СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Практика внедрения интерактивного ресурса "1С: Конструктор интерактивных карт"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной статье рассмотрена организация работы педагогов в интерактивной среде «1С: Конструктор интерактивных карт. Окружающий мир для 1-4 классов» с применением активных приёмов формирования коммуникативных метапредметных умений как способности в связной логически целесообразной форме речи передать результаты изучения объектов окружающего мира; владение рассуждением, описанием повествованием (Кубик Б. Блума, «шесть шляп» Эдварда де Боно). Выявлена и обоснована необходимость комплексного применения интерактивной среды «1С: Конструктор интерактивных карт. Окружающий мир для 1-4 классов» и выбранных приёмов педагогической техники. На основе опыта работы в интерактивной среде приводятся примеры интегрированных исследовательских проектов.

Просмотр содержимого документа
«Практика внедрения интерактивного ресурса "1С: Конструктор интерактивных карт"»

Практика внедрения интерактивного ресурса «1С: Конструктор интерактивных карт. Окружающий мир для 1-4 классов» в рамках работы инновационной площадки «Создание информационно-технологической среды как фактора проектно-исследовательской деятельности учащихся в условиях реализации ФГОС»

Современную школу трудно представить без информационных компьютерных технологий и средств обучения. Однако для получения качественно нового и эффективного результата от их использования необходимо обеспечить образовательные учреждения специализированными программными решениями, которые помогут педагогам реализовать высокие стандарты современной педагогики, ориентированные на активное и продуктивное применение ИКТ, которые будут способствовать повышению уровня и качества образования. Кроме того, залогом эффективного внедрения информационных технологий и средств обучения является методическая поддержка педагогов по их использованию.

На основании Распоряжения «Об организации работы окружных инновационных площадок в Юго-Восточном административном округе в 2013 году» началась апробация проекта окружной инновационной площадки «Создание информационно-технологической среды как фактора проектно-исследовательской деятельности учащихся в условиях реализации ФГОС» школы I ступени в ГБОУ ЦО «Школа здоровья» №1858. Деятельность окружной инновационной площадки направлена на разработку форм освоения новых образцов образовательной практики.

Совместными усилиями педагогов проектной группы были выделены ключевые информационно-технологические компетенции для дальнейшего их мониторинга у учащихся 1-4 классов по материалам пакета контрольно-измерительных материалов по учебным предметам  для проведения входного текущего, промежуточного и итогового контроля формирования ИКТ-компетентностей обучающихся в начальной школе. Мониторинг проектно – исследовательской заинтересованности учащихся 4 классов показал явную направленность на интерес в предметных областях «окружающий мир» и «информатика». Анализ реализуемых программ окружающего мира по системам «Школа 2100…» и «Школа XXI века» показал, что заявленные в программах предметные результаты обучения нацелены на решение, прежде всего, образовательных задач:

  • осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о разных его сторонах и объектах;

  • обнаружение и установление элементарных связей и зависимостей в природе и обществе;

  • овладение наиболее существенными методами изучения окружающего мира (наблюдения, опыт, эксперимент, измерение);

  • использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности;

  • расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно.

Достичь данных результатов, используя предметный ресурс курса «Окружающий мир» для учащихся 4-х классов невозможно без постоянного погружения в ранее изученный материал. Практическим этапом достижения метапредметных результатов стала разработка электронных информационно-коммуникационных учебных курсов, поддерживающих проектно-исследовательскую деятельность учащихся. Один из разработанных интегрированных курсов (окружающий мир, информатика, математика) «Формирование проектно-исследовательской деятельности младших школьников «Хочу всё знать» в условиях информационно-технологической среды школы» направлен на работу в интерактивной среде «1С: Конструктор интерактивных карт. Окружающий мир для 1-4 классов» с применением различных приемов педагогической техники (Кубик Б. Блума, «шесть шляп» Эдварда де Боно). Приоритетность выбранных приемов педагогической техники объясняются тем, что учащимся не только нужно в процессе учебной деятельности создавать проекты на этапе решения поставленной проблемы урока, но и формулировать, объяснять свой выбор.

Среди метапредметных результатов особое место занимают познавательные, регулятивные и коммуникативные действия:

  • познавательные как способность применять для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.);

  • регулятивные как владение способами организации, планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимание специфики каждой;

  • коммуникативные как способности в связной логически целесообразной форме речи передать результаты изучения объектов окружающего мира; владение рассуждением, описанием повествованием.

Особое место среди метапредметных универсальных действий занимают способы получения, анализа и обработки информации (обобщение, классификация, сериация, чтение и др.), методы представления полученной информации (моделирование, конструирование, рассуждение, описание и др.).

Выделение линий развития выпускников 4-х классов и наличие интерактивной среды «1С: Конструктор интерактивных карт. Окружающий мир для 1-4 классов» позволяют учащимся, работая с текстовым информационным массивом учебника, преобразовывать её в интерактивном режиме. Ресурс учебника не дает возможности возвращения к ранее изученным темам 1-3 классов, а линии развития предполагают применение ранее изученного.

1-я линия развития – уметь объяснять мир:

  • называть основные свойства воздуха как газа, воды как жидкости и полезных ископаемых как твёрдых тел;

  • объяснять, как человек использует свойства воздуха, воды, важнейших полезных ископаемых;

  • находить противоречия между природой и хозяйством человека, предлагать способы их устранения;

  • отличать друг от друга разные эпохи (времена) в истории человечества;

  • объяснять различия между людьми современного человечества: отличать граждан разных государств; национальность человека от его расы; верующих разных религий и атеистов.

Работа с интерактивными картами (физической и политической) помогает учащимся построить свое интерактивное предметное высказывание, а активные приёмы педагогической техники позволяют включиться в обсуждение, проектировать и высказывать вопросы и собственные суждения по данным линиям.

2-я линия развития – уметь определять своё отношение к миру:

  • оценивать, что полезно для здоровья, а что вредно;

  • доказывать необходимость бережного отношения к живым организмам;

  • объяснять, какие интересы объединяют тебя с твоими родственниками, друзьями, земляками, гражданами твоей страны, что объединяет всех людей на Земле в одно человечество.

Данная линия развития позволяет простроить творческие проекты в среде «1С: Конструктор интерактивных карт. Окружающий мир для 1-4 классов». Например, исследование воды позволило путешествующим учащимся оценить полезность воды из разных источников России и зарубежных стран. Наличие приборов, компьютера и зафиксированного эксперимента электролиза проб воды, учащиеся смогли создать, хоть и неполную, интерактивную картину экологии водоемов (водозаборов). С помощью приема Кубик Б. Блума учащиеся смогли ответить и вспомнить всё, что они знают о данном ресурсе (вода), причинах различия чистоты водоемов (водозаборов), изобразить факторы, влияющие на загрязнение, и предложить собственные проекты очистки воды.

При использовании интерактивных методов роль учителя резко меняется, перестаёт быть центральной, он лишь регулирует  процесс и занимается его общей организацией, готовит заранее необходимые задания и формулирует вопросы или темы для обсуждения в группах, даёт консультации, контролирует время и порядок выполнения намеченного плана.

Литература
  1. Кубик Блума как прием педагогической техники: электронная статья http://didaktor.ru/kubik-bluma-kak-priyom-pedagogicheskoj-texniki/

  2. Пояснительная записка к заявке инновационного проекта «Создание информационно-технологической среды как фактора проектно-исследовательской деятельности учащихся в условиях реализации ФГОС» http://www.co1858.ru/files/Documents/Nachalnaya/poyasnitelnaya_zapiska_k_zayavke.pdf

  3. Техника интерактивного обучения: электронная статья http://didaktor.ru/texnika-interaktivnogo-obucheniya/

  4. Технологический прием ШЕСТЬ ШЛЯП: электронная статья http://didaktor.ru/texnologicheskij-priyom-shest-shlyap/