В учебных программах профессиональных колледжей предусматривается как теоретическое, так и производственное образование. Задачи, методы и формы организации, содержание этого образования, имеющие свои особенности, направлены к одной цели – подготовке высококвалифицированных младших специалистов. Следовательно, теоретическое и производственное образование считается самостоятельной, но взаимосвязанной частью образовательного процесса в средних специальных учебных заведениях.
Практическое профессиональное образование в колледжах должно быть нацелено на развитие личности учащихся, т.е. обеспечение формирования у учащихся практических навыков применения на практике полученных ими теоретических знаний с учетом их личных прав, генетически-психологических возможностей, социально-экономических интересов и потребностей, а также требования производства (технологий). Раскрытие необходимой связи между содержанием практического профессионального образования в колледжах и возможностями формирования основ профессионального мастерства учащихся является основной проблемой-основой противоречий в методике данного образовательного процесса. Под термином содержания профессионального образования понимается органическое единство теоретического и практического профессионального образования, функции которых взаимосвязаны и взаимообусловлены.
Основная цель и задачи практического профессионального образования в колледжах заключаются в формировании у учащихся основы профессионального мастерства и подготовке их к будущей трудовой деятельности по выбранной ими специальности. Эта подготовка обеспечивается усвоением практических навыков и умений, необходимых для применения приобретенных теоретических знаний на практике, планирования производственных процессов, свойственных их специальности, подготовки, осуществления, контролирования и обслуживания. Ибо «младший специалист» – это профессиональная степень, специальность, которая дается выпускникам профессиональных колледжей, успешно усвоившим программы теоретического и специального практического образования.
Практическое профессиональное образование отличается от общего образования своей целью обучения, программами и отбором содержания программ. Общеобразовательный процесс и процесс теоретического профессионального образования, являясь в основном аналогичными, осуществляются использованием одинаковых дидактических принципов и методических приемов.
Практическое профессиональное образование же коренным образом отличается методами и способами обучения. Так как здесь обучение ведется в тесной связи с производством: учащиеся обучаются, занимаются производством, проявляют трудовую деятельность. Значит, своеобразие практического профессионального образования заключается в первую очередь в том, что учебный процесс осуществляется непосредственно во время трудовой деятельности самих учащихся. Следовательно, практическое профессиональное образование – это учебный процесс, направленный к формированию профессиональных знаний и навыков в результате умственной и физической деятельности учащихся. Если в процессе теоретического профессионального образования формируется система теоретического образования и навыков, то в процессе практического профессионального образования приобретаются практические навыки. Как результат этих двух взаимосвязанных процессов формируется личность младшего специалиста, имеющего конкретную специальность и навыки. Если в процессе теоретического профессионального образования в колледжах изучаются особенности теоретической деятельности, направленной к моделированию содержания и смысла профессиональной деятельности, то в процессе практического профессионального образования изучаются особенности практической деятельности, обеспечивающие применение на практике модели профессиональной деятельности. Соответственно, если основную структуру теоретического профессионального образования составляет комплекс общеобразовательных и специальных дисциплин, то основные элементы практического профессионального образования составляет комплекс последовательных, взаимообусловленных видов практической деятельности: лабораторные работы, учебная практика, производственная практика, преддипломная практика и т.д.
Для определения средств, составляющих основу содержания практического образования в профессиональных колледжах, целесообразно опираться на следующие положения:
1. Структура содержания практического образования определяется в соответствии с последовательным, поэтапным усвоением профессиональных умений и навыков, профессиональной деятельности;
2. Составные части содержания практического образования определяются структурой усваиваемой профессиональной деятельности.
В профессиональных колледжах этапы практической профессиональной подготовки в основном проходят под руководством учителей специальных дисциплин и мастеров производства. Практическая профессиональная подготовка – это процесс формирования профессиональных знаний и навыков, позволяющих вести работу в рамке конкретной профессиональной деятельности. При этом в ходе практической профессиональной подготовки охватывается содержание степени и второй профессии. Основная задача практической профессиональной подготовки заключается в подготовке учащихся – будущих младших специалистов – к непосредственной деятельности по конкретной специальности, обучении их применению своих теоретических знаний на практике, формировании профессиональных навыков. Теоретическая и практическая части профессионального образования считаются относительно самостоятельными, в то же время взаимосвязанными частями единого учебного процесса в профессиональных колледжах, ибо отведенное для осуществления этого процесса время соотносительное.
Процесс практического профессионального образования – это процесс, обучающий учащихся профессиональной деятельности, формирующий и развивающий профессиональных навыков. Поэтому управление этим процессом должно быть удобным, эффективным, гибким, творческим. Иначе говоря, данный процесс должен быть организован в определенной системе и направлен к формированию в результате умственного и физического труда учителя и ученика соответствующих профессиональных умений и навыков. Опираясь на вышеизложенные положения, мы разработали теоретическую модель системы практического профессионального образования, осуществляемого в профессиональных колледжах.
Целесообразно производить системный анализ практического профессионального образования в колледжах двумя путями:
1. системный анализ содержания практического профессионального образования.
2. системный анализ процесса практического профессионального образования.
При системном подходе к практическому профессиональному образованию с точки зрения содержания выявляются следующие его составные части:
1. Практически-лабораторные работы. Для системной организации практически-лабораторных работ необходимы планирование учебно-опытных работ, оборудование специальных учебных лабораторий, в которых должны быть выполнены учебно-опытные технологии, проведен текущий, промежуточный и итоговый контроль начальных навыков, приобретенных учащимися, и разработана и внедрена методика учебной практики, обеспечивающая методической службой эти процессы.
2. Учебная практика. Для системной организации должны быть планированы учебно-практические работы, специально оборудованы учебные мастерские, предназначенные для выполнения учебно-практических технологий и проведения текущего, промежуточного и итогового контроля первичных и промежуточных навыков и умений, приобретенных учащимися, разработана и внедрена методика учебной практики, обеспечивающая методической службой данные процессы.
3. Производственная практика (технология). Для системной организации производственной практики (технологии) должны быть планированы учебно-производственные работы, проведена специальная подготовка в опорном предприятии (организации, учреждении), в котором должны быть осуществлены учебно-производственные технологии, текущий, промежуточный и итоговый контроль начальных и промежуточных навыков и умений учащихся и разработана и внедрена методика производственной практики, обеспечивающая методической службой эти процессы.
4. Выпускная квалификационная практика. Для системной организации выпускной квалификационной практики должны быть планированы выпускные квалификационные работы (дипломные), проведена специальная подготовка в опорном предприятии (организации, учреждении) и учебных лабораториях. В них должны быть осуществлены исследовательски-проверочные технологии и текущий, промежуточный, итоговый контроль окончательных умений и навыком учащихся и разработана и внедрена методика выполнения выпускных квалификационных работ, обеспечивающая методической службой данные процессы.
Модернизация среднего профессионального образования связана с развитием личности обучающихся, их познавательных и созидательных способностей, обеспечением конкурента способности на рынке труда. Таким образом одним из важнейших условий, оказывающих влияние на всестороннюю подготовку будущего работника является организация полноценной учебно производственной деятельности студентов, направленной на всестороннее усвоение совокупности знаний, умений, навыков, а так на овладение опытом, творческом деятельности. Говоря языком федеральных государственных стандартов третьего поколения,- на формирование ключевых профессиональных компетенций выпускников.