СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Практическое занятие № 7 Решение задач и упражнений по теме «Кислородсодержащие органические соединения»

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методические указания по выполнению практических занятий адресованы обучающимся очной формы обучения.

Методические указания включают в себя учебную цель, перечень образовательных результатов, заявленных во ФГОС СПО, задачи, обеспеченность занятия, краткие теоретические и учебно-методические материалы по теме, вопросы для закрепления теоретического материала, задания для практического занятия обучающихся и инструкцию по выполнению, вопросы для контроля методику анализа полученных результатов, порядок и форма контроля выполнения практического задания.

Практическое занятие № 7 Решение задач и упражнений по теме «Кислородсодержащие органические соединения»

Учебная цель: закрепить и обобщить теоретические знания о кислородсодержащих органических соединениях.

Просмотр содержимого документа
«Практическое занятие № 7 Решение задач и упражнений по теме «Кислородсодержащие органические соединения»»

5

Тема 3 «Кислородосодержащие органические соединения»

Практическое занятие № 7
Решение задач и упражнений по теме «Кислородсодержащие органические соединения»

Учебная цель: закрепить и обобщить теоретические знания о кислородсодержащих органических соединениях.

Образовательные результаты, заявленные во ФГОС третьего поколения:

Обучающийся должен знать:

- основные классы кислородсодержащих органических соединений;

- физические и химические свойства кислородсодержащих органических соединений;

- получение и применение кислородсодержащих органических соединений.

Обучающийся должен уметь:

- решать задачи с участием кислородсодержащих органический соединений.

Задачи практического занятия:

1. Закрепить теоретические знания о кислородсодержащих органических соединений.

2. Ответить на вопросы для закрепления теоретического материала.

3. Выполнить практические задачи.

4. Ответить на вопросы для контроля.

Обеспеченность занятия:

  1. Учебно-методическая литература:

  • Габриелян О.С. Химия для профессий и специальностей технического профиля: учебник / О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов.  М.: Академия, 2015.  256 с.

  1. Справочная литература:

  • Периодическая система химических элементов им. Д.И. Менделеева.

  • Таблица «Сравнительная характеристика кислородсодержащих органических веществ».

  • Важнейшие реакции спиртов и карбоновых кислот.

  1. Тетрадь для практических и контрольных работ.

  2. Калькулятор.

  3. Ручка.

Краткие теоретические и учебно-методические материалы по теме практического занятия

К кислородосодержащим соединениям относятся: спирты, альдегиды, кетоны, карбоновые кислоты, простые эфиры, сложные эфиры, углеводы.

Спирты – это производные углеводороды, содержащие одну или несколько гидроксильных групп (- ОН). По другому их называют алканолами или старое название – алкоголи. При названии спиртов к соответствующему углеводороду добавляется суффикс – ол.

Строение спирта можно выразить следующим образом: R-OH

Общая формула одноатомных предельных спиртов СnН2n+1ОН

Физические свойства спиртов объясняются их электронным строением.

С1-С10  при обычных условиях – жидкости с резким запахом.

Высшие спирты  твердые вещества, с приятным запахом.

В спиртах нет газообразных соединений, это объясняется наличием в молекулах спиртов полярной гидроксильной группы, которая приводит к образованию между их молекулами водородных связей, что приводит к образованию к ассоциации молекул, делает их как бы прилипшими друг к другу. Поэтому для спиртов характерны высокие температуры плавления и кипения.

Способы получения спиртов

1. Гидролиз галогеноалканов.

2. Гидратация алкенов (присоединение протекает по правилу Марковникова.

3. Гидрирование альдегидов и кетонов (при гидрировании альдегидов образуются первичные спирты, а при гидрировании кетонов образуются вторичные спирты.

4. Окисление алкенов СН2=СН2+(О)+Н2О→НОСН2-СН2ОН.

5. Специфические способы получения спиртов.

А) получение метанола из синтез-газа:

СО+Н2 →СН3ОН.

Б) брожение глюкозы:

С6Н12О6 → 2С2Н5ОН+2СО2

В) гидролиз жиров  способ получения глицерина.

Фенолами называют органические соединения, содержащие гидроксильную группу, непосредственно связанную с бензольным кольцом.

Простейшим из фенолов является одноатомные гидроксильное производное бензола С6Н5ОН, которое и называют обычно фенолом.

Альдегидами называются органические соединения, молекулы которых содержат функциональную группу СОН (альдегидную группу), соединенную с углеводородным радикалом.

Кетоны – органические соединения, в молекулах которых карбонильная группа соединена с двумя углеводородными радикалами.

Названия альдегидов образуют от названий соответствующих алканов с добавлением суффикса –аль. Кроме того, простейшие альдегиды сохранили исторические названия:

НСОН- метаналь, муравьиный альдегид, (формальдегид);

СН3-СОН- этаналь, уксусный альдегид ( ацетальдегид);

СН3-СН2-СОН- пропаналь, пропионовый альдегид;

СН3-СН2-СН2-СОН- бутаналь, масляной альдегид.

Способы получения альдегидов и кетонов

1. Окисление или дегидрирование

  • первичных спиртов;

  • вторичных спиртов.

2. Реакция Кучерова

  • получение ацетальдегида;

  • получение кетонов.

3.Термическое разложение Са или Ва солей карбоновых кислот.

Карбоновые кислоты  производные углеводородов, содержащих одну или несколько карбоксильных групп:

.

Получение карбоновых кислот

1. Окислением спиртов.

2. Окислением альдегидов.

3. Окислением углеводородов.

Сложные эфиры  функциональные производные карбоновых кислот, в которых атом водорода карбоксильной группы замещен на углеводородный радикал.

Углеводы – (сахара) – органические соединения, имеющие сходное строение и свойства, состав большинства которых отражает формула Cx(H2O)y, где x, y ≥ 3.

Вопросы для закрепления теоретического материала к практическому занятию

  1. Какие углеводороды относятся к классу спиртов? На какие группы они делятся?

  2. Какие органические вещества называются альдегидами? Привести общую формулу альдегидов.

Задания для практического занятия:

  1. Решить предложенные задачи.

  2. Правильно оформить их в тетрадь для практических и контрольных работ.

  3. Ответить на все вопросы для контроля.

  4. Отчитаться о выполненной работе преподавателю.

Задание 1

Вариант 1

Вариант 2

В смесь метанола и пропанола массой 25,5 г поместили избыток натрия, при этом выделился водород (н.у) объёмом 5,625 л. Каков состав исходной смеси спиртов?

В смесь этанола и бутанола-1 массой 21,3 г поместили избыток натрия, при этом выделился водород (н.у) объёмом 6,72 л. Каков состав исходной смеси спиртов?

Образец решения задания

В смесь этанола и пропанола массой 16,6 г поместили избыток натрия, при этом выделился водород (н.у) объёмом 3,36 л. Каков состав исходной смеси спиртов?

Алгоритм решения

Дано:

m (смеси) = 16,6 г.

V (Н2) = 3,36 л

Найти: состав исходной смеси.

Решение

Обозначим массу этанола х г, тогда масса пропанола (16,6 – х) г.

1. Объем водорода, выделившийся при действии натрия на этанол,

2Н5ОН + 2Na = 2С2Н5ОNa + H2

Мr (С2Н5ОН) = 24 + 6 +16 = 46 а.е.м.

М(С2Н5ОН) = 46 г/моль

Из 2  46 г. спирта образуется 22,4 л. Н2

Из х г спирта образуется а л Н2

2. Объем водорода, выделившийся при действии натрия на пропанол,

3Н7ОН + 2Na = 2С3Н7ОNa + H2

Мr (С3Н7ОН) = 36 + 8 +16 = 60 а.е.м.

М(С2Н5ОН) = 60 г/моль

Из 2  60 г. пропанола выделиться 22,4 Н2

Из (16,6 - х) г. пропанола выделится b л Н2

3. Зная, что общий объем а + b = 3,36 л, составляем уравнение с одним неизвестным:

Отсюда х = 4,6 г. Таким образом, в смеси находится 4,6 г этанола (С2Н5ОН) и 16,6 – 4,6 = 12 г пропанола (С3Н7ОН).

Ответ: в смеси находится 4,6 г этанола и 12 г пропанола.





Задание 2

Вариант 1

Вариант 2

Написать уравнение реакции, подтверждающие химические свойства уксусной кислоты

Написать уравнение реакции, подтверждающие химические свойств пропионовой кислоты.

Алгоритм решения

Для выполнения задачи необходимо воспользоваться теоретическим материалом по теме практического занятия.

Задание 3

Напишите уравнения реакций, при помощи которых можно осуществить следующие превращения:

Вариант 1

Вариант 2

СаС2  С2Н2  С2Н4  С2Н6  C2H5Cl  С2Н5ОН

С2Н2  СН3ОН  С2Н5ОН  СН3СООН  СН3СООСН3

Образец решения задания

Напишите управления реакций, при помощи которых можно осуществить следующие превращения:

СаС2  С2Н2  С2Н4  С2Н5ОН 

Решение

1) СаС2 + Н2О  С2Н2 (ацетилен)

2) С2Н2 + Н2  С2Н4 (этилен), реакция идет в присутствии модифицированного палладиевого катализатора

3) С2Н4 + Н2О  С2Н5ОН, реакция идет в присутствии ортофосфорной кислоты, нанесенной на силикагель, активированный уголь или асбест, при температуре 300C, давлении 7 Мпа.

4) С2Н5ОН + СuO  реакция идет при нагревании.

5) С2Н2 + СО + Н2 (оксосинтез, Кат: Ni, Co,
100–200 °С (Р=101 – 252,5)  105 Па)

6) С2Н4 + СО + Н2

Промышленный способ получения  оксосинтез из этилена, СО и Н2 в присутствии катализатора Со(СО)4 при температуре
190-210С и давлении 25 мПа.

Вопросы для контроля

  1. В чем сущность реакции Кучерова?

  2. Каким образом из альдегида можно получить спирт и наоборот?

  3. Какие органические вещества относятся к классу карбоновых кислот?


Форма контроля выполнения практического задания:

Выполненная работа представляется преподавателю в тетради для выполнения практических и контрольных работ по дисциплине «Химия».