СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Практические работы по химии

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный материал является сборником практических работ

Просмотр содержимого документа
«Практические работы по химии»


ПОЛУЧЕНИЕ, СОБИРАНИЕ И РАСПОЗНАВАНИЕ ГАЗОВ


ВАРИАНТ 1. ПОЛУЧЕНИЕ, СОБИРАНИЕ И РАСПОЗНАВАНИЕ ВОДОРОДА

В пробирку поместите две гранулы цинка и прилейте в нее 1-2мл соляной кислоты. Что наблюдаете? Запишите уравнение реакции.

Накройте вашу пробирку пробиркой большего диаметра, немного заходя за край меньшей пробирки. Через 1-2мин поднимите большую пробирку вверх и, не переворачивая ее, поднесите к пламени спиртовки. Что наблюдаете? Что можно сказать о чистоте собранного вами водорода? Почему водород собирали в перевернутую пробирку?


ВАРИАНТ 2. ПОЛУЧЕНИЕ, СОБИРАНИЕ И РАСПОЗНАВАНИЕ КИСЛОРОДА

В пробирку объемом 20мл прилейте 5-7мл раствора пероксида водорода. Подготовьте тлеющую лучинку (подожгите ее и, когда она загорится, взмахами руки погасите). Поднесите к пробирке с пероксидом водорода, куда предварительно насыпьте немного (на кончике шпателя) оксида марганца (IV). Что наблюдаете? Запишите уравнение реакции.


ВАРИАНТ 3. ПОЛУЧЕНИЕ, СОБИРАНИЕ И РАСПОЗНАВАНИЕ УГЛЕКИСЛОГО ГАЗА

В пробирку объемом 20мл поместите кусочек мрамора и прилейте раствор уксусной кислоты. Что наблюдаете? Через 1-2мин внесите в верхнюю часть пробирки горящую лучинку. Что наблюдаете? Запишите уравнение реакции в молекулярной и ионной формах.

В пробирку налейте 1-2мл прозрачного раствора известковой воды. Используя чистую стеклянную трубочку, осторожно продувайте через раствор выдыхаемый вами воздух. Что наблюдаете? Запишите уравнение реакции в молекулярной и ионной формах.


ВАРИАНТ 4. ПОЛУЧЕНИЕ, СОБИРАНИЕ И РАСПОЗНАВАНИЕ АММИАКА

В пробирку прилейте 1-2мл раствора хлорида аммония, а затем такой же объем раствора щелочи. Закрепите пробирку в держателе и осторожно нагрейте на пламени горелки. Что наблюдаете? Запишите уравнение реакции в молекулярной и ионной формах.

Поднесите к отверстию пробирки влажную красную лакмусовую бумажку. Что наблюдаете? Осторожно понюхайте выделяющийся газ. Что ощущаете?


ВАРИАНТ5. ПОЛУЧЕНИЕ, СОБИРАНИЕ И РАСПОЗНАВАНИЕ ЭТИЛЕНА

Соберите прибор для получения газов. Проверьте его на герметичность. В пробирку поместите несколько гранул или кусочков полиэтилена. Закройте пробкой с газоотводной трубкой и закрепите прибор в лапке штатива. Нагрейте содержимое пробирки. Что наблюдаете? Пропустите полученный газ через подкисленный раствор марганцовки. Что наблюдаете? Запишите уравнения проделанных реакций.




СВОЙСТВА МЕТАЛЛОВ И ИХ СОЕДИНЕНИЙ


ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЫХОДА ПРОДУКТА РЕАКЦИИ


ВАРИАНТ 1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЫХОДА ВОДОРОДА ПРИ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ ЦИНКА С СОЛЯНОЙ КИСЛОТОЙ

Взвесьте выданный вам образец цинка (порошок или опилки). Рассчитайте объем водорода, который может быть получен при растворении этой навески цинка в соляной кислоте (теоретически возможный объем водорода).

Соберите прибор для получения газов и проверьте его на герметичность. Поместите навеску цинка в пробирку прибора и прилейте к цинку выданный вам раствор соляной кислоты. Закройте пробирку пробкой с газоотводной трубкой с резиновым наконечником и конец газоотводной трубки быстро подведите к отверстию мерного сосуда (пробирки или цилиндра), наполненного водой и опрокинутого в кристаллизатор с водой. Подождите до полного окончания растворения цинка и прекращения выделения водорода. Не вынимая мерного сосуда из воды, установите его вертикально и по делениям на сосуде определите объем собранного водорода (практический объем водорода).

Рассчитайте выход водорода (в %) от теоретически возможного.


ВАРИАНТ 2. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЫХОДА ВОДОРОДА ПРИ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ КАЛЬЦИЯ С ВОДОЙ

Взвесьте выданный вам образец металла и вычислите массу чистого кальция, приняв долю примесей (например, оксида кальция) в образце равной 12%.

Приведите операции, аналогичные описанным, и рассчитайте выход собранного вами водорода.


СВОЙСТВА СОЕДИНЕНИЙ НЕМЕТАЛЛОВ


ПОЛУЧЕНИЕ СОЛЯНОЙ КИСЛОТЫ И ИЗУЧЕНИЕ ЕЕ СВОЙСТВ

Получение соляной кислоты

Соберите прибор.

В пробирку насыпьте 2-3г хлорида натрия и прилейте столько концентрированной серной кислоты (2:1), чтобы она смочила всю соль. Закройте пробирку пробкой с газоотводной трубкой. Конец трубки опустите в другую пробирку с водой так, чтобы он был примерно на расстоянии 0,5-1см от поверхности воды. Затем смесь в первой пробирке осторожно нагрейте в течение 5-6мин (следите, чтобы кислоту не перебросило во вторую пробирку с водой!).

1. Напишите уравнения химических реакций, протекающих между концентрированной серной кислотой и хлоридом натрия при обычных условиях и при сильном нагревании.

2. Чем вызвано появление во второй пробирке тонких опускающихся вниз струек?

3. Почему конец газоотводной трубки должен находиться на расстоянии 05,-1,0см от поверхности воды?

Изучение свойств соляной кислоты

Полученную соляную кислоту разлейте поровну в шесть пробирок. В первую пробирку опустите лакмусовую бумажку. Во вторую пробирку положите кусочек цинка или магниевые стружки, а в третью – кусочек меди. В четвертую пробирку внесите немного оксида меди (II) и нагрейте раствор. В пятую пробирку поместите немного свежеприготовленного гидроксида меди (II), в шестую – немного мела или другого карбоната.

1. Со всеми ли металлами реагирует соляная кислота? Составьте уравнения реакций, протекающих между соляной кислотой и указанными металлами.

2. Как объяснить образование в четвертой и пятой пробирках растворов синего цвета, а в шестой – выделение газа? Составьте уравнения соответствующих реакций.

3. Проведите реакции по распознаванию соляной кислоты и ее солей. Для этого в одну пробирку налейте 1-2мл разбавленной соляной кислоты, во вторую – столько же раствора хлорида натрия, а в третью – раствор хлорида кальция. Во все пробирки добавьте по нескольку капель раствора нитрата серебра. Проверьте, растворяется ли выпавший осадок в концентрированной азотной кислоте.

Напишите уравнения проведенных вами реакций и укажите, как можно отличить: а) соляную кислоту от других кислот, б) хлориды от других солей, в) растворы хлоридов от соляной кислоты.

Почему вместо раствора нитрата серебра (I) можно также использовать раствор нитрата свинца (II)?


ПОЛУЧЕНИЕ АММИАКА И ИЗУЧЕНИЕ ЕГО СВОЙСТВ

Получение аммиака

Соберите прибор.

На лист бумаги или в небольшую фарфоровую чашку (можно ступку) насыпьте хлорид аммония и гидроксид кальция объемом по одной ложечке (ложечка для сжигания веществ). Смесь перемешайте стеклянной палочкой и высыпьте в сухую пробирку. Закройте ее пробкой с газоотводной трубкой и укрепите в лапке штатива.

При укреплении прибора в лапке штатива обратите внимание на наклон пробирки относительно ее отверстия. На газоотводную трубку наденьте сухую пробирку для собирания аммиака.

Пробирку со смесью хлорида аммония и гидроксида кальция прогрейте сначала всю (2-3 движения пламени), а затем нагрейте в том месте, где находится смесь. Для обнаружения аммиака поднесите к отверстию перевернутой вверх дном пробирки влажную фенолфталеиновую бумажку. Обнаружив аммиак, поднесите к отверстию пробирки стеклянную палочку, смоченную концентрированной соляной кислотой. Что вы наблюдаете? Напишите уравнения реакции.

Прекратите нагревание смеси. Пробирку, в которой собран аммиак, осторожно снимите с газоотводной трубки, держа ее вверх дном (конец газоотводной трубки сразу же после снятия с нее пробирки с аммиаком закройте кусочком мокрой ваты).

Немедленно закройте отверстие снятой пробирки большим пальцем и опустите в сосуд с водой. Палец отнимите только под водой. Что вы наблюдаете? Почему вода поднялась в пробирке? Снова закройте пальцем отверстие пробирки под водой и выньте ее из сосуда.

1. Почему в данном случае пробирку со смесью веществ нужно укреплять в лапке штатива так, чтобы ее дно было несколько выше открытого конца? Запись уравнения реакций между хлоридом аммония и гидроксидом кальция поможет вам ответить на вопрос.

2. Почему аммиак собирают в перевернутую вверх дном пробирку? Какие еще газы можно собирать таким способом?

3. Что можно наблюдать, если вместо соляной кислоты поднести к отверстию пробирки с аммиаком палочку, смоченную концентрированной азотной кислотой? Напишите уравнение реакции.

4. Как доказать, что в водном растворе аммиака содержаться гидроксид-ионы?

Изучение свойств водного раствора аммиака

1. В пробирку налейте 2-3мл водного раствора аммиака и добавьте 2-3 капли раствора фенолфталеина. Каков цвет раствора? Нагрейте этот раствор до кипения. Как измениться окраска раствора? Чем вызвано это изменение?

2. Налейте в пробирку 2-3мл водного раствора аммиака. Добавьте 2-3 капли раствора фенолфталеина и приливайте по каплям раствор соляной кислоты до исчезновения малиновой окраски. Почему исчезла окраска? Напишите ионные уравнения реакции (полное и сокращенное).

3. В пробирку налейте 2-3мл водного раствора хлорида алюминия и добавьте еще столько же водного раствора аммиака. Что вы наблюдаете? Напишите ионные уравнения реакции (полное и сокращенное).



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!