СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Практические рекомендации по использованию технологии развития критического мышления.

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье даны практические советы из личного опыта по использованию технологии по развитию критического мышления.

Просмотр содержимого документа
«Практические рекомендации по использованию технологии развития критического мышления.»

Рефлективный отчет по критическому мышлению.



Одним из современных требований, предъявляемых к выпускнику начальной школы, является умение рассуждать по принципиальным вопросам и размышлять над практическим опытом. Для формирования способности анализировать информацию, применять полученные результаты, как к стандартным, так и к нестандартным ситуациям, вопросам, проблемам, ставить новые вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, принимать независимые, продуманные решения для этого на уроках учащихся нужно обучать критическому мышлению.

При проведении уроков сталкивалась каждый раз с одной и той же проблемой, что ученики не умеют рассуждать, боятся высказывать своё мнение, отстаивать выдвинутые гипотезы. Возник вопрос: как научить детей мыслить и произносить мысли вслух? Критическое мышление развивается в деятельности, а ведущей деятельностью младших школьников является учебная.

Примером обучения критическому мышлению стал урок познания мира в 4 «Б» классе по теме: «Реки и озёра», цель которого было познакомить учащихся с реками и озёрами Казахстана и их хозяйственным использованием, способами охраны водных ресурсов.

Урок начался с организационного момента и психологического настроя на урок. Под звуки морского прибоя, дети мысленно перенеслись на берег. Вопросы: Какие ассоциации у вас возникли? Вам приятно находится у моря? Какие чувства вы испытываете? позволили активизировать мышление учащихся. Музыка способствовала созданию положительного настроя на урок. Дети с удовольствием делились своими ассоциациями и чувствами и только Никита Т. испытал тревогу, т.к. не умеет плавать, получив словесную поддержку от меня и своих товарищей он заулыбался.

На этапе актуализации знаний использовала проблемный метод обучения, для активизации внимания и мышления. На экране были даны слова написанные вразброс с названием рек и озер, дети, работая в группах, исходя из объединений должны были назвать тему урока. Ученики вспоминали, что им известно по данным словам, предлагали разные версии, учились систематизировать информацию до её изучения. 3 группы правильно определили тему урока и аргументировали свой ответ, кроме группы Евы Д., которая задала вопрос, а разве Аральское море является озером? На что я ответила, что ответ на свой вопрос ты найдешь сама.

Цели и задачи учащиеся учились формулировать сами продолжая фразу на экране: Хочу знать…

Хочу уметь…

Какие задачи мы должны решить на уроке? Таким образом я учила учащихся ставить перед собой проблемы/цели для дальнейшего их решения/достижения. Так как эта работа проводилась впервые то, учащиеся затруднялись при постановки целей. Чтобы решить данную проблему стала задавать наводящие вопросы, сначала общие: «Что нового вы бы хотели узнать о реках и озерах?», затем конкретные: «Вы бы хотели узнать о значении рек и озер в жизни людей?», с помощью которых подвела их к цели урока. Так как данный навык не развит в будущем планирую развивать у учащихся умение ставить цели или определять проблемы и пути их решения.

Вопрос: «Что вы знаете о значении рек и озер?», позволил мне определить уровень знаний по теме, а учащимся задуматься, осознать то, что они уже знают.

На этапе изучения нового материала работали с учебником. Задание для индивидуального чтения и поиск ответов на вопросы было дано по группам:

1,3 гр. – реки

- Почему люди селятся у рек? Строят города?

- Какую роль играют реки в развитии цивилизации?

- Назовите реки Казахстана.

2,4 гр. – озера

- Все ли озёра одинаковы? Почему?

- Как в озере пополняется потеря воды? Каково значение озер?

- Сколько в Казахстане озёр? Перечислите крупные озёра.

Прочитав учебник, дети получили новую информацию, вопросы помогли обобщить и систематизировать полученную информацию. Дети внимательно читали материал учебника, т.к. были ориентированы на то, что после они будут выступать в других группах в роли учителя, задающего вопросы по теме и они сами должны хорошо знать ответ на свой вопрос, что позволило мне развивать у учащихся ответственность за собственное образование. Далее дети работали в группах сменного состава (я разделила их по номерам от 1 до 4 так, чтобы в каждой группе сидели по 1-2 представителям от групп). Ученики 1,3 группы задавали вопросы о реках, а ученики 2,4 группы об озерах остальным участникам групп, внимательно выслушивали ответы учеников и после выдавали правильный ответ. Дети учились работать в сотрудничестве с другими. Я же поочередно присоединлась ко всем группам, для того, чтобы определить правильно ли ребята поняли ход работы, дают ли время на осмысление вопросов и высказывание своих ответов другим ученикам. Оказалось, что ученики все поняли верно. Егор Ш. просил учеников аргументировать свои ответы, Рустам Н. сопостовлял альтернативные точки зрения, давая возможность коллективному обсуждению. Оживление во всех группах вызвал вопрос: «Все ли озера одинаковы?», дети начали спорить, каждый высказывал свой довод и каждый с нетерпением ждал подтверждение своего довода. Применение такой формы работы позволило повысить эффективность восприятия информации, у детей развивался интерес к предмету и процессу обучения.

Паралельно шла работа с одаренными: Ева Д. искала ответ на свой вопрос в словаре С.И. Ожегова., а Вика Л. прочитав весь материал учебника, работала с картой на которой искала крупные озёра и реки Казахстана. В словаре Ожегова даны только толкования слов озеро и море, поэтому Ева сравнивая и анализируя два понятия пришла к ответу и с гордостью рассказала его всем учащимся. Я заметила, что Еву переполняла радость и гордость от того, что она сама нашла ответ на свой вопрос, а еще её очень заинтересовала работа в группах и она с присоединилась к обсуждению в группе. Вика при подготовке задания обнаружила что некоторые из озер закрашены в розовый цвет, а озеро Балхаш вовсе в два цвета. Я пояснила ей что те озера которые окрашены в розовый цвет – пресные по своему составу. После моего пояснения Вика вспомнила, что при подготовке к олимпиаде читала, что одну сторону Балхаша опресняет река впадающая в нее и стала искать название этой реки.

Самостоятельная работа позволила определить уровень усвоения нового материала. Только 1 учащийся (Никита В. Ученик с низким уровнем интеллектуального развития) получил оценку «3», т.к. не запомнил названия некоторых рек и озер. Я предложила Никите самому найти на карте крупные реки и озера, а на следующем уроке нам их показать.

На этапе рефлексии прочитала учащимся небольшой рассказ И. Алтынсарина, используя метод «чтение с остановками».

Трое путников, встретившись у родника, утолив жажду прозрачной, чистой водой, увидели на камне следующие слова: - «Путник, будь таким, как этот родник» каждый понял смысл этих слов по – своему:

Как вы думаете как поняли путники смысл этих слов? Шесть учеников высказали свои доводы Даша сказала что надо быть чистым как родник, Лев – что надо быть свободным и независимым, Ира – что надо пробиваться сквозь преграды как родник сквозь камни. Дети учились обмениваться мнениями, слушать внимательно своего товарища.

После я продолжила:

1 – Эти слова означают, что каждый человек должен трудиться, не ленясь, как этот родник.

2 - Родник не требует ни от кого никакой награды за свой труд, человек то же должен делать добрые дела, не требуя взамен ничего.

3 – Человек должен быть чистым, как родник, и в помыслах, и в действиях.

Как вы думаете, кто из них был прав? Дети хором ответили, что все путники были правы, я ждала, что сейчас класс разделится и будет занимать разные позиции, но они показали глубокое понимание смысла этой легенды - это меня очень удивило.

Почему? Элина дала полный исчерпывающий ответ на мой вопрос, после которого я задала провоцирующий вопрос: Есть ли в классе те, кто не согласен с ответом Элины?, класс ответил «нет». Отвечая на следующий вопрос дети сделали заключительный вывод.

С помощью вопросов я выяснила, что детям понравилась работать в такой форме, т.к. почти до всего додумывались сами, понравилось работать в группах, понравилось то, что можно было высказать свое мнение.

Подвела итоги урока и организовала самоанализ работы учащихся. Все дети были удовлетворены своей работой на уроке.

Данный урок научил меня умению создавать в классе атмосферу сотрудничества, открытости, нацеливать детей на ответственность за свое обучение, а так же развивать критическое мышление у учащихся.

Основная трудность заключалась в том, что дети боялись высказывать свое мнение, т.к. думали, что оно ошибочно это означает, что именно я стала причиной этих страхов. Поэтому перед собой ставлю цель ориентировать детей на то, что любое мнение важно, что правильных и неправильных ответов нет.