Муниципальное казённое специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья – специальная (коррекционная) общеобразовательная VIII вида школа № 10
города Асино Томской области.
Доклад
«Практическое применение декоративного творчества в коррекционной работе»
Выполнил: Г.А, Денисов
учитель профильного труда
1 квалификационной категории
2014 год
Тема: «Практическое применение декоративного творчества в коррекционной работе»
«Ручной творческий труд, составляющий основу деятельности народных художественных промыслов, - это дожившая до наших дней форма труда, естественно сочетающая в себе все стороны человеческой личности, проявляющая в неразрывном целом способность человека чувствовать и творить, работать и радоваться, познавать и учить других…».
Н.Ф. Яковлев
Профильное обучение является основным предметом в коррекционной школе, оно предполагает формирование у учащихся необходимого объёма профессиональных знаний и общетрудовых умений.
Результат своей работы вижу в том, чтобы каждый обучающийся социализировался в обществе, и овладел необходимыми основами знаний, умений и навыков.
Для этого необходимы два условия:
1.Творческий подход со стороны педагога;
2. Интерес к выбранному виду творчества со стороны учащегося.
Для того, чтобы построить стройную систему овладения знаний учащимися, мною была проработана, пересмотрена и усовершенствована программа по трудовому обучению.
Для решения задач эстетического и трудового воспитания существуют разнообразные педагогические средства, среди них декоративно – прикладное искусство занимает одно из ведущих мест, так как позволяет решать эти вопросы в органическом единстве, комплексно.
Декоративно – прикладное искусство способствует гармоничному развитию подростков, воспитанию у них трудолюбия, коллективизма. Школьник становится участником увлекательного процесса создания полезных и красивых изделий.
Путь создания изделий декоративно – прикладного искусства положительно сказывается на умственном воспитании учащихся. Овладение мастерством художественной обработки материалов предполагает и понимание их декоративных возможностей, и развитие фантазии, и приобретение технических знаний и умений.
Занятия декоративно – прикладным искусством позволяют более активно использовать красоту природы в эстетическом воспитании. Например корнепластика. Работа над декоративным образом природного мотива требует от учащихся умения наблюдать, способности к логическому мышлению и обобщению.
В процессе художественной обработки дерева вырабатывается точность и координация движений. Ряд операций в процессе художественной обработки материалов помогает выработать устойчивость руки.
Таким образом, координация движений, вырабатываемая в процессе работы, оказывает благотворное влияние на развитие мышечной системы учащихся и одновременно вызывает радость от процесса труда.
С древних времён человек украшал жилище и его интерьер деревянными изделиями с художественной резьбой, изготавливал резную посуду, игрушки и другие предметы быта.
Я, после изучения теоретического материала и навыков изготовления различных видов резьбы учащимися, предлагаю применить им свои знания и умения в окружающем их мире.
Например, предметы для кухни, применяемые в быту. Разделочные доски выполнены в технике интарсии, это инкрустация деревом по дереву.
Изделия для украшения интерьера, выполненные на токарном станке по дереву, с использованием прорезной резьбы, винтовой резьбы,
Деревянные игрушки, выполненные детьми, несут теплоту их сердец.
Все эти работ развивают мелкую моторику рук, память, дают большой простор воображению, мышлению, фантазию.
Свои знания и умения мои ученики применили и в благоустройстве школьной территории, для украшения клумбы. Обсудив различные варианты ограждений, ребята выбрали наиболее приемлемый вариант оформления. Это оформление клумбы из деревянных чурочек к разной высоты. Подручный материал взяли после окультуривания деревьев, и применили для ограждения клумбы в естественном, необработанном виде. Так как дерево красиво само по себе и символизирует силу природы и течение времени.
Также используя этот подручный материал (ветку берёзы), мы с ребятами приняли участие в оформление школьного уголка природы. Ветка берёзы послужила подставкой под комнатные цветы.
Ежегодно принимаем участие в акции «Подкорми птиц зимой», изготавливая различные виды кормушек, используя подручный материал.
Участвуя в создании эстетически выразительных изделий, учащиеся имеют возможность получить удовлетворение от результатов своей деятельности, что очень важно для детей с ОВЗ.
Эстетическое воздействие процесса создания изделий декоративно – прикладного искусства на учеников начинается от восприятия образца и продолжается в работе над эскизом и выполнением задуманного изделия.
В 2012 -2013 году учащиеся 6 класса под руководством Натальи Викторовны Драчук и моим выполнили проект социальной значимости «Добрые сердца». Мальчики изготовили набор кукольной мебели, а девочки сшили постельные принадлежности. Собрали 2 пакета мягких игрушек. Все эти подарки вручили воспитанникам детского сада «Рыбка» г. Асино.
Кроме того мои ученики приняли участие в благотворительной ярмарке – продажи творческих работ «Дети- детям!» с участием фонда «Обыкновенное чудо», которое состоялось 6 декабря 2014 года.
Мои ученики являются победителями как муниципальных, так и региональных конкурсов.
В связи с вышесказанным можно уверенно сказать, что работа над изделиями декоративно – прикладного искусства является одним из активных средств эстетического и трудового воспитания школьников, и практической подготовкой к выбору профессии.
Тема: «Практическое применение декоративного творчества в коррекционной работе»
Цель: социализация подростков с ограниченными возможностями здоровья с использованием средств декоративно – прикладного творчества
Задачи:
Обучающие - развитие познавательного интереса к декоративно- прикладному искусству; формирование знаний по основам композиции; освоение различной техники резьбы по дереву, определение обучающимися значения результатов своей деятельности;
Воспитательные – воспитание трудолюбия, аккуратности, усидчивости, терпения, умения довести начатое дело до конца, взаимопомощи при выполнении работы, экономичного отношения к используемым материалам, привитие основ культуры труда;
Развивающие – развитие моторных навыков, образного мышления, внимания, фантазии, творческих способностей; формирование эстетического и художественного вкуса; развитие навыков адекватного и равноправного общения; умение видеть красоту в окружающем мире, бережное отношение к природе.
Коррекционные- коррекция самооценки, системы ценностей, потребностей, приведение притязаний в соответствие с психофизическими возможностями, коррекция поведения; повышение социального интеллекта.
«Ручной творческий труд, составляющий основу деятельности народных художественных промыслов, - это дожившая до наших дней форма труда, естественно сочетающая в себе все стороны человеческой личности, проявляющая в неразрывном целом способность человека чувствовать и творить, работать и радоваться, познавать и учить других…».
Н.Ф. Яковлев
Профильное обучение является основным предметом в коррекционной школе, оно предполагает формирование у учащихся необходимого объёма профессиональных знаний и общетрудовых умений.
Результат своей работы вижу в том, чтобы каждый обучающийся социализировался в обществе, и овладел необходимыми основами знаний, умений и навыков.
Для этого необходимы два условия:
1.Творческий подход со стороны педагога;
2. Интерес к выбранному виду творчества со стороны учащегося.
Для того, чтобы построить стройную систему овладения знаний учащимися, мною была проработана, пересмотрена и усовершенствована программа по трудовому обучению.
Для решения задач эстетического и трудового воспитания существуют разнообразные педагогические средства, среди них декоративно – прикладное искусство занимает одно из ведущих мест, так как позволяет решать эти вопросы в органическом единстве, комплексно.
Декоративно – прикладное искусство способствует гармоничному развитию подростков, воспитанию у них трудолюбия, коллективизма. Школьник становится участником увлекательного процесса создания полезных и красивых изделий.
Путь создания изделий декоративно – прикладного искусства положительно сказывается на умственном воспитании учащихся. Овладение мастерством художественной обработки материалов предполагает и понимание их декоративных возможностей, и развитие фантазии, и приобретение технических знаний и умений.
Занятия декоративно – прикладным искусством позволяют более активно использовать красоту природы в эстетическом воспитании. Например корнепластика. Работа над декоративным образом природного мотива требует от учащихся умения наблюдать, способности к логическому мышлению и обобщению.
В процессе художественной обработки дерева вырабатывается точность и координация движений. Ряд операций в процессе художественной обработки материалов помогает выработать устойчивость руки.
Таким образом, координация движений, вырабатываемая в процессе работы, оказывает благотворное влияние на развитие мышечной системы учащихся и одновременно вызывает радость от процесса труда.
С древних времён человек украшал жилище и его интерьер деревянными изделиями с художественной резьбой, изготавливал резную посуду, игрушки и другие предметы быта.
Я, после изучения теоретического материала и навыков изготовления различных видов резьбы учащимися, предлагаю применить им свои знания и умения в окружающем их мире.
Например, предметы для кухни, применяемые в быту. Разделочные доски выполнены в технике интарсии, это инкрустация деревом по дереву.
Изделия для украшения интерьера, выполненные на токарном станке по дереву, с использованием прорезной резьбы, винтовой резьбы,
Деревянные игрушки, выполненные детьми, несут теплоту их сердец.
Все эти работ развивают мелкую моторику рук, память, дают большой простор воображению, мышлению, фантазию.
Свои знания и умения мои ученики применили и в благоустройстве школьной территории, для украшения клумбы. Обсудив различные варианты ограждений, ребята выбрали наиболее приемлемый вариант оформления. Это оформление клумбы из деревянных чурочек к разной высоты. Подручный материал взяли после окультуривания деревьев, и применили для ограждения клумбы в естественном, необработанном виде. Так как дерево красиво само по себе и символизирует силу природы и течение времени.
Также используя этот подручный материал (ветку берёзы), мы с ребятами приняли участие в оформление школьного уголка природы. Ветка берёзы послужила подставкой под комнатные цветы.
Ежегодно принимаем участие в акции «Подкорми птиц зимой», изготавливая различные виды кормушек, используя подручный материал.
Участвуя в создании эстетически выразительных изделий, учащиеся имеют возможность получить удовлетворение от результатов своей деятельности, что очень важно для детей с ОВЗ.
Эстетическое воздействие процесса создания изделий декоративно – прикладного искусства на учеников начинается от восприятия образца и продолжается в работе над эскизом и выполнением задуманного изделия.
В 2012 -2013 году учащиеся 6 класса под руководством Натальи Викторовны Драчук и моим выполнили проект социальной значимости «Добрые сердца». Мальчики изготовили набор кукольной мебели, а девочки сшили постельные принадлежности. Собрали 2 пакета мягких игрушек. Все эти подарки вручили воспитанникам детского сада «Рыбка» г. Асино.
Кроме того мои ученики приняли участие в благотворительной ярмарке – продажи творческих работ «Дети- детям!» с участием фонда «Обыкновенное чудо», которое состоялось 6 декабря 2014 года.
Мои ученики являются победителями как муниципальных, так и региональных конкурсов.
В связи с вышесказанным можно уверенно сказать, что работа над изделиями декоративно – прикладного искусства является одним из активных средств эстетического и трудового воспитания школьников, и практической подготовкой к выбору профессии.
1 слайд. Я, Денисов Геннадий Алексеевич, учитель технологии коррекционной школы № 10
2слайд Тема: «Практическое применение декоративного творчества в коррекционной работе»
3 слайд Цель: социализация подростков с ограниченными возможностями здоровья с использованием средств декоративно – прикладного творчества
4слайд Задачи:
Обучающие - развитие познавательного интереса к декоративно- прикладному искусству; формирование знаний по основам композиции; освоение различной техники резьбы по дереву, определение обучающимися значения результатов своей деятельности;
Воспитательные – воспитание трудолюбия, аккуратности, усидчивости, терпения, умения довести начатое дело до конца, взаимопомощи при выполнении работы, экономичного отношения к используемым материалам, привитие основ культуры труда;
Развивающие – развитие моторных навыков, образного мышления, внимания, фантазии, творческих способностей; формирование эстетического и художественного вкуса; развитие навыков адекватного и равноправного общения; умение видеть красоту в окружающем мире, бережное отношение к природе.
Коррекционные- коррекция самооценки, системы ценностей, потребностей, приведение притязаний в соответствие с психофизическими возможностями, коррекция поведения; повышение социального интеллекта
5 слайд. «Ручной творческий труд, составляющий основу деятельности народных художественных промыслов, - это дожившая до наших дней форма труда, естественно сочетающая в себе все стороны человеческой личности, проявляющая в неразрывном целом способность человека чувствовать и творить, работать и радоваться, познавать и учить других…».
Н.Ф. Яковлев
4 слайд. Профильное обучение является основным предметом в коррекционной школе, оно предполагает формирование у учащихся необходимого объёма профессиональных знаний и общетрудовых умений.
5 слайд Результат своей работы вижу в том, чтобы каждый обучающийся социализировался в обществе, и овладел необходимыми основами знаний, умений и навыков.
6 слайд Для этого необходимы два условия:
1.Творческий подход со стороны педагога;
2. Интерес к выбранному виду творчества со стороны учащегося.
Для того, чтобы построить стройную систему овладения знаний учащимися, мною была проработана, пересмотрена и усовершенствована программа по трудовому обучению.
Для решения задач эстетического и трудового воспитания существуют разнообразные педагогические средства, среди них
7 слайд декоративно – прикладное искусство занимает одно из ведущих мест, так как позволяет решать эти вопросы в органическом единстве, комплексно.
8 слайд Декоративно – прикладное искусство способствует гармоничному развитию подростков, воспитанию у них трудолюбия, коллективизма. Школьник становится участником увлекательного процесса создания полезных и красивых изделий.
9 слайд Путь создания изделий декоративно – прикладного искусства положительно сказывается на умственном воспитании учащихся.
10 слайд Овладение мастерством художественной обработки материалов предполагает и понимание их декоративных
11 слайд возможностей, и развитие фантазии, и приобретение технических знаний и умений.
12 слайд Занятия декоративно – прикладным искусством позволяют более активно использовать красоту природы в эстетическом воспитании.
13 слайд Например корнепластика. Работа над декоративным образом природного мотива требует от учащихся умения наблюдать, способности к логическому мышлению и обобщению.
14 слайд В процессе художественной обработки дерева вырабатывается точность и координация движений.
15 слайд Ряд операций в процессе художественной обработки материалов помогает выработать устойчивость руки.
16 слайд Таким образом, координация движений, вырабатываемая в процессе работы, оказывает благотворное влияние на развитие мышечной системы учащихся и одновременно вызывает радость от процесса труда.
17 слайд С древних времён человек украшал жилище и его интерьер деревянными изделиями с художественной резьбой, изготавливал резную посуду, игрушки и другие предметы быта.
18 слайд Я, после изучения теоретического материала и навыков изготовления различных видов резьбы учащимися, предлагаю применить им свои знания и умения в окружающем их мире.
19 – 24 слайд Например, предметы для кухни, применяемые в быту. Разделочные доски выполнены в технике интарсии, это инкрустация деревом по дереву.
25 – 31 слайд Изделия для украшения интерьера, выполненные на токарном станке по дереву, с использованием прорезной резьбы, винтовой резьбы.
32 – 36 слайд Деревянные игрушки, выполненные детьми, несут теплоту их сердец.
37 слайд Все эти работы развивают мелкую моторику рук, память, дают большой простор воображению, мышлению, фантазию.
38 слайд Свои знания и умения мои ученики применили и в благоустройстве школьной территории, для украшения клумбы.
39 слайд Обсудив различные варианты ограждений, ребята выбрали наиболее приемлемый вариант оформления.
40 слайд Это оформление клумбы из деревянных чурочек разной высоты.
41 – 43 слайд Подручный материал взяли после окультуривания деревьев, и применили для ограждения клумбы в естественном, необработанном виде.
44 слайд Так как дерево красиво само по себе и символизирует силу природы и течение времени.
45 – 49 слайд Также используя этот подручный материал (ветку берёзы), мы с ребятами приняли участие в оформление школьного уголка природы. Ветка берёзы послужила подставкой под комнатные цветы.
51 – 52 слайд Ежегодно принимаем участие в акции «Подкорми птиц зимой», изготавливая различные виды кормушек, используя подручный материал.
53 – 55 слайд Участвуя в создании эстетически выразительных изделий, учащиеся имеют возможность получить удовлетворение от результатов своей деятельности, что очень важно для детей с ОВЗ. Эстетическое воздействие процесса создания изделий декоративно – прикладного искусства на учеников начинается от восприятия образца и продолжается в работе над эскизом и выполнением задуманного изделия.
56 – 58 слайд В 2012 -2013 году учащиеся 6 класса под руководством Натальи Викторовны Драчук и моим выполнили проект социальной значимости «Добрые сердца».
Мальчики изготовили набор кукольной мебели, а девочки сшили постельные принадлежности. Собрали 2 пакета мягких игрушек.
59 слайд Все эти подарки вручили воспитанникам детского сада «Рыбка» г. Асино.
60 – 61 слайд Кроме того мои ученики приняли участие в благотворительной ярмарке – продажи творческих работ «Дети- детям!» с участием фонда «Обыкновенное чудо», которое состоялось 6 декабря 2014 года.
62 – 68 слайд Мои ученики являются победителями как муниципальных, так и региональных конкурсов.
В связи с вышесказанным можно уверенно сказать, что работа над изделиями декоративно – прикладного искусства является одним из активных средств эстетического и трудового воспитания школьников, и практической подготовкой к выбору профессии.