси, ядовитые для человека.

  • Кислоты – едкие вещества. Разрушают и раздражают кожу, слизистые оболочки.

  • Щёлочи – едкие вещества. Разрушают и раздражают кожу, слизистые оболочки. От них возможна полная потеря зрения.

  • Если кислота или щёлочь попала на кожу, её надо немедленно промыть большим количеством проточной воды.

  • Стекло – хрупкий материал, имеющий малое сопротивление при ударе и незначительную прочность при изгибе. Категорически запрещается использовать посуду, имеющую трещины и отбитые края.

  • Опыты проводить с таким количеством веществ, которые указаны в методическом руководстве по проведению каждого опыта.

  • Без разрешения учителя, ничего на столах не трогать.

  • Во время проведения эксперимента или оформлении отчёта соблюдайте тишину.

  • После работы приведи порядок на рабочем месте.

Повторите!

  • Свойства основных классов неорганических соединений

  • Гидролиз

  • Генетическая связь между классами неорганических соединений

  • Правила написания ионных уравнений.

  • В каких случаях реакции обмена в растворах электролитов являются обратимыми?

  • В каких случаях реакции обмена в растворах электролитов не протекают?

  • Качественные реакции на катионы и анионы.

Инструкция к выполнению практической работы

  1. Получите задание у преподавателя по вариантам.

  2. Составьте план решения экспериментальной задачи.

  3. Используя предложенный набор реактивов, выберите реактивы-реагенты соответственно вашему плану решения.

  4. Согласуйте с преподавателем ваш алгоритм действий и внесите исправления в план решения экспериментальной задачи.

  5. Получив разрешение у преподавателя, приступайте к выполнению практической работы.

  6. Завершив эксперимент, приведите в порядок свое рабочее место.

  7. Оформите отчет о проделанных экспериментальных задачах.

Внимание! Аккуратно работайте с растворами кислот и щелочей. При попадании кислоты или щелочи на кожу немедленно обратитесь к преподавателю! Соблюдайте правила нагревания и работы со спиртовками и горелками!

Ход работы:

    1. Выполнение работы:

Задача 1. Проделайте реакции между растворами следующих веществ: а) карбоната натрия и азотной кислотой; б) хлоридом меди(II) и гидроксидом натрия; в) серной кислотой и гидроксидом калия; г) хлоридом натрия и сульфатом калия. При проведении реакции нейтрализации используйте индикатор. Напишите молекулярные и ионные уравнения реакций. Объясните результаты своих наблюдений.

Задача 2. Проделайте реакции между растворами следующих веществ: а) карбоната калия и соляной кислотой; б) сульфатом железа(III) и гидроксидом калия; в) азотной кислотой и гидроксидом натрия; г) хлоридом калия и нитратом натрия. При проведении реакции нейтрализации используйте индикатор. Напишите молекулярные и ионные уравнения реакций. Объясните результаты своих наблюдений.

Задача 3. Пользуясь имеющимися реактивами, получите: а) сульфат бария; б) гидроксид железа(III); в) карбонат кальция. Напишите молекулярные и ионные уравнения реакций. Объясните результаты своих наблюдений.

Задача 4. Проделайте опыты по осуществлению следующих превращений: сульфат меди(II)  гидроксид меди(II)  оксид меди(II)  хлорид меди(II). Напишите молекулярные и ионные уравнения реакций, укажите условия их протекания. Объясните результаты своих наблюдений.

Задача 5. Проделайте опыты по осуществлению следующих превращений: гидроксид кальция  карбонат кальция  хлорид кальция. Напишите молекулярные и ионные уравнения реакций, укажите условия их протекания. Объясните результаты своих наблюдений.

Задача 6. Проведите реакции, которые выражаются следующими сокращенными ионными уравнениями реакций:

а) H+ + OH = H2O; б) Ag+ + Cl = AgCl↓; в) Ca2+ + CO32– = CaCO3 ↓.

Задача 7. Определите, в какой из трех пронумерованных пробирок находятся растворы хлорида калия, сульфата калия и гидроксида натрия.

Задача 8. Определите, в какой из трех пронумерованных пробирок находятся растворы серной кислоты, сульфата натрия и хлорида натрия.

Задача 9. Определите, в какой из трех пронумерованных пробирок находятся растворы хлорида натрия, гидроксида натрия и соляной кислоты.

Задача 10. Определить реакцию среды растворов солей: карбоната калия, сульфата магния, хлорида бария. Написать уравнения гидролиза данных солей.

Задача 11. Получите гидроксид алюминия и исследуйте характер его химических свойств. Налейте в пробирку 2 мл раствора соли алюминия, добавьте по каплям раствор разбавленной щелочи до образования студенистого осадка. Напишите ионные уравнения проведенной реакции.

Разделите содержимое пробирки пополам и добавьте к одной части раствор серной кислоты, к другой — раствор гидроксида натрия до «исчезновения» осадка. Напишите ионные уравнения осуществленных реакций. Сделайте вывод о характере химических свойств гидроксида алюминия



Задача 12. Используя раствор сульфата меди (II) и железный гвоздь, получите чистую медь. Напишите уравнение реакции и выразите ее сущность.

Задача 13. Реакция нейтрализации между растворами серной кислоты и гидроксида натрия. Почему реакцию нейтрализации обязательно нужно проводить в присутствии индикатора? Ответ поясните. Можно ли заменить фенолфталеин другим индикатором? Ответ мотивируйте.


Задача 14. Отношение металлов (Zn, Al, Fe, Cu) к разбавленной серной кислоте. В четыре пробирки поместите: в первую – 2-3 гранулы цинка, во вторую – 2-3 гранулы алюминия, в третью – железные стружки на кончике шпателя, в четвертую – медные опилки на кончике шпателя. Во все пробирки прилейте 1-2 мл раствора серной кислоты. Что наблюдаете?

Сделайте рисунки, запишите свои наблюдения и дайте им объяснение. Составьте уравнения реакций в молекулярном и ионном виде.


II. Оформление результатов опытов и заданий практической работы



Заполните таблицу:



Что делали?

Что наблюдали?

Рисунок

Уравнения реакции

Вывод

Задача№1………





Задача№2………





Задача№3………





Задача№4………












Например,


Опыт№1. Взаимодействие солей с кислотами (BaCl2 + H2SO4).

Инструкция к выполнению опыта.

    1. Налейте в пробирку 1 мл раствора хлорида бария и прилейте к нему несколько капель раствора серной кислоты. Что наблюдаете?

    2. Сделайте рисунок, запишите свои наблюдения и дайте им объяснение. Составьте уравнение реакции в молекулярном и ионном виде.

Сделайте вывод, ответив на вопросы:

  1. К какому типу относится реакция взаимодействия хлорида бария и серной кислоты?

  2. Как можно выделить из полученной смеси сульфата бария? Предложите способ разделения смеси.



    1. Общий вывод по практической работе:

Сделайте вывод. В общем выводе нужно ответить на ответив на вопросы: к какому типу относится реакция взаимодействия между выданными веществами, а что вы в ходе работы изучили или исследовали? Изучили и экспериментально доказали …………………………………………………………………………………………………………………....................................................................................................................................

По окончании работы наведите порядок на рабочем месте.



    1. Дополнительные вопросы к практической работе

Ответьте на вопросы:

  1. К какому типу относится реакция взаимодействия кислоты и основания?

  2. Почему раствор кислоты следует добавлять осторожно, по каплям?

  3. Почему реакция взаимодействия кислот и щелочей получила название реакции нейтрализации?

  4. Какое вещество можно получить при выпаривании раствора, полученного в результате реакции нейтрализации?

  5. Какие бывают химические реакция по знаку теплового эффекта?

  6. Что называют амфотерностью?

  7. Как можно получить в лаборатории нерастворимые основания?

  8. Можно ли этим способом получить щелочь?

  9. Какие нужно соблюсти условия, чтобы реакция между основанием и солью была практически осуществима?

  10. Какой из металлов, взятый для опытов, не реагирует с раствором серной кислоты?

  11. К какому типу реакций относится взаимодействие кислот и металлов?

  12. Все ли металлы вытесняют водород из кислот?

  13. Сравните положение металлов: цинка, алюминия, железа и меди, в ряду активности, составленным Н.Н. Бекетовым? Как вы думаете, на основании, каких свойств был составлен этот ряд?

  14. Как опытным путем доказать, какое вещество остается в растворе при взаимодействии кислот с металлами?

V. По окончании работы наведите порядок на рабочем месте.

Практическая работа №4



Решение экспериментальных задач на распознание органических веществ



Цель работы: Совершенствовать умения выполнять химический эксперимент; научиться применять теоретические знания химических процессов и явлений, понятие функциональная группа, механизмы химических реакций в органической химии, знания основных свойств основных классов органических соединений и генетической связи между ними для экспериментального решения задач.

Оборудование и реактивы: Штатив с пробирками, пробка с газоотводной трубкой; спиртовка, спички, держатель для пробирок; воронка, фильтр, стакан, коническая (или плоскодонная) колба, пробирки, держатель для пробирок, прокаленный песок, медная проволока, химические вещества: мрамор, растворы серной, азотной и соляной, карбоновые кислоты: уксусная кислота, муравьиная кислота, олеиновая кислота, растворы гидроксидов натрия, калия, кальция, растворы карбоната натрия сульфата меди(II), нитрата серебра, растворы индикаторов фенолфталеина, метилоранжа, лакмуса, простые вещества цинк, медь, алюминий, глицерин, глюкоза, этанол, фенол, фенолят натрия, формалин, раствор перманганата калия, раствор бромной воды, гексан, бензол, уксусный альдегид, хлорида и сульфата железа(III),крахмал, белок, парафин, оксид меди (II), порошок CuO (II), 0,2г парафина, безводный CuSO4 , известковая вода Ca(OH)2.

Правила техники безопасности при выполнении химического эксперимента

  • Многие вещества при попадании на кожу могут вызвать ожоги. Никогда не берите вещества руками.

  • Некоторые вещества имеют неприятный запах, а их пары могут вызвать отравление. Не подносите близко к лицу открытую склянку.

  • В химической лаборатории не пробуют на вкус даже известные вещества, они могут содержать примеси, ядовитые для человека.

  • Кислоты – едкие вещества. Разрушают и раздражают кожу, слизистые оболочки.

  • Щёлочи – едкие вещества. Разрушают и раздражают кожу, слизистые оболочки. От них возможна полная потеря зрения.

  • Если кислота или щёлочь попала на кожу, её надо немедленно промыть большим количеством проточной воды.

  • Стекло – хрупкий материал, имеющий малое сопротивление при ударе и незначительную прочность при изгибе. Категорически запрещается использовать посуду, имеющую трещины и отбитые края.

  • Опыты проводить с таким количеством веществ, которые указаны в методическом руководстве по проведению каждого опыта.

  • Без разрешения учителя, ничего на столах не трогать.

  • Во время проведения эксперимента или оформлении отчёта соблюдайте тишину.

  • После работы приведи порядок на рабочем месте.

Повторите!

  • Свойства основных классов органических соединений

  • Гидролиз

  • Генетическая связь между классами органических соединений

  • Качественное определение углерода и водорода в органическом соединении.

  • Получение органических веществ и доказательства их свойств.

  • Функциональные группы органических веществ.

  • Качественные реакции на основные функциональные группы в органических соединениях.

Инструкция к выполнению практической работы

  1. Получите задание у преподавателя по вариантам.

  2. Составьте план решения экспериментальной задачи.

  3. Используя предложенный набор реактивов, выберите реактивы-реагенты соответственно вашему плану решения.

  4. Согласуйте с преподавателем ваш алгоритм действий и внесите исправления в план решения экспериментальной задачи.

  5. Получив разрешение у преподавателя, приступайте к выполнению практической работы.

  6. Завершив эксперимент, приведите в порядок свое рабочее место.

  7. Оформите отчет о проделанных экспериментальных задачах.

Внимание! Аккуратно работайте с растворами кислот и щелочей. При попадании кислоты или щелочи на кожу немедленно обратитесь к преподавателю! Соблюдайте правила нагревания и работы со спиртовками и горелками!

Ход работы

Выполнение работы:

Задание№1 Качественное определение углерода, водорода и хлора в органических веществах.

а).В сухую пробирку поместите около 1г порошка оксида меди(II) и 0,2 г парафина, бензина и вазелина. Если в опыте используют парафин, тогда пробирку нагрейте до плавления парафина, и затем содержимое ее встряхните, чтобы вещества хорошо перемешались. Пробирку закрепите в штативе в горизонтальном положении и поместите в нее недалеко от конца немного безводного сульфата меди(II). Пробирку закройте пробкой с газоотводной трубкой, конец которой опустите в другую пробирку с известковой водой. Содержимое пробирки слегка нагрейте. На внутренней стороне стекла пробирки появляются мельчайшие капельки воды. В пробирке с известковой водой заметно помутнение. Воду обнаруживают безводным сульфатом меди (II). Под действием воды белый сульфат меди (II) переходит в голубой кристаллогидрат - медный купорос.При нагревании парафина углерод окисляется до углекислого газа, а водород до воды. Оксид меди (II) восстанавливается до меди или до оксида одновалентной меди, имеющих красный цвет.

Задания для самостоятельных выводов.

      1. Почему изменяется цвет сульфата меди (II)?

      2. О содержании какого элемента в исследуемом веществе это свидетельствует?

      3. О содержании какого элемента свидетельствует помутнее известковой воды?

      4. Что образовалось из оксида меди(II) и какие наблюдения это подтверждают?

      5. Запишите все возможные уравнения химических реакций.



б). Качественное определение хлора. Чтобы определить хлор, следует учесть, что при взаимодействии меди с хлором образуется хлорид меди(II), который придает пламени зеленое окрашивание. Для этого из медной проволоки изготовьте спираль и прокалите ее в пламени до тех пор, пока пламя не окраситься в зеленоватый цвет. Прокаленную спираль опустите в пробирку с тетрахлорметаном или в другое органическое вещество, содержащее хлор. После этого внесите проволоку в пламя спиртовки.

Задания для самостоятельных выводов.

  1. Что наблюдаете?

  2. От присутствия какого элемента пламя окрашивается в зеленый цвет.

Рис.1





Задание№2.Проведение качественной реакции на непредельные углеводороды.

а). Получение этилена и опыты с ним. В одну пробирку осторожно налейте 2-3 мл этилового спирта и осторожно добавьте 6-9 мл концентрированной серной кислоты. Затем всыпьте немного прокаленного песка, чтобы избежать толчков жидкости при кипении. Закройте пробирку пробкой с газоотводной трубкой, закрепите ее в штативе и осторожно нагрейте. Рисунок№2.

б). В другую пробирку налейте2-3 мл бромной воды. Опустите газоотводную трубку до дна пробирки с бромной водой и пропустите через нее выделяющийся газ.

в). В третью пробирку налейте 2-3 мл разбавленного раствора перманганата калия, подкисленного серной кислотой, и пропустите через него газ.

г). Подожгите выделяющийся газ.



Рис.2

Прежде чем прекратить нагревание, уберите пробирку с обесцвеченным реагентом!

Задания для самостоятельных выводов.

1.Какой газ выделяется при нагревании смеси этилового спирта и серной кислоты?

2.Что происходит при пропускании газа через бромную воду и раствор перманганата калия?

3. Почему этилен горит более светящимся пламенем, чем метан?

4. Напишите уравнения соответствующих реакций.

5.Чем отличаются свойства этилена от свойств предельных углеводородов?

Задание№3.

В двух пробирках без этикеток содержаться следующие пары веществ:

а) раствор этилового спирта и муравьиной кислоты;

б) раствор этилового спирта и уксусной кислоты;

в) растворы формальдегида и глицерина;

г) растворы глюкозы и глицерина;

д) растворы сахарозы и глюкозы;

е) растворы глюкозы и этанола;

ж) крахмальный клейстер и глицерин;

з) растворы формальдегида и белка;

и) растительное масло и машинное масло;



Задания для самостоятельных работы.



    1. Предложите содержимого каждой пробирки;

    2. Запишите уравнения реакций;

  1. Задание№4. Получение и свойства карбоновых кислот.























ЛИТЕРАТУРА

Список литературы

  • Габриелян О.С. Химия. Практикум: учебное пособие. – М.: Академия, 2012

  • Габриелян О.С, И.Г.Остроумов Химия для профессий и специальностей технического профиля. – М.: Академия, 2012


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!