Практическая работа №2
«Построение узора из окружностей»
Цели работы:
-
Знакомство с геометрическими фигурами - окружность и круг.
-
Изучение элементов окружности.
-
Измерение радиусов окружности и круга.
-
Построение окружности и круга.
-
Построение узора из окружностей.
Оборудование: циркуль, линейка, карандаш.
Ход работы
П
ознакомьтесь с алгоритмом построения окружности и изучите ее свойства.
-
Поставьте на листе тетради точку. Обозначь ее буквой О.
-
Возьмите циркуль в руки следующим образом: ножку циркуля с иглой установи в точку О, а ножку циркуля с грифелем вращайте вокруг данной точки, касаясь листа тетради. Циркуль опишет замкнутую линию. Ее называют окружностью. Точку О называют центром окружности.
-
Отметьте точку А на окружности и проведите отрезок, соединяющий точку А и центр окружности точку - О, такой отрезок называется радиус.
-
Постройте радиус ОВ.
№ | Радиус (обозначение отрезка) | Длина |
-
| ОА | |
-
| ОВ | |
Ответьте на вопросы и выполните задание:
-
Сколько радиусов можно провести в одной окружности?
-
Сравните длины этих отрезков.
-
Сделайте вывод, запишите его в тетрадь.
-
Постройте отрезок МК, соединяющий две точки окружности, который проходит через её центр, такой отрезок называется диаметр.
-
Построй диаметр РТ.
№ | Диаметр (обозначение отрезка) | Длина |
-
| МК | |
-
| РТ | |
Ответьте на вопросы и выполните задание:
-
С
колько диаметров можно провести в одной окружности?
-
Сравните длину диаметра с длиной радиуса.
-
Сделайте вывод.
-
Запишите вывод в тетрадь.
-
Нарисуйте окружность. Не меняя радиуса, переставьте ножку циркуля с иглой в любую точку на окружности и снова нарисуйте окружность. Точки пересечения этих окружностей станут центрами новых окружностей. Внутри основного круга появился цветок.
Контрольный вопрос:
Что можно сказать о расположении точек окружности по отношению к центру окружности?
Дополнительные вопросы и задания:
-
Нарисуйте две окружности, которые не пересекаются. Измерьте длины их радиусов, расстояние между их центрами и сделай вывод. Запишите вывод в тетрадь.
-
Нарисуйте две окружности, которые пересекаются в двух точках. Измерьте длины их радиусов, расстояние между их центрами и сделай вывод. Запишите вывод в тетрадь.
-
Нарисуйте две окружности, которые имеют одну общую точку. Измерьте длины их радиусов, расстояние между их центрами и сделай вывод. Запишите в тетрадь.
-
Приведите примеры окружности и круга в окружающих вас предметах.
Практическая работа по теме «Измерение углов».
Задания
Задание 1.Найдите разные виды углов в окружающей обстановке(опишите)
З
адание 2. С
Рассмотрите рисунок и впишите пропущенные слова.
Лучи ВС и ВD– стороны угла_______ .
Лучи ____ и _____ стороны угла ABD.
Точка ____ - вершина угла CBA. B А
Какие углы изображены на рисунке?
Ответ:_____________ D
Задание 3. Измерьте углы и запишите. Определите, есть равные углы.
И
з палочек постройте модель угла М. Используя модель, проверьте полученный результат.
C
K
A
B D M
Задание 4.
Нарисуйте минутную стрелку на циферблате часов так, чтобы угол между стрелками был острым, прямым, тупым и развернутым.
Задание 5.
В
ыполняется на нелинованной бумаге. В
Постройте с помощью чертёжного угольника прямой
угол со стороной AB. Сколько таких углов можно построить? А
С помощью перегибания листа найдите его биссектрису и начертите её карандашом.
Задание 6.
1. Измерьте углы АВС и СВМ, изображенные на рисунке 1.
Запишите результат________________________
Вычислите градусную меру угла АВМ _________________________
2. Постройте углы ОАВ и МСD, если
ОАВ=1370,
МСD=160.
Задание 7. Найти величину угла и записать.
1 строка углы по _____ и _______
2 строка углы по _____ и ______
З
В
адание 8. Найти суммы углов треугольника и прямоугольника. Сделайте выводы и запишите.
А
С
К
Р
Выводы:
1.__________________________
2.______________________
Практическая работа «Построение и измерение углов» 5 класс 1 вариант 1. Постройте 2 острых угла, 2 тупых угла и прямой угол. Обозначьте каждый угол. Измерьте с помощью транспортира каждый угол и запишите результаты измерений. 2. Постройте углы : , , , . Укажите вид каждого угла. | Практическая работа «Построение и измерение углов» 5 класс 2 вариант 1. Постройте 2 острых угла, 2 тупых угла и развёрнутый угол. Обозначьте каждый угол. Измерьте с помощью транспортира каждый угол и запишите результаты измерений. 2. Постройте углы : , , , . Укажите вид каждого угла. |
Практическая работа «Построение и измерение углов» 5 класс 3 вариант 1. Постройте 2 острых угла, 2 тупых угла и прямой угол. Обозначьте каждый угол. Измерьте с помощью транспортира каждый угол и запишите результаты измерений. 2. Постройте углы : , , , . Укажите вид каждого угла. | Практическая работа «Построение и измерение углов» 5 класс 4 вариант 1. Постройте 2 острых угла, 2 тупых угла и развёрнутый угол. Обозначьте каждый угол. Измерьте с помощью транспортира каждый угол и запишите результаты измерений. 2. Постройте углы : , , , . Укажите вид каждого угла. |
Практическая работа «Построение и измерение углов» 5 класс 5 вариант 1. Постройте 2 острых угла, 2 тупых угла и прямой угол. Обозначьте каждый угол. Измерьте с помощью транспортира каждый угол и запишите результаты измерений. 2. Постройте углы : , , , . Укажите вид каждого угла. | Практическая работа «Построение и измерение углов» 5 класс 6 вариант 1. Постройте 2 острых угла, 2 тупых угла и развёрнутый угол. Обозначьте каждый угол. Измерьте с помощью транспортира каждый угол и запишите результаты измерений. 2. Постройте углы : , , , . Укажите вид каждого угла. |
Практическая работа «Построение и измерение углов» 5 класс 7 вариант 1. Постройте 2 острых угла, 2 тупых угла и прямой угол. Обозначьте каждый угол. Измерьте с помощью транспортира каждый угол и запишите результаты измерений. 2. Постройте углы : , , , . Укажите вид каждого угла. | Практическая работа «Построение и измерение углов» 5 класс 8 вариант 1. Постройте 2 острых угла, 2 тупых угла и развёрнутый угол. Обозначьте каждый угол. Измерьте с помощью транспортира каждый угол и запишите результаты измерений. 2. Постройте углы : , , , . Укажите вид каждого угла. |
Практическая работа «Построение и измерение углов» 5 класс 9 вариант 1. Постройте 2 острых угла, 2 тупых угла и прямой угол. Обозначьте каждый угол. Измерьте с помощью транспортира каждый угол и запишите результаты измерений. 2. Постройте углы : , , , . Укажите вид каждого угла. | Практическая работа «Построение и измерение углов» 5 класс 10 вариант 1. Постройте 2 острых угла, 2 тупых угла и развёрнутый угол. Обозначьте каждый угол. Измерьте с помощью транспортира каждый угол и запишите результаты измерений. 2. Постройте углы : , , , . Укажите вид каждого угла. |
Практическая работа «Построение и измерение углов» 5 класс 11 вариант 1. Постройте 2 острых угла, 2 тупых угла и прямой угол. Обозначьте каждый угол. Измерьте с помощью транспортира каждый угол и запишите результаты измерений. 2. Постройте углы : , , , . Укажите вид каждого угла. | Практическая работа «Построение и измерение углов» 5 класс 12 вариант 1. Постройте 2 острых угла, 2 тупых угла и развёрнутый угол. Обозначьте каждый угол. Измерьте с помощью транспортира каждый угол и запишите результаты измерений. 2. Постройте углы : , , , . Укажите вид каждого угла. |
Практическая работа по теме «Угол. Измерение углов»
1
.Назовите углы:
острый_______________
прямой______________
развернутый _________
тупой ______________
2. Заполните пропуски:
прямой угол равен____________
развернутый угол равен__________
острый угол всегда ________________90°
тупой угол всегда ________________90°
3. Прибор, с помощью которого измеряются и откладываются углы называется
____________________________________________________________________
4.Запишите величины углов, изображенных на рисунках:
__________________________ _________________________
5. Обозначьте, измерьте углы и запишите результаты измерений:
____________________________ _________________________________
6. Простройте:
КLM = 75° | DRS = 160° |
| |
7. Назовите все углы, изображенные на рисунке:
___________________________________ __________________________________
___________________________________ ___________________________________
8. Найдите величину углов:
MOK=_________
KOT = __________
MOT =_____________
9. Какой угол образуют часовая и минутная стрелки
в 3 часа утра | в 20 часов | в 18 часов 30 минут |
| | |
________________________ ____________________ ______________________
10. Угол АВС равен 30°. Проведите луч BD так, чтобы
угол ABD был равен 90°, а угол CBD равен 120° | угол ABD был равен 90°, а угол CBD равен 60° |
| |
Практическая работа №4
«Построение углов»
Цели работы:
-
Познакомиться с алгоритмом построения угла заданной градусной меры.
-
Научиться строить угол заданной градусной меры.
-
Научиться определять вид угла.
Оборудование: транспортир, линейка, карандаш.
Ход работы
Познакомьтесь с алгоритмом построения углов с помощью транспортира.
-
О
тметьте вершину угла точку - О.
-
Постройте луч с началом в точке О.
-
Совместите вершину угла с центром транспортира.
-
Расположите транспортир так, чтобы построенная сторона угла проходила через начало отсчета на шкале транспортира (совместите с 00).
-
Найди на шкале транспортира деление, соответствующее данной градусной мере, сделайте метку карандашом.
-
Постройте луч с началом в точке О, проходящий через метку.
-
Проверьте, соответствует ли градусная мера построенного угла его виду (острый, прямой, тупой, развернутый).
-
Выполните построение заданных углов и заполните таблицу.
Угол | Градусная мера угла | Вид угла |
АОВ | 650 | |
МРК | 1250 | |
CDF | 900 | |
Дополнительные вопросы и задания:
При помощи линейки и чертежного угольника с углами 300, 600, 900 и углами 450, 450, 900 можно построить любой угол, кратный 150.
С
хемы построения углов
Выполните задание:
постройте с помощь чертежных треугольников угол, равный 1650.
Практическая работа №5
«Построение прямоугольника с заданными сторонами на нелинованной бумаге»
Цели работы:
-
Познакомиться с алгоритмом построения прямоугольника с заданными сторонами на нелинованной бумаге.
-
Научиться строить прямоугольник с заданными сторонами на нелинованной бумаге.
Оборудование: чертёжный угольник, линейка, карандаш.
Ход работы
Познакомьтесь с алгоритмом построения прямоугольника с заданными сторонами на нелинованной бумаге.
-
Выполните построение прямоугольника ABCD с указанными длинами сторон и проведите в нем диагонали, заполните таблицу.
Длина стороны, a см | Длина стороны, b см | Длина диагонали AD | Длина диагонали BC |
4 | 5 | | |
Контрольный вопрос:
Сравните длины диагоналей, сделайте вывод, запишите его в тетрадь.
Дополнительное задание:
Вычислите периметр и площадь получившегося прямоугольника.
Практическая работа № 5
“Построение прямоугольника с заданными сторонами
на нелинованной бумаге”
Цель работы: Научиться строить прямоугольники, используя чертёжные инструменты, по заданным длинам сторон. Находить периметр прямоугольников, в том числе выполняя необходимые измерения. Исследовать свойства прямоугольников путём эксперимента, наблюдения, измерения.
Оборудование: линейка, чертёжный угольник, карандаш, нелинованная бумага, транспортир.
Ход работы
1. Практическая часть
Для построения прямоугольника можно воспользоваться чертёжным треугольником.
Познакомьтесь с алгоритмом построения прямоугольника с заданными сторонами на нелинованной бумаге.
Этапы построения | Описание построения | Образец построения |
Шаг 1 | Начертим прямой угол А с помощью чертёжного треугольника. | А |
Шаг 2 | На одной стороне угла с помощью линейки отложим отрезок АВ (например, равный 2 см), а на другой стороне отрезок AD (например, равный 4 см). | В А D |
Шаг 3 | Одну из сторон угольника приложим к лучу АВ так, чтобы вершина прямого угла совпала с точкой В. Проведём карандашом вдоль второй стороны угольника луч с началом в точке В. Получили второй прямой угол. | В А D |
Шаг 4 | От точки В отложим отрезок BC, равный отрезку AD. Соединим точки C и D. | С B A D |
По заданному алгоритму выполните построение прямоугольника ABCD со сторонами АВ = 4 см 5 мм и AD = 6 см
2. Ответьте на вопросы и выполните задания.
-
Получился ли прямоугольник? Как проверить? ________________________________________
2) Вставьте пропущенное слово: «Четырёхугольник, у которого все углы прямые, называют _________________________________».
3) В построенном прямоугольнике проведите диагонали. Измерьте их длины и запишите результат измерения: АС = _____, BD = _____.
4) Обозначьте точку пересечения диагоналей буквой О. Измерьте и запишите чему равны длины отрезков АО=_____, ВО=____, СО=____, OD=_____
3. Контрольный вопрос: Что ожно сказать о длинах диагоналей? О точке пересечения диагоналей?
Сделайте вывод: «Диагонали прямоугольника ______________________.
Диагонали точкой пересечения делятся _____________________»
4. Дополнительные вопросы и задания:
-
Выпишите равные стороны прямоугольника.
_________________________________________________
2) Измерьте острый угол между диагоналями ____________
3) Вычислите периметр и площадь получившегося прямоугольника.
Р=_____________________________________________________________
S=_____________________________________________________________
4) С помощью, каких инструментов можно построить прямоугольник на нелинованной бумаге? ________________________________________
5) Где в нашей жизни могут пригодиться умения производить построения прямоугольника или квадрата на нелинованной бумаге?
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
Оценивание работы
№ задания | 1 | 2 | 3 | 4 |
1 | 2 | 3 | 4 | | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
баллы | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | 2 | 1 | 1 | 2 | 1 | 1 |
6-9 баллов - оценка «3»
10-12 баллов - оценка «4»
13-14 баллов - оценка «5»
Практическая работа №6 «Развёртка куба»
– Куб – это правильный многогранник, у которого все грани, — это квадраты.
Как называются элементы куба?
– Какой фигурой является грань?
– Сколько граней у куба?
– Сколько ребер?
– Сколько вершин?
– Грань, ребро, вершина.
– Квадратом.
– 6 граней.
– 12 рёбер.
– 8 вершин.
Куб, склеенный из бумаги или картона, разрезали по определённым рёбрам и развернули на плоскость, получилась рёберная развёртка.
Существует всего 11 рёберных развёрток куба.
Посмотреть мультфильм «Кубистский паркет»
Описание работы. -
Перечертить развертку на бумагу так, чтобы сторона каждого квадрата была равна 5 см. -
Вырезать фигуру из бумаги. -
Сложить ее так, чтобы получился куб. -
Сделать вывод, ответив на вопросы: |