СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Практика прохождения педагогической деятельности

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Практика 

Просмотр содержимого документа
«Практика прохождения педагогической деятельности»

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Омский государственный технический университет»

Кафедра «Экономика и организация труда»

Отчет по прохождению учебной практики

На предприятии: «Омский научно-исследовательский институт приборостроения»

Выполнил студент гр. ЗЭБ-221 Мотовилова А.С.

Омск 2023 г.

Содержание

1 Характеристика предприятия 3

2 Штатное расписание 5

3 Договорные отношения 9

4 Табель учета рабочего 12

5 Оплата труда на предприятии 12

6 Бухгалтерский баланс 13

7 Индивидуальное задание 16



Приложения 21

1 Характеристика предприятия

Акционерное общество «Омский научно-исследовательский институт приборостроения». Юридический адрес: 644071, Омская область, город Омск, ул Масленникова, д. 231

Начало деятельности в 1958 году. 1 августа 2019 года завершилась процедура реорганизации АО «ОНИИП» в форме присоединения к нему АО «ОмПО «Иртыш» и АО «ОПЗ им. Козицкого». Более шестидесяти лет Омский научно-исследовательский институт приборостроения (АО «ОНИИП») проводит исследования в области радиосвязи, ориентированные на решение широкого круга прикладных задач – от создания радиоэлектронных компонентов и устройств радиосвязи до сложнейших автоматизированных комплексов и систем связи и управления. Основные виды деятельности Научные исследования и разработки в области естественных и технических наук прочие (72.19)

Омский научно-исследовательский институт приборостроения начал свою деятельность в 1958 году. Сегодня это крупный научнопроизводственный комплекс с разветвленной структурой подразделений, заслуживший репутацию высокопрофессионального разработчика и производителя систем связи.

АО «ОНИИП» проводит исследования, ориентированные на решение широкого круга прикладных задач – от создания радиоэлектронных компонентов и устройств радиосвязи до сложнейших комплексов и систем связи и управления.

Институт не только разрабатывает и выпускает изделия, но и полностью обслуживает их на всех последующих этапах жизненного цикла. Используя в своей деятельности новейшие научные, конструкторские и производственные достижения, он успешно разрабатывает аппаратуру и комплексы связи, выполняет монтажные и пусконаладочные работы на объектах заказчика, участвует в модернизации существующих и создании новых радиоцентров. Характеристика предприятия представлена в таблице 1.

Таблица 1 – Характеристика предприятия по классификационным признакам

Признак классификации

Вид предприятия

По виду деятельности

Производственное

По форме собственности

Федеральная собственность

По организационно- правовой форме

Добровольных объединений государственных предприятий

По отраслевой принадлежности

Приборостроение

По размеру

Крупное

Коллектив АО «ОНИИП» на высоком профессиональном уровне разрабатывает антенно-фидерные устройства различных диапазонов, радиоприемные и радиопередающие устройства нового поколения, устройства обработки сигналов. Большая часть создаваемой продукции представляет собой сложные аппаратно-программные комплексы с уникальным программным обеспечением. Применение технологии программно-определяемого радио (SDR) обеспечивает практически неограниченный модернизационный ресурс изделий и комплексов связи в процессе их эксплуатации.

Осуществляя самостоятельно и совместно с партнерами перспективные исследования и разработки в области спутниковых систем связи, фотонных технологий, сетевых технологий беспроводной связи и кибербезопасности, институт закладывает фундамент будущих направлений своего развития.

В связи с секретностью предприятия работники обязуется в течение срока действия трудового договора и в течение трех лет после его расторжения не разглашать охраняемую законом государственную и коммерческую тайну работодателя, ставшую ему известной в связи с исполнением им трудовых обязанностей. Поэтому в отчете я использую созданные мною образцы необходимых документов.

2 Штатное расписание

Штатное расписание  учётный документ с информацией о структуре компании, численности работников, их должностях, квалификации, окладах и надбавках.

Запросить штатное расписание во время проверки могут налоговая или трудовая инспекции, Пенсионный фонд или Фонд соцстрахования. Например, чтобы сопоставить реальные зарплаты сотрудников с указанными на бумаге.

Штатное расписание в АО «ОНИИП» необходимо для:

  • Визуализации структуры компании, количества работников в каждом отделе и подсчёта зарплат.

  • Анализа эффективности компании, её подразделений и кадров.  Напоминания о вакансиях. В штатном расписании прописываются незанятые должности.

  • Защиты в судебных спорах по вопросам сокращений. С помощью штатного расписания можно доказать, что руководитель не мог предложить сотруднику другую должность.

На предприятии АО «ОНИИП» не вносят в штатное расписание подрядчиков, работающих по договорам гражданско-правового характера.

Штатное расписание АО «ОНИИП» составляется по форме № Т-3. В нём указаны:

  • Название организации и код по ОКПО  общероссийскому

классификатору предприятий и организаций.

  • Дата, с которой документ начинает действовать.

  • Номер и дата приказа, которым утверждается «штатка».

  • Количество сотрудников на каждой должности.

Самая объёмная и важная часть документа — 10 граф с данными компании:

  1. Название структурного подразделения.

  2. Код каждого подразделения.

  3. Должность.

  4. Количество штатных единиц.

  5. Тарифная ставка.

  6. Надбавки.

  7. Надбавки.

  8. Надбавки.

  9. Полная сумма выплаты в месяц.

  10. Примечания.

Составлением расписания в АО «ОНИИП» занимается бухгалтер, потому что он знает всё о подразделениях, деньгах и сотрудниках компании, эта обязанность зафиксирована в должностной инструкции.

Чтобы штатное расписание вступило в силу, его утверждают в таком порядке:

  • Готовое расписание подписывают главбух и руководитель кадровой службы.

  • Выпускают приказ об утверждении расписания, который подписывает руководитель или уполномоченный сотрудник.

Штатное расписание не имеет срока действия. В таблицах 2, 3, 4 отражены данные о смене персонала, а также приведена статистика о категориях рабочего персонала.

Таблица 2 – Движение персонала

Показатели

2021 г.

2022 г.

Принято, чел.

512

425

Выбыло, чел., в т. ч.:

400

300

по собственному желанию

300

250

за нарушение трудовой дисциплины

20

1

коэф. общ. обор. =

Ср. по списку

Кол. прин. – количество принятых

Кол. увол. – количество уволившихся

Ср. по списку – среднее число работников за данный период времени

2021 г. коэф. общ. обор. = = 0,33

2022г. коэф. общ. обор. = =0,24

  1. Коэффициент приема кадров

Кол. прин.

коэф. Пр. К. = ∙ 100

Ср. по списку

2021г. коэф. Пр. К. = ∙ 100 =18,61

2022г. коэф. Пр. К. = ∙ 100=14,07

  1. Коэффициент выбытия кадров

Кол. увол.

коэф. уб. К. = ∙ 100 Ср. по списку

2021 г. коэф. уб. К. = ∙ 100=14,54

2022г. коэф. уб. К. = ∙ 100=9,93

  1. Коэффициент постоянства кадров

ЧР

коэф. пост. К. =

Ср. по списку

2021г. коэф. пост. К. = ∙ 100=67

2022г. коэф. пост. К. = ∙ 100=76

ЧР- численность работников проработавших в течение всего года

4) Коэффициент текучести кадров

Кол. увол.

коэф. тек. К. = ∙ 100 Ср. по списку

    1. г. коэф. тек. К. = ∙ 100=14,54

    2. г. коэф. тек. К. = ∙ 100=9,93

Таблица 4 – Структура кадров по категориям персонала, чел.

По составленным данным видно, что процент уволившихся за данные периоды времени меньше, чем процент принятых на работу. Предприятие увеличивает число рабочих мест, в связи с этим штат компании увеличивается с каждым годом. Образец штатного расписания в приложении А.

3 Договорные отношения

Для оформления на работу в АО «ОНИИП» необходимо предоставить в отдел кадров за 1 неделю до начала трудовой деятельности следующие оригиналы документов:

  • паспорт (+ копия);

  • трудовую книжку и (или) сведения о трудовой деятельности, за исключением случаев, если трудовой договор заключается впервые;

  • документы воинского учета - для военнообязанных и лиц, подлежащих призыву на военную службу;

  • документ об образовании и (или) о квалификации или наличии специальных знаний - при поступлении на работу, требующую специальных знаний или специальной подготовки;

  • медицинскую справку по форме 086/у;

  • свидетельство о постановке на учёт в налоговом органе (ИНН) (+ копия);

  • страховое свидетельство пенсионного фонда (+ копия);

  • 3 фотографии (чёрно-белая, 3х4)

Трудовой договор  это соглашение между работодателем

и работником, по которому работодатель обеспечивает работника работой и платит за нее зарплату. Взамен работник обязуется добросовестно трудиться и соблюдать правила трудового распорядка, работать лично и не перекладывать свои обязанности на других людей.

Трудовой договор нужен, чтобы в отношениях между работником и работодателем была стабильность и защищенность. Работодатель может быть уверен, что, пока действует договор, на его предприятии будет кому работать. Причем у этого человека есть образование, квалификация и умения, которые нужны для работы.

Работник может быть уверен, что он будет стабильно получать оговоренную зарплату, работать и отдыхать в соответствии с трудовым кодексом, что работодатель будет удерживать с него НДФЛ и отчислять страховые взносы, чтобы потом работник смог получить пенсию, пособие по безработице или налоговый вычет.

В трудовом договоре между работодателем АО «ОНИИП» и работником указываются:

  • фамилия, имя, отчество работника и наименование работодателя (фамилия, имя, отчество работодателя - физического лица), заключивших трудовой договор;

  • сведения о документах, удостоверяющих личность работника и работодателя; идентификационный номер налогоплательщика (для работодателя);

  • сведения о представителе работодателя, подписавшем трудовой договор, и основание, в силу которого он наделен соответствующими полномочиями;

  • место и дата заключения трудового договора.

В основной части перечисляются обязательные и дополнительные условия трудового договора. Обязательные условия трудового договора: место работы, трудовая функция, дата начала работы, оплата, условия труда, режим работы и отдыха, характер работы, гарантии и компенсации.

В трудовом договоре предусматриваются дополнительные условия, не ухудшающие положение работника по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, в частности:

  • об уточнении места работы (с указанием структурного

подразделения и его местонахождения) и (или) о рабочем месте;

  • о неразглашении охраняемой законом государственной тайны;

  • об обязанности работника отработать после обучения не менее установленного договором срока, если обучение проводилось за счет средств работодателя;

  • о видах и об условиях дополнительного страхования работника;

  • об уточнении применительно к условиям работы данного работника прав и обязанностей работника и работодателя, установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Гражданско-правовой договор.

ГПХ (договор гражданско-правового характера)  соглашение между заказчиком и специалистом, в котором указываются взаимные права и обязанности сторон. Это могут быть: срок выполнения заказа, сумма вознаграждения, порядок выплаты, критерии оценки результата. Чтобы документ сохранял за собой юридическую силу, письменно фиксируется ответственность каждой стороны в случае нарушения условий.

На основании ГПХ компания может привлечь к работе внешних специалистов, но при этом не оформлять их в штат.

В АО «ОНИИП» были договоры ГПХ такие как;

  • Подряда, заключались во время проведения ремонтных работ.

  • Перевозки. Для транспортировки готовой продукции.

Отличия ГПХ от трудового договора

Важное отличие ГПХ от трудового договора  в законодательном регулировании. Если первый контролируется Гражданским кодексом РФ, то

второй  Трудовым. Это сказывается на правах и обязанностях сторон.

Трудовой договор заключается между заказчиком и работником. Стороны договариваются об обязательствах, расписании труда и отдыха, заработной плате. Штатный сотрудник получает гарантии в виде оплаты больничного, отпускного листа, а также выплат в случае увольнения.

В случае с ГПХ соглашение заключается между заказчиком и исполнителем. Предметом договора считается продукт или услуга. Специалист не входит в штат, работает в удобное ему время, вместо фиксированной оплаты получает гонорар. Заказчик перечисляет только налоговые и страховые взносы. Образец трудового договора в приложении Б.

4 Табель учета рабочего времени

Табель учёта рабочего времени предназначен для внесения сведений о фактически отработанном сотрудниками организаций времени. Надо сказать, что бланк табельного учета не является строго обязательным – в принципе, он может быть произвольным, то есть каждое предприятие вольно применять собственный табельный бланк при возникновении такой необходимости. Однако форма разработана и рекомендована к применению Госкомстатом РФ и является предпочтительной.

Табель учета рабочего времени АО «ОНИИП» – это документ, предназначенный для:

  • учета времени, фактически отработанного и/или не отработанного каждым конкретным работником;

  • контроля за соблюдением сотрудниками установленного в компании режима рабочего времени;

  • для составления статистической отчетности по труду.

На предприятии табель ведет табельщик. Табель учета рабочего времени ведется ежедневно, поскольку работодатель обязан вести учет времени, фактически отработанного каждым работником. Табель учета рабочего времени применяется для учета использования каждым сотрудником рабочего времени, служит основанием для начисления зарплаты и других выплат работникам, а также для иных целей. Табель предусматривает учет рабочего времени за месяц.

Заполненный табель учета рабочего времени составляется в одном экземпляре уполномоченным лицом, подписывается руководителем структурного подразделения, работником кадровой службы и передается в бухгалтерию.

В АО «ОНИИП» используют форму Т-13 которая называется «Табель учета рабочего времени», применяется только для учета рабочего времени.

Для отражения ежедневных затрат рабочего времени за месяц на каждого работника в Т-13 отведена графа 4: четыре строки – по две на каждую половину месяца. В верхней строке проставляются коды, а в нижней строке записывается продолжительность отработанного/неотработанного времени по соответствующим кодам затрат рабочего времени на каждую дату.

Должностные лица которые могут использовать информацию табеля учета рабочего времени и с какой целью:

  • бухгалтер  на основе табеля учета рабочего времени осуществляется расчет всех выплат, предназначенных работникам: заработная плата, отпускные, командировочные и др.

  • Сотрудник фонда социального страхования  отработанное время интересует сотрудников фонда социального страхования в связи с подтверждением правильности расчета социальных пособий (например, пособия по уходу за ребенком). Образец табеля в Приложение В.

5 Оплата труда на предприятии

Заработная плата  денежное вознаграждение, которое работодатель выплачивает штатному сотруднику за труд. Сумма зависит от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий работы.

В АО «ОНИИП» применяется тарифная система организации оплаты труда работников.

Тарифные системы оплаты труда — это системы оплаты труда, основанные на тарифной системе дифференциации заработной платы работников различных категорий.

Такая система оплаты труда включает в себя:

  • тарифные ставки,

  • оклады (должностные оклады),

  • тарифную сетку,

  • тарифные коэффициенты.

Под тарифной сеткой понимается совокупность тарифных разрядов работ (профессий, должностей), определенных в зависимости от сложности работ и требований к квалификации работников с помощью тарифных коэффициентов. Тарифный разряд  это величина, отражающая сложность труда и уровень квалификации работника. Квалификационный разряд  это

величина, отражающая уровень профессиональной подготовки работника.

Основными формами тарифной системы оплаты труда являются повременная и сдельная.

Отличие между повременной и сдельной оплатой труда в том, что при повременной оплате труда оплата зависит от количества отработанного времени, а при сдельной – от количества:  произведенных единиц продукции,  выполненных операций.

Соотношение оплаты труда см. в таблице 6.

На рассматриваемом предприятии для специалистов и служащих применяется повременно-премиальная система оплаты труда (оклад + премиальная часть), для рабочего персонала применена сдельная форма оплаты труда.

Таблица 6 – Соотношение оплаты труда на предприятии – базе практики и среднемесячной номинальной заработной платы работников других предприятий данного вида экономической деятельности

соотн = =1,005 %

При простой повременной форме оплаты труда заработная плата выплачивается за определенное количество отработанного времени и не зависит от количества выполненных операций.

Расчет осуществляется исходя из тарифной ставки или оклада и количество отработанного времени.

Сумма заработной платы определяется как произведение тарифной ставки (должностного оклада) на величину фактически отработанного времени.

В случае, если месяц отработан сотрудником не полностью, то заработная плата будет начислена сотруднику только за фактически отработанное время.

При повременно-премиальной форме оплаты труда при расчете зарплаты учитывается не только отработанное время, но и количество/качество работы, исходя из которых сотруднику начисляется премия.

Размер премии может устанавливаться в процентах от оклада (тарифной ставки) сотрудника.

Заработная плата сотрудникам при применении сдельной оплаты труда рассчитывается исходя из конечных результатов их работы (с учетом количества и качества произведенной продукции, выполненных работ).

Размер заработной платы определяется на основании сдельных расценок, предусмотренных за выполнение каждой единицы продукции, операции

6 Бухгалтерский баланс

Бухгалтерский баланс  это форма финансовой отчетности, которая

отражает имущественное положение организации.

Баланс бывает годовой и промежуточный. Годовой составляют

на 31 декабря отчетного года, промежуточный  на конец квартала, месяца

или любую дату.

В налоговую сдают годовой баланс. Промежуточный составляют в управленческих целях, для выплаты дивидендов, подготовки к совету директоров, представления банку или инвестору.

Баланс разделен на две части: актив и пассив. Внутри частей находятся разделы со сквозной нумерацией римскими числами  два в активе и три

в пассиве.

Внутри разделов  статьи. Каждая статья  это отдельный вид активов

или пассивов.

Статьи в активе располагают по степени возрастания ликвидности. То есть чем ниже статья, тем быстрее можно продать этот актив или потратить его иным образом. В пассиве, за исключением раздела III, статьи располагают по срочности погашения.

Каждой статье в балансе соответствует сумма  это оценка актива или пассива. Итог по разделу складывается из сумм по статьям. Итоги по активу и пассиву  из сумм по разделам. Эти итоги  валюта баланса  равны между

собой. Внешние и внутренние должностные лица могут использовать информацию бухгалтерского баланса.

К таким пользователям относятся, прежде всего:

  1. собственники организации;

  2. финансово-экономическая служба предприятия;

  3. ИФНС;

  4. органы госстатистики;

  5. банки, в которых предприятие получает кредиты;

  6. инвесторы;

  7. спонсоры;

  8. контрагенты, с которыми осуществляется текущее взаимодействие;

  9. администрации регионов деятельности предприятия.

Образец бухгалтерского баланса в приложении Г.

7 Индивидуальное задание

Вариант 10

Цели применения табеля учета рабочего времени на предприятии, его основные составляющие и порядок составления.

Оформляется табель учета рабочего времени в одном экземпляре уполномоченным на это лицом в АО «ОНИИП» этим занимается табельщик.

По общему правилу табель подписывается лицом, ответственным за его ведение, руководителем структурного подразделения, работником кадровой службы. После подписания табель передается в бухгалтерию.

Некоторые отметки в табеле ставятся при наличии подтверждающих документов. Например, отметка о причинах неявки на работу может быть поставлена при наличии листка нетрудоспособности, отметка о работе за пределами нормальной продолжительности рабочего времени – при наличии письменного согласия работника на сверхурочную работу в случаях, установленных законодательством, и т.д.

Время в табеле рабочего времени отражается в часах, минутах.

Затраты рабочего времени фиксируются в табеле или методом сплошной регистрации явок/неявок на работу, или путем регистрации только отклонений (к примеру, опозданий, сверхурочных часов и т.д.).

При отражении в табеле неявок на работу, учитываемых в днях (отпуск, дни болезни, командировки и т.д.), в верхней строке в соответствующих графах проставляются только коды, а нижние строки этих граф заполнять не нужно

Табель учета рабочего времени нужен для того, например, чтобы рассчитать сотруднику зарплату. Еще его используют в контрольных целях. То есть каждый прогул сотрудника фиксируют в табеле и в случае споров предъявляют в суде. Табель используют чтобы:

  • объективно отражать степень занятости персонала;

  • регистрировать опоздания, отгулы и прогулы и таким образом реагировать на нарушения и чутко контролировать процесс производства;

  • получать точную статистику и на ее основании осуществлять аналитику.

Табель учета рабочего времени представляет собой список персонала с пометками о явках и неявках каждого из них, количестве отработанных часов и выходных днях. В АО «ОНИИП» используют форму Т-13.

Основные составляющие и порядок составления:

1. Наименование организации и ее структурной единицы

В самом верху следует указать название компании и то ее подразделение, специалист которого создавал документ, допустим, производственный цех или отдел маркетинга.

  1. Ввод кода по ОКПО

Под данной аббревиатурой скрывается информация из

Общероссийского классификатора компаний всех ОПФ, хранящаяся в базе Росстата. Внимание, вписывать ее необходимо строго в специальную шапку в правом верхнем углу как:

  1. Внесение номера и даты

Решая, как оформить табель учета рабочего времени, непременно учитывайте следующий момент: № ему присваивается строго по соблюдаемому на предприятии порядку, по состоянию на последний день текущего месяца, что обязательно и письменно отражается в предназначенных для этого полях.

  1. Выбор отчетного периода

Обычно это промежуток между началом и концом периода отчета (рассматриваемый нами документ является регулярным).

  1. Ввод данных о сотруднике

Каждому вносимому в документ человеку присваивается отдельная строка. Он также получает индивидуальный номер, который впоследствии проходит через всю внутреннюю документацию, сохраняется в течение срока службы и не передается кому-то еще вплоть до увольнения (и даже в течение определенного срока после него).

  1. Ввод данных о сотруднике

Каждому вносимому в документ человеку присваивается отдельная строка. Он также получает индивидуальный номер, который впоследствии проходит через всю внутреннюю документацию, сохраняется в течение срока службы и не передается кому-то еще вплоть до увольнения (и даже в течение определенного срока после него).

  1. Вычисление конечного количества дней/часов

Наиболее верная и точная калькуляция осуществляется в 2 этапа:

  • сначала в пятой графе – за каждые полмесяца;  после – в шестой, итог за отчетный период.

8. Внесение сведений, позволяющих определить суммы выплат

Заполнить табель учета рабочего времени работников следует строго подходящими для этого кодами – они устанавливают тип и размер денежной компенсации, предусмотренной за тот или иной объем решенных задач. Существует целый список данных идентификаторов – он есть в открытом доступе, это справочная информация.  2000 – трудозатраты;

  • 2012 – отпускные.

  1. Сведения о поводах и продолжительности неявок

Информацию об этом следует внести в 10-12й столбцы – причем обязательно буквенным сокращением, объясняющим причину, и цифрой, говорящей о сроке пропуска, в днях или часах.

  1. Подписи каждого ответственного лица

Необходимо проставить их в конце календарного месяца.