Практические разработки по применению метода проблемного диалога на уроках математики в начальной школе
Подготовила учитель начальных классов МОУ СШ №99 Локтева Н.А.
В своей практике на уроках математики начала использовать различные задания, которые позволяют организовать диалог.
Например: при изучении темы «Распределительный закон умножения относительно сложения» с целью установления новой важной связи между сложением и умножением чисел предлагаю учащимся решить следующие задачи двумя способами:
Задача 1. В школьном саду посажены фруктовые деревья в 10 рядов. В каждом ряду посажено по 5 груш и по 7 яблонь. Сколько всего деревьев посажено в саду?
Решение.
1 способ. 2 способ.
(7 + 5) · 10 = 120 7 · 10 + 5 · 10 = 120
Ответ: 120 деревьев.
Задача 2. Две автомашины одновременно выехали навстречу друг другу из двух пунктов. Скорость первой автомашины 80 км в час, скорость второй 60 км в час. Через 3 часа автомашины встретились. Какое расстояние между пунктами, из которых выехали автомашины?
Решение.
1 способ. 2 способ.
(80 + 60) · 3 = 420 80 ·3 + 60 · 3 = 420
Ответ: 420 км
Задача 3. Найти площадь прямоугольного участка, состоящего из двух прямоугольных участков. ![]()

1 способ. 2 способ.
(7 + 2) · 5 = 45 7 · 5 + 2 · 5 = 45 Ответ: 45 м
Организовать работу можно как в группе, в парах, так и индивидуально, все это зависит от класса.
После решения всех трёх задач учащимся предлагаю самостоятельно сравнить:
а) первые способы решения задач;
б) вторые способы решения задач;
в) выражения, полученные при решении все трех задач первым способом и вторым способом;
г) выражения, которые были получены при решении конкретной задачи (например, задачи №1);
В результате такого сравнения учащиеся пришли к следующим выводам:
1-й способ решения всех задач одинаков, 2-й – тоже; выражения, полученные при решении задач 1-м (2-м) способом, отличаются друг от друга только числовыми данными. Выражения, полученные при решении задачи №1 (№ 2, № 3) 1-м и 2-м способами, отличаются друг от друга числом арифметических действий и порядком действий; числовые значения выражений, полученные при решении задачи №1 (№ 2, № 3) 2-мя способами, одинаковы, а, значит, можно сделать такую запись:
(7 + 5) · 8 = 7 ·8 + 5 · 8.
(80 + 60) · 3 = 80 · 3 + 60 · 3.
(5 + 3) · 4 = 5 ·4 + 3 · 4.
Далее предлагаю учащимся заменить одинаковые цифры в полученных выражениях одинаковыми буквами. В результате получены три одинаковых выражения, а именно:
(а + в) · с = ас + вс.
Потом я говорю:
- Из трёх различных числовых выражений получились три одинаковых буквенных выражения. Встречались ли вы с таким явлением?
- Встречались, - отвечают ученики, - например, при записи переместительного закона умножения.
- И в этом случае, - продолжаю я, - мы получили новый закон умножения: распределительный закон умножения относительно сложения.
Ученики с моей помощью формулируют этот закон словесно и на примерах убеждаются в целесообразности усвоения и запоминания этого закона: он облегчает вычисления.
При работе над этими задачами мною был организован подводящий диалог.
Какие же познавательные универсальные учебные действия формируются при выполнении данного задания? Это, прежде всего, анализ текстов задачи; структурирование информации в тексте задачи; определение способов решения задачи; сравнение; обобщение; перевод из одной знаковой системы в другую (из числового выражения в буквенное).