МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ №7
ТЕМА: «ЛИЧНАЯ ГИГИЕНА ТЯЖЕЛОБОЛЬНОГО ПАЦИЕНТА. ПРОФИЛАКТИКА ПРОЛЕЖНЕЙ.МАНИПУЛЯЦИИ, СВЯЗАННЫЕ С УХОДОМ ЗА СТОМАМИ».
В результате занятия обучающийся должен:
Знать:
универсальные меры предосторожности при стрижке ногтей, бритье;
- технику подачи судна и мочеприемника (мужчине и женщине);
- технику мытья рук, ног, стрижки ногтей на руках и ногах пациента;
Уметь:
подать судно и мочеприемник (мужчине и женщине);
мыть руки, ноги пациента;
стричь ноги на руках и ногах пациента;
брить пациента;
провести личную гигиену и профилактику пролежней у тяжелобольного пациента;
провести дезинфекцию использованного оборудования;
Формируемые компетенции:
ПК 4.1,ПК4.2, ПК 4.4, ПК 4.5, ПК 4.6, ПК 4.7, ПК 4.8, ПК 4. 11.
ОК 1., ОК 1,ОК 2,ОК 3,ОК 4,ОК 5,ОК.6, ОК 7.
Иметь практический опыт:
- Уход за волосами (мытье головы, расчесывание).
- Уход за полостью рта, чистка зубов.
- Уход за ушами, уход за глазами.
- Уход за носом, глазами.
Вопросы, рассматриваемые на практическом занятии:
1.Уход за волосами (мытье головы, расчесывание).
2.Уход за руками.Мытье ног в постели тяжелобольному.
3.Бритье пациента.
4. Уход за полостью рта, чистка зубов.
5.Уход за зубными протезами.
6.Уход за ушами, уход за глазами.
7.Уход за носом.
8.Дезинфекция использованного оборудования.
Самостоятельная работа на занятии.
Задание 1
Выполнение заданий в рабочей тетради.
Задание № 2
Отработать техникуухода за волосами (мытье головы, расчесывание).
Задание № 3
Отработать техникуухода за руками,мытье ног в постели тяжелобольному.
Задание № 4
Отработать технику бритья пациента.
Задание № 5
Отработать технику ухода за слизистыми полости рта, чистка зубов, уход за зубными протезами.
Задание № 6
Отработать технику ухода за носом, уход за ушами, глазами
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТАВ РАБОЧЕЙ ТЕТРАДИ
1.Дополните ответ или укажите правильный ответ «да», неправельный «нет»:
1.Туалет промежности проводят раствором температуры 18 - 200 __________________________________________________.
2.Полость рта тяжелобольного пациента обрабатывают раствором соды_____________
3.Положение, при котором пациент самостоятельно поворачивается, садится, ходит по отделению, называется ____________________________________________________.
4.Для подмывания пациентки используют фурацилин ________ .
5. Уход за глазами проводят ватными турундами ______________
6.Положение, при котором пациент не может самостоятельно поворачиваться, называется ________________________________.
7.При приготовлении постели тяжелобольному пациенту с недержанием мочи на простыню необходимо положить _________________________, накрытую пеленкой.
8.Образованию пролежней способствует плохой _______________.
9.Загрязненное нательное и постельное белье способствует образованию __________________________________________.
10.Степень риска возникновения пролежней определяется по шкале _________________ или по шкале ____________________.
11.Язвенно-некротические изменения кожи с подкожной клетчаткой и других мягких тканей, называются ___________________________________.
12.Пролежни у ослабленных тяжелобольных пациентов при положении на спине образуются обычно в области затылка, крестца, пяток, локтей и _______________________________.
13.Для профилактики пролежней необходимо каждые ______ часа менять _________________________________ пациента.
14.Орошение полости рта тяжелобольным проводят с помощью резиновой груши _____________________.
15.Для удаления серы из уха необходимо предварительно закапать _________________________________________________.
2.Выполните тестовые задания, отметив знаком «+» один или несколько правильных ответов:
1. При необходимости опорожнения в постели перед подачей судно необходимо:
а) ополоснуть его холодной водой
б) оставить в нем немного воды
в) ополоснуть теплой водой
г) не оставлять в нем воду
2. Тяжелобольного пациента следует подмывать:
а) один раз в день
б) утром и вечером
в) после каждого акта мочеиспускания и дефекации
г) только после акта дефекации
3. Для подмывания тяжелобольного необходимо приготовить:
а) биде
б) мочеприемник
в) судно
г) корнцанг
д) холодную воду
4. Ежедневные гигиенические мероприятия по уходу за пациентом, находящимся на строгом постельном режиме:
а) гигиеническую ванну
б) гигиенический душ
в) умывание
г) обтирание кожи
д) подмывание
5. Для обработки слизистой полости рта и зубов можно использовать:
а) 2% р-р натрия гидрокарбоната
б) 1% раствор пермангана́та ка́лия
в) дистилированную воду
г) 3% р-р перекиси водорода
6. Для удаления корочек в носовые ходы можно предварительно закапать:
а) вазелиновое масло
б) растительной масло
в) эфедрин
г) глицерин
7. Протирание ресниц, век необходимо делать:
а) снизу вверх
б) круговыми движениями
в) от наружного угла глаза к внутреннему
г) от внутреннего утла к наружному
8. Для размягчения серной пробки используют:
а) 2% р-р гидрокарбоната натрия
б) 3% р-р перекиси водорода
в) 10% р-р камфорного спирта
г) вазелиновое масло
9. Дополнить ответ. При подмывании пациенток необходимо совершать движения только: /______________________________/
10. Дополнить ответ. При орошении полости рта голову пациента необходимо повернуть на бок для профилактики: /_______________________________/
11. Дополнить ответ. Уход за полостью рта заключается:
а) ____________________________________________
б) ____________________________________________
в) ____________________________________________
г) ____________________________________________
Задание 3
Пациент В., 62 лет, находится на стационарном лечении в кардиологическом отделении. Медицинская сестра установила жалобы на: отеки на голенях, увеличение живота, сердцебиение, слабость, одышку в покое. Болеет около 7 лет, когда перенес инфаркт миокарда. Тревожен, выражает опасение за свое будущее и за исход лечения.
Объективно состояние тяжелое, положение в постели полусидя. Кожные покровы цианотичные. Отеки на стопах и голенях, ЧДД 22 в 1минуту, пульс 94 в 1 минуту, аритмичный, неравномерного наполнения и напряжения, АД 140/95 мм рт.ст. Живот увеличен в объеме, болезненный в правом подреберье.
1. Определите нарушенные потребности, определите проблемы пациента, сформулируйте цели и составьте план сестринских вмешательств.
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Домашнее задание:
Тема занятия: «Личная гигиена тяжелобольного пациента. Профилактика пролежней.Манипуляции, связанные с уходом за стомами».
Вопросы для подготовки:
1. Уход за наружными половыми органами женщины.
2. Уход за наружными половыми органами мужчины.
3. Подача судна и мочеприемника (мужчине и женщине)
4.Консультирование пациента и его семьи по вопросам личной гигиены тяжелобольного пациента.
Литература:
Основные учебные издания:
1.Мухина С.А. Тарновская И.И. Практическое руководство к предмету «Основы сестринского дела»: Учебник. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: ГЭОТАР – Медиа, 2016. стр. 246-264.
2.Обуховец Т.П., Чернова О.В. Основы сестринского дела. – Ростов н\д.Феникс, 2016. – стр. 408-439
Дополнительная литература.
1.Лесничая, Л. А., М. В. Ободникова. Алгоритмы сестринских манипуляций (в соответствии с технологиями выполнения простых медицинских услуг) [Электронный ресурс] // учебное пособие / — 3-е изд., стер. — Санкт-Петербург: Лань, 2020. — 256 с. Текст: электронный //
Лань: электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/130493.
Задания для самостоятельной работы обучающихся.
Подготовить презентацию по теме: «Профилактика пролежней»