СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Практические работы по химии

Нажмите, чтобы узнать подробности

Наблюдение- ведущий вид деятельности в практической части программ начальной школы. В процессе преподавания естествознания в V-VI классах обучение проведению наблюдений,опытов и измерений, экспериментов активизирует воспириятие учебного материала, вызывает интерес к исследованию природы у учащихся.

Просмотр содержимого документа
«Практические работы по химии»



Формирование универсальных учебных действий через реализацию проведения практических работ на уроках

Использование ученического эксперимента на этапе изучения нового материала в исследовательском режиме способствует формированию универсальных учебных действий.

Урок изучения нового явления может строиться на сочетании фронтальной и групповой работы. Выдвижение гипотез исследования, обсуждение экспериментальных установок и необходимого оборудования происходят фронтально, а постановка опытов по проверке конкретных гипотез осуществляется в малых группах. Каждая группа, проверив одну гипотезу, представляет результаты для коллективного обсуждения всем классом. На уроках в классе ученики отчитываются по проведённым исследованиям в формате докладов и мини-конференций. Конференции, сообщения помогают активизировать сразу несколько УУД: познавательную активность при подготовке сообщений и дискуссии на уроке, регулятивную –ребятам надо следить за докладчиками в классе и уметь правильно задать вопросы, потому что только за научные вопросы ученики получат оценки, коммуникативные УУД будут развиваться в процессе общения, так как мы оцениваем грамотность речи, умение формулировать вопросы и ответы на них, внимательно выслушивать собеседника, а отдельно можно поощрить личный вклад некоторых участников, потому что всегда найдётся ученик, подготовивший наиболее содержательное сообщение, так же как и будут ученики, задавшие наибольшее количество научных вопросов по теме выступления – все они должны рассчитывать на дополнительный балл и будут хорошим образцом для одноклассников.

Практические работы по химии

Работа №1. Изучение условий горения.

Цель: выяснить условия горения и его прекращения.

Приборы и материалы: свеча, спички, банка, две одинаковые лучинки, спиртовка, кусочек древесного угля, щипцы.

Ход работы:

  1. Укрепите на подставку свечу, зажгите ее, накройте банкой. Почему свеча погасла, когда ее накрыли банкой? Почему она погасла не сразу?

  2. Зажгите две одинаковые лучинки. Одну из них поверните горящим концом вниз, другую держите горящим концом вверх. Какая лучинка будет гореть быстрее? Почему?

  3. Зажгите спиртовку. Погасите пламя колпачком от спиртовки. Почему нельзя задувать пламя спиртовки?

  4. Раскалите в пламени кусочек древесного угля, удерживая его щипцами. Уберите его из пламени и подуйте на тлеющий уголь. Почему он загорается?

  5. Заполните таблице. Распределите по соответствующим колонкам фразы, характеризующие условия горения и его прекращения:

Прекращения доступа кислорода;

Нагревание до температуры воспламенения;

Наличие воздуха;

Охлаждение до температуры ниже температуры воспламенения;

Наличие горючего вещества;

Отсутствие горючего вещества.

Условия горения

Условия прекращения горения





Работа №2. Распознавание крахмала при помощи йода.

Цель: научиться определять наличие крахмала с помощью раствора йода.

Приборы и материалы: раствор йода, пипетка, образцы (кусочки) хлеба, сырого картофеля, макарон, яблока, моркови, сахара.

Ход работы:

  1. Возьмите очень маленькие кусочки продуктов и на каждый капните из пипетки каплю раствора йода.

  2. Понаблюдайте за изменением цвета продуктов (если образец приобретает синий цвет, значит, в нем содержится крахмал).

  3. Результаты наблюдений занесите в таблицу.

Образцы

Изменение цвета под действием крахмала

Присутствие в образце крахмала

Хлеб

Картофель

Макароны

Яблоко

Морковь

Сахар






Работа №3. Распознавание кислоты и щелочи с помощью природных индикаторов.

Цель: научиться готовить индикаторы и распознавать их с помощью кислоты и щелочи.

Приборы и материалы: фильтр, воронка, два стакана.

Ход работы:

  1. Растворите в воде немного сока какого-либо окрашенного плода или другой части растений (например, рябины черноплодной, вишни, черники, смородины, краснокачанной капусты; можно воспользоваться вареньем).

  2. Раствор отфильтруйте. Фильтрат служит индикатором.

  3. Изучите действие кислот на полученные вами индикаторы.

  4. Результаты наблюдений запишите в табл. 1

Примечание: при работе с кислотами соблюдайте осторожность! При попадании капель кислоты на кожу и одежду следует сразу же смыть водой и раствором соды!

Таблица 1

Индикаторы

Окраска растворов

В воде

В растворе кислот

В соляной кислоте

лимонной

серной

азотной

Сок вишни

Сок капусты краснокачанной








  1. Изучите действия щелочи на полученные вами индикаторы. (При работе со щелочами соблюдайте осторожность!)

  2. Результаты наблюдений запишите в табл. 2.

Индикаторы

Окраска растворов

В воде

В растворе

NaOH

В растворе

Ca(OH)2

В растворе

KOH

Сок вишни

Сок капусты краснокачанной







Распознавание кислот и щелочей

  1. При распознавании кислот и щелочей можно воспользоваться индикаторами, имеющимися во всех химических лабораториях – лакмусом, фенолфталеином, метилоранжем.

  2. Изучите данные, содержащиеся в табл. 3 об изменении цвета растворов под действие индикаторов.

Индикаторы

Цвет растворов

в воде

в растворах кислот

В растворах щелочей

Лакмус

Фенолфталеин

Метилоранж






Задание:

  1. Даны пробирки с бесцветными растворами: в одной – кислота, в другой щелочь. Как узнать, где что находится?

  2. Дан три пробирки: с водой, с раствором гидроксида натрия, с соляной кислотой. Как узнать, где, что находится?

  3. Растворите в оде пищевую соду. Какой получится раствор – кислотный или щелочной. Докажите.

  4. Определите, что такое нашатырный спирт – кислота или щелочь?



Работа №4. Разложение сахара при нагревании.

Цель: исследовать действие нагревания на сахар.

Приборы и материалы: пробирка, держатель (или штатив), спиртовка, лучинка, фарфоровая чашечка, сахар.

Ход работы:

  1. Соберите прибор. Поместите измельченный сахар в пробирку, прогрейте в пламени спиртовки всю пробирку (объясните зачем это необходимо) и начните нагревать сахар.

  2. Наблюдайте:

а) за измельчением цвета и агрегатного состояния сахара;

б) за тем, что появляется на стенках пробирки (объясните, почему ее закрепили в штативе наклонно);

  1. Подожгите с помощью лучинки газ, выходящий из пробирки; узнайте твердое вещество, появившиеся в пробирке вместо сахара.

  2. Сделайте выводы.

Работа №5. Очистка воды выпариванием

Вода – это самая простая, знакомая и в то же время самая загадочная и неизведанная субстанция в мире. Что же делает её такой аномальной?

Выпаривание

Абсолютно положительного результата можно добиться при помощи выпаривания. В таком случае получается дистиллированная вода без солей, примесей или бактерий. Такая вода не имеет вкуса и не содержит ни вредных, ни полезных примесей. Постоянно употреблять её не стоит, так как она вредна для здоровья и вымывает из организма все полезные и необходимые соли и микроэлементы.

Дистилля́ция (лат. distillatio — стекание каплями) — перегонка, испарение жидкости с последующим охлаждением и конденсацией паров.

Цель: научиться проводить дистилляцию.

Приборы и материалы: штатив, спиртовка, две пробирки, пробка с газоотводной трубкой, химический стакан, раствор соли в воде.

Ход работы:

  1. Соберите прибор.

  2. Проверьте на герметичность. Для этого поступают следующим образом: конец газоотводной трубки опускают в стакан с водой и одновременно нагревают пробирку, зажав ее в руке. Через некоторое время нагревшийся воздух расширяется и пузырьки воздуха выходят в стакан с водой. Если они не появились, то это значит, что прибор негерметичен: следует сменить пробку или плотнее вставить ее в пробирку.

  3. Налейте в пробирку приблизительно 10 мл. воды с растворенной в ней примесью, поместите на дно небольшой кусочек керамики (можно использовать кусочек фарфора или кусочек от разбитого глиняного цветочного горшка) для предотвращения резких толчков жидкости во время кипения.

  4. Осторожно прогрейте пробирку и начните кипячение жидкости; пламя следует время от времени отводить от пробирки.

  5. Продолжайте нагревание до тех пор, пока количество жидкости не уменьшится приблизительно вдвое.

  6. Отставьте пробирку- приемник. После этого погасите спиртовку.

  7. Охарактеризуйте полученную в опыте воду. Сделайте вывод о том. Что можно получить при этом. Что выходит из отверстия пробирки? Что поступает в пробирку-приемник?



Работа №6. Очитка смесей отстаиванием и фильтрованием.



Отстаивание воды - процесс выделения из нее под действием гравитационных сил взвешенных веществ; при этом частицы с плотностью, большей плотности воды, движутся вниз, с меньшей — вверх. 

Фильтрова́ние (от лат. filtrum — войлок, англ. filtration, фр. filtration) — процесс разделения неоднородных (дисперсных) систем (например, суспензия, аэрозоль) при помощи пористых перегородок, пропускающих дисперсионную среду и задерживающих дисперсную твёрдую фазу.

Цель: научиться очищать воду от примесей.

Приборы и материалы: глина, песок, ложка-дозатор, воды, стакан.

Ход работы:

  1. Насыпьте глину и песок в стакан на толщину вашего пальца.

  2. Налейте в стакан со смесью песка и глины примерно 40 мл. воды.

  3. Размещайте осторожно смесь с помощью стеклянной палочки с резиновыми наконечником.

  4. Дайте смеси отстояться. Наблюдайте за тем, как оседают частицы глины и песка в воде.

  5. Хорошо ли отстоялась вода? сравните, так же она прозрачна, как и до смешивания.

  6. Слейте мутную воду после отстаивания в другой стакан и профильтруйте ее.

  7. Сравните очищенную воду – фильтрат – с чистой водой.

  8. Какой способ очистки воды – отстаивание или фильтрование – дает лучший результат? Как это можно объяснить?

  9. Можно ли отделить растворенное в воде вещество (например, соль или сахар) фильтрованием?





Литература:

  1. https://ecoz.ru/articles/ochistka-vody-v-domashnikh-usloviyakh

  2. //Биология в школе. Вып.6


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!