СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 20.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Практическое занятие №3. Вирусы как неклеточная форма жизни и их значение.

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Вирусы — это неклеточныв формы жизни, различимые только под электронным микроскопом. Это внутриклеточные паразиты. За пределами клетки они не проявляют своих свойств и имеют кристаллическую форму.

Просмотр содержимого документа
«Практическое занятие №3. Вирусы как неклеточная форма жизни и их значение.»

  1. Практическое занятие №3.

Вирусы как неклеточная форма жизни и их значение.

Ход работы:

  1. Прежде, чем приступить к выполнению заданий, изучите теоретический материал:

  • Учебник Биология В.М. Константинов, стр. 35-38.


ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ И ПОНЯТИЯ

Вирус. Вирион. Сердцевина. Капсид. Капсомеры. Суперкапсид. Ретровирусы. Бактериофаг. ВИЧ.


  1. Вопросы для самоконтроля исходного уровня знаний:


  1. Что собой представляют вирусы, и к какой форме жизни их можно отнести?

  2. Вспомните, какие заболевания вызывают вирусы?

  3. Кем и когда были открыты вирусы?

  4. Какое строение имеют вирусы?

  5. Чем может быть представлен генетический аппарат вирусов?

  6. На какие 2 группы можно разделить вирусы? Приведите примеры таких вирусов.

  7. Каков принцип взаимодействия вируса и клетки?

  8. Какими свойствами обладают вирусы?

  9. Назовите механизмы передачи вирусных инфекций.

  10. Какие вирусы называют бактериофагами?

  11. Какие предположения можно сделать о происхождении вирусов?


  1. Задания.


  1. Перечислите отличия вирусов от других форм жизни.

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


  1. Вирусы – это внутриклеточные паразиты. Объясните, почему?

__________________________________________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________





  1. Зарисуйте в тетради схематичное строение простого и сложного вируса. Сделайте обозначения.

Простые Сложные


  1. Размножение вирусов принципиально отличается от размножения других организмов.

Заполните таблицу, охарактеризовав каждую стадию взаимодействия вируса и клетки.

Стадия

Характеристика

Прикрепление – адсорбция


Проникновение вируса в клетку – виропексис


«Раздевание» вируса


Биосинтез компонентов вируса


Сборка вирусов


Выход вирусов из клетки



  1. Рассмотрите и зарисуйте в тетради строение бактериофага.








А – бактериофаг до присоединения к бактериальной клетке,

Б – бактериофаг, выталкивающий ДНК в клетку






  1. Объясните, в чем особенности проникновения бактериофага в бактериальную клетку.

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


  1. Используя знания о механизмах передачи вирусных заболеваний, предложите меры профилактики их распространения?


  1. Выполните тестовое задание, выбрав один правильный вариант ответа:


1. Неклеточные формы жизни:

А )прокариоты;

Б) эукариоты;

В) цианеи;

Г) вирусы.


2. Наука, изучающая вирусы:

А) арахнология;

Б) бактериология;

В) вирусология;

Г) цитология.


3. Зрелые вирусные частицы называются:
А) вибрионы;
Б) вирионы;
В) эмбрионы;
Г) гаметы.


4. Кто является основоположником науки вирусологии:

А) Д. Ивановский;    

Б) Ф. де Эррель;

В) Л. Пастер;            

Г) М. Бейеринк.


5. Какими формами могут быть представлены РНК в составе вирусов:

А) одноцепочечные;

Б) двуцепочечные;

В) одноцепочечные и двуцепочечные;

Г) РНК не входит в состав вирусов.


6. Какой вирус был открыт самым первым:

А) вирус табачной мозаики;        

Б) вирус гриппа;

В) вирус оспы;        

Г) ВИЧ.


7. Белковая оболочка, в которую заключен геном вируса, называется:
А) капсула;

Б) капсид;

В) клеточная стенка;    

Г) вирион.


8. Вирусы могут размножаться:

А) делением;

Б) только внутри клеток;

В) в воде;

Г) с помощью митоза.


9. Синтез вирусных белков осуществляется:

А) на рибосомах клетки-хозяина;

Б) на собственных рибосомах вируса.




10. Как называются вирусы, поражающие бактерии:

А) профаги,        

Б) бактериофаги;

В) вирионы;                            

Г) нуклеотиды.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Поделитесь с друзьями
ВКонтактеОдноклассникиTwitterМой МирLiveJournalGoogle PlusЯндекс