СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Практическое занятие Физиологические механизмы действия гормонов.

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Практическое занятие  Физиологические механизмы действия гормонов.

Просмотр содержимого документа
«Практическое занятие Физиологические механизмы действия гормонов.»

Практическое занятие № 4 Физиологические механизмы действия гормонов.

Цель: изучить физиологические механизмы действия гормонов

Теоретическая часть

Действие гормонов на функции организма осуществляется двумя основными механизмами: через нервную систему и гуморально, непосредственно на органы и ткани.

Гормоны функционируют как химические посредники, переносящие информацию или сигнал в определенное место – клетку-мишень, которая имеет высокоспециализированный белковый рецептор, с которым связывается гормон. По механизму воздействия клеток с гормонами гормоны делятся на два типа.

Первый тип(стероиды, тиреоидные гормоны) – гормоны относительно легко проникают внутрь клетки через плазматические мембраны и не требуют действия посредника (медиатора).

Второй тип– плохо проникают внутрь клетки, действуют с ее поверхности, требуют присутствия медиатора, их характерная особенность – быстровозникающие ответы.

В соответствии с двумя типами гормонов выделяют и два типа гормональной рецепции: внутриклеточный (рецепторный аппарат локализован внутри клетки), мембранный (контактный) – на ее наружной поверхности. Клеточные рецепторы– особые участки мембраны клетки, которые образуют с гормоном специфические комплексы. Рецепторы имеют определенные свойства, такие как:

1) высокое сродство к определенному гормону; 2) избирательность; 3) ограниченная емкость к гормону;

4) специфичность локализации в ткани.

Эти свойства характеризуют количественную и качественную избирательную фиксацию гормонов клеткой.

Связывание рецептором гормональных соединений является пусковым механизмом для образования и освобождения медиаторов внутри клетки.

Механизм действия гормонов с клеткой-мишенью происходит следующие этапы:

1) образование комплекса «гормон—рецептор» на поверхности мембраны;

2) активацию мембранной аденилциклазы;

3) образование цАМФ из АТФ у внутренней поверхности мембраны;

4) образование комплекса «цАМФ—рецептор»;

5) активацию каталитической протеинкиназы с диссоциацией фермента на отдельные единицы, что ведет к фосфорилированию белков, стимуляции процессов синтеза белка, РНК в ядре, распада гликогена;

6) инактивацию гормона, цАМФ и рецептора.

Выделяют четыре типа воздействия гормонов на организм:

1) метаболическое воздействие – влияние на обмен веществ;

2) морфогенетическое воздействие – стимуляция образования, дифференциации, роста и метаморфозы;

3) пусковое воздействие – влияние на деятельность эффекторов;

4) корригирующее воздействие – изменение интенсивности деятельности органов или всего организма.

Алгоритм выполнения заданий.

Изучить теоретическую часть ,рассмотреть приложения1-5 и оформить отчет выполнив задания.


Задания.

1.Какие типы гормональной рецепции вы знаете?

2. Что такое клетка-мишень? Описать механизм действия гормонов с клеткой-мишенью.

3. Клетки каких органов являются мишенью для гормонов гипофиза?

4. Механизм действия липофильных гормонов? Каким образом происходит воздействие на уровне ДНК?

5. Назовите 3 самых «тяжелых» гормона и болезни ,которые вызываются их недостатком или избытком?

6. Типа воздействия гормонов на организм.

7. Что означают буквы: ТТГ,АКТГ,СТГ,ФСГ,ЛГ? В каких ЖВС они стимулируют выработку гормонов?

8. Написать вывод.

Приложение 1.


Приложение 2.




Приложение 3.






Приложение4.

Приложение 5.


















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!