СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Практические рекомендации подготовки ребенка к школе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Практические рекомендации подготовки ребенка к школе»

Консультация для педагогов на тему:

«Практические рекомендации подготовки ребенка к школе»

Что включает в себя подготовка к школе?

Подготовка ребенка к школе – это целый комплекс знаний, умений и навыков, которыми должен владеть дошкольник. И сюда входит далеко не только совокупность необходимых знаний. Итак, что подразумевает качественная подготовка к школе?

В литературе существует множество классификаций готовности ребенка к школе, но все они сводятся к одному: готовность к школе подразделяется на физиологический, психологический и познавательный аспект, каждый из которых включает в себя целый ряд составляющих. Все виды готовности должны гармонично сочетаться в ребенке. Если что-то не развито или развито не в полной мере, то это может послужить проблемам в обучении в школе, общении со сверстниками, усвоении новых знаний и так далее.

Готовность к школе подразумевает:

- мотивационную готовность к обучению в школе, т.е. желание учиться и познавать мир.

- интеллектуальную готовность, т.е. умение рассуждать, делать выводы, сопоставлять, сравнивать, анализировать, устанавливать простые закономерности.

- коммуникативную готовность, т.е умение устанавливать дружеские взаимоотношения со сверстниками и просить помощи у взрослого.

- волевую готовность, т.е. умение преодолевать трудности.

- физическую и физиологическую готовность, т.е. оптимальное состояние здоровья.

Этот аспект означает, что ребенок должен быть готов к обучению в школе физически. То есть состояние его здоровья должно позволять успешно проходить образовательную программу. Кроме этого, физиологическая готовность подразумевает развитие мелкой моторики (пальчиков), координации движения. Ребенок должен знать, в какой руке и как нужно держать ручку. А также ребенок при поступлении в первый класс должен знать, соблюдать и понимать важность соблюдения основных гигиенических норм: правильная поза за столом, осанка и т. п.

Способы формирования познавательного интереса у детей:

- Предоставлять больше самостоятельности;

- Доносить до детей необходимость каждого знания, формировать осознанность в получении знаний;

- Связывать новые знания с уже усвоенными, понятыми;

- Проявлять самим интерес к занятиям, создавать положительный эмоциональный фон;

- Отмечать успехи, достижения, «рост», терпение, старание детей. В случае неуспеха объяснить ребёнку причину в недостаточности усилий, которые он приложил для выполнения задания.

- Объективно оценивать возможности и способности ребёнка;

- Организовывать деятельность так, чтобы отдельные звенья её отчётливо выступали перед ребёнком как ступеньки, ведущие к цели;

- Использовать стремление ребёнка нравиться взрослому для того, чтобы заинтересовать его познавательной деятельностью;

- Подбирать такой материал на занятия, который отвечает интересам и потребностям детей.

- Создать условия для сюжетно-ролевой игры со школьной тематикой: «Утро перед школой», «Уроки», «Библиотека», «Перемена», «Праздник в школе», «Приготовление домашнего задания»;

Работа воспитателя детского сада по формированию у детей мотивов учения и положительного отношения к школе направлена на решение трех основных задач:

- формирование у детей правильных представлений о школе и учении;

- формирование положительного эмоционального отношения к школе;

- формирование опыта учебной деятельности.

Формы и методы работы: экскурсии в школу, беседы о школе, чтение рассказов и разучивание стихов школьной тематики, рассматривание картинок, отражающих школьную жизнь, и беседы по ним, рисование школы и игра в школу.

Рассказы и стихи о школе подбираются так, чтобы показать детям различные стороны школьной жизни: радость детей, идущих в школу; важность и значимость школьных знаний; содержание школьного обучения; школьная дружба и необходимость помогать школьным товарищам; правила поведения на уроке и в школе. При этом важно показать детям образ "хорошего ученика " и "плохого ученика", строить беседу с детьми на сравнении образцов правильного и неправильного (с точки зрения организации школьного обучения) поведения. Дети старшего дошкольного возраста с интересом воспринимают и лучше запоминают тексты с юмористическим содержанием.

При организации игры в школу можно использовать сюжеты различного содержания: игра в школу после экскурсии на урок в 1 классе (закрепление полученных знаний и представлений), моделирование школы будущего (формирование эмоционального отношения к школе, развитие творческого воображения и свободы мышления. В сюжет игры можно вести роль Незнайки – ученика, который не хочет учиться, всем мешает, нарушает установленные правила.

В работе с детьми, по формированию положительного отношения к обучению в школе, можно использовать следующие приёмы:

- Рассказ дошкольникам о первом дне обучения в школе, любимых предметах, любимых учителях.

- Выполнение домашних заданий (разговор с родителями о том, как они учились в школе, сбор фотографий родителей, дедушек, бабушек о школе, из которых затем можно сделать выставку «Наши мамы и папы — школьники»).

- Приглашение учителя в детский сад (Организация экскурсии на школьный двор, в школу).

- Организация выставки достижений, рисунков о школе, изучение с детьми стихотворения о школе и т.д.

- Создание образа доброго, справедливого учителя.

- Использование приёма «незримого присутствия учителя» (написание письма, поздравления с праздником и т.д.).

- Приглашение школьников в детский сад.

О наличии внутренней позиции школьника следует говорить лишь в том случае, если:

- ребёнок относится к поступлению в школу положительно, как к совершенно естественному и необходимому событию в жизни;

- обнаруживает чувство необходимости учения, т.е. в ситуации необязательного посещения школы продолжает стремиться к занятиям специфически школьного содержания;

- проявляет особый интерес к новому собственно школьному содержанию занятий;

- предпочитает уроки грамоты и счёта занятиям «дошкольного» типа (рисованию, лепке, музыке, физической культуре и т. д.);

- имеет содержательное представление о подготовке к школе;

- предпочитает коллективные классные занятия индивидуальному обучению дома;

- положительно относится к наличию общественно принятых правил и норм поведения (дисциплина);

- предпочитает общественно выработанный, традиционный для учебных заведений способ оценки его учебных достижений (отметка) другим видам поощрения, характерным для непосредственно-личностных отношений (сладости, подарки);

- признаёт авторитет учителя.

Сделаем вывод также и о том, что подготовка к школе должна быть разносторонней. Занятия по подготовке к школе должны включать задания, упражнения, игры на развитие физических и интеллектуальных способностей, эмоционально – волевых качеств и социально – психологической компетентности. Заострение внимания только на чем-то одном, например, на интеллектуальном развитии, не даст должного результата.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Авсеенко, Н. В. Модель формирования готовности старших дошкольников к обучению в школе / Н. В. Авсеенко // Начальная школа плюс: до и после. – 2011. – № 8. – С. 91-95.

2. Гуткина, Н. И. Психологическая готовность к школе : учебное пособие / Н. И. Гуткина. – СПб.: Питер, 2004. – 207 с.

3. Кривых, С. В. Готовность к школе: теоретический анализ понятия / С. В. Кривых, М. В. Урбанская // Вестник Тобольской государственной социально-педагогической академии им. Д. И. Менделеева. – 2010. – № 2. – С. 75-86.