СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Практические разработки по применению метода проблемного диалога на уроках математики в начальной школе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Практические разработки будут полезны учителям начальных классов

Просмотр содержимого документа
«Практические разработки по применению метода проблемного диалога на уроках математики в начальной школе»

Практические разработки по применению метода проблемного диалога на уроках математики в начальной школе

Подготовила учитель начальных классов МОУ СШ №99 Локтева Н.А.

В своей  практике на уроках математики начала использовать различные задания, которые позволяют организовать диалог.

Например: при изучении темы «Распределительный закон умножения относительно сложения» с целью установления новой важной связи между сложением и умножением чисел предлагаю учащимся решить следующие задачи двумя способами:

Задача 1.  В школьном саду посажены фруктовые деревья в 10 рядов. В каждом ряду  посажено по 5  груш  и  по 7 яблонь. Сколько  всего деревьев посажено в саду?

Решение.

1 способ.                                                        2 способ.

(7 + 5) · 10 = 120                                           7 · 10 + 5 · 10 = 120

                              Ответ: 120 деревьев.

Задача  2.  Две  автомашины  одновременно  выехали  навстречу  друг  другу  из двух пунктов. Скорость первой автомашины 80 км в час, скорость второй 60 км в  час.  Через  3  часа  автомашины  встретились.  Какое  расстояние  между пунктами, из которых выехали автомашины?

Решение.

1 способ.                                                        2 способ.

(80 + 60) · 3 = 420                                         80 ·3 + 60 · 3 = 420

                               Ответ: 420 км

Задача  3.    Найти  площадь  прямоугольного  участка,  состоящего  из  двух прямоугольных участков.

  1 способ.                        2 способ.

(7 + 2) · 5 = 45               7 · 5 + 2 · 5 = 45      Ответ: 45 м  

Организовать работу можно как в группе, в парах, так и индивидуально, все это зависит от класса.

После  решения  всех  трёх  задач  учащимся  предлагаю  самостоятельно сравнить:

а)  первые способы решения задач;

б)  вторые способы решения задач;

в)  выражения, полученные при решении все трех задач  первым  способом и вторым способом;

г) выражения, которые были получены при решении конкретной задачи (например,  задачи №1);

В  результате такого сравнения учащиеся пришли к следующим выводам:

1-й способ решения всех задач одинаков, 2-й – тоже; выражения, полученные при  решении  задач  1-м  (2-м)  способом,  отличаются  друг  от  друга  только числовыми данными.  Выражения, полученные при решении задачи №1 (№ 2, № 3)  1-м  и  2-м  способами,  отличаются  друг  от  друга  числом  арифметических действий  и  порядком  действий;  числовые  значения  выражений,  полученные при  решении  задачи  №1  (№  2,  №  3)  2-мя  способами,  одинаковы,  а,  значит, можно сделать такую запись:

(7 + 5) · 8 = 7 ·8 + 5 · 8.

(80 + 60) · 3 = 80 · 3 + 60 · 3.

(5 + 3) · 4 = 5 ·4 + 3 · 4.

Далее  предлагаю  учащимся  заменить  одинаковые  цифры  в  полученных выражениях  одинаковыми  буквами.  В  результате  получены  три  одинаковых выражения, а именно:

(а + в) · с = ас + вс.

Потом  я говорю:

-  Из  трёх  различных  числовых  выражений  получились  три  одинаковых буквенных выражения. Встречались ли вы с таким явлением?

- Встречались, - отвечают ученики, - например, при записи переместительного закона умножения.

-  И  в  этом  случае,  -  продолжаю я,  -  мы  получили  новый  закон умножения: распределительный закон умножения относительно сложения.

Ученики с моей помощью формулируют этот закон словесно и на примерах убеждаются в целесообразности усвоения и запоминания этого закона: он облегчает вычисления.

При работе над этими задачами мною был организован  подводящий  диалог.

Какие же познавательные универсальные учебные действия формируются при выполнении данного задания?  Это,  прежде всего,  анализ текстов задачи; структурирование информации в тексте задачи; определение способов решения задачи; сравнение; обобщение; перевод из одной знаковой системы в другую (из числового выражения в буквенное).