ПРАВОПИСАНИЕ ЧАСТИЦ
ЗАДАНИЕ 1
а) Спишите, подчеркните частицы в пословицах и поговорках.
1) Если бы да кабы, во рту бы выросли грибы, да был бы не рот, а целый огород. 2) Золото ведь и в болоте светится. 3) От одного_то слова да навек ссора. 4) Прикинулся бы волк козой, да хвостик_то не такой. 5) Не спеши языком, торопись_ка делом. 6) Лишь ленивой кошке не поймать мышей. 7) Даже с малого начнёшь — достигнешь_то большого.8) Пусть всё_таки лучше мачта отвалится, чем корабль утонет. 9) Уж если ты сердишься, укуси_ка свой нос. 10) Умный_то себя винит, а глупый товарища. 11) Вежливость не купишь же на базаре.
б) Определите, в каких пословицах и поговорках частицы были изначально, а в каких появились в учебных целях.
ЗАДАНИЕ2 Прочитайте и запомните правило. Каждое положение подкрепите своими примерами.
1. Частицы бы (б), ли (ль), же (ж), за исключением случаев,когда они входят в состав цельных слов (союзов чтобы, также):Мне б этот велосипед! Так ли уж трудно научиться на нём ездить?Я же научился за один день.
2. Все остальные частицы: чуть ли не, вон, вот, ведь, мол, да,что за, как раз, едва ли не и др.: Что за смешной рассказ! Чуть ли не падали со стульев от смеха, когда его слушали. Да здравствует юмор — источник хорошего настроения!
Пишутся через дефис : Слова с частицами кое_, кой_, _либо, _нибудь, _то, _тка, _с,
_де, _ка: Ну_тка, покажи свою сноровку, почисть_ка картошечку быстренько, да не кое_как, а аккуратно и тоненько срезая кожуру.
Пишутся с л и т н о: неужели, дескать, даже: Всё_таки опоздали. Даже и не предполагали, что задержимся так надолго.
Примечание. Частицы по своему происхождению связаны с другими частями речи. Многие по написанию совпадают со знаменательными словами (прямо, пускай, просто, давай и т. д.), сливаются с ними (где_то, как_либо, всё_таки и т. д.), поэтому определить частицу в предложении можно только по отсутствию определённой синтаксической роли. Она (за редким исключением)служит для выражения различных смысловых оттенков отдельного слова или предложения в целом.
ЗАДАНИЕ 3. Используя в репликах частицы что за, просто, неужели_,прямо, чуть ли не, да ну, вот это да, вы можете удивиться или возмутиться.
Например:
Робин Бобин Барабек скушал сорок человек.
И телегу, и дугу, и метлу, и кочергу…(Английская песенка в переводе К. И. Чуковского)
Что за безобразие! Прямо монстр какой_то! Просто жуткий обжора! Неужели правда? Да ну! Вот это да!
1) Как по речке, по реке ехал рыжий на быке. 2) Ехала деревня мимо мужика, Вдруг из_под собаки лают ворота.
3) Шла собака по роялю, наступила на мозоль. 4) Я не тятькин сын, я не мамкин сын. Я на ёлке рос, меня ветер снёс. Я упал на пенёк. Стал хороший паренёк. 5) Ваня, Ваня_простота купил лошадь без хвоста. 6) А на том дубку сидит ворон в красных сапогах, во зелёненьких серьгах. (Из русских народных потешек) 7) Над косточкой сидел бульдог. / Привязанный к столбу. (Д. Хармс) 8) В дверь диетической столовой / Вошёл дракон семиголовый. (В.Берестов)
ЗАДАНИЕ 4. а) Используя в репликах частицы вот бы, хотя бы, пусть бы, только бы, лучше бы, помечтайте немного.
Например:
Эх, — вздыхали рыбаки, —
Это разве судаки? Вот бы килограмма на три!
1) Вот летают бегемоты над журчащим ручейком. (Т. Собакин) 2) Дед Мороз несёт мешок… (П. Воронько) 3) Расцвели подснежники да в леске, да в леске… 4) Смотрите, весь город
украшен. (О. Высотская) 5) Белая лужайка, тёплая фуфайка. / Я на лыжах побегу — ты меня поймай_ка! (З. Александрова) 6) Гремит за окном первомайский салют. (З. Александрова)
7) Лето, лето к нам пришло! / Стало сухо и тепло.(В. Берестов)
б) Найдите и выделите частицы в отрывках задания а).
ЗАДАНИЕ 5. Угадайте песни по началу и запишите эти строчки правильно. Кто сможет, продолжайте.
1) Если кто(то) (кое)где у нас порой честно жить (не)хочет…2) Где(то) на белом свете, там, где всегда мороз… 3) Нагру_жать всё больше нас стали почему(то)… 4) Как(то) летом на
рассвете заглянул в соседний сад… 5) Где(то) есть город тихий, как сон… 6) Вот(как)бывает… 7) То(ли)дождик,то(ли)снег, / То(ли)будет, то(ли)нет… 8) (Ну) (не)уже(ли)
в самом деле… / (Не) хватило им недели, / Им недели(не)хватило, / Что(б)(хоть) день побыть со мной… 9) А ну(ка), давай(ка) плясать выходи… 10) Если(б) я был султан…
ЗАДАНИЕ 130. Придумайте и запишите несколько лозунгов_приветствий к праздничным датам. Частицу выделяйте.
Например: Да здравствует __________1 Мая! Да будет мир!
ЗАДАНИЕ 6. Продолжите мысль в сослагательном наклонении.Например: Жара… Попить бы…
1) Холодно… 2) Льёт как из ведра… 3) Ветрено… 4) Штормит… 5) Устали… 6)Проголодались… 7) Набегались… 8) Завтра выходной… 9) Летом на море поедем… 10) Скоро каникулы…
ЗАДАНИЕ 7. В отрывках из сказки П. П. Ершова «Конёк_горбунок» подчеркните каждую частицу. Общее количество запишите цифрой.
1) Всю я ноченьку не спал;
На мое ж притом несчастье,
Было страшное ненастье:
Дождь уж так ливмя и лил,
Рубашонку всю смочил.
2) Уж куда как было скучно!..
Впрочем, всё благополучно.
3) Я шутить ведь не умею —
И вскочи ему на шею,
Уж таскал же он, таскал,
Чуть башки мне не сломал.
Но и я ведь сам не промах.
ЗАДАНИЕ 8. Используя подходящие частицы: _ка (приглагольную), ну, а ну, а ну_ка, давай, даже и, же, составьте предложения с категоричным приказом или просьбой.
Например:
Села в полдень искристый / Пчёлка в клевер пушистый. / Снял шалун колпачок / И накрыл им цветок. (В. Паспалеева)
Сейчас же отпусти пчёлку. А ну, сними_ка колпачок с цветка.Даже и не думай насекомое полезное обижать. Давай освобождай пленницу!
1) Мы костёр должны разжечь… 2) Ястреб, ястреб! Кыш,злодей! / Все кричите посильней, / Чтобы выпустил цыплёнка… 3) Митя, Митенька, вставай, светлый день не прозевай! 4) Ослик мой, быстрей шагай. 5) Робин сел на крышу,с крыши на карниз. 6) Возьми меня с собой, шофёр. (Г. Виеру) 7) Он учёный человек. / Знает, что ни спросим…(С. Чёрный)
ЗАДАНИЕ 9. а) Используя соответствующие частицы: ну же, а ну_ка, давай_ка, вот бы, ещё б, подбодрите друг друга.
На приме р: Очень хочется с горки крутой прокатиться.Ну же! Смелей! Вот бы посмотреть, как ты проедешь.1) До чего же хочется, братцы, / На большом жирафе покататься! 2) Выйду из дома — и степь за порогом. / Промчусь по степи на коне быстроногом. 3) Хочешь поглядеть на лето? /
В лес пускают без билета. (Я. Аким) 4) Лестница пускай крута, / Пусть опасна темнота… (А. Толстой) 5) Я семь дней ловил форель, / Не мог её поймать я. (И. Токмакова) 6) Одержимый ужасом и злом, / Спрятался и плачу под столом. /Никому не нужен и не мил / И к тому же что_то натворил.(В. Берестов) 7) Опять мотор мы завели / И, оторвавшисьот земли,/ Летим над степью гладкою… (С. Маршак)
б) В отрывках задания а) тоже найдите и подчеркните частицы. Обратите внимание на их правописание.
ЗАДАНИЕ 10
а) Литературная викторина по басням И. А. Крылова
Кто это сказал?
1) — Вот то_то мне и духу придаёт,
Что я совсем без драки
Могу попасть в большие забияки.
(Моська, Слон, Осёл, Свинья)
2) — Смотри_ка, — говорит, — кум милый мой!
Что это там за рожа?
Какие у неё ужимки и прыжки!
Я удавилась бы с тоски,
Когда бы на неё хоть чуть была похожа.
(Мартышка, Моська, Ворона, Коза)
3) — Чем кумушек считать трудиться,
Не лучше ль на себя, кума, оборотиться?
(Муравей, Крыса, Мартышка, Лиса)
4) — Не правда ли, что мы краса долины всей?
Что нами дерево так пышно и кудряво,
Раскидисто и величаво?
Что б было в нём без нас? Ну, право,
Хвалить себя мы можем без греха!
Не мы ль от зноя пастуха
И странника в тени прохладой укрываем?
(Кусты, Листы, Корни, Кроны)
5) — Теперь давай делить! Смотрите же, друзья:
Вот это часть моя / По договору…
(Лев, Волк, Осёл, Соловей)
6) — Пожалуй, выруби вокруг меня ты лес,
Я не могу расти в покое:
Ни солнца мне не виден свет,
Ни для корней моих простору нет,
Ни ветеркам вокруг меня свободы,
Такие надо мной он сплесть изволил своды!
Когда б не от него расти помеха мне,
Я в год бы сделалось красою всей стране
И тенью бы моей покрылась вся долина;
А ныне тонко я, почти как хворостина.
(Дерево, Корень, Крапива, Лиана)
7) — Сосед, что за причина эта?
Деревья так и я ломать могу,
А не согнул ни одного в дугу.
Скажи, в чём есть тут главное уменье?
(Медведь, Механик, Слон, Демьян)
б) В каждом отрывке найдите все частицы, обведите их ова_
лом.
в) Выберите правильный ответ. Отметьте его галочкой.
В отрывках больше частиц, которые пишутся отдельно.
В отрывках больше частиц, которые пишутся через дефис.
В отрывках больше частиц, которые пишутся слитно.
В отрывках всего три частицы.
ЗАДАНИЕ 11. Используя частицы едва ли, едва ли не, вряд
ли, чуть ли не, выразите сомнение по поводу сказанного.
На п риме р: Мы ходили по грибы, зайца испугались.
— Едва ли это правдивое признание.
1) Этот / в грязь полез и рад, / что грязна рубаха. (В. Ма_
яковский) 2) Море злится тайком, много пены с краю.
(М. Вайнилайтис) 3) Согласно легенде огненная саламандра
как_то рождается в огне. (Н. Прокопенко) 4) В веснушках у
солнышка личико. (В. Бахревский) 5) Нет у шакала ни в чём
недостатка (Б. Заходер) 6) Древние греки во время морских
битв забрасывали катапультами на неприятельские суда
горшки с ядовитыми змеями и скорпионами. 7) Квадратные
носовые платки появились лишь в конце XVIII века.
8) В древние времена в Вавилоне, Индии, Китае, Бирме,
Японии зонт был символом божества. 9) Оказывается, све_
жесрезанные ветви рябины с гроздьями спелых ягод сохра_
няют воду свежей в течение четырёх лет. (Н. Прокопенко)
ЗАДАНИЕ 12
а) Лингвистическая задача
Раскройте скобки и запишите правильно строчки, где есть частицы. Объясните письменно смысл последних строчек.
Под горою, у болота
(Не)смолкая (ни)на миг,
День и ночь лопочет что(то)
Разговорчивый родник.
То(ли) — песенку поёт.
То(ли) — воду пить зовёт,
Что, (как)будто лёд, студёна,
И сладка, (как)будто мёд…
А родник — тому и рад,
Дарит воду всем подряд,
(Словно)знает: что отдал ты,
То твоё, как говорят…
(М. Джалиль)
б) Объясните правописание отрицательных частиц. Подчеркните сравнительные обороты.
ЗАДАНИЕ 13. Узнайте произведение и автора. Раскройте скобки, запишите правильно слова, обведите частицы кружком.
1) — Недавно на Глинке осиротела семья Григория Потопаева. Старших(то) девчонок приказчик велел (как)нибудь пристроить, в барскую рукодельню что(ли) взять. А одну
девчонку по шестому году никому (не)надо. (Вот)ты как(раз) и возьми её.
(Бажов П. П. «Серебряное копытце», Зайцев Б. К. «Домашний лар», Шмелев И. С. «Егорьев день»)
2) На другой день я (вот)что придумал. Человечки [сказочные], наверно(же) едят что(нибудь). Если дать им конфетку… Ага! Так погодите(же). (Б. С. Житков «Как я ловил человечков», К. Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками», М. М. Зощенко «Ёлка»)
3) С утра Митя ходил по деревне, потом пошёл на пашню к матери и (всё)время поглядывал на встречных и прохожих людей: (не)замечают(ли) они, что он вырос.
(А. П. Платонов «Сухой хлеб», М. М. Пришвин «Выскочка», А. И. Цветаева «Детство»)
ЗАДАНИЕ 14. Используя соответствующие частицы: то_,
_либо, _нибудь, кое_, _таки, да, бы, ответьте уклончиво, предположительно.
На п риме р: Надо дочитать параграф до конца перемены.
Как_нибудь да постараемся. Хоть бы половину успели. Не всё, но кое_что прочитаем.
1) В спортивный лагерь собираешься? 2) Пробежал стометровку? 3) Отжался от пола? 4) Переплывёшь эту речку?
5) Ныряешь хорошо? 6) На лыжах ходишь? 7) В шашки сыграешь? 8) А в шахматы? 9) С кем предпочитаешь соревноваться? 10) Кого назначим старостой? 11) Кому сегодня дежурить?
ЗАДАНИЕ 15. В загадках К. И. Чуковского определите, какие частицы внесены в текст в учебных целях (выпишите их), а какие в нём были изначально.
1) Мудрец, бывало, в нём видел мудреца,
Глупец_то — глупца, баран_то — барана,
Овцу, бывало, в нём видела какая_нибудь овца,
И обезьяну — какая_либо обезьяна.
Но вот лишь подвели к нему как_то Федю Баратова,
И Федя таки увидел неряху лохматого.
2) Был же белый_то дом, чудесный_то дом
И что_то застучало в нём.
И он разбился_таки, и оттуда
Живое выбежало чудо, —
Такое тёплое, такое же
Пушистое и золотое.
3) Марьюшка ль, Марусенька ль, Машенька ль и Манечка
Захотели_таки сладкого сахарного пряничка.
Бабушка ан по улице старенька шла,
Девочкам бы по денежке бабушка дала_таки:
Марьюшке ль — копеечку, Марусеньке ль — копеечку,
Машеньке ль — копеечку, Манечке ль — копеечку, —
Вот бы какая бабушка_то таки добрая была!
Марьюшка ль, Марусенька ль, Машенька ль и Манечка
Побежали б в лавочку какую_либо
и купили б какого_нибудь пряничка.
И Кондрат_то задумался, глядя из угла: много ли копее_
чек бабушка дала?__