Консультация для педагогов на тему:
«Практические рекомендации подготовки ребенка к школе»
Что включает в себя подготовка к школе?
Подготовка ребенка к школе – это целый комплекс знаний, умений и навыков, которыми должен владеть дошкольник. И сюда входит далеко не только совокупность необходимых знаний. Итак, что подразумевает качественная подготовка к школе?
В литературе существует множество классификаций готовности ребенка к школе, но все они сводятся к одному: готовность к школе подразделяется на физиологический, психологический и познавательный аспект, каждый из которых включает в себя целый ряд составляющих. Все виды готовности должны гармонично сочетаться в ребенке. Если что-то не развито или развито не в полной мере, то это может послужить проблемам в обучении в школе, общении со сверстниками, усвоении новых знаний и так далее.
Готовность к школе подразумевает:
- мотивационную готовность к обучению в школе, т.е. желание учиться и познавать мир.
- интеллектуальную готовность, т.е. умение рассуждать, делать выводы, сопоставлять, сравнивать, анализировать, устанавливать простые закономерности.
- коммуникативную готовность, т.е умение устанавливать дружеские взаимоотношения со сверстниками и просить помощи у взрослого.
- волевую готовность, т.е. умение преодолевать трудности.
- физическую и физиологическую готовность, т.е. оптимальное состояние здоровья.
Этот аспект означает, что ребенок должен быть готов к обучению в школе физически. То есть состояние его здоровья должно позволять успешно проходить образовательную программу. Кроме этого, физиологическая готовность подразумевает развитие мелкой моторики (пальчиков), координации движения. Ребенок должен знать, в какой руке и как нужно держать ручку. А также ребенок при поступлении в первый класс должен знать, соблюдать и понимать важность соблюдения основных гигиенических норм: правильная поза за столом, осанка и т. п.
Способы формирования познавательного интереса у детей:
- Предоставлять больше самостоятельности;
- Доносить до детей необходимость каждого знания, формировать осознанность в получении знаний;
- Связывать новые знания с уже усвоенными, понятыми;
- Проявлять самим интерес к занятиям, создавать положительный эмоциональный фон;
- Отмечать успехи, достижения, «рост», терпение, старание детей. В случае неуспеха объяснить ребёнку причину в недостаточности усилий, которые он приложил для выполнения задания.
- Объективно оценивать возможности и способности ребёнка;
- Организовывать деятельность так, чтобы отдельные звенья её отчётливо выступали перед ребёнком как ступеньки, ведущие к цели;
- Использовать стремление ребёнка нравиться взрослому для того, чтобы заинтересовать его познавательной деятельностью;
- Подбирать такой материал на занятия, который отвечает интересам и потребностям детей.
- Создать условия для сюжетно-ролевой игры со школьной тематикой: «Утро перед школой», «Уроки», «Библиотека», «Перемена», «Праздник в школе», «Приготовление домашнего задания»;
Работа воспитателя детского сада по формированию у детей мотивов учения и положительного отношения к школе направлена на решение трех основных задач:
- формирование у детей правильных представлений о школе и учении;
- формирование положительного эмоционального отношения к школе;
- формирование опыта учебной деятельности.
Формы и методы работы: экскурсии в школу, беседы о школе, чтение рассказов и разучивание стихов школьной тематики, рассматривание картинок, отражающих школьную жизнь, и беседы по ним, рисование школы и игра в школу.
Рассказы и стихи о школе подбираются так, чтобы показать детям различные стороны школьной жизни: радость детей, идущих в школу; важность и значимость школьных знаний; содержание школьного обучения; школьная дружба и необходимость помогать школьным товарищам; правила поведения на уроке и в школе. При этом важно показать детям образ "хорошего ученика " и "плохого ученика", строить беседу с детьми на сравнении образцов правильного и неправильного (с точки зрения организации школьного обучения) поведения. Дети старшего дошкольного возраста с интересом воспринимают и лучше запоминают тексты с юмористическим содержанием.
При организации игры в школу можно использовать сюжеты различного содержания: игра в школу после экскурсии на урок в 1 классе (закрепление полученных знаний и представлений), моделирование школы будущего (формирование эмоционального отношения к школе, развитие творческого воображения и свободы мышления. В сюжет игры можно вести роль Незнайки – ученика, который не хочет учиться, всем мешает, нарушает установленные правила.
В работе с детьми, по формированию положительного отношения к обучению в школе, можно использовать следующие приёмы:
- Рассказ дошкольникам о первом дне обучения в школе, любимых предметах, любимых учителях.
- Выполнение домашних заданий (разговор с родителями о том, как они учились в школе, сбор фотографий родителей, дедушек, бабушек о школе, из которых затем можно сделать выставку «Наши мамы и папы — школьники»).
- Приглашение учителя в детский сад (Организация экскурсии на школьный двор, в школу).
- Организация выставки достижений, рисунков о школе, изучение с детьми стихотворения о школе и т.д.
- Создание образа доброго, справедливого учителя.
- Использование приёма «незримого присутствия учителя» (написание письма, поздравления с праздником и т.д.).
- Приглашение школьников в детский сад.
О наличии внутренней позиции школьника следует говорить лишь в том случае, если:
- ребёнок относится к поступлению в школу положительно, как к совершенно естественному и необходимому событию в жизни;
- обнаруживает чувство необходимости учения, т.е. в ситуации необязательного посещения школы продолжает стремиться к занятиям специфически школьного содержания;
- проявляет особый интерес к новому собственно школьному содержанию занятий;
- предпочитает уроки грамоты и счёта занятиям «дошкольного» типа (рисованию, лепке, музыке, физической культуре и т. д.);
- имеет содержательное представление о подготовке к школе;
- предпочитает коллективные классные занятия индивидуальному обучению дома;
- положительно относится к наличию общественно принятых правил и норм поведения (дисциплина);
- предпочитает общественно выработанный, традиционный для учебных заведений способ оценки его учебных достижений (отметка) другим видам поощрения, характерным для непосредственно-личностных отношений (сладости, подарки);
- признаёт авторитет учителя.
Сделаем вывод также и о том, что подготовка к школе должна быть разносторонней. Занятия по подготовке к школе должны включать задания, упражнения, игры на развитие физических и интеллектуальных способностей, эмоционально – волевых качеств и социально – психологической компетентности. Заострение внимания только на чем-то одном, например, на интеллектуальном развитии, не даст должного результата.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Авсеенко, Н. В. Модель формирования готовности старших дошкольников к обучению в школе / Н. В. Авсеенко // Начальная школа плюс: до и после. – 2011. – № 8. – С. 91-95.
2. Гуткина, Н. И. Психологическая готовность к школе : учебное пособие / Н. И. Гуткина. – СПб.: Питер, 2004. – 207 с.
3. Кривых, С. В. Готовность к школе: теоретический анализ понятия / С. В. Кривых, М. В. Урбанская // Вестник Тобольской государственной социально-педагогической академии им. Д. И. Менделеева. – 2010. – № 2. – С. 75-86.