Практическая работа
Тема: Менеджер в системе управления предприятием, его роли. Содержание и особенности труда менеджера.
Цель: приобрести знания об условиях формирования личности менеджера, научить учащихся обнаруживать взаимосвязь между изменениями внешней среды и теми требованиями, которые предъявляют эти изменения к работе менеджера.
Задание 1. Для менеджмента личность руководителя как объект и субъект управления важна с точки зрения поведения его на работе, общения с сотрудниками, отношения к делу, способностей, опыта, честности и других черт характера.
Основываясь на теоретических положениях, определите, какие из черт характера наиболее предпочтительны для: а) коммерческого директора; б) начальника отдела маркетинга и рекламы; в) заведующего отделом (секцией); г) менеджера по закупкам – товароведа.
Составьте «портрет» менеджера ХХI века.
Задание 2. Специфика управленческого труда заключается в том, что его нельзя измерить с помощью количественных показателей. Труд менеджера проявляется в показателях работы предприятия или подразделения. В сфере управленческого труда менеджер имеет дело со специфическими предметами, орудиями и продуктами труда. Предметом труда выступает информация. Орудиями труда аппарата управления является организационная и вычислительная техника, используемая для обработки информации в форме документов, решений, распоряжений. Содержание труда менеджера во многом определило место, которое он занимает в управленческой иерархии. В менеджменте принято различать собственно управленческие функции и функции исполнительского характера, т.е функции, связанные с личным участием менеджера в выполнении заданий. Чем выше должность менеджера, тем больше удельный вес управленческих работ в общем бюджете его рабочего времени, и наоборот.
Восстановите соотношение вышеназванных видов работ для менеджеров различных уровней:
№ п/п | Уровень руководства | Доля работ в % к общему бюджету рабочего времени |
Управленческие работы | Исполнительские работы |
1 | Руководитель базового уровня (зав.товарным отделом) | 30 | |
2 | Руководитель среднего звена (начальник коммерческого отдела) | | 50 |
3 | Коммерческий руководитель (заместитель директора) | | |
4 | Административный руководитель (директор, генеральный директор) | | |
Задание 3. Ознакомьтесь с ситуацией. Ответьте на вопросы.
Руководитель отдела кредитования одного из банков Татьяна Михайловна после долгих размышлений приняла, наконец, окончательное решение о необходимости введения штатной должности заместителя начальника отдела. Это было связано с тем, что постоянно увеличивающийся объем работы отдела, где Татьяна Михайловна была единственным менеджером, стал отражаться на качестве работы. Татьяна Михайловна понимала, что за ежедневной «текучкой» начинает упускать из виду наиболее важные проблемы, которые следовало решать в отделе. Круг потенциальных кандидатов быстро сузился до двух сотрудниц.
Первой была ее давняя подруга Елена Николаевна, с ней они пятнадцать лет назад вместе учились в Финансовой академии. Годы совместной учебы в одной группе, жизнь в общежитии, радости и горе - все это очень сблизило их. Они доверяли друг другу, а после замужества продолжали дружить семьями. Как специалист Елена Николаевна была исполнительным и вполне квалифицированным работником. Ей не хватало, по мнению Татьяны Михайловны, творческой «жилки», энергичности и настойчивости в достижении поставленных целей. Именно эти качества и позволили в свое время Татьяне Михайловне
стать руководителем отдела кредитования и соответственно начальником Елены Николаевны. Данное событие Елена Николаевна восприняла внешне спокойно. Другой кандидатурой на должность заместителя, как считала Татьяна Михайловна, являлась Надежда, которая после окончания ВУЗа работала в ее отделе около двух лет. С первых дней своей трудовой деятельности Надежда быстро «вписалась» в женский коллектив отдела. Обладая острым умом и будучи чрезвычайно динамичной, Надежда очень скоро стала квалифицированным работником. Татьяна Михайловна полагала, что Надежде не хватало лишь усидчивости. Неоднократно по собственной инициативе Надежда предлагала Татьяне Михайловне оригинальные решения возникающих перед отделом проблем, с помощью которых удавалось достичь значительных результатов.
Вопросы:
1. Кому, по вашему мнению, следует отдать предпочтение в решении вопроса о заместителе отдела: подруге Елене Николаевне или молодой сотруднице Надежде?
2. Объясните свое решение, постараясь «взвесить» достоинства и недостатки каждой кандидатуры.
3. Какими качествами прежде всего должен обладать менеджер?
4. Имеется ли специфика в работе заместителя начальника отдела банка, страховой фирмы, налоговой инспекции и других предприятий и организаций?
Задание 4. Ознакомьтесь с ситуацией. Ответьте на вопросы.
История менеджмента хранит имена выдающихся менеджеров. Эти люди, обладая незаурядными способностями, талантом и энергией добивались значительных результатов в организации компаний и управлении ими. Одним из таких менеджеров является Ли Якокка. Руководя автомобилестроительной компанией «Форд», он во многом способствовал ее процветанию, однако в итоге был безосновательно уволен владельцем этого предприятия Генри Фордом, который завидовал авторитету Ли Якокки и не мог терпеть рядом с собой такую сильную личность. Ли Якокко болезненно переживал свое увольнение и лишь через некоторое время, успокоившись, принял предложение руководства компании «Крайслер» возглавить ее. Между тем финансово-экономическое положение этой компании было катастрофическим. «Крайслер» по всем статьям уступал своим основным конкурентам на автомобильном рынке США: фирмам «Дженерал Моторз» и «Форд». Обладая богатым опытом, незаурядными способностями, энергией и другими присущими современному менеджеру качествами, Ли Якокка принялся за, казалось бы, безнадежное дело. Были проведены мероприятия по совершенствованию системы управления производством, поиску необходимых финансовых средств, усилению взаимодействия сбытовых служб компании с производственными подразделениями, ужесточен контроль за работой. Ли Якокка установил себе символическую заработную плату в 1 доллар вплоть до стабилизации положения компании, которое в итоге через несколько месяцев действительно выправилось и «Крайслер» вновь заняла свое прочное место на автомобильном рынке.
Вопросы:
1. В чем вы видите заслугу Ли Якокка как менеджера в стабилизации положения компании «Крайслер»?
2. Как можно оценить действия Ли Якокки по установлению себе символического уровня оплаты труда:
• красивый жест,
• недостаточно продуманное решение;
• хорошо просчитанный шаг менеджера.
Аргументируйте свои ответы.
Литература:
Глызина М.П.и др. Современный менеджмент, Р-на-Д, 2009 с.107-109
Семенов А.К., В.И. Набоков Основы менеджмента, М.,2010, с.253
Рубцова Л.И.Основы менеджмента в торговле, Р-на-Д, 2006 с.337, 339
Дашков Л.П., Памбухчиянц В.К., Памбухчиянц О.В. Организация труда работников торговли, М.,2010 с.41, с.9
Ф ҚҚЭК 703-10-09 Оқу - әдістемелік комплект (кешен) Бірінші басылым.
Ф КЭКК 703-02-09 Учебно-методический комплект (копмлекс). Издание первое.