СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Практика наставничества

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Практика наставничества»

  1. Вступительное слово:

Эпиграф: Если я хочу способствовать личностному росту других со мной, я должен расти сам.

К. Роджерс, психолог, психотерапевт.

Повышение качества современного образования связывается с решением множества задач: профессиональное развитие педагогов, обеспечение успеха каждого ученика, создание в образовательной организации материально-технических и психологопедагогических условий, предполагающих успешные взаимоотношения в коллективе и др. Одним из инструментов выстраивания профессиональных, субъектных, межличностных отношений в образовательной организации является наставничество.

Форма наставничества «Ученик – ученик».– далеко не новое понятие. Мы знаем, что начиная со скаутов, пионерской организации и заканчивая детскими общественными объединениями, в школах всегда были дети-наставники: вожатые или организаторы шефской помощи, являющиеся примером для подражания.

Причем велась эта работа не по принуждению – например, наставников для октябрят выбирали из числа лучших учеников. Это была не нагрузка, а ответственное поручение. Кандидатуры обсуждали на совете дружины, так что стать пионервожатым было не просто.

Сегодня наставничество вновь возрождается, но уже с учетом особенностей и потребностей современных детей, современной школы. Изменились и сами модели наставничества и с точки зрения практики развития образования было бы неправильно этого не замечать.

2. ФИО педагога, реализующего практику наставничества: Мокина Надежда Сергеевна, учитель физики и математики МКОУ «Ундинская СОШ».

3. Название практики: Практика наставничества в модели«Ученик – ученик».

4. Цель наставнической практики:

- разносторонняя поддержка обучающихся с особыми образовательными или социальными потребностями .

5.Задачи:

- Помощь в реализации лидерского потенциала.

- Улучшение образовательных, творческих или спортивных результатов.

- Развитие гибких навыков и метакомпетенций.

- Оказание помощи в адаптации к новым условиям среды.

- Создание комфортных условий и коммуникаций внутри образовательной организации.

-Формирование устойчивого сообщества обучающихся.

6. Нормативные документы

  • Приказ о внедрении целевой модели наставничества.

  • Приказ о назначении наставников.

  • Программы наставничества.

  • Положение о наставничестве.


7. Актуальность практики:

Актуальность модели наставничества как компонента современной системы образования Российской Федерации обосновывается тем, что универсальная модель построения отношений внутри любой образовательной организации является важной технологией интенсивного развития личности, передачи опыта и знаний, формирования навыков, компетенций, метакомпетенций и ценностей.


8. Форма наставничества «ученик – ученик» предполагает взаимодействие обучающихся одной образовательной организации, при котором один из обучающихся находится на более высокой ступени образования и обладает организаторскими и лидерскими качествами, позволяющими ему оказать весомое влияние на наставляемого, лишенное, тем не менее, строгой субординации.

Формы наставничества «Ученик – ученик».

-«Успевающий – неуспевающий» Достижение лучших образовательных результатов.

-«Лидер – пассивный» Психоэмоциональная поддержка с адаптацией в коллективе или с развитием коммуникационных, творческих, лидерских навыков.

-«Равный – равному» Обмен навыками для достижения целей.

-«Адаптированный – неадаптированный» Адаптация к новым условиям обучения.

9. Запрос наставляемого:

● повышение успеваемости и улучшение психоэмоционального фона внутри класса и школы;

● рост интереса к обучению, осознание его практической значимости, связи с реальной жизнью, что влечет за собой снижение уровня стресса или апатии;

● количественный и качественный рост успешно реализованных образовательных и творческих проектов;

● численный рост посещаемости творческих кружков, объединений, спортивных секций;

● рост вовлеченности обучающихся в жизнь школы;

● рост подготовленности обучающихся к жизни, которая ждет их после окончания обучения;

● снижение числа жалоб от родителей и педагогов, связанных с социальной незащищенностью и конфликтами внутри коллектива обучающихся.


- неудовлетворительные образовательные результаты;

-проблемы с поведением;

не принимающих участие в жизни школы, отстраненных от коллектива

Раздел 1.

10. Теоретическое обоснование представленного опыта наставничества:

Взаимодействие в системе «ученик – ученик» может выстраиваться по-разному. Это связано с возрастными особенностями, психосоциальными характеристиками школьников. Дети могут взаимодействовать формально (нейтрально), дружески или конфликтно. От специфики их общения зависит характер протекания отношений и успешность разрешения педагогических ситуации. Проблемные ситуации могут быть связаны с агрессивными действиями детей, их неуверенностью, страхами, замкнутостью. Проблемные ситуации возникают не только в связи с отношениями в коллективе и за его пределами, но и в связи с трудностями в учебной деятельности школьников, их активностью в спортивных и культурных мероприятиях.

Таким образом, дети, которым нужна поддержка в форме наставничества, могут иметь следующие проблемы:

– низкая учебная мотивация, слабо развитая волевая сфера, неудовлетворительная успеваемость, трудности при освоении тех или иных учебных дисциплин/тем/вопросов, несформированная саморегуляция;

– трудности коммуникации, замкнутость, одиночество, повышенная тревожность, агрессивность, склонность к девиантному или делинквентному поведению;

– сложности в профессиональном самоопределении, отсутствие осознанной позиции при выборе образовательной траектории, низкая информированность о способах самореализации в творческой, спортивной, интеллектуальной, социальной деятельности;

– страх самовыражения, кризис идентификации, низкий уровень ценностных ориентиров и пр.

Эти проблемы доступны для решения не только взрослыми (учителям, специалистам, родителям), но и детьми, то есть учениками. Выступая в роли наставника, школьники проявляют свои лучшие качества, активизируют скрытый потенциал, становятся увереннее и эмпатичнее. Дети, получающие поддержку от сверстников или школьников немного старше себя, чувствуют заботу, свою нужность, приобретают навыки решения проблем и совладения со сложными ситуациями в школьной и внешкольной жизни.

Решение ситуаций в системе отношений «ученик – ученик» в форме наставничества может представлять собой различный характер взаимодействия. Это может быть такое взаимодействие как «успевающий – неуспевающий», выступающее классическим вариантом поддержки школьников в достижении хороших образовательных результатов. Такое взаимодействие направлено на решение в первую очередь проблем с учебной успеваемостью детей, их учебной мотивацией, волевой саморегуляцией, изучением наиболее сложных тем школьной программы. Другое взаимодействие будет направлено на решение вопросов повышения активности школьников, содействия им в адаптации в коллективе, оказанием психоэмоциональной поддержки в сложных учебных и жизненных ситуациях. Речь в данном случае идет о взаимодействии «лидер – тихоня/ скромник». Лидер-наставник в этом случае будет ориентирован на развитие коммуникативных навыков, творческих способностей, лидерских качеств наставляемого. Еще одним вариантом взаимодействия между учениками является «равный – равному». В этом случае школьники обмениваются имеющимися знаниями, определенными навыками как бы дополняя друг друга. Например, один ученик отличается критическим мышлением, а другой – творческим; или один школьник имеет склонности к учебной деятельности, а другой – к социальной активности. В результате взаимообмена между ними сформированными навыками каждый получает недостающий элемент и организовывается взаимовыгодное сотрудничество.

Наставничество может быть индивидуальным или коллективным. Во втором случае коллектив детей (класс, отряд, группа) берет шефство над ребенком или несколькими детьми, чтобы содействовать в решении актуальных проблем. Наставничество уместно осуществлять в урочной и внеурочной деятельности, в активных и интерактивных методах: интеллектуальных играх, образовательных квестах, проектной работе, волонтерских движениях, добровольческой деятельности. Имеет смысл использовать потенциал классных часов, праздничных и спортивных мероприятий.. В любом случае наставничество в системе «ученик – ученик» должно курироваться взрослым, инициирующим активность детей.

Наставник. Активный учащийся старшей ступени, обладающий лидерскими и организаторскими качествами, нетривиальностью мышления, демонстрирующий высокие образовательные результаты, победитель школьных и региональных олимпиад и соревнований, лидер класса/параллели, принимающий активное участие в жизни школы (конкурсы, театральные постановки, общественная деятельность, внеурочная деятельность). Возможный участник всероссийских организаций или объединений с активной гражданской позицией.

Наставляемый. Социально/ценностно дезориентированный учащийся низшей по отношению к наставнику ступени, демонстрирующий неудовлетворительные образовательные результаты или проблемы с поведением, не принимающий участие в жизни школы, отстраненный от коллектива. Учащийся с особыми образовательными потребностями – например, увлеченный определенным предметом ученик, нуждающийся в профессиональной поддержке или ресурсах для обмена мнениями и реализации собственных проектов.

Особая роль наставника в процессе формирования личности состоит в том, что в основе взамодействия с наставляемым лежат принципы доверия, диалога и конструктивного  партнерства и взаимообогащения, а также непосредственная передача личностного и практического опыта от ученика к ученику..



Раздел 2.

11. Содержание практического опыта наставничества:



Этапы реализации.

Мероприия

Представление программ наставничества в

форме «Ученик – ученик».

Ученическая конференция.

Проводится отбор наставников из числа

активных учащихся школьного сообщества.

Анкетирование. Собеседование. Использование базы наставников.

Обучение наставников.

Обучение проводится куратором.

Проводится отбор учащихся, имеющих особые образовательные потребности, низкую учебную мотивацию, проблемы с адаптацией в коллективе, не включенные в школьное сообщество и желающих

добровольно принять участие в программе наставничества.

Анкетирование.

Листы опроса.

Использование базы

наставляемых.

Формирование пар, групп.

После личных встреч, обсуждения вопросов.

Наставляемый улучшает свои образовательные результаты, он интегрирован в школьное сообщество, повышена мотивация и осознанность.

Предоставление конкретных результов взаимодействия (проект,

улучшение показателей). Улучшение образовательных результатов, посещаемости.

Рефлексия реализации формы

наставничества.

Анализ эффективности реализации

программы.

Наставник получает уважаемый и заслуженный статус. Чувствует свою

причастность школьному сообществу.

Поощрение на ученической конференции.


Выявлен ряд проблем, возникших в процессе реализации программы формат «ученик-ученик» - это не достаточное количество свободного времени для обучающихся 9-11 классов, низкая мотивация отдельных наставляемых.

Поэтому более эффективно  использование краткосрочных групп.




Раздел 3.

12. Заключения и выводы:

Наставническая деятельность необходима в каждой образовательной организации, как одна из форм социально значимой деятельности обучающихся, способствующей личностному совершенствованию, приобретению новых знаний и навыков, выявлению способностей, стимулированию инициативы и творчества, формированию активной социальной позиции, опыта ответственного отношения к жизни, к себе и окружающим людям, дающая каждому возможность быть созидателем.

А также как одна из форм межличностного и межгруппового взаимодействия детей разных возрастов, систематическая и целенаправленная деятельность по передаче опыта, знаний, ценностей и традиций от старших к младшим членам общества.

Результативность практики: повышение мотивации к учебе и улучшение образовательных результатов, создание условий для осознанного выбора оптимальной образовательной траектории, формирование ценностей и активной гражданской позиции наставляемого; развитие гибких навыков, лидерских качеств, метакомпетенций; создание условий для осознанного выбора профессии и формирование потенциала для построения успешной карьеры; разносторонняя поддержка обучающегося с особыми образовательными или социальными потребностями, помощь в адаптации к новым условиям обучения.

Перспективы развития: организация совместных конкурсов и проектных работ, совместное участие в спортивных и культурных мероприятиях, способствующие развитию чувства сопричастности, интеграции в сообщество (особенно важно для задач адаптации), подготовка к мероприятиям школьного сообщества, проектное волонтерство.

Рекомендации для использования практики:

- Предлагать одаренным выступать в роли наставников, проявлять свои способности,

-  Использовать такие формы взаимодействия между наставником и наставляемыми как «равный равному», «активный-пассивный»;

- для того чтобы образовались группы «наставник-наставляемые» необходимо создавать условия-организовать коллективные дела в классе, внеклассные мероприятия, в которых дети открываются, начинают дружить и создают группы без особого «давления»;

- Прививать интерес к педагогической деятельности, находиться в постоянном саморазвитии;

- Использовать эффективные модели обратной связи в наставник-наставляемый-работа с сайтом, отзывы о работе наставника (чат, обратная связь…) для мониторинга эффективности реализации программы.;

-  Соблюдать логичность деятельности наставника, понимание им ситуации наставляемого и правильность выбора основного направления взаимодействия;

- проводить рефлексию успехов и неуспешности, с последующей коррекционной работой.

Так же как  между учителем и учеником, так и между наставниками и наставляемыми   в процессе воспитания и обучения необходимо присутствие сотворчества, взаимоуважения. Только в этом случае  наставничество в форме « ученик-ученик» приведет к успеху и взаимообогатит наставников и наставляемых.

 



 



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!