СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Практические задания по химии по формированию функциональной грамотности .

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный мастер класс содержит практические задания,. которые можно использовать на уроках химии по формированию функциональной грамотности. 

Просмотр содержимого документа
«Практические задания по химии по формированию функциональной грамотности .»

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАПОРОЖСКОЙ ОБЛАСТИ «КОНСТАНТИНОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2 ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА ПЕТРА ТРОФИМОВИЧА ОДИНЦА» Г.О. МЕЛИТОПОЛЬ Практические задания на уроках химии по формированию функциональной грамотности. Подготовила: учитель  химии Левченко Светлана Петровна

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАПОРОЖСКОЙ ОБЛАСТИ «КОНСТАНТИНОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2 ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА ПЕТРА ТРОФИМОВИЧА ОДИНЦА» Г.О. МЕЛИТОПОЛЬ

Практические задания на уроках химии

по формированию функциональной грамотности.

Подготовила: учитель  химии

Левченко Светлана Петровна

Цель : раскрыть содержание мастер-класса посредством ознакомления с разными типами заданий по формированию функциональной грамотности и показать практическую значимость использования заданий на уроках химии  Задачи:  создать условия для профессионального самосовершенствования педагогов;  продемонстрировать опыт работы по формированию функциональной грамотности на уроках химии; поделиться ресурсами и литературой для дальнейшего изучения темы.  

Цель :

  • раскрыть содержание мастер-класса посредством ознакомления с разными типами заданий по формированию функциональной грамотности и показать практическую значимость использования заданий на уроках химии

Задачи:

  • создать условия для профессионального самосовершенствования педагогов;
  • продемонстрировать опыт работы по формированию функциональной грамотности на уроках химии;
  • поделиться ресурсами и литературой для дальнейшего изучения темы.

 

Альберт Эйнштейн  (1879-1955) «Образование- это то, что остается после того, когда забывается все, чему учили в школе»

Альберт Эйнштейн

(1879-1955)

«Образование- это то, что остается после того, когда забывается все, чему учили в школе»

анализировать структуировать Основные направления модернизации системы образования самостоятельно добывать Эффективно использовать информацию для максимальной самореализации и полезного участия в жизни общества

анализировать

структуировать

Основные направления

модернизации системы образования

самостоятельно добывать

Эффективно использовать информацию для максимальной самореализации и полезного участия в жизни общества

Функциональная грамотность отражает способность человека самостоятельно или в коллективе осуществлять учебные действия и применять приобретённые знания, навыки и компетенции для решения жизненных задач в самых разных сферах.   А.А. Леонтьев Суть функциональной грамотности заключается в готовности учащихся:  извлекать и обрабатывать информацию;  применять её в повседневной жизни;  оценивать результаты своих действий;  готовность к саморазвитию .

Функциональная грамотность отражает способность человека самостоятельно или в коллективе осуществлять учебные действия и применять приобретённые знания, навыки и компетенции для решения жизненных задач в самых разных сферах.

  А.А. Леонтьев

Суть функциональной грамотности заключается в готовности учащихся:

  • извлекать и обрабатывать информацию;
  • применять её в повседневной жизни;
  • оценивать результаты своих действий;
  • готовность к саморазвитию .
Функционально грамотный человек — это человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений».

Функционально грамотный человек — это человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений».

 Виды функциональной грамотности математическая читательская естественно-научная 1.Овладение навыками устных, письменных, инструментальных вычислений; 2. Развитие умений применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и  3. Развитие умений извлекать информацию, представленную в таблицах, на диаграммах, графиках 1 .Извлекать, анализировать, критически оценивать информацию 2. Читать таблицы, диаграммы, схемы, условные обозначения 3. Подвергать сомнению достоверность полученной информации и доказывать это читательская 1.Научно объяснять явления. 2. Демонстрировать понимание особенностей естественно-научного исследования 3. Интерпретировать данные и использовать научные доказательства для получения выводов.

Виды функциональной грамотности

математическая

читательская

естественно-научная

1.Овладение навыками устных, письменных, инструментальных вычислений;

2. Развитие умений применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и 

3. Развитие умений извлекать информацию, представленную в таблицах, на диаграммах, графиках

1 .Извлекать, анализировать, критически оценивать информацию

2. Читать таблицы, диаграммы, схемы, условные обозначения

3. Подвергать сомнению достоверность полученной информации и доказывать это

читательская

1.Научно объяснять явления.

2. Демонстрировать понимание особенностей естественно-научного исследования

3. Интерпретировать данные и использовать научные доказательства для получения выводов.

Ситуационные задания – задания , позволяющие ученику осваивать интеллектуальные операции последовательно в процессе работы с информацией:  ознакомление → понимание → применение → анализ→ синтез → оценка  создание проблемной ситуации; ситуация требует осознанного выбора модели поведения; связь изучаемого материала с жизнью; практико-ориентированный характер; информация в текстовой и нетекстовой форме (таблицы, схемы, диаграммы и др.) вопросы изложены простым, ясным языком и  немногословны задания разного уровня сложности.

Ситуационные задания – задания , позволяющие ученику осваивать интеллектуальные операции последовательно в процессе работы с информацией:

ознакомление → понимание → применение → анализ→ синтез → оценка

  • создание проблемной ситуации;
  • ситуация требует осознанного выбора модели поведения;
  • связь изучаемого материала с жизнью;
  • практико-ориентированный характер;
  • информация в текстовой и нетекстовой форме

(таблицы, схемы, диаграммы и др.)

  • вопросы изложены простым, ясным языком и

немногословны

  • задания разного уровня сложности.
 Задания по формированию читательской грамотности  на уроках химии  Задание 1. Перед вами образцы моющих средств.  1) Изучить текст на упаковке, дополнительный материал и заполнить таблицы.  Таблица  1.  Характеристика  моющего  средства. Таблица  2.  Состав  моющего средства «________________________» Название  моющего  средства  Товарная форма Назначение Из чего получают Безопасность с экологической точки зрения

Задания по формированию читательской грамотности

на уроках химии

Задание 1. Перед вами образцы моющих средств.

1) Изучить текст на упаковке, дополнительный материал и заполнить таблицы.

Таблица 1. Характеристика моющего средства.

Таблица 2. Состав моющего средства

«________________________»

Название моющего средства

Товарная форма

Назначение

Из чего получают

Безопасность с экологической точки зрения

Компоненты Функции компонентов Таблица  3. Правила  безопасного  обращения  с  моющим  средством 1.  2. __________________________________

Компоненты

Функции компонентов

Таблица 3. Правила безопасного обращения с моющим средством

1.

2. __________________________________

Задание 2 . Вы пролили на скатерть подсолнечное масло и не смогли немедленно заняться удалением пятна. Когда через 10 дней вы вспомнили о скатерти, пятно приобрело интенсивно- жёлтый цвет. Попытка убрать его с помощью бензина не привела к успеху. Соседка посоветовала вам вывесить скатерть на солнце на несколько часов, так как некоторые пятна после этого исчезают. Почему бензин не удалил пятно со скатерти? Хороший ли совет дала вам соседка? Ответ. Растительные жиры состоят преимущественно из непредельных соединений, в их молекулах имеются двойные связи, и они могут полимеризоваться. За счет этих процессов происходит, например, высыхание масляных красок с образованием прочного покрытия. При старении пятна растительного масла, особенно при повышенных температурах, не только образуются прочные полимерные молекулы, но также за счет двойных связей происходит взаимодействие молекул жира с полимерными молекулами ткани. Вывести такое пятно очень трудно.

Задание 2 .

Вы пролили на скатерть подсолнечное масло и не смогли немедленно заняться удалением пятна. Когда через 10 дней вы вспомнили о скатерти, пятно приобрело интенсивно- жёлтый цвет. Попытка убрать его с помощью бензина не привела к успеху. Соседка посоветовала вам вывесить скатерть на солнце на несколько часов, так как некоторые пятна после этого исчезают. Почему бензин не удалил пятно со скатерти? Хороший ли совет дала вам соседка?

Ответ.

Растительные жиры состоят преимущественно из непредельных соединений, в их молекулах имеются двойные связи, и они могут полимеризоваться. За счет этих процессов происходит, например, высыхание масляных красок с образованием прочного покрытия. При старении пятна растительного масла, особенно при повышенных температурах, не только образуются прочные полимерные молекулы, но также за счет двойных связей происходит взаимодействие

молекул жира с полимерными молекулами ткани. Вывести такое

пятно очень трудно.

Задания по формированию математической грамотности на уроках химии  Задание 1.  Познакомившись на уроках химии со способами выражения концентрации растворов, Оля для себя решила, что станет фармацевтом. Для домашней аптечки 3%-й раствор перекиси водорода она взялась приготовить сама. Сполоснув флакончик из - под спирта дистиллированной водой, и бросив в него четыре таблетки гидропирита (каждая по 0,75 г), она отмерила 97 мл все той же воды, влила во флакон и плотно закрутила крышечку. Как вы полагаете, получилось ли у Оли медицинское средство? Свой ответ аргументируйте.   Ответ.  масса(Н2О2)=4*0,75=3г.  масса раствора=3+97=100г.  w=масса(Н2О2)*100/масса раствора = 3*100/100=3%  получили 3%-ый раствор перекиси.

Задания по формированию математической грамотности на уроках химии

Задание 1. Познакомившись на уроках химии со способами выражения концентрации растворов, Оля для себя решила, что станет фармацевтом. Для домашней аптечки 3%-й раствор перекиси водорода она взялась приготовить сама. Сполоснув флакончик из - под спирта дистиллированной водой, и бросив в него четыре таблетки гидропирита (каждая по 0,75 г), она отмерила 97 мл все той же воды, влила во флакон и плотно закрутила крышечку. Как вы полагаете, получилось ли у Оли медицинское средство? Свой ответ аргументируйте.

Ответ.

масса(Н2О2)=4*0,75=3г. масса раствора=3+97=100г. w=масса(Н2О2)*100/масса раствора = 3*100/100=3% получили 3%-ый раствор перекиси.

Задание 2 . Кальций играет важную роль в жизнедеятельности организма. Ионы кальция необходимы для сокращения скелетных мышц и мышцы сердца, для формирования костной ткани, для свертывания крови. Препараты кальция широко используют, в частности, при лечении переломов, при усиленном выделении кальция из организма, что имеет место у долго лежащих больных. В арсенале медиков есть несколько препаратов кальция. Чаще всего применяют глюконат [HOCH 2 (CHOH) 4 C(O)O] 2 Ca . H 2 O, лактат [CH 3 CH(OH)C(O)O] 2 Ca . 5H 2 O и глицерофосфат кальция [CaPO 3 OC 3 H 5 (OH) 2 . H 2 O, которые выпускаются в таблетках. По своему действию на организм эти препараты похожи, поэтому врачи нередко рекомендуют приобрести любой из них, оставив право выбора за пациентом. Какой из вышеперечисленных препаратов рациональнее выбрать, если цена примерно одинаковая? Ответ.  М([HOCH 2 (CHOH) 4 C(O)O] 2 Ca . H 2 O)=448 w(Са)=9 %  М [CH 3 CH(OH)C(O)O] 2 Ca . 5H 2 O )= 308 w(Са)= 13% М [CaPO 3 OC 3 H 5 (OH) 2 . H 2 O )= 231 w(Са)= 17 %

Задание 2 .

Кальций играет важную роль в жизнедеятельности организма. Ионы кальция необходимы для сокращения скелетных мышц и мышцы сердца, для формирования костной ткани, для свертывания крови. Препараты кальция широко используют, в частности, при лечении переломов, при усиленном выделении кальция из организма, что имеет место у долго лежащих больных. В арсенале медиков есть несколько препаратов кальция. Чаще всего применяют глюконат [HOCH 2 (CHOH) 4 C(O)O] 2 Ca . H 2 O, лактат [CH 3 CH(OH)C(O)O] 2 Ca . 5H 2 O и глицерофосфат кальция [CaPO 3 OC 3 H 5 (OH) 2 . H 2 O, которые выпускаются в таблетках. По своему действию на организм эти препараты похожи, поэтому врачи нередко рекомендуют приобрести любой из них, оставив право выбора за пациентом. Какой из вышеперечисленных препаратов рациональнее выбрать, если цена примерно одинаковая?

Ответ.

М([HOCH 2 (CHOH) 4 C(O)O] 2 Ca . H 2 O)=448 w(Са)=9 % М [CH 3 CH(OH)C(O)O] 2 Ca . 5H 2 O )= 308 w(Са)= 13%

М [CaPO 3 OC 3 H 5 (OH) 2 . H 2 O )= 231 w(Са)= 17 %

Какую долю суточной физиологической нормы (400 г) составляет потреблённое Машей количество углеводов? Ответ подтвердите расчётом Ответ .  1 ) масса углеводов = 200 х 9,1 / 100 = 18,2 г.  2) при суточной физиологической норме в 400 грамм, организм девушки  получил углеводов: 18,2 /400 * 100 = 4,55%.  Задание 3. Восьмиклассница Мария выпила после обеда один стакан (200 г) яблочного сока. Используя данные приведённой ниже таблицы, определите, какую массу углеводов получил при этом организм девушки. Ответ подтвердите расчётом. Содержание углеводов в некоторых соках:  Сок Лимонный Массовая доля углеводов,% 2,5 Яблочный 9,1 Апельсиновый 12,8 Гранатовый 14,5 Сливовый 16,1

Какую долю суточной физиологической нормы (400 г) составляет потреблённое Машей количество углеводов? Ответ подтвердите расчётом

Ответ .

1 ) масса углеводов = 200 х 9,1 / 100 = 18,2 г.

2) при суточной физиологической норме в 400 грамм, организм девушки

получил углеводов:

18,2 /400 * 100 = 4,55%.

Задание 3.

Восьмиклассница Мария выпила после обеда один стакан (200 г) яблочного сока. Используя данные приведённой ниже таблицы, определите, какую массу углеводов получил при этом организм девушки. Ответ подтвердите расчётом. Содержание углеводов в некоторых соках:

Сок

Лимонный

Массовая доля углеводов,%

2,5

Яблочный

9,1

Апельсиновый

12,8

Гранатовый

14,5

Сливовый

16,1

Задание 4. У вас заболела собака. Ветеринар прописал делать ей уколы внутривенно 5%-ным раствор глюкозы. Вы купили глюкозу в аптеке -10 ампул по 10мл , и в инструкции указано, что концентрация этого препарата составляет 400 мг/мл.  1. Правильной ли концентрации вы купили глюкозу? 2. Как приготовить 5%-ный раствор глюкозы из того раствора, который у вас уже есть. Подтвердите правильность ваших действий расчетами. Ответ. 1) w=масса(глюкозы)*100/масса раствора = 0,4 г*100/1г=40% 2)  в 100г р-ра- 5 г глюкозы ,в х г р-ра-4 г отсюда х=80 г р-ра. Поэтому надо добавить к 10мл раствора еще 70мл воды.

Задание 4.

У вас заболела собака. Ветеринар прописал делать ей уколы внутривенно 5%-ным раствор глюкозы. Вы купили глюкозу в аптеке -10 ампул по 10мл , и в инструкции указано, что концентрация этого препарата составляет 400 мг/мл.

1. Правильной ли концентрации вы купили глюкозу?

2. Как приготовить 5%-ный раствор глюкозы из того раствора, который у вас уже есть.

Подтвердите правильность ваших действий расчетами.

Ответ.

1) w=масса(глюкозы)*100/масса раствора = 0,4 г*100/1г=40%

2) в 100г р-ра- 5 г глюкозы ,в х г р-ра-4 г отсюда х=80 г р-ра.

Поэтому надо добавить к 10мл раствора еще 70мл воды.

Задание 4. Нитрат аммония (аммиачная селитра) – химическое соединение NH 4 NO 3 , соль азотной кислоты, которое используется в качестве азотного удобрения. При подкормках овощных и цветочных культур в почву вносится 200 г азота на 100 м². 1.Вычислите, сколько граммов аммиачной селитры должна внести баба Валя  на земельный участок площадью 70 м² или 0,7 соток. Запишите число с точностью  до целых. 2.Какие правила техники безопасности баба Валя должна соблюдать при проведении такого вида работ? Ответ. В аммиачной селитре w (азота )= 28*100/ 80= 35 % 200 г-100 м²  х г- 70 м² х=200*70/100=140 г 3) 140 г-35 %  х г – 100 % х= 140*100/35= 400 г.

Задание 4.

Нитрат аммония (аммиачная селитра) – химическое соединение NH 4 NO 3 , соль азотной кислоты, которое используется в качестве азотного удобрения.

При подкормках овощных и цветочных культур в почву вносится 200 г азота на 100 м².

1.Вычислите, сколько граммов аммиачной селитры должна внести баба Валя  на земельный участок площадью 70 м² или 0,7 соток. Запишите число с точностью  до целых.

2.Какие правила техники безопасности баба Валя должна соблюдать при проведении такого вида работ?

Ответ.

  • В аммиачной селитре w (азота )= 28*100/ 80= 35 %
  • 200 г-100 м²

х г- 70 м² х=200*70/100=140 г

3) 140 г-35 %

х г – 100 % х= 140*100/35= 400 г.

Задания по формированию естественно-научной грамотности на уроках химии  Задание 1.  Манный пирог Лена с Таней после уроков запланировали испечь манный пирог. Придя домой, открыв рецепт пирога, они обнаружили, что нет разрыхлителя. Как быть? Чем можно заменить разрыхлитель? Напишите химическую формулу этого вещества. Расскажите о том, какой процесс наблюдается при добавлении данного вещества при приготовлении пирога. Ответ.  Когда вы добавляете соду в тесто, происходит химическая реакция с кислотой, содержавшейся в других ингредиентах (например, в йогурте, уксусе, лимонном соке или кефире). В результате этой реакции выделяются углекислый газ (CO₂) и вода (H₂O). Уравнение реакции можно записать следующим образом: NaHCO 3  + СН 3 СООН→CH 3 COONa+Н 2 O+СO 2 ↑

Задания по формированию естественно-научной грамотности на уроках химии

Задание 1. Манный пирог

Лена с Таней после уроков запланировали испечь манный пирог. Придя домой, открыв рецепт пирога, они обнаружили, что нет разрыхлителя. Как быть? Чем можно заменить разрыхлитель? Напишите химическую формулу этого вещества. Расскажите о том, какой процесс наблюдается при добавлении данного вещества при приготовлении пирога.

Ответ. Когда вы добавляете соду в тесто, происходит химическая реакция

с кислотой, содержавшейся в других ингредиентах (например,

в йогурте, уксусе, лимонном соке или кефире). В результате

этой реакции выделяются углекислый газ (CO₂) и вода (H₂O).

Уравнение реакции можно записать следующим образом:

NaHCO 3  + СН 3 СООН→CH 3 COONa+Н 2 O+СO 2

Задание 2.  Жесткая вода . Никита окончил университет и решил жить самостоятельно. Он переехал от родителей и первым делом приобрел в свою квартиру новый электрический чайник. Первое время Никита был доволен работой чайника, но спустя полгода на стенках прибора и нагревательном элементе стал появляться белый налет. Никита не придал этому значение и использовал предмет по назначению. Через некоторое время кипяченая вода стала приобретать странный привкус. В один день, когда Никита снова решил согреть воду, чайник вышел из строя. Юноша понес чайник в ремонт, где ему сказали, что причина поломки чайника — образовавшаяся накипь из-за жесткой воды.

Задание 2. Жесткая вода .

Никита окончил университет и решил жить самостоятельно. Он переехал от родителей и первым делом приобрел в свою квартиру новый электрический чайник. Первое время Никита был доволен работой чайника, но спустя полгода на стенках прибора и нагревательном элементе стал появляться белый налет. Никита не придал этому значение и использовал предмет по назначению. Через некоторое время кипяченая вода стала приобретать странный привкус. В один день, когда Никита снова решил согреть воду, чайник вышел из строя. Юноша понес чайник в ремонт, где ему сказали, что причина поломки чайника — образовавшаяся накипь из-за жесткой воды.

1. Вопросы и задания: Каким образом Никита может удалить накипь с чайника?  Подтвердите уравнениями реакции  Какой тип жесткости воды устраняет Никита посредством кипячения воды? 3. Какие другие виды жесткости воды вам известны?.  4. Предложите другие способы устранения жесткости воды. 5. Какие правила необходимо соблюдать в быту, если в вашем доме жесткая вода. Ответ. Посредством кипячения воды устраняется  временная (карбонатная) жёсткость .   Са(НСО 3 ) 2  = СаСО 3  ↓+ СО 2  + Н 2 О 2. Постоянная (некарбонатная). Сохраняется после кипячения воды. Обусловлена присутствием в природной воде хлоридов, сульфатов или других растворимых солей кальция и магния .   3. Из воды временную жесткость можно удалить не только с помощью кипячения, но и добавлением известковой воды – раствора гидроксида кальция.  Са(НСО 3 ) 2  + Са(ОН) 2  = 2СаСО 3 ↓ + 2Н 2 О   

1. Вопросы и задания:

  • Каким образом Никита может удалить накипь с чайника? Подтвердите уравнениями реакции
  • Какой тип жесткости воды устраняет Никита посредством кипячения воды?

3. Какие другие виды жесткости воды вам известны?.

4. Предложите другие способы устранения жесткости воды.

5. Какие правила необходимо соблюдать в быту, если в вашем доме жесткая вода.

Ответ.

  • Посредством кипячения воды устраняется  временная (карбонатная) жёсткость .

Са(НСО 3 ) 2  = СаСО 3  ↓+ СО 2  + Н 2 О

2. Постоянная (некарбонатная). Сохраняется после кипячения воды. Обусловлена присутствием в природной воде хлоридов, сульфатов или других растворимых солей кальция и магния .  

3. Из воды временную жесткость можно удалить не только с помощью кипячения, но и добавлением известковой воды – раствора гидроксида кальция.

Са(НСО 3 ) 2  + Са(ОН) = 2СаСО 3 ↓ + 2Н 2 О

 

Задание 3.

Об открытии йода рассказывают такую историю. В тот день французский ученый Бернар Куртуа, как обычно, завтракал за рабочим столом своего небольшого химического кабинета. У него на плече восседал любимый кот. На столе рядом с пищей стояли две бутыли, в одной из которых был настой морских водорослей в спирте, а в другой – смесь концентрированной серной кислоты с железными опилками. Коту надоело сидеть на плече, он спрыгнул, но неловко: бутыли упали на пол и разбились. Хранившиеся в них жидкости смешались, в результате химической реакции в воздух поднялись фиолетовые клубы газа. Когда они осели, ученый заметил на лабораторном оборудовании фиолетовый кристаллический налет. Так был открыт йод.

1.Но при этом Куртуа нарушил сразу несколько правил техники безопасности. Какие именно?

2.Какое вещество, содержащееся в водорослях, могло образовать при взаимодействии с серной кислотой свободный йод? Напишите уравнение этой реакции. Можно ли эту реакцию отнести к окислительно-восстановительным?

3.Как называют процесс, при котором  из паров йода образовались кристаллы? Как лучше всего можно было очистить оборудование в лаборатории от образовавшегося налета ?

 

Ответ:  Куртуа нарушил следующие правила: 1.  В химических лабораториях запрещается хранить концентрированные кислоты на лабораторном столе, их нужно хранить под вытяжкой. 2. Строго запрещается принимать пищу в химической лаборатории 3.  Запрещается нахождение животных. Нельзя держать рядом вещества с окислительными и восстановительными свойствами. Морские водоросли содержат много иода в виде иона I- При взаимодействии раствора, содержащего эти ионы, с серной кислотой произошло окисление ионов иода с образованием молекулярного иода: 2NaI+H 2 SO 4 =Na 2 SO 4 +I 2 +SO 2 +2H 2 O Это окислительно-восстановительная реакция. Процесс образования кристаллов из паров называется кристаллизацией, а обратный процесс – возгонкой. Налет иода можно легко удалить с помощью органических растворителей.

Ответ:  Куртуа нарушил следующие правила:

1.  В химических лабораториях запрещается хранить концентрированные кислоты на лабораторном столе, их нужно хранить под вытяжкой.

2. Строго запрещается принимать пищу в химической лаборатории

3.  Запрещается нахождение животных. Нельзя держать рядом вещества с окислительными и восстановительными свойствами.

Морские водоросли содержат много иода в виде иона I- При взаимодействии раствора, содержащего эти ионы, с серной кислотой произошло окисление ионов иода с образованием молекулярного иода:

2NaI+H 2 SO 4 =Na 2 SO 4 +I 2 +SO 2 +2H 2 O

Это окислительно-восстановительная реакция.

Процесс образования кристаллов из паров называется

кристаллизацией, а обратный процесс – возгонкой.

Налет иода можно легко удалить с помощью органических

растворителей.

Задание 3.  Неправильное питание – плохое пережевывание пищи, любовь к острым и маринованным блюдам, «сухомятка», длительные перерывы между приемами пищи способствуют возникновению изжоги. 1.Как вы думаете почему возникает «изжога»? 2. Проанализируйте шкалу pH и предложите способ избавления от изжоги. Обоснуйте Ваш выбор.      3. Для снижения уровня кислотности желудка назначают препарат «Алмагель», содержащий гидроксид алюминия и гидроксид магния. На чем основано действие этого препарата. Запишите уравнения реакций    3     4.Одним из бытовых способов избавления от изжоги является употребление пищевой соды. Предложите механизм действия пищевой соды при изжоге.

Задание 3.

Неправильное питание – плохое пережевывание пищи, любовь к острым и маринованным блюдам, «сухомятка», длительные перерывы между приемами пищи способствуют возникновению изжоги.

1.Как вы думаете почему возникает «изжога»?

2. Проанализируйте шкалу pH и предложите способ избавления от изжоги. Обоснуйте Ваш выбор.

3. Для снижения уровня кислотности желудка назначают препарат «Алмагель», содержащий гидроксид алюминия и гидроксид магния. На чем основано действие этого препарата. Запишите уравнения реакций

3

 

4.Одним из бытовых способов избавления от изжоги является употребление пищевой соды. Предложите механизм действия пищевой соды при изжоге.

Задание 4.  У вас возникло подозрение, что работники автозаправочной станции, где вы постоянно заправляетесь, добавляют в бензин воду. У вас в хозяйстве есть гашеная и негашеная известь. Можно ли с помощью этих веществ проверить свои подозрения? Потребуются ли для этого еще какие-то препараты?  Ответ:  Если бензин содержит воду, при добавлении негашеной извести образуется Са(ОН) 2 , раствор приобретает щелочную реакцию, что можно обнаружить с помощью индикатора, например фенолфталеина. Гашеная известь частично растворяется в воде, образуя щелочной раствор. Так что необходим еще и кислотно-щелочной индикатор.  

Задание 4.

У вас возникло подозрение, что работники автозаправочной станции, где вы постоянно заправляетесь, добавляют в бензин воду. У вас в хозяйстве есть гашеная и негашеная известь. Можно ли с помощью этих веществ проверить свои подозрения? Потребуются ли для этого еще какие-то препараты?

Ответ:  Если бензин содержит воду, при добавлении негашеной извести образуется Са(ОН) 2 , раствор приобретает щелочную реакцию, что можно обнаружить с помощью индикатора, например фенолфталеина. Гашеная известь частично растворяется в воде, образуя щелочной раствор. Так что необходим еще и кислотно-щелочной индикатор.

 

Задание 5.  Собирая грибы в лесу, рукой вы задели листья крапивы. Место прикосновения крапивных листьев болит и чешется. Вопросы и задания. 1.Почему болит место прикосновения крапивы? 2.Напишите названия вещества, имеющиеся на кухне, которые вы можете использовать, чтобы облегчить боль и зуд. 3.Составьте уравнения реакции. Ответ.  Крапивные иголки содержат муравьиную кислоту. Кислоты способны разъедать живые ткани, вызывать ожоги.  Муравьиная кислота относится к кислотам средней силы, а из одноосновных предельных кислот является самой сильно и  вызывает сильные ожоги на коже. Одним из характерных химических свойств для кислот является является реакция нейтрализации. Действие кислоты можно нейтрализовать раствором вещества, образующего слабую щелочную среду, например пищевая сода.

Задание 5.

Собирая грибы в лесу, рукой вы задели листья крапивы. Место прикосновения крапивных листьев болит и чешется.

Вопросы и задания.

1.Почему болит место прикосновения крапивы?

2.Напишите названия вещества, имеющиеся на кухне, которые вы можете использовать, чтобы облегчить боль и зуд.

3.Составьте уравнения реакции.

Ответ.

Крапивные иголки содержат муравьиную кислоту. Кислоты способны разъедать живые ткани, вызывать ожоги.  Муравьиная кислота относится к кислотам средней силы, а из одноосновных предельных кислот является самой сильно и  вызывает сильные ожоги на коже.

Одним из характерных химических свойств для кислот является является

реакция нейтрализации. Действие кислоты можно нейтрализовать

раствором вещества, образующего слабую щелочную среду,

например пищевая сода.

Комплексные задания по формированию функциональной грамотности на уроках химии Задание . Ложки для Сережки .(Тема «Физические свойства металлов») Сережа – ученик 9 класса. Он староста, активно участвует в школьных и классных мероприятиях, помогает классному руководителю. В классе часто проводятся мероприятия с чаепитием. Сложностью является то, что постоянно приходится приносить посуду из дома и уносить ее обратно. Родительский комитет выделил средства для того чтобы в класс закупили чашки, блюдца и чайные ложки. Чашки и блюдца купили девочки. А чайные ложки поручено купить Сереже. Оказалось, что это не совсем простая задача. В магазине Сергей понял, что чайные ложки очень отличаются не только по внешнему виду и размеру, но и по цене. Алюминиевые ложки – самые дешевые, ложки из нержавеющей стали стоят значительно дороже. Сергею хватает денег на покупку более дорогих ложек. Но он задумался, а может быть стоит сэкономить деньги и купить алюминиевые ложки? А оставшиеся деньги потратить на покупку чая?

Комплексные задания по формированию функциональной грамотности на уроках химии

Задание . Ложки для Сережки .(Тема «Физические свойства металлов»)

Сережа – ученик 9 класса. Он староста, активно участвует в школьных и классных мероприятиях, помогает классному руководителю. В классе часто проводятся мероприятия с чаепитием. Сложностью является то, что постоянно приходится приносить посуду из дома и уносить ее обратно.

Родительский комитет выделил средства для того чтобы в класс закупили чашки, блюдца и чайные ложки. Чашки и блюдца купили девочки. А чайные ложки поручено купить Сереже. Оказалось, что это не совсем простая задача.

В магазине Сергей понял, что чайные ложки очень отличаются не только по внешнему виду и размеру, но и по цене. Алюминиевые ложки – самые дешевые, ложки из нержавеющей стали стоят значительно дороже.

Сергею хватает денег на покупку более дорогих ложек. Но он задумался, а может быть стоит сэкономить деньги и купить алюминиевые ложки? А оставшиеся деньги потратить на покупку чая?

Прочитайте текст, изучите таблицу:  В современной жизни мы используем множество предметов, сделанных из металлов. Это посуда, фурнитура для мебели, строительные материалы. Металлы обладают особыми, отличающимися от неметаллов свойствами: пластичность, прочность, ковкость, металлический блеск. Они проводят тепло и электрический ток. Металлы обладают особыми, отличающимися от неметаллов свойствами: пластичность, прочность, ковкость, металлический блеск. Они проводят тепло и электрический ток. В каждом конкретном случае применения важны особые свойства металлов. Например, для изготовления проводов важна электропроводность и пластичность, самолетов – прочность и легкость, ювелирных изделий – блеск и пластичность и т.д. Чаще всего человек применяет алюминий и железо (а также сплавы, сделанные на их основе).
  • Прочитайте текст, изучите таблицу:

В современной жизни мы используем множество предметов, сделанных из металлов. Это посуда, фурнитура для мебели, строительные материалы.

Металлы обладают особыми, отличающимися от неметаллов свойствами: пластичность, прочность, ковкость, металлический блеск. Они проводят тепло и электрический ток.

Металлы обладают особыми, отличающимися от неметаллов свойствами: пластичность, прочность, ковкость, металлический блеск. Они проводят тепло и электрический ток. В каждом конкретном случае применения важны особые свойства металлов. Например, для изготовления проводов важна электропроводность и пластичность, самолетов – прочность и легкость, ювелирных изделий – блеск и пластичность и т.д.

Чаще всего человек применяет алюминий и железо (а также сплавы, сделанные на их основе).

Физические свойства некоторых металлов указаны в таблице.

Физические свойства некоторых металлов указаны в таблице.

Основываясь на данных таблицы и текста, оцените верность суждения. Ответ занесите в матрицу (Верно/Неверно): А неверно Б В верно Г неверно верно Д Е верно Ж неверно З верно неверно А ) Алюминий обладает меньшей пластичностью, чем железо. Б) Самым твердым из указанных в таблице металлов является вольфрам. В) Область применения металла не зависит от его свойств. Г) Медь обладает большей электропроводимостью, чем алюминий. Д) Теплопроводность железа ниже, чем у алюминия. Е) Чистые металлы используются в технике чаще, чем сплавы на их основе. Ж) Самым тяжелым из указанных в таблице металлов является иридий. З) Из меди изготавливают провода, потому что она обладает низкой электропроводимостью.

Основываясь на данных таблицы и текста, оцените верность суждения. Ответ занесите в матрицу (Верно/Неверно):

А

неверно

Б

В

верно

Г

неверно

верно

Д

Е

верно

Ж

неверно

З

верно

неверно

А ) Алюминий обладает меньшей пластичностью, чем железо.

Б) Самым твердым из указанных в таблице металлов является вольфрам.

В) Область применения металла не зависит от его свойств.

Г) Медь обладает большей электропроводимостью, чем алюминий.

Д) Теплопроводность железа ниже, чем у алюминия.

Е) Чистые металлы используются в технике чаще, чем сплавы на их основе.

Ж) Самым тяжелым из указанных в таблице металлов является иридий.

З) Из меди изготавливают провода, потому что она обладает низкой электропроводимостью.

2. Проведите эксперименты: А) Отпустите чайные ложки из алюминия и нержавеющей стали в стакан с теплой водой. Отметьте степень нагрева ложки в таблице (не нагревается, слабо нагревается, сильно нагревается). Б) Попробуйте согнуть ложки. Отметьте степень пластичности ложки в таблице (не гнется, гнется с трудом, легко гнется). Опыт Ложки из алюминия А) Нагревание Ложки из нержавеющей стали   Б) Сгибание      

2. Проведите эксперименты:

А) Отпустите чайные ложки из алюминия и нержавеющей стали в стакан с теплой водой. Отметьте степень нагрева ложки в таблице (не нагревается, слабо нагревается, сильно нагревается).

Б) Попробуйте согнуть ложки. Отметьте степень пластичности ложки в таблице (не гнется, гнется с трудом, легко гнется).

Опыт

Ложки из алюминия

А) Нагревание

Ложки из нержавеющей стали

 

Б) Сгибание

 

 

 

3. Приведите аргументы в пользу покупки алюминиевых и стальных ложек:         4. На основе полученных данных дайте совет Сергею, стоит ли экономить на покупке чайных ложек? Аргументируйте свой ответ.         Ложки из алюминия Достоинства   Ложки из нержавеющей стали Недостатки Достоинства     Недостатки                  

3. Приведите аргументы в пользу покупки алюминиевых и стальных ложек:

4. На основе полученных данных дайте совет Сергею, стоит ли экономить на покупке чайных ложек? Аргументируйте свой ответ.

 

Ложки из алюминия

Достоинства

 

Ложки из нержавеющей стали

Недостатки

Достоинства

 

 

Недостатки

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рефлексия  «Чемодан, мясорубка , корзина» Чемодан  - это может мне пригодиться в дальнейшем  Мясорубка - информацию переработаю Корзина  – абсолютно бесполезная информация

Рефлексия

«Чемодан, мясорубка , корзина»

Чемодан - это может мне пригодиться в дальнейшем Мясорубка - информацию переработаю

Корзина – абсолютно бесполезная информация

Ресурсы для формирования функциональной грамотности : 1.Открытый банк заданий на сайте ФИПИ. 2.Банк заданий на сайте «Института стратегии развития образования» 3.Сайт ФИОКО –открытые задания PISA 4. Сайт РЭШ –электронный банк заданий. 5.Пичугина Г.В. « Ситуационные задания по химии. 8-11 классы. ФГОС.» 6.Жарова Е.С. «Функциональная грамотность.Сборник задач»

Ресурсы для формирования функциональной грамотности :

1.Открытый банк заданий на сайте ФИПИ.

2.Банк заданий на сайте «Института стратегии развития образования»

3.Сайт ФИОКО –открытые задания PISA

4. Сайт РЭШ –электронный банк заданий.

5.Пичугина Г.В. « Ситуационные задания по химии. 8-11 классы. ФГОС.»

6.Жарова Е.С. «Функциональная грамотность.Сборник задач»