СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Практическое занятие по теме "Правописание безударных гласных, звонких и глухих согласных."

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка практического занятия по теме "Правописание безударных гласных, звонких и глухих согласных." предусматривает проверку правописания безударной гласной в разных частях слова; написание звонких и глухих согласных. Нацелено на развитие навыков грамотного письма и речи, самостоятельного мышления, связной речи; на воспитание внимания, грамотности и логического мышления. Используется приём моделирования, лингвистическое исследование (разрешение проблемной ситуации), применение языковых знаний в нестандартной ситуации.

Просмотр содержимого документа
«Практическое занятие по теме "Правописание безударных гласных, звонких и глухих согласных."»

Тема:

Правописание безударных гласных, звонких и глухих согласных.

Цель:

дидактическая: донести до студентов информацию об орфографии, о правописании безударной гласной в разных частях слова; о написании звонких и глухих согласных.

развивающая: развивать навыки грамотного письма и речи, самостоятельного мышления, связной речи;


воспитательная: воспитывать внимание, грамотность, логическое мышление.


Тип заняття: практическое занятие.

ХОД ЗАНЯТИЯ


І. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ


ІІ. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ ЗАНЯТИЯ, ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЦЕЛИ


ІІІ. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ

Проверка домашнего задания


IV. РАБОТА НАД ТЕМОЙ ЗАНЯТИЯ

4.1 Работа с КОЗ к теме «Правописание гласных в корне».

Задание 1.

Стимул

- Инна, нет ничего проще, чем проверить гласную в корне. Подбирай проверочное слово с ударной гласной – и всё.

- Нет, Оля, не всё так просто. Если будешь пользоваться этим способом проверки, допустишь много ошибок.

Задачная формулировка

Кто прав? Сформулируйте причины различия безударных гласных в корне. Оформите результаты в виде таблицы, озаглавив столбики и распределяя примеры.

Источник информации

Пр..токол, укр..тить, ст..рожка, ум..рать, р..внение, к..т..лог, к..сить, к..сание, пр..оритет, пром..кашка, к..согор, к..нкурент

Бланк для выполнения задания

Безударные гласные


? ? ?

1. 1. 1.

2. 2. 2.

3. 3. 3.

4. 4. 4.

Инструмент проверки

Критерии оценивания

1 столбик

2 столбик

3 столбик

Классификация корней




Выбор гласной




Наличие правильного доказательства (можно графического)





Примечание: количество предложенных слов может быть увеличено по желанию преподавателя.

За каждый верный ответ студент получает 1 балл.

За каждый правильный, но неполный ответ – 0,5 балла

За каждый неверный ответ – 0 баллов.

Максимальное количество – 9 баллов.

Приступая к выполнению задания, студент должен внимательно прочитать задачную формулировку, изучить бланк для заполнения. В процессе работы обучающийся должен продемонстрировать следующие умения:

-классифицировать корни с безударной гласной (корни с гласной, проверяемой ударением; корни с непроверяемой гласной; корни с чередующейся гласной);

-выбирать гласную (с помощью подбора проверочного слова, нужного правила или орфографического словаря);

-аргументировать свой выбор.

Задание 2. Перепишите, вставляя пропущенные буквы и подбирая проверочные слова.

Всю д..мовую работу Лонгрен исп..лнял сам: к..лол дрова,н..сил воду, т..пил печь, стряпал, ст..рал, гладил бельё и, кроме всего этого, усп..вал работать для денег. Когда Ассоль исполнилось восемь лет, отец выучил ее ч..тать и п..сать. Он стал изр..дка брать ее с собой в город, а затем посылать даже одну, если была надобность перехв..тить денег в магазине или сн..сти товар. Это случалось не часто, хотя Лисс лежал всего в четырех в..рстах от Каперны, но дорога к нему шла лесом, а в лесу многое может напугать д..тей, помимо физической опасности, которую, правда, трудно встретить на таком близком расстоянии от города, но все-таки не мешает иметь в виду. Поэтому только в хорошие дни, утром, когда окружающая дорогу чаща п..лна солнечным ливнем, цв..тами и т..шиной, так что впечатлительности Ассоль не гр..зили фантомы воображения, Лонгрен отпускал ее в город. (А. Грин)


4.2 Используем прием моделирования.

Задание 3. Существует несколько способов проверки безударных гласных в корне слова. Проанализируйте слова в тексте (включая те, в которых буква не пропущена) и сгруппируйте их по способам проверки. Сколько групп у вас получится? Обоснуйте ваш выбор. Составьте таблицу или схему.

Модельный ответ

Способы проверки безударной гласной

Подбор формы слова

Подбор однокоренного слова

кОлол

нОсил

тОпил

пИсать

снЕсти

вЕрстах

дЕтей

дОмовую

испОлнял

кОлол

нОсил

тОпил

пИсать

стИрал

успЕвал

чИтать

изрЕдка

перехвАтить

пОлна

цвЕтами

тИшиной

грОзили

снЕсти

лЕжал

чЕтырёх

фИзической

расстОянии

горОда

мЕшать

иметь в вИду

впечАтлительности

дрОва

Обоснование

1) Нет способа проверки с помощью сложносокращенных слов. Данный способ проверки возможен для слов с непроверяемой гласной в корне: в сложносокращенных словах эта гласная не стоит под ударением, но слышится ясно (дИвизия – комдИв, брИгадир – комбрИг). Подобных слов в данном тексте нет.

2) Некоторые слова можно проверить обоими способами: н..сил – нОсит, поднОс.


4.3 Лингвистическое исследование (разрешение проблемной ситуации).

Задание 4. Вспомните все виды безударных гласных в корне слова. Авторами учебника слово СТИРАЛ отнесено к словам с проверяемой гласной в корне. Воспользуйтесь толковым словарем. Какое исследование можно провести, чтобы объяснить авторский выбор? Проведите его, используя необходимые справочные пособия, словари. Запишите алгоритм исследования. Свой вывод оформите в виде лингвистического сочинения.


Модельный ответ

Орфограмма в слове СТИРАЛ связана со значением слова. В данном тексте оно имеет значение «мыть (одежду, изделия из ткани)». В этом значении корень является проверяемым, т.к. произошло сращение морфем – приставки и корня.

В значении «трением удалить с поверхности» в корне происходит чередование Е-И, следовательно, эта гласная не проверяется ударением, а пишется по правилу «В корнях с чередованием -ТЕР-/ -ТИР- пишется А, так как после корня следует суффикс –А-».

Однако исторически эти слова являются родственными.

4.4. Применение языковых знаний в нестандартной ситуации.

Задание 5. Проанализируйте в данном тексте слова с проверяемой гласной в корне. Выпишите из них те, которые можно проверить только подбором:

  1. существительного______________________________________________

  2. глагола_______________________________________________________

  3. местоимения__________________________________________________

Постройте ответ в виде устного рассуждения.

Модельный ответ

Среди данных слов есть такие, которые можно проверить обоими способами проверки: подбором однокоренных слов и подбором формы слова. Например, КОЛОЛ, ТОПИЛ, НОСИЛ, ИЗРЕДКА и т.д. Есть те, которые можно проверить одним из способов, например, ВЕРСТАХ, ДЕТЕЙ.

Проанализировав все слова, приходим к выводу, что с помощью только существительных можно проверить слова ДОМОВУЮ (дом), ФИЗИЧЕСКОЙ (физика), ДРОВА (дровни); с помощью только глагола – слово СНЕСТИ (нёс, перенёс), а с помощью местоимения - слово ЧЕТВЕРЫХ (четверо).

Задание 6.

Стимул

Разговор на перемене двух учениц 9 класса.

– Эти корни с чередованием гласных выучить невозможно! Их так много!

– По-моему, ты преувеличиваешь. Нужно просто запомнить алгоритм работы.

– Поможешь мне?

Задачная формулировка

Помогите ученице восстановить алгоритм работы и, воспользовавшись им, вставьте буквы. Объясните, какое слово и почему здесь «лишнее».

Источник информации

Алгоритм:

  1. Выделяем корень.

  2. ?

  3. ?

  4. Вставляем букву.


Слова для работы: заск..чить, бл..снуть, выр..щенный, зам..реть от восторга, зам..рать от счастья, прим..рять соперников, непром..каемый, подр..внять клумбу, обм..кнуть перо, р..сток, бл..стательное исполнение, подр..вняться в строю.

Инструмент проверки

Критерии

оценки


Умение выделять корень

Умение определять лексическое значение корня

Причина выбора гласной


«Лишнее» слово



Корни с чередованием





Корни с проверяемой гласной






Примечание. За каждый верный ответ студент получает 1 балл.

За каждый правильный, но неполный ответ студент получает 0,5 баллов.

За неверный ответ студент получает 0 баллов.

Максимальное количество баллов – 8.


Задание 7.

Стимул

Завтра у вас контрольная работа по теме «Правописание гласных в корне». Хотите проверить вашу готовность различать группы корней с чередованием гласной?

Задачная формулировка

Прибегните к классификации корней в данных словах и «решите» пропорции, выполнив задание по аналогии.

Источник информации

  1. р..сли к..снуться 2) изб..рать выт..реть

_____ = _________ ________ = ________

р..стение ? ? выт..рать



  1. зорька загар 4) м..кать р..внение

_____ = _____ _______ = ________

з..ря ? пром..чил ?

Инструмент проверки

Критерии оценивания

1 пропорция

2 пропорция

3 пропорция

4 пропорция

Классификация корней





Наличие верного доказательства





Выбор гласной в корне





Наличие верного примера






Примечание. За каждый верный ответ студент получает 1 балл.

За каждый правильный, но неполный ответ студент получает 0,5 баллов.

За неверный ответ студент получает 0 баллов.

Максимальное количество баллов – 16.


V. ИТОГИ ЗАНЯТИЯ

Оценивание работы студентов на занятии


VI. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ


Подобрать материал по одной из предложенных орфограмм.


Стимул

Как, по-вашему, будет выглядеть логическая цепочка по теме «Употребление буквы Ь», «Правописание О/Ё после шипящих и Ц», «Правописание приставок на З - / С -» , «Правописание И – Ы после приставок»?

Задачная формулировка

Попробуйте выстроить ее, используя необходимые компоненты материала для информации.

Источник информации + бланк для работы

Корень, касательная, ударение, корень с безударной гласной, слово, безударный, омонимичные корни, часть слова, чемодан, корень с чередующейся гласной, колючий.

Инструмент проверки

Ключ


6