Раздел: Графический редактор CorelDraw.
Урок 1-2.
Упражнение 1. Создание векторных объектов
Любые иллюстрации создаются в CorelDRAW из множества простых объектов, поэтому необходимо научиться создавать разнообразные векторные объекты, чтобы в дальнейшем редактировать их, составляя произвольные композиции. Все объекты создаются в редакторе одинаково, и, освоив создание простых объектов, вы без труда сможете работать с более сложными векторными объектами.
Наиболее простыми объектами можно считать прямоугольники и эллипсы, и первым созданным вами объектом будет именно прямоугольник.
Рисование и редактирование прямоугольника.
1) Выберите инструмент
в панели инструментов Toolbox, расположенной в левой части окна программы, щелкнув на нем мышью. Изображение кнопки при этом изменится, она будет как бы зафиксирована в нажатом состоянии. Это говорит о том, что вы находитесь в режиме создания прямоугольников. Кнопка останется нажатой, пока вы не выберете другой инструмент.
2) Установи указатель мыши в любом месте изображения листа бумаги, то есть на рабочем поле. При этом вид указателя изменится. Нажмите левую кнопку мыши и, не отпуская её, начинайте передвигать мышь. На экране появится прямоугольник, размеры которого будут меняться вместе с передвижением мыши. Отпустите левую кнопку мыши, и прямоугольник останется на. экране. Вокруг созданного объекта можно увидеть черные прямоугольники, в центре перекрестие, а в вершинах - контурные прямоугольники. Все эти управляющие элементы предназначены для редактирования объекта.
Двойной щелчок на пиктограмму Rectangle Tool (Прямоугольник) позволяет создать прямоугольник по размеру листа в рабочей области, т.е., если мы используем лист формата А4, то созданный таким образом прямоугольник будет иметь размеры 210x297 мм.
Инструмент Стрелка предназначен для выделения, перемещения объектов, а также для элементарных преобразований, таких как скос и вращение.
Двойной щелчок на пиктограмму Tool (Указатель) позволяет выделить все объекты, находящиеся в рабочей области.
Вот так выглядит выделенный объект. При наведении курсора на центр объекта (отмеченный крестиком) курсор меняет вид на четырехугольную стрелку – это символ перемещения.

Если нажать на выделенный объект ещё раз, то вид маркеров, их свойства и значение изменятся. Боковые маркеры отвечают за скос объекта (получить параллелограмм). Угловые стрелочки предназначены для вращения объекта вокруг центра вращения.


Установка размеров и изменение положения объекта.
Положение объекта: Х – характеризует положение по горизонтали, Y – по вертикали. Если установить в обоих окошках «0», то центр объекта расположится в левом нижнем углу листа, следовательно, там и находится точка отсчета координат. Если выделено несколько объектов {несгруппированных), то центр каждого из объектов установится в заданной (одной) точке.
Размеры объекта: На панели свойств имеются два окошка, обозначенные двойными стрелками — горизонтальной и вертикальной, предназначенные, соответственно, для изменения вертикальных и горизонтальных размеров. Для прямоугольника это — ширина и высота.
В следующих окошках можно изменить масштаб объекта по длине или по высоте. Это свойство бывает полезно, когда, к примеру, требуется увеличить объект в два с половиной раза. По умолчанию масштаб изменяется пропорционально, но если нажать кнопочку с замочком, то масштабирование будет непропорциональным (отдельно по длине и по высоте).
Для поворота объекта относительно центра вращения следует ввести требуемое число в окошко рядом со знаком [ ] °.

Скругление углов прямоугольника. Задать процент скругления угла прямоугольника можно в соответствующих окошках для каждого угла отдельно. Если нажата кнопочка с замочком, то углы будут скругляться одновременно.

Пользуясь инструментом
"3-точечный прямоугольник", с помощью которого можно рисовать прямоугольники, сразу наклоненные под произвольным углом.
Для этого после выбора соответствующего инструмента:
установите указатель мыши в точку, соответствующую первой вершине прямоугольника;
не отпуская кнопку мыши, перетащите указатель мыши под нужным углом на расстояние, равное одной стороне прямоугольника, и отпустите указатель мыши;
перетаскивая указатель мыши, определите размер прямоугольника и щелкните кнопку мыши.
Итоговое задание по теме. Создание телевизора с помощью инструмента Прямоугольник.

Рисование и редактирование эллипса.
Прямоугольник задается диагональю. При создании эллипса мы задаем диагональ воображаемого прямоугольника, в который будет вписан эллипс. Так, если создать прямоугольник и эллипс с одинаковыми координатами центра и линейными размерами, эллипс окажется строго вписан в прямоугольник.
Эллипс создается при помощи инструмента Ellipse Tool (Эллипс) на панели инструментов.
Если рисовать эллипс, одновременно удерживая клавишу Ctrl, то получится круг, удерживая Shift — фигура будет рисоваться из центра.
Созданный эллипс можно превратить в сегмент или дугу.
Для этого можно воспользоваться кнопками на панели свойств, изображающими соответствующие фигуры, или мышью (наведя курсор мыши на узел вверху эллипса, при этом курсор меняет вид). При преобразовании эллипса с помощью мыши следует иметь в виду, что, если курсор в процессе изменения формы удерживать внутри окружности, то в результате получится сегмент круга, а если снаружи - то дуга.
Попробуйте построить эллипс инструментом
"3-точечный эллипс", с помощью которого можно рисовать эллипсы по трем точкам.
Для этого после выбора соответствующего инструмента:
установите указатель мыши в точку, соответствующую первой точке эллипса;
не отпуская кнопку мыши, перетащите указатель мыши под нужным углом на расстояние, равное одной диагонали эллипса, и отпустите указатель мыши;
перетаскивая указатель мыши, определите размер второй диагонали и щелкните кнопку мыши.
Задание 1.
Создайте эллипс и прямоугольник. С помощью панели свойств установите линейные размеры прямоугольника и эллипса 40x80, координаты центра обеих фигур 105 (X) и 148,5 (Y). Должно получиться: эллипс вписан в прямоугольник, обе фигуры расположены строго по центру листа.
Можно выделить сразу оба объекта и менять размеры и координаты центра одновременно для прямоугольника и для эллипса. Для того, чтобы выделить несколько объектов, следует выбрать инструмент Стрелка и нарисовать вокруг объектов воображаемый прямоугольник. Кстати, двойной щелчок мышью на инструмент Стрелка позволяет выделить все объекты, находящиеся в рабочей области.
Задание 2.
Создайте эллипс. Затем его превратите в дугу градусной мерой 270° (например, градусная мера начала дуги — 0°, а конца — 270° или 30° и 300° соответственно). Нажмите кнопку с сектором круга на панели свойств — и ваша дуга стала сегментом круга такой же градусной меры.
Задание 3.
Нарисовать лягушонка с помощью инструмента Эллипс.

Рисование и редактирование многоугольников.
Выбрав инструмент Многоугольник
, обратите внимание на панель свойств. Перед созданием многоугольника следует выбрать его форму — полигональная или звездчатая, а также количество углов многоугольника. Создание многоугольника производится уже знакомым нам способом — многоугольник вписывается в воображаемый прямоугольник.
При создании звездчатых многоугольников (количество углов больше или равно семи) используется еще один параметр — острота углов. Для изменения этого параметра используется ползунок на панели свойств — чем больше параметр, тем острее углы. 
Изменить количество углов можно и у уже созданного многоугольника. Для этого следует изменить число на панели свойств (при условии, что многоугольник выделен).
Так же, как и любые объекты, многоугольники можно вращать, изменять их размеры, заливать цветом и так далее — все вышеизложенные действия производятся способом, аналогичным для прямоугольника или эллипса. Опять же клавиша Shift позволяет нам создавать равносторонние многоугольники, а клавиша Ctrl — рисовать их из центра.
Рассмотрим одну небезынтересную возможность преобразования многоугольников. Обратите внимание на «свеженький», только что созданный многоугольник — на контуре имеются несколько узлов. При наведении на такой узел курсор меняет форму. Если, нажав (и удерживая) кнопку мыши на этом узле, перемещать мышь по кругу или к центру фигуры, то можно добиться очень интересных результатов. Выбор узла не имеет значения, так как все узлы перемещаются синхронно.
Задание. Попробуйте создать подобную звезду. Она была преобразована из 12-угольных полигональных многоугольников.
Рисование и редактирование спиралей.
Инструмент Спираль находится на дополнительной панели к инструменту Poligon Tool (Многоугольник). После выбора инструмента Спираль на панели инструментов следует обратить внимание на панель свойств и задать количество витков спирали и ее тип - симметричная или логарифмическая.
Для логарифмической спирали существует еще один параметр — коэффициент расширения, который показывает процент увеличения каждого последующего витка спирали. Говоря по совести, логарифмическая спираль с коэффициентом расширения, равным 1, фактически является симметричной.
Инструмент Graph Paper (Миллиметровка)
Перед созданием сетки необходимо задать требуемое число строк и столбцов. Это легко сделать с помощью панели свойств.
Максимальное число строк и колонок равно 50.
Заметьте: в строке состояния при этом сообщается, что создана группа объектов.
Это связано с тем, что инструмент Graph Paper (Миллиметровка) — не более чем средство автоматизации рисования группы прямоугольников указанной численности.
Если возникает необходимость отредактировать отдельную клетку, созданную сетку следует разгруппировать. После этого каждая ячейка сетки превращается в отдельный прямоугольник со всеми присущими этой фигуре свойствами.
Задание. Создайте такую простенькую картинку, приняв за базовую фигуру сетку 3x4. После создания разгруппируйте сетку (правая кнопка мыши, пункт «Разгруппировать» в контекстном меню либо пиктограмма на панели свойств при выбранном инструменте Pick Tool (Стрелка)) и скруглите у отдельных прямоугольников углы на все 100.

Изменять отдельные прямоугольники можно, и не разгруппировывая сетку. Для этого следует выделить нужную ячейку, удерживая клавишу Ctrl.
Построение линий
В отличие от ранее рассмотренных нами инструментов, инструменты группы «Свободное рисование» позволяют создавать произвольные объекты — кривые.
Кривые характеризуются узлами, для каждого из которых задано его местоположение и направление кривой. Для создания кривой следует, удерживая левую кнопку мыши, «нарисовать» мышкой кривую.
С помощью инструмента «Свободное рисование» можно создать прямую линию — достаточно двумя щелчками мыши задать начало и конец ее.
Кривая может быть замкнутой или незамкнутой. Если подвести курсор мыши к концу выделенной кривой, курсор примет следующую форму: рядом с курсором появится изогнутая стрелка. Это значит, что следующий сегмент кривой будет продолжением уже имеющейся. Такую же форму курсор принимает и при замыкании кривой.
Созданную кривую можно отредактировать путем изменения положения узлов и направления кривой. Для этого используются инструменты группы Shape Tool (Форма).

Степень неровности кривой зависит от количества узловых точек, которое устанавливается автоматически в соответствии с длиной и сложностью контура, а также со значением параметра "гладкость кривой". Чем выше величина гладкости кривой, тем более гладкая и плавная получается кривая.
После двойного щелчка мыши на значке инструмента "Свободная рука" (или выбора пункта меню "Инструменты Опции"), появится окно настроек "Установки", в котором выберите "Панель инструментов" "Кривая/линия Безье" и установите значение 17 параметра "Свободное сглаживание".
Теперь нарисуйте кривую. Обратите внимание, что кривая не слишком гладкая.
Чтобы увидеть узловые точки, выделите кривую, предварительно выбрав инструмент
"Форма". На экране вы должны получить рисунок вида:

Чтобы продолжить построение уже созданного незамкнутого контура:
1. выделите его щелчком инструмента
"Указатель";
2. поместите указатель инструмента "Свободная рука" или "Полилиния" на одну из концевых точек (указатель изменится);
3. нажмите кнопку мыши и перемещайте указатель для рисования.
Установите самую высокую гладкость кривой и дорисуйте контур, чтобы получился рисунок, похожий на следующий:
Замкнуть контур можно, используя кнопку
"Автозакрывающаяся кривая" панели свойств.
Выделите построенную вами кривую и замкните контур.
Изобразите следующий рисунок, используя полученные знания:
Среди инструментов панели "Кривая" есть интересный инструмент "3-точечная кривая", который позволяет рисовать гладкие кривые в три приема:
выберите нужный инструмент и отметьте точку - начало кривой;
не отпуская кнопки мыши, переместитесь в точку - конец кривой (вы увидите отрезок прямой);
отпустите кнопку мыши и, перемещая указатель мыши в сторону от построенной линии, сформируйте длину и кривизну линии.
Если понятно, как работать с инструментом, нарисуйте следующий эскиз:
Точнее всего кривые можно построить с помощью инструментов
"Инструмент Безье" и
"Перо".
Одиночные щелчки определяют позиции узлов, соединенных прямолинейными сегментами.
Чтобы создать криволинейный сегмент, нужно:
Закончить рисование можно двойным нажатием кнопки мыши или выбором другого инструмента.
Попробуйте изобразить такое сердечко, используя инструмент "Инструмент Безье" или "Перо":
Инструмент Knife Tool (Нож)
Инструментом Knife Tool (Нож) «разрезают» кривые на несколько частей. Нож применим как к незамкнутым, так и к замкнутым кривым. При этом есть возможность оставить части фигуры одним объектом при помощи переключателя на панели свойств.
Для того, чтобы разрезать объект прямой линией, следует двумя щелчками мыши определить начало и конец линии разреза. При этом следует обращать внимание на форму курсора — при наведении его на контур объекта он изменяется.
Также существует возможность разрезать объект произвольной кривой — для этого, определив начало линии разреза, кнопку мыши не отпускают, а продолжают «вырисовывать» нужную кривую.
Инструмент Free Transform Tool (Свободное преобразование)
Инструмент Free Transform Tool (Свободное преобразование) позволяет, во-первых, повернуть объект или группу объектов вокруг любой точки, которая задается щелчком мыши; во-вторых, зеркально отразить объект относительно любой задаваемой оси; в-третьих и в-четвертых - интерактивно изменять размер и скашивать объекты. Смена разновидностей инструмента производится на панели свойств инструмента.
3