СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Практические упражнения "Обособленные определения и приложения"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предлагаемые практические задания направлены на отработку умений учащихся.Их можно использовать  для индивидуальной проверки знаний учащихся в различных формах: на карточках, у доски, в качестве дополнительного домашнего задания, при проведении устного зачета и т.д. Задания позволяют не только определять уровень теоретической подготовки, но и расширять словарный запас учащихся, работать над речевой культурой.

Просмотр содержимого документа
«Практические упражнения "Обособленные определения и приложения"»

Упражнение 1.

Распространенные и нераспространенные определения относятся к личному местоимению. Подчеркните определения. Расставьте знаки препинания.


1) Я наученный горьким опытом буду внимательнее к ней.

2) И утомленный своим счастьем он заснул.

3) Усталый с лирою я прекращаю спор.

4) Осененная реющей влагой распустила ты пряди волос.

5) Сердитый на вид он был добряк в душе.

6) Мир знает их веселых и влюбленных.


Упражнение 2.

Определение стоит после определяемого слова. Укажите границы определительного оборота, отметьте слово, к которому оборот относится.


1) Сад огражденный высоким забором молчаливо облетает.

2) Ее лицо мокрое от слез улыбалось.

3) Там оказался переулок не замеченный с корабля.

4) Поляны усыпанные березовым листом были полны солнца.

5) Отряд вышедший рано утром прошел уже четыре версты.

6) Иван бледный от гнева вышел в коридор.


Упражнение 3.

Определение стоит перед определяемым словом. Укажите границы определительного оборота, отметьте слово, к которому оборот относится.


1) В Риме умевший печь хлеб раб стоил в 10 раз дороже гладиатора.

2) У древних римлян изготовленный с помощью дрожжей хлеб считался роскошью.

3) Это была самая удаленная от земли точка.

4) Археологи рассматривали высеченные первобытным человеком изображения.

5) На поросшей мхом сосне мелькает белка.

6) Сопровождаемый офицером комендант вошел в дом.

7) Покрытые росой тополя медленно покачивались.


Упражнение 4.

Определение стоит перед определяемым словом, но имеет обстоятельственное значение. Подчеркните оборот, укажите слово, к которому он относится. Задайте к определению обстоятельственный вопрос, расставьте знаки.


Образец. \Подгоняемая шестами\, лодка хорошо шла по течению (почему?).


1) Талантливо написанная книга обычно живет дольше автора (_____).

2) Подавленный воспоминаниями Василий надолго замолчал. (_____)

3) Разбуженная их голосами мать вышла из дома. (_____)

4) Потрясенная чудовищной картиной бегства рота остановилась у спусков в порт. _____ 5)  Принужденный к бездействию император упустил минуты переправы русских через Неман. (_____)


Упражнение 5.

Выполните по образцу. Берег, \плоский и песчаный\, был хорошо виден.


1) Парк угрюмый и печальный тянулся вдоль реки.

2) Глаза внимательные и добрые смотрели на меня.

3) Иван бледный и взволнованный выбежал в коридор.

4) Мысль простая и яркая крепко легла в его голову.


Упражнение 6.

Сравните предложения. Обратите внимание на место определительного оборота и на слово, к которому он относится. Объясните в каждом случае знаки препинания.


1) Наряженная в белое девушка шла на экзамен. _____________

2) Наряженная в белое, девушка не решилась сесть на скамейку. ______________

3) Девушка, наряженная в белое, шла на экзамен. _________________

4) Наряженная в белое, она шла на экзамен. _____________________

5) Кто-то наряженный в белое шел на экзамен. ___________________

6) Все наряженные в белое шли на экзамен. ______________________


Упражнение 7.

Обособление несогласованных определений.

Сравните:


Аня, в светлой шубке, была особенно хороша.

Она, в светлой шубке, была особенно хороша.

Мама, в светлой шубке, была особенно хороша.

Девушка_ в светлой шубке_ была особенно хороша.


Сделайте вывод, когда обособляются несогласованные определения. 


Упражнение 8.

Определите, в каких предложениях несогласованные определения будут обособляться.


1) Вдалеке показался город с населением 60 тысяч человек.

2) И вся она в старенькой гимнастерке показалась Алексею очень усталой.

3) Коля в своей новой курточке был героем дня.

4) Третий пассажир был некий майор с гладко выбритой головой.

5) Из экипажа вышел человек в зеленой шубе.



Упражнение 9.

Приложение относится к личному местоимению. Укажите местоимения, подчеркните предложения. Расставьте знаки препинания.


1) Он старожил этих мест повел спутников тайными тропами.

2) Сумерки, но мы дети еще на улице.

3) Он даже снился мне этот рояль.

4) Талантливый инженер он очень помог нам.

5) Лишь я таинственный певец на берег выброшен грозою.

6) Геолог он исколесил всю страну.


Упражнение 10.

Приложение относится к собственному имени существительному и стоит перед существительным. Подчеркните приложение, отметьте слово, к которому оно относится.

1) Великий русский поэт Пушкин родился в Москве.

2) Журналист районной газеты Арефьев ходит по комнате.

3) Младший офицер седьмой роты Яхонтов первый раз участвовал в больших маневрах.

4) Он узнал жену Шевцова Ефросинью и вышел ей навстречу.

5) Единственный сын Егора Михайловича Костя Рыжов сделался охотником.

6) Студент МГУ Никита Сергеев жил в соседней квартире.


Упражнение 11.

Приложение относится к собственному имени существительному и стоит после существительного. Подчеркните приложения, отметьте слово, к которому они относятся. Расставьте знаки препинания.


1) Андрей Николаевич Бекетов ботаник был ректором Петербургского университета

2) Алексей Алексеевич человек военного склада всегда был аккуратно одет.

3) Командир думал, что Птицыну этому далеко не молодому человеку сам бог велел быть ординарцем.

4) Америго Веспуччи мелкий служащий банкирского дома участвовал в экспедиции в Новый Свет.

5) Альфред Нобель прославленный изобретатель динамита подписал 27 ноября 1895 года знаменитое завещание.


Упражнение 12.

И определяемое слово, и приложение являются существительными нарицательными. Подчеркните приложения, укажите слова, к которым они относятся. Расставьте знаки препинания.


1) Стены его сарая бывшего курятника были завешаны этюдами.

2) Цвел шиповник спутник июньских ночей.

3) Ветер известный шалун захлопнул калитку.

4) Лотос символ красоты и мудрости растет на Востоке.

5) Остров затянут туманом серой неподвижной мглой.

6) Боец парнишка белокурый тихонько трогает гармонь.


Упражнение 13.

Прочитайте предложения, соблюдая правильную интонацию. Охарактеризуйте определения:

а) согласованное — несогласованное;

б) распространенное — нераспространенное;

в) обособленное — необособленное.


1) Уцелело и зеркальце, висевшее в простенке.

2) Маша, бледная и трепещущая, подошла к Ивану Кузьмичу, стала на колени и поклонилась ему в землю.

3) И, мрачнее черной ночи, он потупил грозны очи, стал крутить свой сивый ус.

4) Окрестность исчезла во мгле, мутной и желтоватой.

5) Я вдаль уплыл, надежды полный, с толпой бесстрашных земляков.

6) Шабашкин, с картузом на голове, стоял подбоченясь и гордо взирал около себя.

7) Долина тихая дремала, в ночной одетая туман.

8) Василиса Егоровна, присмиревшая под пулями, взглянула на степь, на которой заметно было большое движение.


Упражнение 14.

Спишите, Затем выразительно прочитайте эти предложения с обособленными приложениями. Охарактеризуйте смысловые, грамматические, интонационные и пунктуационные признаки обособленных приложений.


1) Мой сосед, маленький нервный человек, рассказал мне стра(н, цн)ую историю.

2) Им, гагарам, (не)доступно нас л., ж денье битвы жизни; гром ударов их пугает.

3) Мне, человеку в костюме босяка, трудно было вызвать его, франта, на разговор.

4) Пам..ть, этот бич (не)опасных, оживляет да(же) камни прошлого,


Упражнение 15.

Спишите, расставляя пропущенные знаки препинания и подчеркивая определения и приложения. Какое общее условие обособления объединяет эти примеры?


1) Низенький и коренастый он обл..дал страшною силой в руках.

2) Поглощенный его словами я (не)мог думать над этой загадкой.

3) (Не)доум..вающий, озадаченный выходкой моего спутника я смотрел на него и молчал.

4) Смотреть на нее спокойную и сильную, как большая полноводная река, пр..ятно.

5) Сегодня она в новом голубом к..поте была особенно молода и внушительно красива.


Упражнение 16.

Прочитайте. Установите, в каких случаях распространенные определения являются причастными оборотами, а в каких — прилагательными с зависимыми словами. Составьте и запишите предложения с данными определениями так, чтобы в одном случае они были обособленными, а в другом — необособленными.


Гонимые сильным ветром. Полная спелых ягод. Радостно пораженная своим открытием. Увлеченный чтением. Похожие на великанов. Заросшие сорной травой. Усеянное миллионами звезд. Залитый лунным светом.


Упражнение 17.

Спишите, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания. Графически обозначьте определяемые слова и распространенные определения.


1) Синее спокойное озеро в глубокой раме гор окрыле(н, нн)ых вечным снегом темное кружево садов пышными складками опускается к воде.

2) Из двер.. белого домика захлес.нутого в..ноградниками выходит (на)встречу солнцу древний старец.

3) В священной тиш..не восходит солнце и от к..мней острова поднимается в небо сизый туман насыще(н, нн)ый сла..ким зап..хом золотых цветов.

4) Раздираемое молниями небо дрожало др.. жала и степь то вся вспых..вая синим огнем то погружаясь в холодный тяжелый и тесный мрак страшно суживавший ее.

5) Закова(н, нн)ые в гр..нит волны моря подавле(н, нн)ы громадными тяж..стями ск..льзящ..ми по его хр..бтам.

6) По обеим сторонам к..мина стоят фикусы нищенски бедные листьями.

7) Струйка дыма в..лась в ночном воздух., полном влаг.. и свежеет., моря.

8) Лодка колыхалась на волнах ш..ловливо пл..скавш..хся об ее борта еле двигалась по темному морю а оно играло все резвей и резвей.

9)Тиш..на прерывалась звуками песни дол..тавш..й с реки.

10) Трава сг..баемая ударами ветра и дождя л..жилась на землю.


Упражнение 18.

Исправьте ошибки в употреблении обособленных определений.


1) Деревья, которые растут в аллее и украшающие парк, были совсем молодые.

2) Ребята спешат к реке, приехавшие на дачу.

3) Итон пятерке я очень обрадовался, полученной мною впервые в жизни.

4) Вошедший был одет в волчий тулуп, обросший бородой.

5) Если человек хорошо знающий местность, он никогда не заблудится.

6) Солнечный луч освещал падающие листья с деревьев.

7) Плющ, который вьющийся по стене, украшает комнату, радует глаз.


Упражнение 19.

Спишите, вставляя пропущенные знаки препинания. Подчеркните обособленные несогласованные определения и определяемые слова. Каждое предложений прочитайте, соблюдайте правильную интонацию.


1) Слышится спор и говор неистово кричит ребенок, поезд стучит и громыхает а солдат в новой ситцевой рубахе и в черном галстуке сидит над спящими на своем сундучке.

2) Чудесные бабочки и в ситцевых пестреньких платьицах и в японских нарядах и в черно-лиловых бархатных шалях залетали в гостиную.

3) Эта комната окнами на запад и на север занимала чуть ли не половину всего дома.

4) Играл зеркальный отблеск моря в вершинах сосен и текла вдоль по коре сухой и жесткой смола прозрачнее стекла.



Упражнение 20.

Выпишите сначала предложения с обособленными нераспространенными приложениями, а затем предложения с обособленными распространенными приложениями. Объясните условия обособления.


1) Один из ямщиков, весьма высокий мужчина, вылез из саней, молча отвязал свою тройку. (Л.Н. Толстой)

2) И там, на подушке из ярких песков под тенью густых тростников, спит витязь, добыча ревнивой волны. (М. Лермонтов)

3) Могучий лев, гроза лесов, лишился силы. (И. Крылов)

4) Хозяин мой, доктор, был вечно занятый молчаливый человек. (Ю. Казаков)

5) Хорошо, что он попал, Теркин, в нашу роту. (А. Твардовский)


Упражнение 21.

Преобразуйте предложения так, чтобы сказуемые стали распространенными приложениями. Обозначьте грамматическую основу предложений и. укажите приложения.


Образец. Москва — столица России. Москва, столица России, празднует День города.


1) Обстоятельство — второстепенный член предложения.

2) Лес — наше богатство.

3) Жадность — один из человеческих пороков.

4) Лицо — зеркало души.

5) Река — источник энергии.

6) Чтение — лучшее учение.

7) Моя сестра — юрист.

8) Русский язык — один из богатейших языков мира.

9) Художественная литература — искусство слова.

10) Дети — будущее страны.


Упражнение 22.

Составьте предложения с данными словами, используя их как:

а) обособленное приложение;

б) необособленное приложение;

в) именную часть сказуемого;

г) подлежащее;

д) обращение.

Запишите предложения, объясните их смысловые, интонационные и пунктуационные различия.


1) Замечательный русский художник.

2) Любимый детский писатель.

3) Надежный друг.

4) Интересный собеседник.

5) Президент совместного предприятия.


Упражнение 23.

Кто лучше? Спишите, вставляя после определяемых слов по два нераспространённых определения. Объясните постановку знаков препинания.


1) Акация,____и____, бросала прозрачную тень на фонтан. Акация бросала  прозрачную тень  на фонтан, ___ и ___.

2) Огоньки, ___     и ___, ярко горели в ночном небе. Огоньки ярко горели в ночном небе, ___и ___

3) Ветер, ___ и ___, шевелил молодые листочки. Ветер шевелил молодые листочки, ___и ___.

4) Трава, ___и ___, была покрыта крупными каплями росы. Трава была покрыта крупными каплями росы, ___и ___.


Упражнение 24.

Вслух прочитайте предложения, следите за интонацией обособления. Объясните, что объединяет данные предложения. Спишите их, комментируя постановку знаков препинания.


1) На крыльце сидел хозяин дачи, в рубахе навыпуск, и курил. (В. Инбер)

2) Анисим, в чёрном сюртуке с красным шнурком вместо галстука, задумался, глядя в одну точку. (А. Чехов)

3) Алёна, с красными от жары щеками, бегала то в сад, то в дом, то в погреб. (А. Чехов) 4) Рядом с женщиной стоял белобрысый и очень серьёзный мальчик, босой, без шапки. (К. Паустовский)

5) Квадратный, широкогрудый, с огромной кудрявой головой, он явился под вечер. (М. Горький)


Упражнение 25.

Прочитайте, укажите обособленные приложения. Объясните условия их обособления.


1) А ночью ветры, вестники наступающих холодов, гуляют по выси вызвездившего неба, воровски шарят по садам (Шолохов).

2) Она готовилась к зачету по общей терапии — предмету, наиболее любимому ею (Бондарев).

3) Мы, учителя, боялись Беликова (Чехов).

4) Остальные братья, Мартын и Прохор, до мелочей схожи с Алексеем (Шолохов).

5) Разумеется, как добрый человек, он больше любил, чем не любил людей (Л. Толстой). 6) Хозяин мастерской был немец, по фамилии Ферстер (Н. Островский).

7) Ему казалось, что он был влюблен в кузину и гостью Шумихиной, Анну Федоровну (Чехов).


Упражнение 26.

Перепишите, расставляя пропущенные знаки препинания. Укажите приложения и определяемые слова.


1) Люди мужчины и женщины выносили через главные двери остатки имущества (Фадеев).

2) Она течет моя Непрядва как шесть веков тому назад (Старшинов).

3) Он был прекрасен в открытой степи этот рассвет (Фадеев).

4) Один из мифов Древней Греции рассказывает о Лаокооне троянском жреце нарушившем волю богов.

5) Читающая публика успела привыкнуть к Чехову как юмористу (Федин).

6) Это был Александр Тимофеевич или попросту Саша гость приехавший из Москвы дней десять тому назад (Чехов).

7) Илюше иногда как резвому мальчику так и хочется броситься и переделать все самому (Гончаров).

8) Была у Ермолая легавая собака по прозванию Валетка (Тургенев).

9) Как истинный художник Пушкин не нуждался в выборе поэтических предметов для своих произведений но для него все предметы были равно исполнены поэзии (Белинский).

 

Упражнение 27.

Найдите в предложениях приложения. Расставьте недостающие знаки препинания.


1) На диване с цилиндром в руке сидел красавец Каммучини известный исторический живописец и смеялся, глядя на Торвальда (Паустовский).

2) В те времена, почти четверть века назад, был такой профессор Ганчук, была Соня, были Антон и Лёвка Шулепников по прозвищу Шулепа (Трифонов).

3) Дитя неведомой страны прижавшись, голубь молодой сидит испуганный грозой (Лермонтов).

4) Один из них старик без усов и с седыми бакенами похожий на драматурга Ибсена оказался младшим врачом лазарета (Чехов).

5) Лучший слесарь на фабрике и первый силач в слободке он держался с начальником грубо и поэтому зарабатывал мало (М. Горький).

6) Глебов самый старый Лёвкин приятель никогда не был его рабом (Трифонов).

7) От Шацкого он впервые узнал о Кара-Бугазе устрашающем и загадочном заливе Каспийского моря о неисчерпаемых запасах мирабилита в его воде, о возможности уничтожения пустыни (Паустовский).

8) Шацкого поражала выдержка Миллера штурвального Балтийского флота (Паустовский).

9) Перекрывая всё и вся, рассыпной серебряной дробью грянул державный властелин майской ночи соловей загнездившийся в речной уреме (Пермитов).

10) В лабораториях уже существуют приборы фотоэлементы превращающие энергию солнца в электрическую (Паустовский).

11) Время от времени аист приносил в своём длинном клюве еду маленького ужа или лягушку с четырьмя растопыренными лапами (Катаев).

12) Лишь я таинственный певец на берег выброшен грозою (Пушкин).


Упражнение 28.

Найдите в предложениях приложения. Расставьте недостающие знаки препинания.


1) Жильцы веков и стражи северных просторов холодным блеском ледников на девушек смотрели горы (Федоров).

2) Один из сослуживцев рекомендовал ему медицинского студента Лопухова (Чернышевский).

3) И Биркопф как человек сметливый тотчас воспользовался исключительностью своего положения (Тургенев).

4) Фронтовой бродяга газетчик я в любом блиндаже родня (Сурков).

5) Я чувствовал, что нашему брату господам не совсем прилично смеяться над Поликеем (Л. Толстой).

6) Несколько особняком держался только молодой писатель волгарь из города Вольска Александр Яковлев (Паустовский).

7) Этим пожатием адмирал, казалось, не только прощал сына но и выражал как справедливый человек невольное уважением к юному «смельчаку» не побоявшемуся защитить своё человеческое достоинство (Станюкович).

8) Дрожат осинки чуткие барометры лесов (Г. Некрасов).

9) У Антона часто снимала трубку бабка вредоносная старуха следившая за внуком с неусыпной бдительностью (Трифонов).

10) Брат отца дядя Николай был лётчиком одним из первых русских лётчиков погибших на германской войне (Трифонов).

11) Мастер Григорий Иванович плешивый бородатый человек в тёмных очках спокойно связывал руки дяди полотенцем (М. Горький).

12) Слева сидел автор этой надписи Николай Козырев (Песков).



Упражнение 29.

Найдите в предложениях обособленные определения, приложения. Расставьте недостающие знаки препинания.


1) Впереди всех быстро шёл небольшой сухонький старичок в чёрном длинном одеянии с рыжей бородкой с птичьим носом и зелёными глазками (М. Горький).

2) Мне гораздо больше нравился малозаметный увалень Саша Михайлов мальчик тихий с печальными глазами и хорошей улыбкой очень похожий на свою кроткую мать (М. Горький).

3) Меня учила тихая пугливая тётка Наталья женщина с детским личиком и прозрачными глазами (М. Горький).

4) Он узнал жену Шевцова Ефросинью Миронову и вышел ей навстречу (Фадеев).

5) Ах, будь она эта война проклята (А.Т. Толстой).

6) Ровесники годами близкие родственники они почти никогда не разлучались (Тургенев).

7) Он всем по сердцу приходился сразу красавец, балагур и острослов (Сурков).

8) Мне как механику выполнить это ничего не стоит (Новиков-Прибой).

9) В таинственном храме весенних теней мечтатель он встретился с грёзой своей (Брюсов).

10) Выручал его велосипед единственное богатство накопленное за последние три года работы (Федин).

11) Современник Л. Толстого Чехова и Горького Н. Рериха и Рахманинова страстный и даже пристрастный свидетель бурных революционных событий в России Бунин нередко спорил с историей с веком с современниками (Крутикова).

12) По ночам часто плакал во сне пёс по прозванию Фунтик маленькая рыжая такса (Паустовский).



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!