Вступительное слово:
Эпиграф: Если я хочу способствовать личностному росту других со мной, я должен расти сам.
К. Роджерс, психолог, психотерапевт.
Повышение качества современного образования связывается с решением множества задач: профессиональное развитие педагогов, обеспечение успеха каждого ученика, создание в образовательной организации материально-технических и психологопедагогических условий, предполагающих успешные взаимоотношения в коллективе и др. Одним из инструментов выстраивания профессиональных, субъектных, межличностных отношений в образовательной организации является наставничество.
Форма наставничества «Ученик – ученик».– далеко не новое понятие. Мы знаем, что начиная со скаутов, пионерской организации и заканчивая детскими общественными объединениями, в школах всегда были дети-наставники: вожатые или организаторы шефской помощи, являющиеся примером для подражания.
Причем велась эта работа не по принуждению – например, наставников для октябрят выбирали из числа лучших учеников. Это была не нагрузка, а ответственное поручение. Кандидатуры обсуждали на совете дружины, так что стать пионервожатым было не просто.
Сегодня наставничество вновь возрождается, но уже с учетом особенностей и потребностей современных детей, современной школы. Изменились и сами модели наставничества и с точки зрения практики развития образования было бы неправильно этого не замечать.
2. ФИО педагога, реализующего практику наставничества: Мокина Надежда Сергеевна, учитель физики и математики МКОУ «Ундинская СОШ».
3. Название практики: Практика наставничества в модели«Ученик – ученик».
4. Цель наставнической практики:
- разносторонняя поддержка обучающихся с особыми образовательными или социальными потребностями .
5.Задачи:
- Помощь в реализации лидерского потенциала.
- Улучшение образовательных, творческих или спортивных результатов.
- Развитие гибких навыков и метакомпетенций.
- Оказание помощи в адаптации к новым условиям среды.
- Создание комфортных условий и коммуникаций внутри образовательной организации.
-Формирование устойчивого сообщества обучающихся.
6. Нормативные документы
Приказ о внедрении целевой модели наставничества.
Приказ о назначении наставников.
Программы наставничества.
Положение о наставничестве.
7. Актуальность практики:
Актуальность модели наставничества как компонента современной системы образования Российской Федерации обосновывается тем, что универсальная модель построения отношений внутри любой образовательной организации является важной технологией интенсивного развития личности, передачи опыта и знаний, формирования навыков, компетенций, метакомпетенций и ценностей.
8. Форма наставничества «ученик – ученик» предполагает взаимодействие обучающихся одной образовательной организации, при котором один из обучающихся находится на более высокой ступени образования и обладает организаторскими и лидерскими качествами, позволяющими ему оказать весомое влияние на наставляемого, лишенное, тем не менее, строгой субординации.
Формы наставничества «Ученик – ученик».
-«Успевающий – неуспевающий» Достижение лучших образовательных результатов.
-«Лидер – пассивный» Психоэмоциональная поддержка с адаптацией в коллективе или с развитием коммуникационных, творческих, лидерских навыков.
-«Равный – равному» Обмен навыками для достижения целей.
-«Адаптированный – неадаптированный» Адаптация к новым условиям обучения.
9. Запрос наставляемого:
● повышение успеваемости и улучшение психоэмоционального фона внутри класса и школы;
● рост интереса к обучению, осознание его практической значимости, связи с реальной жизнью, что влечет за собой снижение уровня стресса или апатии;
● количественный и качественный рост успешно реализованных образовательных и творческих проектов;
● численный рост посещаемости творческих кружков, объединений, спортивных секций;
● рост вовлеченности обучающихся в жизнь школы;
● рост подготовленности обучающихся к жизни, которая ждет их после окончания обучения;
● снижение числа жалоб от родителей и педагогов, связанных с социальной незащищенностью и конфликтами внутри коллектива обучающихся.
- неудовлетворительные образовательные результаты;
-проблемы с поведением;
не принимающих участие в жизни школы, отстраненных от коллектива
Раздел 1.
10. Теоретическое обоснование представленного опыта наставничества:
Взаимодействие в системе «ученик – ученик» может выстраиваться по-разному. Это связано с возрастными особенностями, психосоциальными характеристиками школьников. Дети могут взаимодействовать формально (нейтрально), дружески или конфликтно. От специфики их общения зависит характер протекания отношений и успешность разрешения педагогических ситуации. Проблемные ситуации могут быть связаны с агрессивными действиями детей, их неуверенностью, страхами, замкнутостью. Проблемные ситуации возникают не только в связи с отношениями в коллективе и за его пределами, но и в связи с трудностями в учебной деятельности школьников, их активностью в спортивных и культурных мероприятиях.
Таким образом, дети, которым нужна поддержка в форме наставничества, могут иметь следующие проблемы:
– низкая учебная мотивация, слабо развитая волевая сфера, неудовлетворительная успеваемость, трудности при освоении тех или иных учебных дисциплин/тем/вопросов, несформированная саморегуляция;
– трудности коммуникации, замкнутость, одиночество, повышенная тревожность, агрессивность, склонность к девиантному или делинквентному поведению;
– сложности в профессиональном самоопределении, отсутствие осознанной позиции при выборе образовательной траектории, низкая информированность о способах самореализации в творческой, спортивной, интеллектуальной, социальной деятельности;
– страх самовыражения, кризис идентификации, низкий уровень ценностных ориентиров и пр.
Эти проблемы доступны для решения не только взрослыми (учителям, специалистам, родителям), но и детьми, то есть учениками. Выступая в роли наставника, школьники проявляют свои лучшие качества, активизируют скрытый потенциал, становятся увереннее и эмпатичнее. Дети, получающие поддержку от сверстников или школьников немного старше себя, чувствуют заботу, свою нужность, приобретают навыки решения проблем и совладения со сложными ситуациями в школьной и внешкольной жизни.
Решение ситуаций в системе отношений «ученик – ученик» в форме наставничества может представлять собой различный характер взаимодействия. Это может быть такое взаимодействие как «успевающий – неуспевающий», выступающее классическим вариантом поддержки школьников в достижении хороших образовательных результатов. Такое взаимодействие направлено на решение в первую очередь проблем с учебной успеваемостью детей, их учебной мотивацией, волевой саморегуляцией, изучением наиболее сложных тем школьной программы. Другое взаимодействие будет направлено на решение вопросов повышения активности школьников, содействия им в адаптации в коллективе, оказанием психоэмоциональной поддержки в сложных учебных и жизненных ситуациях. Речь в данном случае идет о взаимодействии «лидер – тихоня/ скромник». Лидер-наставник в этом случае будет ориентирован на развитие коммуникативных навыков, творческих способностей, лидерских качеств наставляемого. Еще одним вариантом взаимодействия между учениками является «равный – равному». В этом случае школьники обмениваются имеющимися знаниями, определенными навыками как бы дополняя друг друга. Например, один ученик отличается критическим мышлением, а другой – творческим; или один школьник имеет склонности к учебной деятельности, а другой – к социальной активности. В результате взаимообмена между ними сформированными навыками каждый получает недостающий элемент и организовывается взаимовыгодное сотрудничество.
Наставничество может быть индивидуальным или коллективным. Во втором случае коллектив детей (класс, отряд, группа) берет шефство над ребенком или несколькими детьми, чтобы содействовать в решении актуальных проблем. Наставничество уместно осуществлять в урочной и внеурочной деятельности, в активных и интерактивных методах: интеллектуальных играх, образовательных квестах, проектной работе, волонтерских движениях, добровольческой деятельности. Имеет смысл использовать потенциал классных часов, праздничных и спортивных мероприятий.. В любом случае наставничество в системе «ученик – ученик» должно курироваться взрослым, инициирующим активность детей.
Наставник. Активный учащийся старшей ступени, обладающий лидерскими и организаторскими качествами, нетривиальностью мышления, демонстрирующий высокие образовательные результаты, победитель школьных и региональных олимпиад и соревнований, лидер класса/параллели, принимающий активное участие в жизни школы (конкурсы, театральные постановки, общественная деятельность, внеурочная деятельность). Возможный участник всероссийских организаций или объединений с активной гражданской позицией.
Наставляемый. Социально/ценностно дезориентированный учащийся низшей по отношению к наставнику ступени, демонстрирующий неудовлетворительные образовательные результаты или проблемы с поведением, не принимающий участие в жизни школы, отстраненный от коллектива. Учащийся с особыми образовательными потребностями – например, увлеченный определенным предметом ученик, нуждающийся в профессиональной поддержке или ресурсах для обмена мнениями и реализации собственных проектов.
Особая роль наставника в процессе формирования личности состоит в том, что в основе взамодействия с наставляемым лежат принципы доверия, диалога и конструктивного партнерства и взаимообогащения, а также непосредственная передача личностного и практического опыта от ученика к ученику..
Раздел 2.
11. Содержание практического опыта наставничества:
Этапы реализации. | Мероприия |
Представление программ наставничества в форме «Ученик – ученик». | Ученическая конференция. |
Проводится отбор наставников из числа активных учащихся школьного сообщества. | Анкетирование. Собеседование. Использование базы наставников. |
Обучение наставников. | Обучение проводится куратором. |
Проводится отбор учащихся, имеющих особые образовательные потребности, низкую учебную мотивацию, проблемы с адаптацией в коллективе, не включенные в школьное сообщество и желающих добровольно принять участие в программе наставничества. | Анкетирование. Листы опроса. Использование базы наставляемых. |
Формирование пар, групп. | После личных встреч, обсуждения вопросов. |
Наставляемый улучшает свои образовательные результаты, он интегрирован в школьное сообщество, повышена мотивация и осознанность. | Предоставление конкретных результов взаимодействия (проект, улучшение показателей). Улучшение образовательных результатов, посещаемости. |
Рефлексия реализации формы наставничества. | Анализ эффективности реализации программы. |
Наставник получает уважаемый и заслуженный статус. Чувствует свою причастность школьному сообществу. | Поощрение на ученической конференции. |
Выявлен ряд проблем, возникших в процессе реализации программы формат «ученик-ученик» - это не достаточное количество свободного времени для обучающихся 9-11 классов, низкая мотивация отдельных наставляемых.
Поэтому более эффективно использование краткосрочных групп.
Раздел 3.
12. Заключения и выводы:
Наставническая деятельность необходима в каждой образовательной организации, как одна из форм социально значимой деятельности обучающихся, способствующей личностному совершенствованию, приобретению новых знаний и навыков, выявлению способностей, стимулированию инициативы и творчества, формированию активной социальной позиции, опыта ответственного отношения к жизни, к себе и окружающим людям, дающая каждому возможность быть созидателем.
А также как одна из форм межличностного и межгруппового взаимодействия детей разных возрастов, систематическая и целенаправленная деятельность по передаче опыта, знаний, ценностей и традиций от старших к младшим членам общества.
Результативность практики: повышение мотивации к учебе и улучшение образовательных результатов, создание условий для осознанного выбора оптимальной образовательной траектории, формирование ценностей и активной гражданской позиции наставляемого; развитие гибких навыков, лидерских качеств, метакомпетенций; создание условий для осознанного выбора профессии и формирование потенциала для построения успешной карьеры; разносторонняя поддержка обучающегося с особыми образовательными или социальными потребностями, помощь в адаптации к новым условиям обучения.
Перспективы развития: организация совместных конкурсов и проектных работ, совместное участие в спортивных и культурных мероприятиях, способствующие развитию чувства сопричастности, интеграции в сообщество (особенно важно для задач адаптации), подготовка к мероприятиям школьного сообщества, проектное волонтерство.
Рекомендации для использования практики:
- Предлагать одаренным выступать в роли наставников, проявлять свои способности,
- Использовать такие формы взаимодействия между наставником и наставляемыми как «равный равному», «активный-пассивный»;
- для того чтобы образовались группы «наставник-наставляемые» необходимо создавать условия-организовать коллективные дела в классе, внеклассные мероприятия, в которых дети открываются, начинают дружить и создают группы без особого «давления»;
- Прививать интерес к педагогической деятельности, находиться в постоянном саморазвитии;
- Использовать эффективные модели обратной связи в наставник-наставляемый-работа с сайтом, отзывы о работе наставника (чат, обратная связь…) для мониторинга эффективности реализации программы.;
- Соблюдать логичность деятельности наставника, понимание им ситуации наставляемого и правильность выбора основного направления взаимодействия;
- проводить рефлексию успехов и неуспешности, с последующей коррекционной работой.
Так же как между учителем и учеником, так и между наставниками и наставляемыми в процессе воспитания и обучения необходимо присутствие сотворчества, взаимоуважения. Только в этом случае наставничество в форме « ученик-ученик» приведет к успеху и взаимообогатит наставников и наставляемых.