Тема:
Правописание безударных гласных, звонких и глухих согласных.
Цель:
дидактическая: донести до студентов информацию об орфографии, о правописании безударной гласной в разных частях слова; о написании звонких и глухих согласных.
развивающая: развивать навыки грамотного письма и речи, самостоятельного мышления, связной речи;
воспитательная: воспитывать внимание, грамотность, логическое мышление.
Тип заняття: практическое занятие.
ХОД ЗАНЯТИЯ
І. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
ІІ. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ ЗАНЯТИЯ, ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЦЕЛИ
ІІІ. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ
Проверка домашнего задания
IV. РАБОТА НАД ТЕМОЙ ЗАНЯТИЯ
4.1 Работа с КОЗ к теме «Правописание гласных в корне».
Задание 1.
Стимул | - Инна, нет ничего проще, чем проверить гласную в корне. Подбирай проверочное слово с ударной гласной – и всё. - Нет, Оля, не всё так просто. Если будешь пользоваться этим способом проверки, допустишь много ошибок. |
Задачная формулировка | Кто прав? Сформулируйте причины различия безударных гласных в корне. Оформите результаты в виде таблицы, озаглавив столбики и распределяя примеры. |
Источник информации | Пр..токол, укр..тить, ст..рожка, ум..рать, р..внение, к..т..лог, к..сить, к..сание, пр..оритет, пром..кашка, к..согор, к..нкурент |
Бланк для выполнения задания | Безударные гласные ? ? ? 1. 1. 1. 2. 2. 2. 3. 3. 3. 4. 4. 4. |
Инструмент проверки | Критерии оценивания | 1 столбик | 2 столбик | 3 столбик |
Классификация корней | | | |
Выбор гласной | | | |
Наличие правильного доказательства (можно графического) | | | |
Примечание: количество предложенных слов может быть увеличено по желанию преподавателя.
За каждый верный ответ студент получает 1 балл.
За каждый правильный, но неполный ответ – 0,5 балла
За каждый неверный ответ – 0 баллов.
Максимальное количество – 9 баллов.
Приступая к выполнению задания, студент должен внимательно прочитать задачную формулировку, изучить бланк для заполнения. В процессе работы обучающийся должен продемонстрировать следующие умения:
-классифицировать корни с безударной гласной (корни с гласной, проверяемой ударением; корни с непроверяемой гласной; корни с чередующейся гласной);
-выбирать гласную (с помощью подбора проверочного слова, нужного правила или орфографического словаря);
-аргументировать свой выбор.
Задание 2. Перепишите, вставляя пропущенные буквы и подбирая проверочные слова.
Всю д..мовую работу Лонгрен исп..лнял сам: к..лол дрова,н..сил воду, т..пил печь, стряпал, ст..рал, гладил бельё и, кроме всего этого, усп..вал работать для денег. Когда Ассоль исполнилось восемь лет, отец выучил ее ч..тать и п..сать. Он стал изр..дка брать ее с собой в город, а затем посылать даже одну, если была надобность перехв..тить денег в магазине или сн..сти товар. Это случалось не часто, хотя Лисс лежал всего в четырех в..рстах от Каперны, но дорога к нему шла лесом, а в лесу многое может напугать д..тей, помимо физической опасности, которую, правда, трудно встретить на таком близком расстоянии от города, но все-таки не мешает иметь в виду. Поэтому только в хорошие дни, утром, когда окружающая дорогу чаща п..лна солнечным ливнем, цв..тами и т..шиной, так что впечатлительности Ассоль не гр..зили фантомы воображения, Лонгрен отпускал ее в город. (А. Грин)
4.2 Используем прием моделирования.
Задание 3. Существует несколько способов проверки безударных гласных в корне слова. Проанализируйте слова в тексте (включая те, в которых буква не пропущена) и сгруппируйте их по способам проверки. Сколько групп у вас получится? Обоснуйте ваш выбор. Составьте таблицу или схему.
Модельный ответ
Способы проверки безударной гласной
Подбор формы слова | Подбор однокоренного слова |
кОлол нОсил тОпил пИсать снЕсти вЕрстах дЕтей | дОмовую испОлнял кОлол нОсил тОпил пИсать стИрал успЕвал чИтать изрЕдка перехвАтить пОлна цвЕтами тИшиной грОзили снЕсти лЕжал чЕтырёх фИзической расстОянии горОда мЕшать иметь в вИду впечАтлительности дрОва |
Обоснование
1) Нет способа проверки с помощью сложносокращенных слов. Данный способ проверки возможен для слов с непроверяемой гласной в корне: в сложносокращенных словах эта гласная не стоит под ударением, но слышится ясно (дИвизия – комдИв, брИгадир – комбрИг). Подобных слов в данном тексте нет.
2) Некоторые слова можно проверить обоими способами: н..сил – нОсит, поднОс.
4.3 Лингвистическое исследование (разрешение проблемной ситуации).
Задание 4. Вспомните все виды безударных гласных в корне слова. Авторами учебника слово СТИРАЛ отнесено к словам с проверяемой гласной в корне. Воспользуйтесь толковым словарем. Какое исследование можно провести, чтобы объяснить авторский выбор? Проведите его, используя необходимые справочные пособия, словари. Запишите алгоритм исследования. Свой вывод оформите в виде лингвистического сочинения.
Модельный ответ
Орфограмма в слове СТИРАЛ связана со значением слова. В данном тексте оно имеет значение «мыть (одежду, изделия из ткани)». В этом значении корень является проверяемым, т.к. произошло сращение морфем – приставки и корня.
В значении «трением удалить с поверхности» в корне происходит чередование Е-И, следовательно, эта гласная не проверяется ударением, а пишется по правилу «В корнях с чередованием -ТЕР-/ -ТИР- пишется А, так как после корня следует суффикс –А-».
Однако исторически эти слова являются родственными.
4.4. Применение языковых знаний в нестандартной ситуации.
Задание 5. Проанализируйте в данном тексте слова с проверяемой гласной в корне. Выпишите из них те, которые можно проверить только подбором:
существительного______________________________________________
глагола_______________________________________________________
местоимения__________________________________________________
Постройте ответ в виде устного рассуждения.
Модельный ответ
Среди данных слов есть такие, которые можно проверить обоими способами проверки: подбором однокоренных слов и подбором формы слова. Например, КОЛОЛ, ТОПИЛ, НОСИЛ, ИЗРЕДКА и т.д. Есть те, которые можно проверить одним из способов, например, ВЕРСТАХ, ДЕТЕЙ.
Проанализировав все слова, приходим к выводу, что с помощью только существительных можно проверить слова ДОМОВУЮ (дом), ФИЗИЧЕСКОЙ (физика), ДРОВА (дровни); с помощью только глагола – слово СНЕСТИ (нёс, перенёс), а с помощью местоимения - слово ЧЕТВЕРЫХ (четверо).
Задание 6.
Стимул | Разговор на перемене двух учениц 9 класса. – Эти корни с чередованием гласных выучить невозможно! Их так много! – По-моему, ты преувеличиваешь. Нужно просто запомнить алгоритм работы. – Поможешь мне? |
Задачная формулировка | Помогите ученице восстановить алгоритм работы и, воспользовавшись им, вставьте буквы. Объясните, какое слово и почему здесь «лишнее». |
Источник информации | Алгоритм: Выделяем корень. ? ? Вставляем букву. Слова для работы: заск..чить, бл..снуть, выр..щенный, зам..реть от восторга, зам..рать от счастья, прим..рять соперников, непром..каемый, подр..внять клумбу, обм..кнуть перо, р..сток, бл..стательное исполнение, подр..вняться в строю. |
Инструмент проверки | Критерии оценки | Умение выделять корень | Умение определять лексическое значение корня | Причина выбора гласной | «Лишнее» слово |
| Корни с чередованием | | | | |
Корни с проверяемой гласной | | | | |
Примечание. За каждый верный ответ студент получает 1 балл.
За каждый правильный, но неполный ответ студент получает 0,5 баллов.
За неверный ответ студент получает 0 баллов.
Максимальное количество баллов – 8.
Задание 7.
Стимул | Завтра у вас контрольная работа по теме «Правописание гласных в корне». Хотите проверить вашу готовность различать группы корней с чередованием гласной? |
Задачная формулировка | Прибегните к классификации корней в данных словах и «решите» пропорции, выполнив задание по аналогии. |
Источник информации | р..сли к..снуться 2) изб..рать выт..реть _____ = _________ ________ = ________ р..стение ? ? выт..рать зорька загар 4) м..кать р..внение _____ = _____ _______ = ________ з..ря ? пром..чил ? |
Инструмент проверки | Критерии оценивания | 1 пропорция | 2 пропорция | 3 пропорция | 4 пропорция |
Классификация корней | | | | |
Наличие верного доказательства | | | | |
Выбор гласной в корне | | | | |
Наличие верного примера | | | | |
Примечание. За каждый верный ответ студент получает 1 балл.
За каждый правильный, но неполный ответ студент получает 0,5 баллов.
За неверный ответ студент получает 0 баллов.
Максимальное количество баллов – 16.
V. ИТОГИ ЗАНЯТИЯ
Оценивание работы студентов на занятии
VI. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Подобрать материал по одной из предложенных орфограмм.
Стимул | Как, по-вашему, будет выглядеть логическая цепочка по теме «Употребление буквы Ь», «Правописание О/Ё после шипящих и Ц», «Правописание приставок на З - / С -» , «Правописание И – Ы после приставок»? |
Задачная формулировка | Попробуйте выстроить ее, используя необходимые компоненты материала для информации. |
Источник информации + бланк для работы | Корень, касательная, ударение, корень с безударной гласной, слово, безударный, омонимичные корни, часть слова, чемодан, корень с чередующейся гласной, колючий. |
Инструмент проверки | Ключ |
6