ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ НЕТРАДИЦИОННЫХ МЕТОДОВ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ НА ЗАНЯТИЯХ ТЕХНОЛОГИИ.
2.1 Особенности нетрадиционных форм урока.
Чтобы найти новые формы и приемы, позволяющие слить в единый процесс работу по образованию, развитию и воспитанию учащихся на всех этапах обучения в школах должен происходить постоянный поиск.
Коллективу учителей школ необходимо реализовать концепцию, которая предполагает необходимость обеспечения учащихся прочными знаниями материала программы с одновременным осуществлением разноаспектного развития и формирования личности каждого обучаемого – с учетом его индивидуальных способностей и возможностей .Пути и способы реализации этих принципов должны быть в значимой степени творческими, нетрадиционными и в то же время эффективными.
Нетрадиционные формы урока, реализуются, как правило, после изучения какой-либо темы или нескольких тем, выполняя функции обучающего контроля и оценки знаний учащихся. Такие уроки проходят в необычной, нетрадиционной обстановке. Подобная смена привычной обстановки целесообразна, поскольку она создает атмосферу праздника при подведении итогов проделанной работы, снимает психологический барьер, возникающий в традиционных условиях из-за боязни совершить ошибку. Нетрадиционные формы урока осуществляются при обязательном участии всех учеников класса/параллели, а также реализуются с непременным использованием средств слуховой и зрительной наглядности (компьютерной и видео техники, выставки, буклеты, стенды) .На таких уроках удается достичь самых разных целей методического, педагогического и психологического характера, которые можно суммировать следующим образом:
— осуществляется контроль знаний, умений и навыков учащихся по определенной теме;
— обеспечивается деловая, рабочая атмосфера, серьезное отношение учащихся к уроку;
— предусматривается минимальное участие на уроке учителя.
Методически высоко эффективными , реализующими нетрадиционные формы обучения, развития и воспитания учащихся являются урок–игра, урок-викторина, урок–конкурс, урок-презентация (защита проекта), урок–конференция, урок- экскурсия и другие формы занятий.
Урок – игра.
В последнее время все большее распространение получают игровые методы обучения. Учебные, деловые или деятельностные игры основаны на принципе имитационного моделирования ситуаций реальной профессиональной деятельности в сочетании с принципами проблемности и совместной деятельности.
Достоинство игры в том, что через эмоции сопереживания, внимание учащихся концентрируется на ответе “сильного” учащегося, прошедшего отборочный тур, в результате чего лучше усваивается и закрепляется учебный материал. А установка в начале урока на то, что им самим придется оценивать свои знания и знания одноклассников, вызывает чувство ответственности каждого члена команды за общий результат, побуждает к более строгому само- и взаимоконтролю.
Урок- конкурс.
Позволяет:
1. Проверить прочность теоретических знаний, практических умений и навыков за весь курс обучения.
2. Систематизировать знания учащихся.
3. Формировать у учащихся добросовестное отношение к труду, сознательное отношение к выполнению трудовых заданий; воспитывать волю к победе.
4. Прививает учащимся интерес к выбранной профессии.
5. Развивать у учащихся самостоятельность мышления, творческую инициативу и активность.
Урок – конференция.
Вряд ли стоит доказывать, что самым надежным свидетельством освоения изучаемого материала является способность учащихся вести беседу по конкретной теме. В данном случае целесообразно проводить урок-конференцию. Урок-конференция – это своеобразный диалог по обмену информацией. Оптимальное сочетание структурной повторяемости обеспечивает прочность и осмысленность усвоения.
В зависимости от поставленных задач тема урока может включать отдельные подтемы. Во всех этих случаях мы имеем дело с обменом значимой информацией. В такой ситуации логично прибегать к элементам ролевого диалога. Такая форма урока требует тщательной подготовки. Учащиеся самостоятельно работают над заданием по рекомендованной учителем литературе, готовят вопросы, на которые хотят получить ответы. Подготовка и проведение урока подобного типа стимулирует учащихся к дальнейшему углублению знаний в результате работы с различными источниками, а также расширяет кругозор.
Метод проектов.
Проектная деятельность учащегося не может выйти за пределы имеющихся у него знаний и перед началом работы он должен эти знания получить. Проектная деятельность — педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых знаний путём самообразования .
В методе проектов привлекает нацеленность на актуализацию имеющихся и формирование новых знаний и умений, личностно и общественно значимый результат, атмосфера делового сотрудничества учителя и учащихся. Проектный подход изначально ориентирован на самостоятельную, индивидуальную, групповую, коллективную работу детей. Ведь несмотря на всю свою активность и самодостаточность (по их мнению) дети не могут обойтись без взрослых в познании окружающего мира, в нахождении своего места в жизни, в обретении уверенности в себе, своих делах.
При проектном методе эффективно формируется творческий интерес к делу, развивается способность, как воспринимать красоту, так и творить её самому. При этом у детей формируется уважение к чужой инициативе, желание выслушать разные мнения и отстаивать своё (находить компромисс). В тематике проектов выполненных нашими учениками, отражаются не только содержание изучаемого или программного материала, но и индивидуальные интересы и возможности детей. Оценка за выполнение проекта не должна быть приурочена только к его завершению. Она осуществляется на протяжении всего процесса проектирования, когда учащиеся принимают решение, какое изделие проектировать, выбирают критерии для него, сравнивают первоначальные идеи, прорабатывают детали, способ выполнения и т.д. Конечная оценка проекта должна быть приближенный с самооценкой учащихся по мере того как они продвигаются от оценки своей собственной работы посредством проб и ошибок к обоснованию своих решений и результатов. Иначе говоря, школьники двигаются от простых утверждений типа «я всё сделал хорошо (плохо)» к более рефлексивной оценке, определяющей развитие их способностей в области проектирования и изготовления изделий. Наша задача формировать у учащихся самокритичный подход к своей работе, умение анализировать, тем самым приобретая собственный опыт. В 5 классе они учатся подсчитывать затраты на изделие, которое изготавливают, учитывая стоимость используемых материалов. Далее осваивают такие понятия, как прибыли и потери, начальная фиксированная и варьируемая цена, узнают как проектировать и изготовлять изделия для продажи и получения прибыли.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что метод проектов предусматривает самостоятельную творческую деятельность учащихся, он ориентирован на развитие у детей творческой активности, познавательных навыков, индивидуальности, нравственности, мышления и умений.
2.2 Формы контроля на занятиях технологии.
Основными формами контроля знаний, умений и навыков являются: практическая, устная, письменная проверка, а также индивидуальная и фронтальная проверка.
Практическая проверка позволяет выяснить, насколько учащиеся умеют применять знания на практике. Практическая проверка на уроках технологии осуществляется на каждом уроке, она способствует правильному формированию трудовых навыков, позволяет вовремя исправить допущенные ошибки .
Одной из форм практической проверки являются самостоятельные домашние работы. Здесь ученики выполняют такой объём типовых задач из числа предложенных учителем, который в его силах (рассчитать количество ткани, необходимое для пошива прямой, клиньевой , клешевой юбок при определенной ширине ткани; выполнить построение чертежа в масштабе 1:4 по предложенным меркам). Так при выполнении построения чертежа изделия выявляется степень умения читать чертёж, пользоваться расчётными формулами, пользоваться чертёжными инструментами, вести последовательное построение; при расчёте количества ткани осуществляется связь с математикой, необходимо знать и учитывать структуру ткани, уметь раскладывать выкройки с учётом направления долевой нити, рисунка, количества ткани .
Хорошей формой выявления практических умений и навыков являются конкурсы по профессии. Об этой форме работы последнее время как-то забыли, а ведь именно они позволяют определить детей, хорошо владеющих трудовыми приемами, с интересом занимающихся данным предметом.
Устная проверка наиболее широко используется в процессе обучения, она привычна для учащихся. Одним из видов устной проверки является рассказ ученика. Он позволяет учителю объективно и точнее определить знания учащихся, развить их мышление и устную речь. Однако этот вид проверки требует много времени и приводит к активизации в основном тех учащихся, которые отвечают на уроке. Вторым видом устной проверки, применяемым на уроках технологии, является беседа, способствующая фронтальной проверке знаний учащихся и установления живого контакта между учителем и учащимися. Беседа одновременно активизирует учащихся всего класса, стимулирует их внимание, память и мышление. Вместе с тем этот вид проверки позволяет в относительно короткий срок проверить знания учащихся по ряду вопросов и подготовить весь класс к восприятию нового материала. Четкая формулировка вопросов – одно из необходимых условий проверочной беседы.
Необычной формой устного контроля могут стать уроки-конкурсы. На таких уроках класс делится на две группы, им предлагается ряд вопросов:
1. Кто быстрее найдет недостающие линии на чертеже?
2. Что такое конструирование? Что такое моделирование?
3. Кто быстрее из представленных команд в коллекции машинных швов выберет все соединительные?
Такая форма выявления знаний нравится учащимся и повышает интерес к предмету. Результаты оцениваются учителем, который выставляет учащимся соответствующие отметки .
Одной из форм устной проверки являются коммуникативно-мыслительные игры (КМИ). КМИ способствуют объединению таких понятий как мышление и коммуникация в реализации таких дидактических целей, как диагностика и контроль теоретических знаний обучающихся .В основе организации КМИ лежит групповая форма, при этом следует учитывать, что оптимальный состав групп 5-6 человек. Порядок взаимодействия участников обусловлен определенными правилами, принятыми в игре, системой оценивания по разработанным критериям. Взаимодействие участников проявляется на всех этапах игры: при уяснении задачи, при определении роли каждого, при обсуждении и оценке результатов. Наличие развернутой системы индивидуального и группового оценивания снимает конфликтные ситуации и порождает дух соревнования внутри группы или между группами.
На уроках технологии можно использовать и такую форму контроля как взаимоконтроль, который основан на коллективном способе обучения. Проводя опрос, работа организуется парами, используются карточки с вопросами и ответами. Каждый задает своему напарнику вопросы по карточке и по ней же проверяет его ответ, в случае необходимости поправляя и дополняя его. Взаимопроверка значительно повышает активность учащихся, развивает мышление, речь, создает условия для естественного общения детей .
Разнообразные формы устной проверки имеют и ряд недостатков. Они не дают возможности сравнить ответы разных учащихся на один тот же вопрос, чтобы сделать объективный вывод об уровне овладения знаниями учеников класса в целом по тому или иному вопросу. Кроме того, устная проверка занимает много времени, не приучает детей кратко, логично и доказательно излагать ответ. Преодолению этих недостатков способствует письменная проверка знаний.
Письменная проверка знаний позволяет выявить знания учащихся целого класса за сравнительно короткий срок и получить ответы на основные вопросы темы. Систематически проводимая письменная проверка знаний стимулирует учащихся на изучение нового материала, усвоение его существенных вопросов так, как, давая письменные ответы, они должны суметь кратко, научно и орфографически правильно изложить свои знания. Письменные проверки могут быть проведены на любом этапе урока в зависимости от дидактических целей. Письменная проверка знаний включает применение разного рода тестов, позволяющих выявить усвоение учащимися фактического материала, контрольные и самостоятельные работы, решение кроссвордов, графические диктанты и так далее.
В отличие от самостоятельной, контрольная работа должна быть одинаковой трудности для всех. Практика показывает, что контрольные работы порождают у детей определенную неуверенность, боязнь получить двойку. Такое психологическое напряжение приводит порой к заметному искажению истинной картины знаний .
В последнее время всё более широкое применение стала находить проверка знаний, умений и навыков с помощью тестов.
Задания в тестовой форме – это такие задания, к которым предъявляются определенные требования, а именно:
· Наличие чёткой инструкции по его выполнению;
· Краткость и четкость выражения его смысла;
· Формулирование задания в логической форме высказывания;
· Правильность расположения его элементов;
· Наличие определенного места для ответов;
· Одинаковость правил их оценивания.
Тестовая проверка имеет ряд преимуществ перед традиционными формами и методами. Она позволяет более рационально использовать время урока, охватить большой объём содержания, быстро установить обратную связь с учащимися и определить результаты усвоения учебного материала, сосредоточить внимание на пробелах в знаниях и умениях и внести в них коррективы. Тестовый контроль обеспечивает одновременную проверку знаний учащихся всего класса и формирует у них мотивацию для подготовки к каждому уроку, дисциплинирует их. Тестовый контроль позволяет сравнить результаты нескольких классов и даже разных школ.В то же время тестовый контроль знаний, умений учащихся не лишен недостатков. Выбор из предложенных ответов, одного правильного, допускает определенную вероятность его угадывания, возможность списывания правильного ответа у соседей. Тестовый контроль не позволяет проверить умение учащихся логично излагать изученный материал, доказательно строить ответ, иллюстрировать его примерами. С помощью тестовых заданий трудно проверить уровень овладения школьниками практическими умениями. Интеллектуальные игры, к которым относятся учебные кроссворды, также являются эффективной формой знаний, умений и навыков. Кроссворды помогают быстро проверить знания учащихся .Для максимально быстрой проверки знаний используются графические диктанты, которые требуют от учащихся внимания, сосредоточенности, они показывают, насколько твердо учащиеся усвоили изученный материал. Проводиться диктант в очень быстром темпе, что снижает возможность списывания .Любой контроль знаний, умений и навыков завершается оценкой и выставлением отметки по пятибалльной системе .
В исследованиях Н.Г. Дайри, посвященных методам проверки, установлены условия при которых проверка создает положительное отношение учащихся к этому виду работ и, следовательно, активизирует их познавательную деятельность. Такие условия создаются:
1) если, с точки зрения учащихся, проверка полезна, интересна, помогает совершенствовать знания и развивает навыки, т.е. широко выполняет обучающую функцию;
2) если, каждый ученик может ожидать, что его спросят независимо от количества полученных отметок;
3) если, знания и навыки оцениваются требовательно и справедливо;
4) если, замечания с места поощряются и учитываются при аттестации;
5) если, проверка не выражается в нескольких вызовах ученика за четверть, а происходит ежедневно.
Таким образом, контроль знаний является неотъемлемым компонентом современного урока. Разнообразные формы и методы контроля делают его эффективным средством управления процессом учения, обучения и воспитания.