Практическое занятие №3.
Вирусы как неклеточная форма жизни и их значение.
Ход работы:
Прежде, чем приступить к выполнению заданий, изучите теоретический материал:
ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ И ПОНЯТИЯ
Вирус. Вирион. Сердцевина. Капсид. Капсомеры. Суперкапсид. Ретровирусы. Бактериофаг. ВИЧ.
Вопросы для самоконтроля исходного уровня знаний:
Что собой представляют вирусы, и к какой форме жизни их можно отнести?
Вспомните, какие заболевания вызывают вирусы?
Кем и когда были открыты вирусы?
Какое строение имеют вирусы?
Чем может быть представлен генетический аппарат вирусов?
На какие 2 группы можно разделить вирусы? Приведите примеры таких вирусов.
Каков принцип взаимодействия вируса и клетки?
Какими свойствами обладают вирусы?
Назовите механизмы передачи вирусных инфекций.
Какие вирусы называют бактериофагами?
Какие предположения можно сделать о происхождении вирусов?
Задания.
Перечислите отличия вирусов от других форм жизни.
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Вирусы – это внутриклеточные паразиты. Объясните, почему?
__________________________________________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________
Зарисуйте в тетради схематичное строение простого и сложного вируса. Сделайте обозначения.

Простые Сложные
Размножение вирусов принципиально отличается от размножения других организмов.
Заполните таблицу, охарактеризовав каждую стадию взаимодействия вируса и клетки.
Стадия | Характеристика |
Прикрепление – адсорбция | |
Проникновение вируса в клетку – виропексис | |
«Раздевание» вируса | |
Биосинтез компонентов вируса | |
Сборка вирусов | |
Выход вирусов из клетки | |
Рассмотрите и зарисуйте в тетради строение бактериофага.

А – бактериофаг до присоединения к бактериальной клетке,
Б – бактериофаг, выталкивающий ДНК в клетку
Объясните, в чем особенности проникновения бактериофага в бактериальную клетку.
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Используя знания о механизмах передачи вирусных заболеваний, предложите меры профилактики их распространения?
Выполните тестовое задание, выбрав один правильный вариант ответа:
1. Неклеточные формы жизни: А )прокариоты; Б) эукариоты; В) цианеи; Г) вирусы. | 2. Наука, изучающая вирусы: А) арахнология; Б) бактериология; В) вирусология; Г) цитология. |
3. Зрелые вирусные частицы называются: А) вибрионы; Б) вирионы; В) эмбрионы; Г) гаметы. | 4. Кто является основоположником науки вирусологии: А) Д. Ивановский; Б) Ф. де Эррель; В) Л. Пастер; Г) М. Бейеринк. |
5. Какими формами могут быть представлены РНК в составе вирусов: А) одноцепочечные; Б) двуцепочечные; В) одноцепочечные и двуцепочечные; Г) РНК не входит в состав вирусов. | 6. Какой вирус был открыт самым первым: А) вирус табачной мозаики; Б) вирус гриппа; В) вирус оспы; Г) ВИЧ. |
7. Белковая оболочка, в которую заключен геном вируса, называется: А) капсула; Б) капсид; В) клеточная стенка; Г) вирион. | 8. Вирусы могут размножаться: А) делением; Б) только внутри клеток; В) в воде; Г) с помощью митоза. |
9. Синтез вирусных белков осуществляется: А) на рибосомах клетки-хозяина; Б) на собственных рибосомах вируса.
| 10. Как называются вирусы, поражающие бактерии: А) профаги, Б) бактериофаги; В) вирионы; Г) нуклеотиды. |